КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Продукции
Организация СБЫТа сельскохозяйственной 11.1. Основные каналы реализации сельскохозяйственной продукции, их организационная и экономическая оценка Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм должны стать поиск и выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы. Преобладают такие каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями: продажа государству, предприятиям и организациям, потребительской кооперации, на городских и районных продовольственных рынках, через фирменную торговую сеть, работникам хозяйства и населению, проживающему на его территории. При продаже продукции государству оно выступает по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям гарантированным оптовым покупателем и принимает от них продукцию по гарантированным ценам. Объем фонда сельскохозяйственной продукции определяется Правительством Республики Беларусь и формируется за счет закупок на контрактной основе в зонах товарного производства на территории Республики Беларусь, а при необходимости и за ее пределами. Объемы региональных фондов определяются соответствующими органами исполнительной власти. Они формируются за счет закупок продукции на контрактной основе у ее производителей, как в административных границах региона, так и за их пределами. Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд формируются и размещаются в сельскохозяйственных организациях путем заключения государственных контрактов. Предметом договорных отношений являются условия поставки продукции, ее объем, ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические нормативы, стимулы и санкции. В государственном контракте содержатся действенные экономические стимулы, побуждающие сельскохозяйственных товаропроизводителей вступать в контрактационные отношения с заказчиком. К их числу относятся: система цен, обеспечение гарантированного сбыта продукции, ее приемка непосредственно в местах производства с последующим централизованным вывозом транспортом заготовителей, содействие в техническом переоснащении перерабатывающих цехов и подсобных производств и т.д. В целях экономического стимулирования поставщиков сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в соответствии с законодательством Республики Беларусь им могут предоставляться льготы по налогу на прибыль, целевые дотации и субсидии, а также ассигнования из государственного бюджета, необходимые для обеспечения прироста объемов поставок продукции для государственных нужд. Виды, размеры и порядок предоставления экономических и других льгот устанавливаются органами законодательной и исполнительной власти по представлению соответствующих органов государственного управления. При выборе конкретной сельскохозяйственной организацией возможных и наиболее перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции должны быть учтены следующие организационные факторы: возможный объем реализации, качество продукции, спрос на нее и степень его удовлетворения на рынке, складывающаяся на рынке цена и затраты на реализацию. Учитывают также наличие у сельскохозяйственного товаропроизводителя хранилищ, холодильников, перерабатывающих цехов, расширяющих возможности реализации продукции в свежем и переработанном виде. Для экономической оценки различных каналов реализации продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями анализируются такие показатели (в расчете на 1 т продукции): цена реализации, руб.; себестоимость, руб.: производственная; полная; прибыль (убыток) руб.; уровень рентабельности (убыточности), %. Можно прогнозировать, что по мере освоения рыночных отношений все большая часть товарной сельскохозяйственной продукции продовольственного и производственно-технического назначения, включая ту часть, которая в настоящее время реализуется для государственных нужд по контрактам, будет продаваться через рыночные структуры. Наиболее важными из них станут товарные биржи АПК: здесь сельскохозяйственные товаропроизводители смогут осуществлять сделки с большими партиями товара и одновременно заключать контракты на покупку необходимых средств производства. Перспективными в этой связи являются межреспубликанские, межрегиональные и региональные круглогодичные биржи по реализации зерна и продуктов его переработки, сахара, картофеля и плодоовощной продукции. К числу перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции относятся местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы, выставки-продажи. Целью участия товаропроизводителей в таких рынках является не только продажа или приобретение товара, но и изучение спроса на товары, которые они производят. Крупным каналом реализации сельскохозяйственной продукции останется на обозримую перспективу взаимная поставка продукции сельскохозяйственными организациями. Например, скотоводческие организации-репродукторы поставляют в специализированные сельскохозяйственные организации на направленное доращивание или откорм телочек и бычков; в свою очередь, последние выращивают ремонтный молодняк и возвращают организациям-репродукторам нетелей определенной стадии стельности или коров-первотелок определенной стадии лактации. Такая взаимная поставка может относиться и к продукции растениеводства (семена, корма, сырье для переработки). Экономические отношения между сельскохозяйственными организациями по взаимной поставке продукции осуществляются на договорной основе. Договорами предусматриваются объем и сроки поставки, качественные показатели продукции, порядок расчетов, санкции за нарушение договорных обязательств. Еще один важный канал реализации сельскохозяйственной продукции — комиссионная торговля через потребительскую кооперацию. Потребительская кооперация покупает у сельскохозяйственных организаций, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в хозяйствах населения картофель, овощи, фрукты, мясо, молоко, яйца и другую продукцию и использует ее преимущественно для снабжения местного населения. Одновременно она (в пределах своих возможностей) организует встречную продажу фермерам и населению комбикормов, удобрений и других товаров производственного и культурно-бытового назначения. Широкое распространение получила реализация продукции сельскохозяйственными организациями по прямым договорам организациям торговли и общественного питания. Этот канал позволяет ликвидировать перевалочные операции, ускорить доставку потребителям свежей продукции, снизить ее потери при транспортировке и в торговой сети, лучше сохранить качество. В результате продукция обходится потребителям дешевле, чем при доставке в магазины и в организации общественного питания через городские базы снабжения. Однако этот канал реализации увеличивает транспортные расходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку магазины и организации общественного питания одновременно берут только небольшие партии продукции. Кроме того, по некоторым видам продукции (молоко и др.) обязательным условием реализации по прямым связям является промышленная переработка. Здесь также значительно усложняется реализация продукции, так как сельскохозяйственные организации одновременно взаимодействуют с большим числом покупателей. Достаточно крупным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции является торговля на продовольственных рынках. Особенностью этого канала является то, что он выводит производителя продукции на непосредственный контакт с потребителем, что позволяет лучше изучить потребительский спрос. Реализация части продукции в пределах сельскохозяйственных организаций на общественное питание и для продажи работникам (в том числе в счет оплаты труда) – постоянный канал сбыта. Объемы реализации по этому каналу зависят от конкретных условий сельскохозяйственной организации (уровня развития сети общественного питания, возможностей и уровня развития хозяйств населения и др.) Обычно в этих случаях сельскохозяйственные организации не ставят целей получения высоких прибылей и реализуют продукцию по ценам, близким к себестоимости (продукция, проданная на общественное питание, в детские дошкольные учреждения, дотируется государством). Данный канал в большей степени имеет социальное значение и преследует основную цель закрепить и удержать рабочую силу в сельскохозяйственной организации. Исходным моментом экономической оценки сложившихся и потенциально возможных каналов реализации является расчет прибыли на единицу реализуемой продукции. Для этого из выручки от реализации продукции вычитают величину потерь продукции в процессе реализации. Из оставшейся суммы вычитают затраты на производство и реализацию продукции и определяют величину прибыли (убытка). При реализации продукции для государственных нужд затраты на ее доставку к местам сбыта не учитывают, поскольку они возмещаются хозяйству заготовительными организациями. Однако в тех случаях, когда расходы сельскохозяйственной организации по доставке продукции превышают подлежащий возмещению уровень, расчетная прибыль должна быть уменьшена на величину этого превышения. При расчете прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции потребительской кооперации необходимо учесть, что цена реализации и порядок возмещения затрат на доставку продукции регулируются договором. При реализации продукции на продовольственном рынке цена устанавливается с учетом складывающихся спроса и предложения. В затраты на реализацию продукции по этому каналу включают затраты на погрузку, транспортировку и разгрузку, продажу (оплата труда продавцов, аренда складских помещений и др.). Должны быть учтены также потери продукции при транспортировке, хранении и во время продажи. Организационная и экономическая оценка каналов реализации сельскохозяйственной продукции позволяет не только принять обоснованное решение относительно их выбора, но и обосновать предложения по увеличению прибыли от реализации. Так, сельскохозяйственные организации, не имеющие специализированного транспорта, хранилищ, перерабатывающих цехов, сортировочных пунктов и т. д., могут прийти к выводу о целесообразности их приобретения или строительства. Для этого ожидаемый размер прибыли от реализации продукции тем или иным способом сравнивают с затратами на освоение новых мощностей. Освоение рыночных отношений в аграрной сфере делает возможными и необходимыми совершенствование закупочной деятельности, формирование многообразных ее форм. Наряду с государственной торгово-заготовительной системой и потребительской кооперацией в закупках продукции у сельскохозяйственных организаций и особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах участвуют кооперативные и частные коммерческие организации, а также лица, ведущие индивидуальную торгово-закупочную деятельность. Это позволяет улучшить местное снабжение, создать и расширить конкуренцию.
11.2. Способы реализации сельскохозяйственной продукции Сложились различные способы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые различаются по месту приемки и условиям транспортировки к местам переработки (хранения). Рассмотрим их на примере реализации молока. Большинство сельскохозяйственных организаций доставляет молоко к местам переработки и реализации собственным транспортом. Это вызывает необходимость содержать в хозяйствах дополнительные транспортные средства и соответствующую рабочую силу. Расходы по доставке продукции транспортом организаций-производителей в молокоперерабатывающие организации нередко значительно превышают тарифы на автоперевозки, по которым заготовители рассчитываются с ними, что в значительной степени объясняется неэффективным использованием специализированного транспорта. Причина низкой эффективности использования молоковозов заключается, прежде всего, в том, что они рассредоточены по отдельным хозяйствам, где, в свою очередь, закреплены за конкретными фермами (комплексами). Это делает практически невозможным маневрирование парком специальных автомобилей в рамках сырьевых зон молочных заводов, рациональное использование большегрузных автомобилей. Эффективное использование парка молоковозов существенно затрудняется также из-за отсутствия в сельскохозяйственных организациях специализированной ремонтной базы и нехватки квалифицированных ремонтных рабочих. Кроме того, использование специализированного транспорта характеризуется аритмичностью. При рассредоточенности этого транспорта по отдельным сельскохозяйственным организациям его почасовые графики движения практически не соблюдаются, что ведет к снижению качества, и нередко и к порче продукции. Аналогичные проблемы возникают с реализацией других видов сельскохозяйственной продукции: скота, птицы, овощей и др. Одним из путей совершенствования способов реализации сельскохозяйственной продукции является центровывоз. Его сущность заключается в том, что продукция принимается в местах производства лишь по массе, без определения качественных параметров, после чего вывозится транспортом заготовителей и перерабатывающих организаций. При хорошей организации центровывоза молока более четко соблюдаются графики его доставки на молочные заводы, что позволяет повысить качество готовой продукции, расширить ее ассортимент. При этом ликвидируются невозмещенные затраты на транспортировку молока (разница между фактическими затратами сельскохозяйственных организаций и выплатами организаций молочной промышленности за доставку молока по установленным тарифам), увеличиваются выплаты за более высокое его качество, уменьшаются количественные и качественные потери при транспортировке. Вместе с тем этот способ реализации не устраняет такие серьезные недостатки, как нарушение технологии хранения и переработки и связанные с этим количественные и качественные потери. При центровывозе заготовители и переработчики не несут ответственности за эти потери. В качестве наиболее приемлемого в современных условиях способа связи сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организаций все более выступает приемка продукции непосредственно у сельскохозяйственных товаропроизводителей с последующей доставкой на переработку (или в торговую сеть) специализированным транспортом перерабатывающей промышленности (заготовителей). При таком способе реализации сокращаются транспортные расходы сельскохозяйственных организаций, а специализированный транспорт используется более рационально. Важное преимущество этого способа — в сокращении потерь. Кроме того, приемка молока в местах производства существенно влияет на повышение его качества. Это связано, во-первых, с тем, что сокращается временной разрыв между производством, переработкой и потреблением продукции; во-вторых, обеспечивается более объективная оценка качества, поскольку спорные вопросы в большинстве случаев решаются на месте; в-третьих, внедряются в практику обязательства сторон по срокам приемки продукции в местах производства и доставке на перерабатывающие заводы, соблюдению количественных и качественных параметров, что в конечном итоге позволяет лучше регулировать ее продвижение по сопряженным стадиям производства. Для крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения приемка продукции на месте с вывозом транспортом перерабатывающих организаций (заготовителей) наиболее выгодна. Распространена приемка на фермах и комплексах скота и птицы с 'вывозом транспортом мясоперерабатывающих (или автотранспортных) организаций. Сельскохозяйственные организации по заранее согласованному графику готовят птицу и скот к сдаче, а мясокомбинаты производят их приемку непосредственно на фермах. Это обеспечивает экономию транспортных затрат, четкую организацию перевозок и ритмичное поступление сырья на мясокомбинаты, позволяет резко сократить сроки предубойного содержания животных и до 10 раз —потери живой массы в процессе реализации, получать высококачественные продукты питания. Особенно эффективно при централизованных перевозках скота применение специализированных транспортных средств: по сравнению с приспособленными автомобилями это позволяет сократить потери до 4,5 кг живой массы на каждую голову крупного рогатого скота. При этом доставка скота специализированным автотранспортом грузоподъемностью 5—7 т на расстояние 100 км обходится на 30 %, а свиней — на 26 % дешевле, чем автомобилями грузоподъемностью 2,5—3,5 т. При организации централизованных перевозок скота и птицы после приемки в местах производства важное значение имеет определение допустимого радиуса перевозок. Широкое распространение получила практика сдачи-приемки скота и расчета за принятых животных по массе и качеству мяса, полученного после убоя. Такой способ реализации способствует повышению заинтересованности сельскохозяйственных организаций в улучшении мясных качеств скота, подготовленного к реализации, предупреждению споров, связанных с определением массы и упитанности животных. Для наиболее эффективного использования транспортных средств, созданы погрузочно-транспортные отряды, всостав которых входят автомобили большой грузоподъемности, автопоезда и высокопроизводительные погрузчики. Такие отряды работают прежде всего, в сельскохозяйственных организациях, располагающих значительными посевами сахарной свеклы (600 – 900 га). Большинство же отрядов являются межхозяйственными и за отдельными сельскохозяйственными организациями не закреплены. Это вызвано тем, что при неудовлетворительной организации уборочных и транспортных работ автомобили, привлеченные на период уборки урожая, нередко простаивают из-за отсутствия груза, в то время как в других сельскохозяйственных организациях вывоз его сдерживается из-за отсутствия транспортных средств. При центровывозе каждой автоорганизации отводят определенную зону свеклосеяния. Автоколонна разбивается на несколько бригад, которые при необходимости осуществляют переброску автомобилей из одной сельскохозяйственной организации в другую. Организации-сдатчики, сахарный завод и автотранспортные организации заключают между собой на период уборки трехсторонние договоры: свекловоды обязуются соблюдать утвержденный график копки, свести до минимума загрязненность корней; транспортники — выпустить на линию необходимое число автомобилей; завод — не допускать их простоя под разгрузкой. Такой вариант организации доставки сахарной свеклы с поля на завод имеет несомненные преимущества перед традиционным, который не предусматривает концентрации имеющихся технических средств. Потребность в автотранспорте уменьшается на 20 %; в 3—4 раза сокращаются ежедневные остатки выкопанной, но невывезенной свеклы, что позволяет предотвратить снижение ее качества; сокращаются простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой, их дневная выработка увеличивается в 2 раза; вследствие своевременного вывоза не допускается подвяливание корней, что создает условия для длительного хранения их в кагатах, сохранения хороших технологических свойств и сокращения отходов при хранении (с 3,1 до 2,2 %). В пригородных районах страны с большими площадями овощных культур и картофеля также организуют приемку продукции в местах производства с централизованным вывозом транспортом заготовительных организаций. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями. 2. Какие условия являются предметом договорных отношений на закупку и поставку продукции для государственных нужд? 3. Какие организационные факторы должны быть учтены при выборе сельскохозяйственной организацией возможных и наиболее перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции? 4. Какие показатели анализируются сельскохозяйственными товаропроизводителями для экономической оценки различных каналов реализации продукции(в расчете на 1 т продукции)? 5. В чем заключается сущность центровывоза? 6. Какие способы связи сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организаций являются наиболее приемлемыми в современных условиях?
Литература 1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы. -Минск: Беларусь, 2005. – 96 с. 2. государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы. 3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: текст кодекса по состоянию на 20 авг. 2006 г. – Минск: Амалфея, 2006. – 672 с. 4. Организация производства на сельскохозяйственных предприятиях: учебник /И.Ш.Горфинкель [и др.]; под ред. И.Ш.Горфинкеля, Н.М. Тищенко. – Минск: Ураджай, 1997. – 399 с. 4. Организация сельскохозяйственного производства / Ф.К. Шакиров [и др.]; под общ. ред.Ф.К. Шакирова. – М.: Колос, 2000. – 504 с. 5. Организация производства и управление на сельскохозяйственных предприятиях: учеб. пособие / В.К.Буга [и др.].- Минск: Ураджай, 1990. – 399 с. 6. Организация и управление производством на сельскохозяйственных предприятиях: учеб. пособие / В.Т. Водяников, А.И. [и др.]; под общ. ред. В.Т.Водянникова. – М.: Изд-во «Колос», Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2005.- 506 с. 7. Бусел, И.П. Экономика и организация сельскохозяйственного производства: учеб. пособие / И.П. Бусел.- Минск: Ураджай, 1999. – 198 с. 8.Справочникнормативов трудовых и материальных затрат для ведения сельскохозяйственного производства / Нац. акад. наук Беларуси; Институт экономики - Центр аграрной экономики; под ред. В. Г. Гусакова; сост. Я. Н. Бречко, М. Е. Сумонов. - Минск: Бел. наука, 2006. - 709 с. 9.Организационно-технологические нормативы возделывания сельскохозяйственных культур: сборник отраслевых регламентов. / Ин-т аграр. экономики НАН Беларуси; рук. разраб. В. Г. Гусаков [и др.]. - Минск:: Бел. наука, 2005. - 460 с. 10. Горфинкель, И.Ш. Научные основы организации производства на сельскохозяйственных предприятиях: учебное пособие/И.Ш. Горфинкель. – Горки: БГСХА, 2000. – 157 с. 10. Организация производства на предприятиях АПК: учебное пособие. / Ф.К. Шакиров [и др.]; под общ. ред. Ф.К.Шакирова. - М.: КолосС, 2003. – 224 с. 11. Бычков, Н.А. Организация производства: создание и реорганизация предприятий АПК: учеб.-метод. пособие / Н.А. Бычков. — Минск: БГЭУ, 2004. — 97 с. 12. Статистический справочник «Беларусь в цифрах»/ Министерство статистики и анализа Республики Беларусь - Минск, 2006. — 97 с. 13. Земледелие: учеб. пособие для с.-х. вузов /В.В. Ермоленков [и др.]; под общ. ред. В.В. Ермоленкова, А.А. Шелютто. - Минск: Ураджай, 1998. – 367 с. 14. Оганезов, И.А. Организация производства: учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы студентами ФПУ заочной формы обучения специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» специализации 1-25 01 07 02 «Экономическая информатика» / И.А. Оганезов. — Минск: БГАТУ, 2005. — 85 с. 15.Новицкий, И.И. Организация производства на предприятиях: учеб.-методическое пособие / И.И. Новицкий.- М.: Финансы и статистика, 2001. – 392 с. 16. Оганезов, И.А. Организация производства: сборник задач с решениями и задания к контрольным работам/ И.А. Оганезов.- Минск: ЗАО «Современные знания», 2004. – 40 с. 17. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2006 г. – 255 с. 18. Кузнецов, А.В. Топливо и смазочные материалы: учеб. пособие/ А.В. Кузнецов. – М.: КолосС, 2005. – 199 с.
содержание введение 1.ПРЕДМЕТ, задачи И МЕТОДЫ НАУКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА». ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ и принципы ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 1.1. Предмет науки «Организации производства» 1.2. Задачи науки «Организация производства» 1.3. Методы науки «Организация производства»
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |