Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии

Урок     Длительность урока (мин.) Классы
1-й 2-й 3-й
Понедельник
1-й   2-й   3-й   4-й   5-й     6-й             Обучение грамоте Математика   Письмо   Рисование     Родной язык (грамматика) Математика   Родной язык(чтение)   Труд     Родной язык (чтение) Математика   Родной язык (грамматика)   Труд
Вторник
1-й   2-й   3-й   4-й   5-й   6-й   7-й             Обучение гра- моте Математика   Письмо   Физкультура     Природоведение   Физкультура   Математика   Родной язык (чтение)     Природоведение   Физкультура   Математика   Родной язык (чтение) Родной язык (грамматика)

Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обя­зательно должны быть учтены.

Воспитательный процесс в малокомплектной школе — это подчиненная общей цели цепь развивающихся воспитательных си­туаций (воспитательных дел). Он опирается на общие принципы, подчиняется общим закономерностям. Младшая школа преобразует его в мягкое, щадящее взаимодей­ствие воспитателей с детьми.

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной шко­ле определяются условиями, о которых уже говорилось выше. Дети, растущие в селах и отдаленных поселках, более воспитаны жизнью. Она сформировала у них те качества, которые с трудом при­виваются на городском асфальте. Все дети и взрослые друг друга знают. Нет уничтожающей почти половину воспитательных усилий в городах анонимности и безразличия. Дети развиваются в разно­возрастном коллективе. Отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Эти и многие другие качества не приходится формировать заново. Педагогической коррекции подлежат только те качества, кото­рые формируются как отрицательные вследствие условий жизни. Вспыльчивость, драчливость, неумение сдерживать и вести себя, ле­ность, неаккуратность, необязательность становятся предметом вос­питательной заботы.

В воспитательном процессе малокомплектной школы сли­ваются три потока: 1) воспитательная работа на уроках; 2) вне­урочная и внеклассная воспитательная работа; 3) воспитание обще­ственной средой населенного пункта.

Воспитательная работа осуществляется в форме воспитатель­ных дел (ВД). В их основе лежат два подхода — дея­тельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, обще­ственной, художественной, спортивной, ценностно-ориентиро­вочной и свободного общения, а второй — органичного «сращива­ния» всех видов деятельности в едином процессе. ВД одновремен­но содержит в себе влияния нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом выделяется стержневая идея, которая совпадает с од­ним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.).

Общешкольных ВД не должно быть много: 3—4 дела в год. Дело готовится сообща. Учитель вместе с детьми составляет план, распределяет обязанности. Если это праздник, посвященный определенному событию, то он должен быть ярким, запоминающимся. Устраивается конкурс на символ и девиз праздника, готовятся призы и подарки. Учитель будет помо­гать, но не подменять детей. Избегать мелочной опеки — постоян­ное правило. Пусть будет не все так красиво, зато сделано самими детьми: детскому неумению нет порицания.

При организации конкретных ВД, требующих специальных объ­яснений и демонстраций (сбор лекарственных трав, посадка деревь­ев, цветов и т. д.), учитель обращается за помощью к местным спе­циалистам — медсестре, агроному, леснику, механизатору.

Воспитательная работа в однокомплектной школе осуществля­ется одним учителем, в двукомплектной — двумя с распределением обязанностей. Это требует согласованности, взаимопонимания, об­щего плана работы. Планирование воспитательной работы осуществляется в свободной форме или форме, предложенной региональ­ным воспитательным центром. План может быть еженедельным, по­месячным или на полугодие. Иногда классоводы игнорируют пла­нирование. План необходим, чтобы видеть перспективу, знать, к чему идем. Но главное, естественно, не красиво расписанные планы, а кон­кретные дела.

Следует постепенно работать над отдельными качествами личности. Важное направле­ние умственного воспитания в 1-м классе — подготовка к система­тическому учению. В этот сложный период школьной адаптации учитываются ожидания ребенка, его готовность к школьному тру­ду. Важное условие — атмосфера доверия к ребенку, забота о его эмоциональном и физическом благополучии, создание развиваю­щей среды. Единая система педагогических действий, единые тре­бования, предъявляемые ребенку в семье и школе, способствуют вы­работке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в овладении нравст­венными нормами поведения, выработке привычек, легче осваива­ет навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения.

Моральное воспитание младших школьников предполагает фор­мирование их нравственного сознания и поведения в неразрывном единстве. Это достигается определенными упражнениями. Созда­ются ситуации, в которых ученики могут проявить нравственные качества — честность, отзывчивость, заботливость, внимательность, доброту не на словах, а в конкретных поступках.

Трудовое воспитание имеет главной целью воспитание трудолю­бия, уважения к труду, людям труда, расширение представлений о профессиях. Особое значение приобретает внеклассная и внешко­льная деятельность. Дети участвуют в посильных практических делах — уборка территории и помещений, озелене­ние села, участка, мелкий ремонт мебели, присмотр за цветами, теп­лицей и т. п. Большинство сельских школ имеет сад с цветником, поле, на котором проводятся наблюдения и опыты. Можно выра­щивать фрукты и овощи, собранный урожай пойдет на приготовле­ние обедов для всей школы. На кружковых занятиях народно-ре­месленнического направления, кроме выполнения практических ра­бот — плетения, выжигания, резьбы, раскраски и т. п., проводятся беседы на темы: «Культура родного края», «Народные ремесла», «Народное творчество» и т. п. с приглашением родителей, бабушек и дедушек.

В сельской местности особую актуальность приобретает эколо­гическая направленность дел. Она требует единства трудового, эсте­тического, умственного, физического воспитания, решения такого рода задач имеют реальную пользу. Сперва на экскурсиях в приро­ду устанавливаются объекты, требующие охраны. Дети наблюдают за ними, потом включаются в практическую деятельность по охра­не растений и животных.

Эстетический вкус развивается в повседневной жизни. Экскур­сия с детьми на природу, прогулка по улице села, предметы окру­жающего быта могут стать источником приобщения к прекрасно­му. Эстетическое воспитание неразрывно связано с искусством. Ли­тература, музыка, живопись, народное творчество должны стать по­стоянными спутниками школьной жизни.

Таким образом, воспитательная работа в малокомплектной школе тоже имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Осуществляется умствен­ное, физическое, трудовое, моральное, эмоциональное воспитание детей. Планирование воспитательного процесса сориентировано на совместную деятельность с учетом возрастных возможностей детей каждого класса. Оно имеет ярко выраженную гуманистическую и личностную направленность.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какая школа называется малокомплектной? В чем ее особенности?

2. Выделите преимущества и недостатки малокомплектной школы.

3. Перечислите условия эффективности работы малокомплектной школы.

4. Назовите возможности соединения классов в комплекты.

5. Как составляется расписание уроков?

6. Каковы особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе?

7. Выделите особенности планирования воспитательной работы в малокомплектной школе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе | Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.