КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Известно, что педагогический процесс представляет собой целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации (Г.М. и А.Ю. Коджаспировы). Воспитание, являясь неотъемлемой и основной частью целостного педагогического процесса, основывается на взаимодействии педагогов и воспитанников и включает в себя четыре признака: § целенаправленность воздействия; § социальную направленность этого воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы, а также соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; § наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний; § освоение человеком социального опыта и развития его личности и индивидуальности. В чем же заключаются основные особенности воспитания младших школьников? Какова его специфика, его качественное своеобразие? Многие важные черты духовного мира ребенка, его нравственного облика закладываются в начальных классах. Именно здесь ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли и нравственного облика. Если в воспитании детей начальных классов упущено что-то существенное, то эти пробелы, даже если они не замечены в начальных классах, обязательно скажутся в подростковом возрасте. В этом случае придется иметь дело с процессом не только воспитания, но и перевоспитания, что значительно сложнее. Все возможные потенции воспитания раскрываются только в том случае, если воспитание организовано как целостный процесс. Содержание начального образования, методика обучения являются основой для совершенствования процесса воспитания, направленного на формирование развитой личности. Целостный воспитательный процесс включает в себя органически связанные между собой этапы: дошкольное воспитание, воспитание в начальных классах, воспитание подростков и т. д. Каждый этап, являясь частью единого целого, имеет относительную самостоятельность и обладает специфическими особенностями для формирования личности ребенка. Каждый этап характеризуется определенным содержанием, методами и формами воспитательной работы с детьми. Ранее усвоенное в обобщенном виде включается в новую систему связей и отношений ребенка, составляя основу для дальнейшего развития, поведения, сознания, чувств, самосознания в целом. Между дошкольным учреждением и школой должна существовать преемственность (внутренняя связь), которая является одним из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательных воздействий. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития Общие цели преемственности воспитания в условиях непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста сформулированы в Концепции как: Ø воспитание нравственного человека; Ø охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; Ø сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, Ø физическое и психическое развитие детей; Ø развитие мыслящей деятельной личности В Концепции непрерывного образования зафиксированы принципы отбора содержания (а не само содержание, которое может варьироваться и со временем меняться), выделены основные содержательные линии. Принцип развития предполагает v ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности v на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач, при этом усвоенные детьми знания, умения и навыки рассматриваются как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования Принцип гуманитаризации рассматривается как v усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка v придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла v увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей Принцип целостности образа мира предполагает v создание образовательных программ, которые помогут ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечат осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, формируют умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет (например, «Начальная школа XXI века», «Школа 2000 – Школа 2100»); v создание интегрированных курсов (например, «Синтез искусств» в УМК «Школа 2000 – Школа 2100»), обеспечивающих формирование у ребёнка целостной картины мира. Принцип культуросообразности предполагает v создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов v наполнение регионального компонента таким содержанием, которое будет дополнять, углублять, расширять федеральный компонент. Педагогическая основа преемственности в нравственном воспитании состоит в том, что приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, моральные знания, отношения и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм поведения, сознания, чувств и отношений. Руководствуясь принципом преемственности, учитель, организуя учебную, теперь ведущую деятельность детей, одновременно не исключает из их жизни игру. Игра может выступать как самостоятельный вид деятельности и как оформление других видов деятельности, например труда, некоторых учебных занятий. Большое значение имеет преемственность трудового воспитания. Учителю начальных классов нужно выяснить, какие трудовые умения и навыки у детей уже выработаны. Следует обратить внимание на тех детей, которые не посещали детский сад. В нравственном формировании ребенка огромную роль играет система его отношений со взрослыми и сверстниками. Преемственность в физическом воспитании ребёнка осуществляется в соответствии с особенностями физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: В дошкольном возрасте осуществляется становление (т.е. закладываются основы): a ценностей здорового образа жизни; a двигательной активности; a представлений о своём теле и физических возможностях; a интереса к различным видам спорта. Структура этого компонента образования представлена занятиями по физической культуре, подвижными играми и прогулками, гигиеническими и оздоровительными процедурами. В начальной школе введение в образовательную область «Физическая культура» включает в себя часть содержания из ОБЖ, спортивных занятий и игр, вопросов гигиены и здоровья. Выделяются содержательные линии: Ø здоровье и его значение в жизни человека; Ø умения и навыки личной гигиены и правильной организации своей жизнедеятельности; Ø овладение движениями. Структура этого компонента образования представлена предметом «Физическая культура», который изучается в 1- 4 классах Рассмотрим в сравнении отдельные направления воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
С целью усиления эффективности преемственности в воспитании дошкольников и младших школьников в практике ДОУ и начальной школы предусмотрено профессиональное сотрудничество: взаимопосещение занятий и уроков, проведение совместных методических встреч по актуальным вопросам обучения и воспитания детей и пр. Таким образом, совершенно очевидно, осуществление преемственности в воспитании детей дошкольного и школьного возраста позволяет совершенствовать систему воспитания подрастающего поколения.
Вопросы и задания 1. Назовите основные признаки воспитания как части целостного педагогического процесса. 2. В чем заключаются основные особенности воспитания младших школьников? Раскройте содержание деятельности общественных органов управления в школе. 3. В каком документе об образовании сформулированы общие цели преемственности воспитания в условиях непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста 4. Сравните отдельные направления воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |