Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ романтического героя в творчестве О. Кипренского




 

Русские портретисты также создали немало живописных порт­ретов своих современников.

Романтический портрет стал настоящим призванием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). Что же особенно привлекало современников в его портретах, ведь в русской школе было немало корифеев портретной живописи? Чем так покорил зри­телей талантливый мастер?

На большинстве созданных им портретов лежит печать необыч­ности, подчас загадочности. Художник не ставит перед собой цель - дать достоверную, точную характеристику героев. Главное для не­го — передать томление героя по далекому, порой несбыточному идеалу, воплотить внутренний разлад души, неудовлетворенность, трагическую надломленность, затаенную печаль и дух сомнения. Вот почему в галерее портретных образов значительное место зани­мают мечтатели, люди высоких и благородных стремлений, кото­рым чужды обыденность и повседневность.

Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов О. А. Кипренского является портрет Е. В. Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара Дениса Давыдова. Это образ человека бурной и героиче­ской эпохи, требующей «отчизне посвятить души пре­
красные порывы». Перед нами противоречивая лич­ность, в характере которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар, чувство долга и душевное благородство, дух весельчака и сосредоточенность глубоко мыслящего человека. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость.

Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Художником удачно найдена взаимная гармония оттенков цветов: желтоватого тона лица, ярко-красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и черного лака сапог. Динамизм образу придает романтический пейзаж: Давыдов стоит возле сломанного дерева, испытавшего на себе силу ветра и молнии. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Эмоционально окрашенная атмосфера пейзажа яв­но контрастирует с небрежно спокойной позой героя.

Кипренскому принадлежит серия карандашных портретов геро­ев Отечественной войны 1812 г. Легкий и виртуозный карандаш ху­дожника отмечает в облике этих людей черты высокого интеллекта, готовность к подвигу и благородство души. С увлечением он рисует поколение победителей, героических «детей 1812 года» в военных мундирах, ополченских фуражках и походных плащах.

Будучи современником Пушкина, он создал целую галерею об­разов, входящих в близкое окружение поэта: П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева. Ему принадлежит знаменитый портрет А. С. Пушкина (1827) — «питом­ца чистых муз», исполненный творческого порыва и вдохновения.

Молодые дамы, запечатленные на портретах, кокетливо милы и чувственны, обаятельные старушки величаво-спокойны и благородны. Портреты Е. Растопчиной и Е. Авдулиной принадлежат к подлинным шедеврам Кипренского.

 

Зарождение русской классической музыкальной школы

(М.И. Глинка)

Выдающиеся достижения музыкальной культуры начала XIX в. в первую очередь были связаны с именем Михаила Ивановича Глинки (1804—1857). Он заложил основы русского симфонизма, по­ложил начало двум направлениям русской оперы— народно-музы­кальной драме и опере-сказке, опере-былине.

Заметное место в творчестве композитора занимает камерно-во­кальная музыка. Восемьдесят романсов и песен были созданы им на стихи А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова.

Многие из них являются подлинными жемчужинами камерной вокальной классики. Особенно часто Глин­ка обращался к творчеству своего любимого поэта А. С. Пушкина. Романсы «Не искушай», «Сомнение», «Не пой, красавица, при мне» пользуются известностью и популярностью. Музыка к романсам да­вала возможность почувствовать и пережить каждое слово пушкин­ского стихотворения.

К шедеврам вокальной лирики принадлежит романс «Я пом­ню чудное мгновенье», посвященный Екатерине Керн, дочери А. П. Керн, некогда воспетой Пушкиным. В романсе, как и в сти­хах, переданы зарождение поэтического чувства любви, скорбь раз­луки и радость свидания.

В 1840 г. М. И. Глинка создал романсовый цикл из двенадцати произведений «Прощание с Петербургом» на стихи Н. В. Кукольни­ка, в котором особенно ощутимы народные мелодии. «Гармоническая галерея романсов» представлена лирическими пьесами «Рыцарский романс», «Баркарола», «Жаворонок». Сюда же входила известная «Попутная песня», в которой слышались шум и суета дорожного пу­тешествия, радостное ожидание новых встреч. Тема дороги, зовущей путника вдаль, была рождена бесконечными российскими простора­ми, которые всегда были так любимы композитором.

Не менее разнообразны и интересны работы М. И. Глинки в области симфонической музыки, восходящие к лучшим фольк­лорным традициям. Ему принадлежит симфоническая увертю­ра-фантазия на русские темы «Камаринская» (1848). Все в этом произведении глубоко национально и самобытно, все поражает кра­сотой народных мелодий: их величавыми и спокойными, безудержно веселыми и плясовыми интонациями. П. И. Чайковский справедливо отмечал, что в «Камаринской» заключена «вся русская симфоническая школа».

 

Увертюры-фантазии «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мад­риде» (1851), созданные под впечатлением путешествия по Испании, - яркий пример воплощения в музыке народных испанских мотивов. В письме к матери из Гранады Глинка сообщал:

«Прилежно занимаюсь изучением испанской музыки. Здесь более, чем в других городах Испании, поют и пляшут... Эта музы­ка и пляска так оригинальны, что до сих пор я не мог еще совершенно подметить напева, ибо каждый поет по-своему».

Эти уроки не прошли бесследно. Глинка сумел создать живые и веселые мелодии хоты — испанских песен, «неразлучных с пляской». Яркие картины жизни Испании, воплощенные в музыке, рассказывали о былой военной славе, о древних замках и дворцах.

Мысль о создании русской национальной оперы никогда не покидала Глинку. В ней ему особенно хотелось передать характер русского народа, его героико-патриотический дух. Исторические события начала XVII в., связанные с борьбой против польских завоевателей, как нельзя лучше подходили для воплощения замысла.

Сюжет оперы «Жизнь за царя» (1836; в советское время она называлась «Иван Сусанин») был подсказан В. А. Жуковским и «Думой» К. Ф. Рылеева — поэта, казненного за участие в восстании де­кабристов. Предсмертные слова Ивана Сусанина, приведшего польских захватчиков в занесенный снегом дремучий лес, определили общую тональность оперы:

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело!

Главный персонаж оперы Иван Сусанин воспринимается как воплощение русского народного характера. Его душевная теплота сочетается с твердостью духа и глубоким пониманием чувства долга.

Музыка увертюры передавала основной драматургический конфликт. Торжественные и решительные аккорды сменяла простая и задушевная мелодия.

За внезапно врывающимися звуками польской мазурки следовала светлая, немного печальная музыка, напоминающая слушателям мелодии колыбельной песни.

Зритель, привыкший видеть на сцене таинственные средневековые замки, картины жизни далеких и чужих стран, увидел простую русскую деревню с толпой крестьян. Мощно и стройно зазвучал хор, исполнявший песню о родной земле и ее доблестных и храбрых сынах. Хору Глинка придавал особое значение. Хор стал действующим лицом оперы, впервые он активно участвовал во всем происходящем на сцене, направлял ход событий, выражая главную патриотическую идею произведения. Мелодия хора проходит через всю музыкальную ткань оперы, она украшает ее подлинными народными интонациями.

С интересом следили зрители за развитием действия. Из крестьянского села, живущего повседневными делами и мирными заботами, оно перемещалось в замок польского магната, где отмечался шумный и веселый праздник. Здесь звучали польские танцевальные мелодии — торжественного полонеза, задорного краковяка и стремительной мазурки. И вновь действие возвращалось к мирному течению крестьянской жизни, в которое неожиданно вторгались тревожные ноты надвигающегося грозного события. Без тени сомнения Иван Сусанин принимает решение увести на верную погибель польских завоевателей. «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» — пел Иван Сусанин. И ему вторил хор, подчеркивая идею единения главного героя и всего народа.

Зловеще и тревожно звучит музыка последнего, четвертого действия. Суровый зимний лес неприветливо и настороженно встречает польский отряд, измученный нелегкой дорогой. Расположившись у костра на ночлег, все засыпают, не спится только Ивану Сусанину. Он знает: это его последняя ночь. «Ты взойдешь, моя заря!» — поет он. И в голосе слышатся непоколебимая решимость и скорбь проща­ния с жизнью, с родной землей, с близкими и родными его сердцу людьми.

 

В последней сцене звучал мощный народный хор, прославляющий Родину и ее верного сына. «Славься, славься, святая Русь!» — все громче и величественнее звучали его слова. Торжественный пе­резвон колоколов буквально ошеломил слушателей. Никогда еще русская сцена не слышала ничего подобного. Это был первый три­умф русской оперной сцены.

В. Ф. Одоевский, писатель и музыкальный критик, откликнулся на оперу Глинки восторженной статьей:

«Этою оперою решался вопрос, важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование русской оперы, русской музыки, наконец, существование вообще народной музыки... Что за музыка! Надобно очень хорошо знать русские сердца, чтобы одними звуками уметь так сильно говорить им...

С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период — период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»

Гениальность великого русского композитора проявилась и в сле­дующей его опере-сказке «Руслан и Людмила» (1842), написанной на сюжет одноименной поэмы А. С. Пушкина. В ней в полной мере отразились отточенное мастерство и могучий взлет его творческой фанта­зии. «Преданья старины глубокой», волшебный мир русских богаты­рей оживали в фантастических картинах оперы. Как и любая сказка, она заканчивалась торжеством любви, победой добра над злом.

Значение творчества М. И. Глинки в истории русской музыкаль­ной культуры трудно переоценить. Благодаря его произведениям русская музыкальная школа получила всемирное признание.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем проявляется романтический идеал в музыке Вагнера?

2. Какие главные темы живописи Ф.Гойи?

3. В чем смысл картины Ф.Гойи «Расстрел повстанцев»?

4. Чем покорил современников художник О.Кипренский?

5. В чем художник О.Кипренский видел смысл своих картин?

6. Каким изобразил на знаменитом портрете О.Кипренский Пушкина?

7. Почему М.Глинку называют родоначальником русской классической музыки?

8. Подумайте, почему в наше время довольно часто на сценах оперных театров идет опера Глинки «Жизнь за царя». Каков её сюжет?

9. Какие чувства и мысли рождают у слушателей романсы М.Глинки?

10. В чем проявилось новаторство М. Глинки в музыкальной культуре?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.