Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии реализации административно–правового статуса государственного служащего

Читайте также:
  1. I. Понятие и формы реализации права.
  2. II. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.
  3. II. Применение права как особая форма реализации права. Акты применения права.
  4. II. Принципы, требования и гарантии законности.
  5. II. Форма государственного устройства.
  6. Анализ возможностей корректной реализации канонических моделей управления доступом в ОС с использованием дискреционного механизма.
  7. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
  8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
  9. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
  10. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций на предприятиях.
  11. Ассортимент, сроки хранения и реализации полуфабрикатов из овощей, подвергнутых тепловой обработке
  12. Аудит учета операций по отгрузке и реализации готовой продукции



Классификация государственных служащих

Понятие государственного служащего Российской Федерации

Лекция № 7. Административно-правовой статус государственных служащих

 

План лекции:

1. Понятие государственного служащего Российской Федерации

2. Структура и содержание административно-правовового статуса государственного служащего

3. Классификация государственных служащих

4. Гарантии реализации административно-правового статуса гражданского государственного служащего

Источники

 

Базовым законом, устанавливающим правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, является Федеральный закон от 27.05.2003г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В этом законе устанавливается понятие государственной службы, согласно которому под государственной службой Российской Федерации рассматривается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Таким образом, исходя из смысла данного положения, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов;

- лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должности субъектов Российской Федерации должности, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Обращает на себя внимание наличие двух уровней государственной службы: уровень Российской Федерации и уровень субъектов Российской Федерации, что соответствует заложенному в Конституции Российской Федерации федеративному устройству государства. Следовательно, и государственные служащие должны быть подразделены на два вида:



- федеральные государственные служащие,

- государственные служащие субъектов Российской Федерации.

Опираясь на двухуровневое разделение государственной службы, законодатель в ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» дает следующие понятия государственных служащих:

1. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации является соответствующий субъект Российской Федерации.

В определении государственного служащего субъекта Российской Федерации присутствует термин «гражданский», в то время как в понятии федерального государственного служащего этот термин отсутствует.

Объяснение данному обстоятельству находится в ст. 2. рассматриваемого закона, согласно которой Система государственной службы включает в себя три вида государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Ели на федеральном уровне могут осуществляться все три вида государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная, то в субъектах Российской Федерации возможна только гражданская служба.

В законе «О системе государственной службы Российской Федерации» мы не находим определения понятий «государственный военный служащий» и «государственный служащий правоохранительных органов». В законе лишь сказано: «Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации … устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы» (ст.10). Следовательно, понятие государственного служащего, с учетом специфики соответствующего вида государственной службы, должны содержаться в этих федеральных законах.

27 июля 2004 года был принят Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который закрепил понятие государственного гражданского служащего. Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Специалисты неоднократно отмечали, что первым зримым воплощением нового облика государственной службы Российской Федерации стал названный Федеральный закон. В результате реформаторских преобразований создана правовая база, позволяющая достигнуть принципиально другого качества российского государственного аппарата, который должен быть избавлен от накопившихся негативных тенденций, зараженности коррупцией, приобрести мобильность, четкость и отлаженность современного государственного механизма[56].

Правовой основой военной службы является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

В Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» говорится, что граждане Российской Федерации (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его по ее окончании. К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту или по призыву. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

До сих пор не принят закон, устанавливающих правовые и организационные основы правоохранительной службы. Следовательно, нормативное понятие государственного служащего правоохранительных органов отсутствует. В то же время понятие правоохранительной службы, содержащееся в законе «О системе государственной службы в Российской Федерации», дает возможность его сформулировать доктринально. Это – гражданин Российской Федерации, являющийся федеральным государственным служащим, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Исходя из анализа законодательства, можно выделить признаки, характеризующие понятие государственного служащего.

1. Государственный служащий – гражданин Российской Федерации.Это - одно из важнейших положений закона «О системе государственной службы в Российской Федерации». Оно указывает на то, что право осуществлять государственную службу предоставлено только гражданам Российской Федерации (за некоторыми исключениями)[57].

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уточняет требования, предъявляемые к гражданину России, принимаемому на государственную гражданскую службу. Согласно статье 21 этого закона на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям. В законах, регулирующих прохождение других видов государственной службы содержатся дополнительные требования к кандидатам.

Так, на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

В то же время в образовательные учреждения высшего профессионального образования органов внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать граждане, не достигшие 18-ти летнего возраста.

Этот же закон устанавливает предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел, который составляет 35 лет. А для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования по очной форме обучения - 25 лет.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории согласно ст. 68 Конституции Российской Федерации является русский язык. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» предписывает обязательное использование русского языка в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов. При этом республики дополнительно вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Квалификационные требования к государственным служащим устанавливаются законами, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы.

2.Государственный служащий берет на себя обязательства по прохождению государственной службы.

Нормативное определение понятия «прохождение государственной службы», несмотря на частое употребление этого словосочетания, в законах отсутствует.

В то же время в Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, говорится о прохождении военной службы, включающей в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

Основываясь на этом положении, прохождение службы можно представить как длящийся во времени процесс, начинающийся с возникновения государственно-служеб­ных отношений, и заканчивающийся прекращением службы. Оно может включать в себя назначение на должность, заключение контракта о службе, присвоение специальных, воинских и квалификационных званий, классных чинов, аттестацию, перемещения в должности, применение поощрительных и дисциплинарных санкций, проведение служебной проверки, переподготовку, повышение квалификации и др.

Брать на себя обязательства по прохождению службы – это значит не только выполнять служебные обязанности, но и добровольно соблюдать те требования, условия, ограничения и запреты, которые установлены законами и другими нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение государственной службы.

Например, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее шести месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям[58].

Обязательства по прохождению службы возникают при заключении контракта. Например, согласно ст.21 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, при заключении контракта обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.

3. Государственный служащий замещает должность государственной службы.

Как следует из нормативных правовых актов, должности учреждаются в целях организации, обеспечения исполнения и непосредственного исполнения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности, как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

Иными словами, полномочия государственных органов реализуются через деятельность государственных служащих, замещающих должности государственной службы, учреждаемые в этих государственных органах[59].

Должность государственной службы имеет основополагающее значение для понимания природы государственной службы и определения правового положения государственного служащего. Должность устанавливает круг обязанностей государственного служащего, его права и ответственность. Прохождение службы не на должностях допускается только как временное состояние в установленных нормативными правовыми актами случаях. Так, согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трех месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу; прикомандирования к органам, организациям и учреждениям; в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы»[60].

Для каждого вида государственной службы федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации учреждаются соответствующие должности. Должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, воинские должности, должности правоохранительной службы. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и категориям. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

В законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приводится следующая классификация должностей.

По категориям: руководители; помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

По группам: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.

При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» вводит Реестры должностей государственной службы, отражающие должностную структуру государственной службы Российской Федерации. Данный реестр объединяет два типа реестров: Реестр должностей федеральной государственной службы[61] и Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации[62].

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в указанных государственных структурах, утверждаются Президентом Российской Федерации[63].

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Перечень типовых должностей правоохранительной службы отсутствует в силу отсутствия закона о правоохранительной службе. Анализ законодательства показывает, что перечни типовых должностей устанавливаются в федеральных органах исполнительной власти, относящихся по своей функциональной принадлежности к правоохранительным органам.

4.Государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность.

Термин «профессиональная деятельность» встречается в законах, регламентирующих трудовые, конституционные и административные отношения. Однако единого содержания он не имеет. Более того, в законодательстве допускаются его различные трактовки. Так, из избирательного законодательства следует, что профессиональная деятельность - это сугубо трудовая деятельность, не совпадающая со служебной. В Федеральных законах от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» говорится о профессиональной служебной деятельности, а в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» о профессиональной деятельности по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации[64].

В Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» говорится о профессиональных знаниях и навыках необходимых для выполнения служебных обязанностей.

Таким образом, уровень профессиональной служебной деятельности оценивается в соответствии с квалификационными требованиями. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

Не случайно принцип профессионализма и компетентности государственных служащих закреплен в ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Он является необходимым условием нормального и эффективного функционирования государственного аппарата. Именно поэтому действующее законодательство о государственной службе предъявляет особые требования к лицам, претендующим на должность государственного служащего, предусматривает необходимость проведения конкурсов, аттестации, сдачи квалификационных экзаменов. Все эти меры направлены на обеспечение и повышение профессионализма и компетентности государственных служащих[65].

В литературе остро обсуждается вопрос о деловых качествах, которыми должен обладать государственный служащий. К ним относят: 1) компетентность (знания, опыт); 2) организаторские способности; 3) занятие только государственной службой (исключения составляют научная, преподавательская и иная творческая деятельность); 4) честность, дисциплинированность, субординационность.

В ряде стран Европейского союза также составлен перечень требований к государственным служащим, содержащий 18 позиций: 1) аналитические способности; 2) политическая и социальная эрудированность; 3) опыт административной работы; 4) творческий подход к исполнению должностных обязанностей; 5) ответственность; 6) коммуникабельность; 7) объективность; 8) корректность; 9) стрессоустойчивость; 10) политическая лояльность; 11) преданность; 12) решительность; 13) внимательность к окружающим; 14) знание людей; 15) готовность участвовать в определении политики; 16) инновационность в технике и методах управления; 17) стремление преуспеть в карьерном росте; 18) умение ориентироваться в обстановке[66].

Представляется, что многое из перечисленного применимо и к оценке деловых качеств российских государственных служащих.

5. Государственный служащий получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

В ст. 18 закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» сказано, что финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего cубъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов России.

Денежное содержание государственного служащего - основное средство его материального обеспечения. Это один из необходимых признаков, характеризующих его статус, поскольку, к примеру, работа на общественных началах не может рассматриваться как профессиональная служебная деятельность. Таким образом могут привлекаться к работе государственных координационных и совещательных органов ученые, деятели культуры, практики[67].

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного должностного оклада и месячного оклада за классный чин, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Кроме того, существуют дополнительные выплаты в виде надбавок, денежных поощрений, премий, которые вместе с должностным окладом и окладом за классный чин составляют материальное обеспечение государственного служащего.

6.Государственный служащий обеспечивает исполнение полномочий:

- Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов;

- лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации.

Целью деятельности государственных служащих является обеспечение полномочий указанных субъектов.

Полномочия Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации. В статье 71 перечислены предметы ведения Российской Федерации[68] (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти[69]; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; федеральная государственная служба и другие).

В статье 72 Конституции Российской Федерации определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, культуры, спорта и др.).

Статья 73 Конституции Российской Федерации провозглашает предметы ведения, находящиеся в исключительной сфере полномочий субъектов Российской Федерации (субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне полномочий Российской Федерации и предметов совместного ведения). Это означает, что полномочия субъекта Российской Федерации помимо Конституции Российской Федерации устанавливаются конституциями и уставами соответствующего субъекта Российской Федерации и сводятся к обеспечению жизнедеятельности соответствующих территориальных образований.

Полномочия органов государственной власти, иных государственных органов, устанавливаются федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами[70]. В данном случае речь идет об органах, относящихся к законодательной, судебной и исполнительной ветвям власти. Под иными государственными органами подразумеваются такие органы, как прокуратура Российской Федерации, Счетная палата, Администрация Президента Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации, Центральный банк России и др.

Полномочия лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации установлен Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации». К числу лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, относятся, например, Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, федеральный министр, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания, Генеральный прокурор Российской Федерации, судья федерального суда и др.

Полномочия лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаются конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Так, например, в Москве действует Закон от 15 июля 2005 г. N 43 «О государственных должностях города Москвы», которым установлены основы правового статуса лица, замещающего государственную должность. К таким должностям относятся: мэр Москвы; вице-мэр Москвы; первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы; руководители Аппарата Мэра и Правительства Москвы и др.

Совокупность названных признаков позволяет сформулировать общее понятие «государственный служащий».

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, замещающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации порядке включенную в штатное расписание должность в органе государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной), имеющий присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государством в лице соответствующего должностного лица служебный контракт, принявший присягу (торжественное обещание) выполнять должностные обязанности в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществляющий от имени государства предоставленные ему должностные функции и полномочия (в том числе меры легитимного принуждения), получающий денежное содержание и обладающий гарантированным государством правовым статусом[71].

 

2. Понятие, структура и содержание административно-правового
статуса государственного служащего

Государственный служащий России, являясь субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается особая ответственность. Следует различать должностные права и обязанности, которые определяют его полномочия по конкретной должности, и общие права и обязанности, установленные для государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей. Кроме того, необходимо учитывать, что отдельные элементы правового положения (статуса) государственного служащего устанавливаются соответствующим федеральным законом о конкретном виде государственной службы. К таким элементам относятся: ограничения, запреты, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров.

В Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к данному перечню элементов добавлены свободы, гарантированные государством.

С учетом приведенных положений под административно–правовым статусом государственного служащего можно понимать определяемую замещаемой им должностью государственной службы совокупность обязанностей, ограничений и запретов, прав и свобод, ответственности служащего, включая правила служебного поведения, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, установленных административным законодательством и гарантированных государством.

Статус государственного служащего приобретается с момента заключения служебного контракта и издания приказа (акта) о назначении его на должность, т.е. с момента юридического установления возможности реализации государственным служащим прав, исполнения служебных обязанностей и применения к нему мер ответственности.

Определяющим элементом, характеризующим содержание правового статуса государственного служащего, являются его обязанности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях выполнения им соответствующих должностных обязанностей.

Под обязанностями государственного служащего понимается установленные законодательством обязательства систематического осуществления служебных действий, определяющих в своей совокупности содержание профессиональной деятельности государственного служащего по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Законодательство о государственной службе возлагает на государственных служащих обязанности, обусловленные видом государственной службы и должностным положением государственного служащего. Для более детального их уяснения данные обязанности можно дифференцировать на общеслужебные (основные), профессиональные и должностные.

Ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет 12 основных обязанностей, возлагаемых на государственного гражданского служащего:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленые федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Правовые акты, регулирующие деятельность отдельных государственных органов, возлагают на сотрудников этих органов еще и профессиональные обязанности. Так, например, согласно ст. 27 Федерального Закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Должностные обязанности государственных служащих определяются замещаемыми ими должностями, а поэтому специфичны по каждой должности.

Под правами государственного служащего понимается установленные законодательством и охраняемые государством возможности профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий соответствующих государственных органов.

Данные права принято дифференцировать на три группы: обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту; способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей; содействующие усилению должностной активности государственного служащего, а также способствующие его карьере[72].

К правам, обеспечивающим уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту относятся право на:

ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его полномочия по замещаемой должности; критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей; показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

защиту сведений о гражданском служащем;

членство в профессиональном союзе;

рассмотрение индивидуальных служебных споров;

проведение по его заявлению служебной проверки;

защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

К правам, способствующим непосредственному выполнению служебных обязанностей, относятся право на:

обеспечение надлежащих организационно-технических условий работы;

получение в установленном порядке информации и материалов, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

доступ в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.

К правам, содействующим усилению должностной активности государственного служащего, а также обеспечивающим социальные гарантии служащего, относятсяправо на:

должностной рост на конкурсной основе;

профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством и служебным контрактом;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

медицинское страхование;

государственное пенсионное обеспечение.

Представляет интерес и требует дополнительного разъяснения относительно новый термин, используемый в законодательстве о государственной службе - конфликт интересов.

Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статье 19 определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет на объективное исполнение им должностных обязанностей. При этом возникает противоречие между личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

Под личной заинтересованностью государственного служащего понимается возможность получения при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами.

В случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей или в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной службы.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Непринятие мер по данной ситуации является правонарушением, влекущим увольнение представителя нанимателя со службы.

Для соблюдения указанных требований в государственном органе по управлению государственной службой образуются комиссии по урегулированию конфликтов интересов[73]. Основной задачей комиссий является содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Несмотря на требования законодательства о государственной службе, федеральный закон, устанавливающий особенности рассмотрения служебных споров, пока не принят. В данной связи указанные споры разрешаются в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным кодеком РФ. При этом нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с государственной службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [74].

Ограничения и запреты для государственного служащего. В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые законодательством.

Конституционный суд Российской Федерации разъясняет обоснованность наличия ограничений и запретов для государственных служащих предоставлением им дополнительных социальных гарантий как организационно-правового, так и социально-экономического характера (государственное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск, медицинское и санаторно-курортное обслуживание и др.).

Для государственных служащих ограничения и запреты согласуются с их специальным правовым статусом, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации[75], обусловлен выполнением ими конституционно значимых функций.

В связи с этим соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов - одна из основных обязанностей государственного служащего, а их нарушение является основанием для увольнения с государственной службы[76].

В ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен ряд ограничений для государственного служащего. В частности, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой служащим должности связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу;

9) непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено законодательством;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности[77];

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

В случае если, владение служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Перечисленные запреты направлены, прежде всего, на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы.

Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»[78] установлены общие правила служебного поведения государственных служащих, в отношении гражданского служащего такие требования установлены в ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Основная цель установления ограничений, запретов и требований к служебному поведению государственного служащего: обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов; установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих своими полномочиями; создать условия для независимой служебной деятельности; гарантировать соблюдение государственным служащим прав и свобод граждан.

Особенности статуса государственных служащих по сравнению с другими служащими и различными категориями работников, чья деятельность всецело регулируется нормами трудового законодательства, заключается в повышенной ответственности за соблюдение должностных обязанностей и служебную дисциплину. Юридическая ответственность, к которой могут привлекаться государственные служащие в зависимости от совершенных проступков или наказуемых деяний, также является неотъемлемым элементом их правового статуса[79]. Неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей, несоблюдение им установленных запретов, либо злоупотребление властными полномочиями может повлечь дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. При причинении морального и имущественного вреда может наступить гражданско-правовая ответственность.

Деление государственных служащих на виды обусловлено федеративным устройством РФ, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности и другими обстоятельствами.

В соответствии с принципом федерализма различаются: федеральные государственные служащие и государственные служащие субъектов РФ.

В свою очередь федеральных государственных служащих в зависимости от особенностей службы в государственных органах можно подразделить на государственных: гражданских служащих; служащих, находящихся на военной и на службе в правоохранительных органах.

В соответствии с принципом разделения властей различают государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В зависимости от направленности должностных полномочий выделяются государственные служащие, выполняющие внутриорганизационные функции и внешние.

В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.

В зависимости от категорий, занимаемых должностей, государственные служащие делятся на: руководителей; помощников (советников); специалистов; обеспечивающих специалистов.

В зависимости от квалификационных разрядов государственные служащие различаются по: званиям, классным чинам, рангам.

 

Социальное назначение и сущность гарантий административно–правового статуса государственного служащего проявляется в том, чтобы дать ему возможность реального исполнения предоставленных прав и возложенных обязанностей.

По своему содержанию и характеру действия такие гарантии могут быть дифференцированы на гарантии: общие, организационные и юридические.

Общие гарантии административно–правового статуса государственного служащего могут выступать в качестве определенных экономических, политических, социальных условий, обеспечивающих возможность реализации прав и обязанностей государственным служащим Российской Федерации.

Под организационными гарантиями административно–правового статуса государственного служащего следует понимать специальную организационную деятельность государственных органов, которую они выполняют для обеспечения наиболее полного и всестороннего осуществления принадлежащих государственному служащему прав и исполнения возложенных на него обязанностей.Организационные гарантии административно–правового статуса государственного служащего могут проявляться в процессе:

– руководства вышестоящих органов управления деятельностью нижестоящих органов;

– издания правовых актов управления, в частности, связанных с реализацией предоставленных государственным служащим полномочий;

– приема и рассмотрения заявлений и жалоб на незаконные действия и правовые акты органов управления и их должностных лиц;

– применения мер дисциплинарного принуждения к должностным лицам, нарушившим права и законные интересы государственного служащего.

Юридические гарантии – установленный правовыми нормами порядок реализации, защиты и восстановления прав государственного служащего Российской Федерации. Юридические гарантии административно–правового статуса государственного служащего, являются производными от экономических, политических и социальных гарантий. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» специальные (юридические) государственные гарантии подразделяются на основные и дополнительные.

Основные государственные гарантии гражданских служащих, закрепленные в ст. 52 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», выглядят как:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей;

2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих установлены ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, им может предоставляться право на:

1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности и денежного содержания;

2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием;

3) замещение иной должности при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей;

4) единовременную субсидию для приобретения жилой площади один раз за весь период службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

5) иные государственные гарантии[80].

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Понятие и формы реализации права.
  2. II. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.
  3. II. Применение права как особая форма реализации права. Акты применения права.
  4. II. Принципы, требования и гарантии законности.
  5. II. Форма государственного устройства.
  6. Анализ возможностей корректной реализации канонических моделей управления доступом в ОС с использованием дискреционного механизма.
  7. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
  8. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
  9. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
  10. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций на предприятиях.
  11. Ассортимент, сроки хранения и реализации полуфабрикатов из овощей, подвергнутых тепловой обработке
  12. Аудит учета операций по отгрузке и реализации готовой продукции




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.91.76
Генерация страницы за: 0.047 сек.