КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Высший расцвет свободной полифонии
(И.С. Бах) Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) явилось завершающим этапом музыкальной культуры барокко. В его произведениях удивительным образом сочетались все лучшие достижения предшествующих эпох: искусство полифонии немецких органистов, гомофонный стиль итальянской оперы и французской танцевальной музыки. Они унаследовали традиции инструментальной музыки и народно-песенного творчества. Известный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал: «Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подходить... с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно творения великого Баха». Поразительно разнообразно творческое наследие Баха! В историю мировой музыкальной культуры он вошел как непревзойденный мастер духовной органной музыки. Глубина философских обобщений, отражение сложного и противоречивого земного бытия и божественного мира совершенной гармонии отличают его органные мессы, хоралы, оратории, кантаты и пассивны («страсти»). Еще в XVII в. возникла традиция вокально-хорового исполнения «страстей» — драматизированных торжественных рассказов о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа. Одним из величайших творений Баха стали «Страсти по Матфею» (1729) — грандиозное органное произведение из 78 номеров, исполнявшееся в течение четырех часов. По замыслу автора, в нем участвовали два четырехголосных хора с солистами и оркестр из 34 музыкантов. Нелегко было организовать исполнение этого монументального произведения при жизни композитора. Сюжет евангельской легенды Бах наполнил новым гуманистическим содержанием, углубил его философское звучание. Музыка «Страстей» вызывала самые различные эмоции у слушателей: от строгой возвышенной скорби до искреннего переживания, раздумья и просветленного торжества жизни. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождалась рыданиями скрипки, а партии хоров передавали крики разъяренной толпы, требующей казни Христа. Строгим ревнителям церкви музыка не понравилась, она показалась им слишком оперной и далекой от религиозной догматики. Лишь в 1829 г., спустя сто лет после ее создания, двадцатилетний немецкий композитор Ф. Мендельсон (1809—1847) осуществит ее исполнение в Лейпциге.
Барочный характер музыки нашел воплощение в полифоническом искусстве Баха, вершиной которого являлись фуги (лат. — многоголосные произведения, в основе которых лежит одна музыкальная тема, звучащая последовательно в разных голосах. Происхождение этого слова не случайно: звучащие голоса действительно как будто «догоняют» друг друга и приходят к согласию лишь в конце. Обойдя все голоса, мелодия начинает дробиться на мелкие части, ее звучание становится более напряженным, неустойчивым.
Сборник фуг и прелюдий «Хорошо темперированный клавир» — непревзойденный образец полифонической клавирной музыки, учебник и настольная книга для исполнителей. Бетховен называл его своей «музыкальной Библией», для Шумана она была «лучшей грамматикой». Среди 48 фуг нет и двух похожих, каждую отличает поразительное многообразие мелодий и настроений. Связанные между собой, они являются вполне самостоятельными произведениями. Бах часто любил импровизировать за клавесином на темы популярных песен, сочиняя изящные и легкие сюиты, состоящие из немецких (аллеманда), французских (куранта), испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев. Французские и Английские сюиты стали подлинным украшением концертных программ. Не менее популярной была светская вокально-инструментальная музыка Баха. Около 30 кантат (вокально-инструментальных произведений для солистов хора и оркестра) принадлежит великому композитору. Каждая из них проникнута веселыми и жизнерадостными интонациями, в каждой чувствуется остроумие и тонкий юмор автора. В «Крестьянской кантате» (1742) звучат народно-песенные мелодии, передающие стихию народной жизни. Она представляет собой живые зарисовки крестьянского праздника, любовного свидания на лоне природы. «Кофейная кантата» (1732) — это остроумная жанровая сценка, в которой ворчливый отец запрещает дочери пить кофе — модный в то время напиток. Но изобретательная и находчивая дочь ловко обходит все его запреты. В конце жизни Бах потерял зрение. Последние свои сочинения он диктовал своим ученикам.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие направления в искусстве появились в эпоху Нового времени? 2. Какие черты характерны для барокко? 3. Что, на ваш взгляд, отличало памятники архитектуры барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? 4. Почему Италию называют родиной барокко в архитектуре? Докажите справедливость этих утверждений на примере известных вам произведений выдающихся итальянских мастеров. 5. В каких творениях архитектуры проявился гений Л.Бернини? 6. В чем заключалась главная задача представителей барокко? 7. Какую идею положил в основу планировки площади святого Петра Бернини? 8. Почему Зимний дворец считается ярким памятником архитектуры в стиле барокко? 9. Назовите памятники архитектуры, автором которых был Растрелли. 10.Какие темы затрагивал в своем творчестве Рубенс? В чем заключается пафос грандиозности его полотен? 11.Почему Рембрандта называют мастером психологического реализма в живописи 17 в.? 12.Какие черты отличают музыку в стиле барокко? (Поясните на примере творчества Монтеверди) 13.Как вы понимаете полифонический характер музыки Баха?
Классицизм План 1. Гармоничный мир дворцов и парков Версаля 2. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Петербурга 3. Никола Пуссен — художник классицизма 4. Живопись К. Брюллова 5. Композиторы Венской классической школы (В.Моцарт, Л. Бетховен)
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |