Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высший расцвет свободной полифонии

(И.С. Бах)

Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) явилось завершающим этапом му­зыкальной культуры барокко. В его произведениях удивительным образом сочетались все лучшие достижения предшествующих эпох: искусство полифонии немецких органистов, гомофонный стиль итальянской оперы и французской танцевальной музыки. Они унас­ледовали традиции инструментальной музыки и на­родно-песенного творчества.

Известный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов писал:

«Если в области музыки есть что-либо, к чему надобно подхо­дить... с любовью в сердце, со страхом и верою, так это именно творения великого Баха».

Поразительно разнообразно творческое наследие Баха! В ис­торию мировой музыкальной культуры он вошел как непревзой­денный мастер духовной органной музыки. Глубина философ­ских обобщений, отражение сложного и противоречивого земно­го бытия и божественного мира совершенной гармонии отличают его органные мессы, хоралы, оратории, кантаты и пассивны («страс­ти»).

Еще в XVII в. возникла традиция вокально-хорового исполне­ния «страстей» — драматизированных торжественных рассказов о страданиях и мученической смерти Иисуса Христа. Одним из ве­личайших творений Баха стали «Страсти по Матфею» (1729) — грандиозное органное произведение из 78 номеров, исполнявшееся в течение четырех часов. По замыслу автора, в нем участвовали два четырехголосных хора с солистами и оркестр из 34 музыкантов. Нелегко было организовать исполнение этого монументального произведения при жизни композитора.

Сюжет евангельской легенды Бах наполнил новым гуманистиче­ским содержанием, углубил его философское звучание. Музыка «Страстей» вызывала самые различные эмоции у слушателей: от строгой возвышенной скорби до искреннего переживания, раздумья и просветленного торжества жизни. Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождалась рыданиями скрипки, а партии хоров переда­вали крики разъяренной толпы, требующей казни Христа.

Строгим ревнителям церкви музыка не понравилась, она пока­залась им слишком оперной и далекой от религиозной догматики. Лишь в 1829 г., спустя сто лет после ее создания, двадцатилетний немецкий композитор Ф. Мендельсон (1809—1847) осуществит ее исполнение в Лейпциге.

 

Барочный характер музыки нашел воплощение в полифоническом искусстве Баха, вершиной которого являлись фуги (лат. — многоголосные произведения, в осно­ве которых лежит одна музыкальная тема, звучащая последовательно в разных голосах. Происхождение этого слова не случайно: звучащие голоса действи­тельно как будто «догоняют» друг друга и приходят к согласию лишь в конце. Обойдя все голоса, мелодия начинает дробиться на мелкие части, ее звучание становится более напряженным, неустойчивым.

 

Сборник фуг и прелюдий «Хорошо темперированный клавир» — непревзойденный образец полифонической клавир­ной музыки, учебник и настольная книга для исполнителей. Бетхо­вен называл его своей «музыкальной Библией», для Шумана она была «лучшей грамматикой». Среди 48 фуг нет и двух похожих, каждую отличает поразительное многообразие мелодий и настро­ений. Связанные между собой, они являются вполне самостоятель­ными произведениями. Бах часто любил импровизировать за клаве­сином на темы популярных песен, сочиняя изящные и легкие сюиты, состоящие из немецких (аллеманда), французских (куран­та), испанских (сарабанда) и английских (жига) танцев. Фран­цузские и Английские сюиты стали подлинным украшением кон­цертных программ.

Не менее популярной была светская вокально-инструмен­тальная музыка Баха. Около 30 кантат (вокально-инструмен­тальных произведений для солистов хора и оркестра) принадле­жит великому композитору. Каждая из них проникнута веселыми и жизнерадостными интонациями, в каждой чувствуется остроумие и тонкий юмор автора. В «Крестьянской кантате» (1742) звучат народно-песенные мелодии, передающие стихию народной жизни. Она представляет собой живые зарисовки крестьянского праздни­ка, любовного свидания на лоне природы. «Кофейная кантата» (1732) — это остроумная жанровая сценка, в которой ворчливый отец запрещает дочери пить кофе — модный в то время напиток. Но изобретательная и находчивая дочь ловко обходит все его за­преты.

В конце жизни Бах потерял зрение. Последние свои сочинения он диктовал своим ученикам.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие направления в искусстве появились в эпоху Нового времени?

2. Какие черты характерны для барокко?

3. Что, на ваш взгляд, отличало памятники архитектуры барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса?

4. Почему Италию называют родиной барокко в архитектуре? Докажите справедливость этих утверждений на примере известных вам произведений выдающихся итальянских мастеров.

5. В каких творениях архитектуры проявился гений Л.Бернини?

6. В чем заключалась главная задача представителей барокко?

7. Какую идею положил в основу планировки площади святого Петра Бернини?

8. Почему Зимний дворец считается ярким памятником архитектуры в стиле барокко?

9. Назовите памятники архитектуры, автором которых был Растрелли.

10.Какие темы затрагивал в своем творчестве Рубенс?

В чем заключается пафос грандиозности его полотен?

11.Почему Рембрандта называют мастером психологического реализма в живописи 17 в.?

12.Какие черты отличают музыку в стиле барокко?

(Поясните на примере творчества Монтеверди)

13.Как вы понимаете полифонический характер музыки Баха?

 

Классицизм

План

1. Гармоничный мир дворцов и парков Версаля

2. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Петербурга

3. Никола Пуссен — художник классицизма

4. Живопись К. Брюллова

5. Композиторы Венской классической школы (В.Моцарт, Л. Бетховен)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расцвет гомофонно-гармонического стиля в | Гармоничный мир дворцов и парков Версаля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.