Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектурные ансамбли Рима

(площадь Святого Петра Л. Бернини)

Родиной архитектурного барокко по праву считается Италия, а столицей — «вечный город» Рим. Здесь переплелись самым неве­роятным образом строгая античность и роскошное барокко. Извест­ный теоретик искусства П. П. Муратов так писал об этом в книге «Образы Италии»:

«Барокко преобладает в Риме. Построенные в этом стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневеко­вый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего, — это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнает каждый из нас. Все то, что определяет характер города, — его наиболее замет­ные здания, главные площади, оживленные улицы, - все это здесь создано барокко, и все верно хранит его печать».

Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яр­кое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, — Франческо Борромини и Лоренцо Бер­нини.

 

В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини (1599—1667) не знал равных. Экспрессивность архитектурных форм, стремление к парадности и театральности, контрастность масштабов, игра света и тени — вот что отличало творческую мане­ру архитектора. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме — одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фа­сад церкви украшает величественный купол, помещенный на высо­ком барабане. Две многоярусные колокольни, расположенные по обе стороны от купола, уравновешивают фасад здания, придают ему особую нарядность и торжественность. Стены церкви как будто рас­творяются в игре светотени, в выступах и проемах. Не менее эффек­тен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных укра­шений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мра­морных колонн.

Лоренцо Бернини (1598—1680) по праву называют «гением ба­рокко». В итальянской художественной истории не было после Микеланджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантли­вой индивидуальности, как Лоренцо Бернини». Он прославился не только как талантливый архитектор и скульптор, но и как живописец, комедиограф, режиссер феериче­ских спектаклей, актер, создатель сложнейших театральных деко­раций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формирова­нием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Современников поражали грандиозность замыслов и сме­лость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера. В своем творчестве он ярко и полно выразил стиль эпохи барокко.

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, до­биться впечатления единства площади и собора, стро­ившегося на протяжении двух столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею Католической церк­ви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того, она должна была легко превращаться в колоссальную сцену для прове­дения торжественных церемоний. Архитектору Бернини удалось мастерски справиться с поставленными задачами.

Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль их двух площадей. Первая — в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стен собора. Вторая выполнена в излюблен­ной форме барокко — овале. Она обращена к городу и обрамлена ве­личественной колоннадой. «Подобно распростертым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, не­заметно вовлекая в свое пространство зрителей. Величественный фасад собора представал перед зрителем постепенно, открывая ему свои торжественные и благородные очертания.

В центре огромной площади (ее глубина — 280 м) возведен обе­лиск, по обеим сторонам которого расположены два фонтана, фик­сирующие ее поперечную ось. В сооружении колоннады Бернини в полной мере проявил свой талант архитектора: точный математиче­ский расчет, безукоризненное чувство масштаба, умение организо­вать пространство. Монументальные колонны тосканского ордера (их высота 19 м) расположены в четыре ряда. Все они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 ста­туй с изображениями святых.

Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутрен­него архитектурного облика собора Святого Петра.

Бернини создал также и скульптурные шедевры. Таким шедевром стала алтарная композиция «Экстаз Святой Терезы» для римского собора Санта Мария. Глядя на это произведение, кажется, что Бернини сознательно не дает здесь про­явиться природе камня: мрамор воспринимается лишенным тяжес­ти и веса. В фигурах он отполирован с особой тщательностью. Бурно извиваются складки плаща, перемешиваясь с клубящимися облака­ми. Складки драпировок настолько глубоко прорезаны, что эта вспе­ненная поверхность разрушает цельность объема композиции. Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гиб­ким, как воск».

К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которы­ми он украсил Рим. Самые известные из них — фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648—1651) — блестящее сочетание экспрес­сивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.

 

Архитектурные ансамбли Петербурга и его окрестностей -

национальные варианты барокко

(Зимний дворец, Петергоф)

Лучшие произведения Растрелли — Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт-Петербурга — Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь.

Декоративное убранство собора поражает своей нарядностью. Четкие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко круглящимися волютами, нависающими карнизами создают выразительную игру света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчеркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.

Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Растрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами. Барокко перестало отвечать требованиям последней моды, пристрастиям и вкусам двора и самой императрицы. В России начинал свое победное шествие новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он подал в отставку и покинул Петербург.

Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца — это настоящий гимн эпохе русского барокко.

Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу автора, в плане приближалось к форме квадрата с замкнутым внутренним двором. Необозримая протяженность фасадов, огромные размеры оконных проемов и наличников подчеркивали колоссальность масштабов здания. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. На огромной площади предполагалось установить конную статую Петра I работы Б. К. Растрелли.

Дворцовые сооружения поражали своими размерами. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляла 210 м. Но как при этом избежать скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Тем не менее ни один из фасадов не повторял другой, в определенных ракурсах (издали или на близком расстоя­нии) каждый воспринимался по-разному, так как декорирован особым образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями.

Поразителен рисунок обрамления наличников окон: в их оформлении фантазия зодчего-декоратора, казалось, не знала границ.

Не могла не восхищать общая устремленность здания вверх. Помимо того что дворец был в то время одним из самых высоких сооружений, архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причем обязательно в два яруса, в точном соотношении друг над другом. Более того, на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчетом, что зрительно они продолжали вертикали колонн.

Красоту архитектурных форм подчеркивала и раскраска здания. На зеленых фасадах празднично выделялись белые колонны и различные виды орнамента.

Фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади, составляли три ризалита - части здания, выступающие за основную линию фасада. Средний из них был прорезан тремя арочными въездами, ведущими в огромный парадный двор. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

Это последнее творение Растрелли также не было завершено самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне. Дворец продолжали достраивать и украшать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменение мировосприятия в эпоху барокко | Пафос грандиозности в живописи П.П. Рубенса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 13130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.