КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обязательно должны быть учтены. Воспитательный процесс в малокомплектной школе — это подчиненная общей цели цепь развивающихся воспитательных ситуаций (воспитательных дел). Он опирается на общие принципы, подчиняется общим закономерностям. Младшая школа преобразует его в мягкое, щадящее взаимодействие воспитателей с детьми. Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями, о которых уже говорилось выше. Дети, растущие в селах и отдаленных поселках, более воспитаны жизнью. Она сформировала у них те качества, которые с трудом прививаются на городском асфальте. Все дети и взрослые друг друга знают. Нет уничтожающей почти половину воспитательных усилий в городах анонимности и безразличия. Дети развиваются в разновозрастном коллективе. Отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Эти и многие другие качества не приходится формировать заново. Педагогической коррекции подлежат только те качества, которые формируются как отрицательные вследствие условий жизни. Вспыльчивость, драчливость, неумение сдерживать и вести себя, леность, неаккуратность, необязательность становятся предметом воспитательной заботы. В воспитательном процессе малокомплектной школы сливаются три потока: 1) воспитательная работа на уроках; 2) внеурочная и внеклассная воспитательная работа; 3) воспитание общественной средой населенного пункта. Воспитательная работа осуществляется в форме воспитательных дел (ВД). В их основе лежат два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, а второй — органичного «сращивания» всех видов деятельности в едином процессе. ВД одновременно содержит в себе влияния нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.). Общешкольных ВД не должно быть много: 3—4 дела в год. Дело готовится сообща. Учитель вместе с детьми составляет план, распределяет обязанности. Если это праздник, посвященный определенному событию, то он должен быть ярким, запоминающимся. Устраивается конкурс на символ и девиз праздника, готовятся призы и подарки. Учитель будет помогать, но не подменять детей. Избегать мелочной опеки — постоянное правило. Пусть будет не все так красиво, зато сделано самими детьми: детскому неумению нет порицания. При организации конкретных ВД, требующих специальных объяснений и демонстраций (сбор лекарственных трав, посадка деревьев, цветов и т. д.), учитель обращается за помощью к местным специалистам — медсестре, агроному, леснику, механизатору. Воспитательная работа в однокомплектной школе осуществляется одним учителем, в двукомплектной — двумя с распределением обязанностей. Это требует согласованности, взаимопонимания, общего плана работы. Планирование воспитательной работы осуществляется в свободной форме или форме, предложенной региональным воспитательным центром. План может быть еженедельным, помесячным или на полугодие. Иногда классоводы игнорируют планирование. План необходим, чтобы видеть перспективу, знать, к чему идем. Но главное, естественно, не красиво расписанные планы, а конкретные дела. Следует постепенно работать над отдельными качествами личности. Важное направление умственного воспитания в 1-м классе — подготовка к систематическому учению. В этот сложный период школьной адаптации учитываются ожидания ребенка, его готовность к школьному труду. Важное условие — атмосфера доверия к ребенку, забота о его эмоциональном и физическом благополучии, создание развивающей среды. Единая система педагогических действий, единые требования, предъявляемые ребенку в семье и школе, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в овладении нравственными нормами поведения, выработке привычек, легче осваивает навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения. Моральное воспитание младших школьников предполагает формирование их нравственного сознания и поведения в неразрывном единстве. Это достигается определенными упражнениями. Создаются ситуации, в которых ученики могут проявить нравственные качества — честность, отзывчивость, заботливость, внимательность, доброту не на словах, а в конкретных поступках. Трудовое воспитание имеет главной целью воспитание трудолюбия, уважения к труду, людям труда, расширение представлений о профессиях. Особое значение приобретает внеклассная и внешкольная деятельность. Дети участвуют в посильных практических делах — уборка территории и помещений, озеленение села, участка, мелкий ремонт мебели, присмотр за цветами, теплицей и т. п. Большинство сельских школ имеет сад с цветником, поле, на котором проводятся наблюдения и опыты. Можно выращивать фрукты и овощи, собранный урожай пойдет на приготовление обедов для всей школы. На кружковых занятиях народно-ремесленнического направления, кроме выполнения практических работ — плетения, выжигания, резьбы, раскраски и т. п., проводятся беседы на темы: «Культура родного края», «Народные ремесла», «Народное творчество» и т. п. с приглашением родителей, бабушек и дедушек. В сельской местности особую актуальность приобретает экологическая направленность дел. Она требует единства трудового, эстетического, умственного, физического воспитания, решения такого рода задач имеют реальную пользу. Сперва на экскурсиях в природу устанавливаются объекты, требующие охраны. Дети наблюдают за ними, потом включаются в практическую деятельность по охране растений и животных. Эстетический вкус развивается в повседневной жизни. Экскурсия с детьми на природу, прогулка по улице села, предметы окружающего быта могут стать источником приобщения к прекрасному. Эстетическое воспитание неразрывно связано с искусством. Литература, музыка, живопись, народное творчество должны стать постоянными спутниками школьной жизни. Таким образом, воспитательная работа в малокомплектной школе тоже имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Осуществляется умственное, физическое, трудовое, моральное, эмоциональное воспитание детей. Планирование воспитательного процесса сориентировано на совместную деятельность с учетом возрастных возможностей детей каждого класса. Оно имеет ярко выраженную гуманистическую и личностную направленность.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какая школа называется малокомплектной? В чем ее особенности? 2. Выделите преимущества и недостатки малокомплектной школы. 3. Перечислите условия эффективности работы малокомплектной школы. 4. Назовите возможности соединения классов в комплекты. 5. Как составляется расписание уроков? 6. Каковы особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе? 7. Выделите особенности планирования воспитательной работы в малокомплектной школе.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |