КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды искусства
Архитектура – (лат. arhitektura, от греч. archi – главный и tektos – строить, возводить), зодчество (зье – русск. глина, возводить) – строительное искусство. Три вида архитектуры: 1. Объемные сооружения – культовые (церкви, храмы), общественные (школы, театры, стадионы, магазины), промышленные (заводы, фабрики) и другие здания. 2. Ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков. 3. Градостроительство – создание новых городов и реконструирование старых. Скульптура (лат. sculptura, от sculpo – вырезать, высекать, ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемно-пространственные изображения. К скульптуре относятся произведения изобразительного искусства, созданные посредством высекания, вырезания, лепки, литья и чеканки. Материалы: пластилин, глина, воск, дерево, гипс, камень (гранит, мрамор, известняк и т. д.), металл (бронза, чугун, железо, нержавеющая сталь). По назначению скульптура бывает: – монументальная (памятники, мемориальные ансамбли); – станковая (музейная: статуи, портреты, жанровые сценки); – монументально-декоративная (декоративная скульптура в садах и парках, рельефы и статуи); – скульптура малых форм. По жанрам скульптура разделяется на: - портрет; - жанровую (бытовую – воспроизведение различных бытовых сцен); - анималистическую (изображение животных); - историческую (портреты исторических лиц и исторические сцены) Виды скульптуры: Круглая, свободно размещающаяся в реальном пространстве: – голова; бюст; скульптурная группа. Рельеф (в переводе с французского – приподнимать) – вид искусства, в котором объемные изображения располагаются на плоскости – вид скульптуры, рассчитанный в основном на фронтальное восприятие. Контррельеф – углубленный рельеф, применяемый для печатных изображений или рассматривания на просвет. Рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой формы применялся в Древнем Египте. Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение (фигура, предмет, орнамент) выступает над плоскостью менее чем на половину своего объема. Горельеф (фр. hout-relief – высокий рельеф) – разновидность рельефа, в котором изображения (фигуры, предметы) выступают над плоскостью более чем на половину своего объема, а отдельные части могут полностью отходить от плоскости. Живопись – один из основных видов изобразительного искусства, произведения которого (картины, фрески, росписи и др.) отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей. Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись-искусство цвета. Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.) нанесенными на какую-либо поверхность, называется живописью. Темпера – растительная краска, растертая на яичном желтке, использовалась еще в Древнем Египте (сейчас поливинилацетатная, синтетическая, казеиново-масляная). Темпера разводится водой и после высыхания не смывается. Масляные краски стали использоваться с эпохи Возрождения в XVI веке. Гуашь – непрозрачные, матовые краски, плотные, разводимые водой, в состав каждой гуашевой краски входят белила, появились в средние века. Акварель – краски на растительном клее, разводятся водой. Появились в XVI веке. Станковая живопись – картины, написанные на холсте, бумаге, картоне, установленных на станке-мольберте. Монументальная живопись – большие картины на внутренних и наружных станах зданий (стены, потолки, колонны, столпы, опоры и т. д.), фрески, панно, роспись, мозаика. Следует отметить и такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декоративная. Мозаика (от лат. musiqum, буквально – посвященное музам) – один из видом монументального искусства. Изображения и орнаменты в мозаике составляются из кусочков различных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. Графика (от греч. grapho – пишу, рисую) – изображение на плоскости при помощи линий, штриха, контура, пятна и тона. Графику называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета. К графике относятся и многоцветные произведения, выполненные на бумаге: цветные гравюры, рисунки цветными карандашами, сангиной пастелью, акварелью. Графика включает в себя рисунок и различные виды печатной графики (гравюра на дереве (ксилография), на металле (офорт), линогравюра – на линолеуме, литография на камне). По назначению графика делится на следующие виды: – станковая – собственно рисунок; – книжная и газетно-журнальная; –прикладная–поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам; – промышленная графика – этикетки на различные упаковки, оформление промышленных и продовольственных товаров; – плакат (в переводе с французского – объявление, афиша) – вид графики, лаконичное, броское изображение, рассчитанное на всеобщее внимание, сопровождаемое текстом (политические, агитационные, учебные, рекламные, экологические, спортивные, театральные, кинорекламные и т. д.); – графический дизайн – шрифты и различные знаковые изображения. Декоративное прикладное искусство (от лат. dekoro – украшаю) – один из видов пластических искусств. Оно подразделяется на: монументально-декоративное: витраж (лат. vitrum – стекло) – произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла; росписи, фрески; мозаика, декоративная, садово-парковая скульптура; ДПИ – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающееся декоративной однообразностью. Предметы должны быть не только удобны, но должны приносить человеку эстетическое наслаждение. Дизайн (англ. design – проектировать, конструировать, чертить) – процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной сферы. Его цель – организация целостной эстетической среды жизни человека. Область дизайна – бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, промышленная графика, одежда, визаж, фитодизайн и т. д. Жанры живописи Портрет ( фр. изображение) – изображение человека или группы людей. Кроме внешнего сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Различают интимные, парадные, групповые, детские портреты. Автопортрет – изображение художником самого себя. Пейзаж (фр. paus – местность, родина) – изображение природы, видов местности, ландшафта. Пейзаж подразделяется на: сельский, городской, индустриальный, морской и т. д.; может быть историческим, героическим, фантастическим, лирическим, эпическим. Натюрморт (фр. nature morte – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов (овощи, фрукты, цветы, предметы быта, утварь, снедь, дичь, атрибуты искусства). Батальный жанр (от фр. bataille – сражение, битва) посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Исторический – посвящен историческим явлениям и событиям.Очень часто эти два жанра встречаются в одном произведении, образуя историко-батальный жанр. Бытовой отражает повседневную жизнь людей, социальный и национальный уклад, нравы и быт определенного исторического времени. Анималистический (от лат. animal – животное) связан с изображением животных в живописи, графике, скульптуре. Мифологический или сказочно-былинный посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы, легенды, предания, сказания и сказки, былины народов мира. Для быстрого и эффективного запоминания определений некоторых жанров живописи детям можно предложить запомнить их в стихотворной форме: Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, То подобная картина Называется пейзаж! Если видишь на картине Чашку чая на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или книгу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это – натюрморт! Если видишь, что с картины Смотрит кто-то на тебя: Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Повар или балерина, Или Колька, твой сосед,– То подобная картина Называется «портрет»! Основная цель занятий изобразительным искусством – духовное и творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство. В настоящее время, когда школы работают по вариативным программам, уроки изобразительного искусства можно проводить по программе В.С. Кузина, когда в основу обучения берется рисование с натуры; если акцент ставится на эмоциональное развитие школьников, в этом случае работают по программе Б.М. Неменского; по методике Т.Я. Шпикаловой работают учителя, уделяющие большее внимание изучению народного искусства. Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственно-эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях, и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и искусстве живо воспринимаются детьми. Конечно, для того, чтобы освоить секреты педагогического мастерства, необходимы постоянное совершенствование графических, живописных, декоративных и дизайнерских умений и навыков, а также многолетняя и разнообразная практика преподавания изобразительного искусства в школе. 4. Детское художественное творчество как феномен культуры. Процесс художественно-творческого развития состоит из следующих взаимосвязанных звеньев: 1) накопление опыта эмоционально-эстетического восприятия; 2) формирование творчества в художественных видах деятельности. Художественное творчество должно строиться таким образом, чтобы в нем находили отражение задачи – «как эстетические, технологические, так и в области совершенствования трудовых приемов, рациональной организации рабочего места и т.д.». Итак, под художественным творчеством следует понимать деятельность в области искусств, технологии и организации труда, направленную на создание или открытие качественно нового, ранее для данного субъекта неизвестного, посредством специфических художественно-интеллектуальных процедур. Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей - это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании целое направление в психологии и педагогике отрицало возможность творчества в младшем школьном возрасте. Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития (биогенетическая теория), только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании, отрицалась необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т. е. полностью отрицалась роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них - признание совершенства художественной деятельности ребенка. Н.А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Н.П. Сакулина формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества. В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного придания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Наметился своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в личности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть (Петровский В. А. Личность в психологии. - Ростов-н/Д. 1996; Орлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество - М.. 1988. - С. 3-10.). В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспечение постепенного взросления детей. Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, важны и для взрослых. Это искренность, правдивость чувств, способность яркого видения образа, легкость «вхождения» в воображаемые ситуации, любознательность, открытость миру, свежесть его восприятия. Осознание необходимости понимать мир детства, уважать и сохранять его ценности, оказывать разумную помощь ребенку в его развитии способствовало появлению целого направления в современной психологической и педагогической науке, исследующею проблему личностного развития самого педагога в процессе взаимодействия с детьми. Если принять за основу принцип единства мира детства и мира взрослости, где не может быть жестких границ, абсолютной прерывности в развитии личности, то можно сказать, что творчество как один из существенных моментов этого развития несет в себе общие черты в деятельности как детей, так и взрослых. Так как же определяется творчество в этом случае? «...Есть основание говорить о творчестве в детском возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновывая эту позицию, Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. «В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта». К этим универсальным творческим способностям отнесены: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Они не присущи изначально детям и взрослым, а складываются в процессе развития целостного детско-взрослого человеческого сообщества. Ребенок усваивает их в разных видах деятельности. Они проявляются и формируются в процессе деятельности. Процесс творческого развития детей понимается как процесс освоения этих универсальных способностей. Мера освоения может быть различной. Педагогика должна ориентироваться на развитие у детей этих способностей. Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Детское творчество по своей сути - подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется зрелом растении, только вырастить надо.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |