Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление информационного общества




Информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда. В результате растет значение творческой составляющей в любом виде профессиональной деятельности и осуществляется принцип «человеку - человеческое, машине – машинное». Движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного общества ХХ1 века, по мнению специалистов, будет ориентация на использование знаний и сетевых технологий.

Важнейшим показателем информационного общества является то, что каждый его член имеет равные права и возможности свободно производить и своевременно получать любую интересующую его информацию, кроме случаев, ограниченных законом.

Информационное общество имеет следующие основные признаки:

- большинство работающих в информационном обществе занято в информационной сфере, т.е. сфере производства ин­формации и информационных услуг;

- обеспечены техническая, технологическая и правовая возмож­ности доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за ис­ключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах);

- информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Преимущества информационного общества:

n решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

n обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

n главной формой развития становится информационная экономика;

n информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

n формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

n с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

n реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме позитивных существуют и негативные следствия, опасные тенденции развития информационного общества:

n проблема манипулирования сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств массовой информации;

n проблема отбора качественной и достоверной информации, угроза дезинформации;

n проблема адаптации людей к среде информационного общества.

Следует подчеркнуть, что концепция информационного общества в ряде высокоразвитых стран мира имеет статус государственной политики. Многие развитые страны принимают свои специальные программы с типичным названием «Вхождение в информационное общество». Разрабатываются важные программные документы и на межгосударственном уровне. Так, Европейское сообщество с 1994г. поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Для этого реализуется специально разработанный проект «Электронная Европа», который определил стратегию движения Европы к информационному обществу. Наряду с другими направлениями, в этот проект входит и план действий в области образования.

Движение человеческой цивилизации к информационному обществу фиксирует Окинавская хартия глобального информационного общества, которая подписана руководителями семи ведущих стран мира и президентом России В.В.Путиным в августе 2000 г. Подписание этого документа закрепляет провозглашение курса России на вхождение в информационное общество, модернизацию системы государственного управления и экономики, социальных институтов на базе использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Реализации этого направления содействует ряд государственных целевых программ, в том числе «Развитие информатизации в России на период до 2010 г.», «Развитие единой информационно-образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 гг.», «Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти 2001-2007 гг» и др. Координирующую роль по отношению к другим программам призвана выполнить Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия на 2002-2010 гг.», в которой определяются общие концептуальные направления развития информационно-коммуникационных технологий, как одного из основных направлений социально-экономического развития страны.

Россия имеет свои особенности вхождения в информационное общество. В отличие от стран с развитой информационной индустрией (США, Япония. Англия, Германия, страны Западной Европы), где уже давно одним из направлений государственной политики является инвестирование и поддержка информационных инноваций, компьютерных сетей и телекоммуникаций, процесс информатизации общества в России, в силу особых социально-экономических причин, сдерживается недостатками материально-технического, финансового и правового обеспечения.

К числу важнейших проблем в этой сфере относятся следующие:

n отставание в развитии инфраструктуры страны, прежде всего средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, недостаточная плотность телефонизации и компьютеризации России;

n отставание в развитии национального информационного законодательства, выражающееся в том, что до сих пор еще не принят ряд важнейших законов информационного законодательства, а принятые законы часто не исполняются из-за низкой правовой культуры членов общества.

Однако решение этих проблем не возможно без учета такого компонента, как информационная культура личности. Так, даже если будет полностью реализована потребность учреждений и организаций в компьютерной технике, обеспечена бесперебойная работа электронных коммуникаций, изданы самые совершенные законы по информации и информатизации, но при этом к жизни в информационном обществе не будет подготовлен человек, то все принятые государственные программы информатизации останутся лишь благими намерениями. Следовательно, особое место в подготовке человека к жизни в грядущем информационном обществе должно отводиться формированию информационной культуры личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.