Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов

Понятие, содержание и структура административно-правового статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций

Лекция № 8. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций

План лекции:

1. Понятие, содержание и структура административно-правового статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций

2. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов

3. Административно-правовой статус учреждений

4. Административно-правовой статус общественных объединений

Источники

 

Хозяйствующие субъекты и некоммерческие организации относятся к коллективным субъектам административного права. Коллективный субъект представляет собой группу лиц, объединенных в организацию.

Организации создаются для выполнения определенных целей: либо для извлечения прибыли, либо для реализации законных прав, интересов, духовных потребностей граждан. В зависимости от этого, организации можно разделить на: коммерческие и некоммерческие.

К коммерческим организациям согласно Гражданскому кодексу РФ относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности[81]. Таковыми являются хозяйствующие субъекты – организации (предприятия), созданные для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В ГК РФ определены следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. В иных организационно-правовых формах, кроме как указанных в ГК РФ, коммерческие организации создаваться не могут.

К некоммерческим организациям принадлежат учреждения, общественные и религиозные объединения, различные фонды, благотворительные организации и т.д., то есть – те организации, целью создания которых является не получение прибыли, а реализация конституционных прав граждан, удовлетворение их духовных потребностей[82].

Хозяйствующие субъекты и некоммерческие организации относятся к коллективным субъектам административного права, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права. При этом необходимо учитывать, что одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права: гражданского, трудового, финансового, и т.д. Содержание соответствующих правоотношений раскрывается через правосубъектность их участников, состоящей из двух элементов: правоспособности и дееспособности.

Под административной правоспособностью следует рассматривать возможность рассматриваемых субъектов иметь права и обязанности в сфере государственно-управленческой деятельности. Административная дееспособность хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций представляет собой их способность через своих представителей (органы управления или уполномоченных должностных лиц) приобретать права и обязанности, реализовать их в сфере государственно-управленческой деятельности, а также нести административную ответственность за совершенные административные правонарушения (административная деликтоспособность).

В отличие от граждан эти две составляющие у данных субъектов возникают одновременно, по общему правилу – при их государственной регистрации.

Административно-правовые отношения с участием хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций становятся возможными тогда, когда участники этих отношений приобретают административную право-и дееспособность, т.е. потенциальную возможностью воспользоваться установленными для них правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия[83]. Реализация же прав и обязанностей указанных субъектов обеспечивается наступлением юридических фактов.

Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций определяется их нормативно закрепленными целями, задачами, функциями, принципами деятельности, обязанностями, правами, гарантиями и ответственностью. Реализовать свой правовой статус указанные субъекты могут, вступая в конкретные правоотношения (регистрация юридического лица и постановка на учет в налоговом органе, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности, обжалование в суд действий либо бездействий должностных лиц органов исполнительной власти, нарушающих законные права, свободы и интересы организации).

Каждый из рассматриваемых субъектов имеет присущие только ему особенности административно-правового статуса. Вместе с тем между ними есть и общие черты.

1. Организации, являющиеся объединением физических лиц различной численности, создаются для производства материальных или духовных ценностей, а также для реализации иных потребностей граждан.

2. Они имеют обособленное имущество и возглавляются органами управления в лице единоличного руководителя и возглавляемого им управленческого аппарата (администрация, совет директоров и т.п.).

3. Правовое положение коммерческих и некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе актами локального действия (положениями, уставами). В этих нормативных правовых актах определяются их цели, задачи и функции, права и обязанности руководителя, порядок создания и ликвидации, взаимодействия с органами исполнительной власти.

4. Организация считается созданной с момента ее государственной регистрации. Факт регистрации отражается в едином государственном реестре. Если организация занимается предпринимательской деятельностью, то она обязана встать на учет в налоговых органах. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо получить специальное разрешение государства – лицензию. Некоторые виды учреждений – медицинские, образовательные, научные - подлежат государственной аттестации и аккредитации. Нарушение установленного законом порядка регистрации, лицензирования, осуществления других позитивных процедур или несоответствие представленных для этого документов влечет отказ от регистрации, отказ в выдаче лицензии, аттестации и т.д.

5. Права и обязанности организации реализуются через ее функции и осуществляются как руководителем, так и согласно распределению функциональных обязанностей иными должностными лицами и работниками. Администрация, выполняя функции по управлению организацией, распоряжается от ее имени имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает штаты, издает приказы, обязательные для всех сотрудников организации, осуществляет распорядительные полномочия юридически властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации. При этом необходимо заметить, что управленческие функции, выполняемые администрацией, направлены на внутриорганизационные отношения. На осуществление внешнего управления, т.е. управления другими субъектами, администрация организаций не уполномочена, так как не наделена государственно-властными функциями. В то же время организации взаимодействуют с различными субъектами административного права, в том числе с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими органами государственной власти, но при этом они сами являются объектом управленческого воздействия с их стороны.

6. Хозяйствующие субъекты и некоммерческие организации являются участниками как позитивных, так и административно-юрисдикционных отношений. Они все выступают в качестве объектов контрольно-надзорной деятельности со стороны органов исполнительной власти. Данные органы контролируют соблюдение организациями антимонопольного, земельного, трудового, налогового и иного законодательства, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, требований по защите здоровья работников предприятий и др. При выявлении нарушений, эти органы могут вмешиваться в деятельность организаций и применять к ним меры административного принуждения. В ряде случаев организация может быть ликвидирована решением суда по ходатайству контролирующих инстанций. Ликвидация организации допускается при осуществлении ею деятельности с грубыми нарушениями закона (противоречие уставным целям, отсутствие лицензии) либо с нарушениями лицензионных условий и требований, при признании организации банкротом[84], а также в других случаях.

7. Гарантией реализации административно-правового статуса хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций является их право на обжалование неправомерных действий должностных лиц государственных органов в административном и судебном порядке, а также юридическая ответственность за такие неправомерные действия.

К числу характерных особенностей административно-правового статуса хозяйствующих субъектов относятся:

1) обязательность их государственной регистрации. В соответствии со ст. 23 и п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо, а также приравненных к ним по статусу индивидуальные предприниматели подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц (налоговые органы). Такая государственная регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Отказ в государственной регистрации рассматриваемых субъектов допускается только в случаях, установленных законом. Отказ, а также уклонение от регистрации могут быть обжалованы в суд.

В настоящее время государственную регистрацию коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют органы Федеральной налоговой службы РФ. Государственная регистрация некоммерческих организаций отнесена к компетенции Федеральной регистрационной службы РФ. Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется по общим правилам, определенным Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», однако с учетом особенностей, предусмотренных специальными федеральными законами о конкретных видах некоммерческих организаций;

2) обязательность лицензирования в случае осуществления определенных видов деятельности. Одним из многочисленных общественных стереотипов является мнение, что лицензирование - это порождение бюрократической системы государственного управления. Однако следует признать, что законодательной основой лицензирования является гражданское право. Представляется, что введение института лицензирования является вполне обоснованным. Не секрет, что существует значительное количество видов деятельности, где недостаточно только желания заниматься предпринимательством и получать прибыль, необходимо, кроме того, наличие определенных знаний, опыта, материальных ресурсов и т.п. Кроме того, многие виды деятельности потенциально опасны и при ненадлежащем качестве выполнения работ могут угрожать личной и общественной безопасности. Поэтому требуется предварительная проверка лиц, желающих осуществлять данные виды деятельности, на предмет их способности и готовности к этой работе. Результат подобной проверки, имеющий материальное воплощение в виде лицензии подтверждает возможность допуска конкретного субъекта к осуществлению такой деятельности. Государство в лице специально уполномоченных органов выполняет функцию своеобразного экзаменатора, который не только принимает решение о выдаче лицензии, но и следит за тем, как лицензиаты осуществляют разрешенную деятельность, проводя проверки, рассматривая возможные претензии и т.п.

В настоящее время основу лицензирования в РФ составляют Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»[85], а также ряд федеральных законов, определяющих порядок лицензирования видов деятельности, в отношении которых это дополнительно оговорено в законодательстве (оборот гражданского и служебного оружия и боевых припасов к нему; частная охранная и частная детективная деятельность и др.);

3) представление в уполномоченные органы исполнительной власти налоговой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности. Требования к порядку представления налоговой отчетности определены Налоговым кодексом РФ.

Бухгалтерская отчетность юридических лиц представляется в соответствии с общими требованиями, определенными Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[86];

4) осуществление деятельности, в том числе предпринимательской, участие в гражданско-правовых отношениях с учетом рамок, определенных нормами административного права. Совершение юридическими лицами сделок с недвижимым имуществом в рамках гражданско-правовых отношений требует государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[87]. Совершение ряда хозяйственных операций, гражданско-правовых по содержанию, требует во многих случаях предварительного согласия либо последующего уведомления специально уполномоченных органов исполнительной власти. Примером таких операций могут служить сделки, попадающие в сферу государственного антимонопольного регулирования;

5) взаимодействие с органами исполнительной власти в связи с различными аспектами своей деятельности (участие юридических лиц в конкурсах на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; получение разрешений на осуществление строительства, проведение государственной экологической экспертизы, государственного технического осмотра, прием квалификационных экзаменов у частных охранников и т.п.);

6) выполнение специфических административно-правовых обязанностей и соблюдение прямых административных запретов (в сфере пожарной и экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия[88], мобилизационной готовности[89], транспорта[90] и т.п.);

7) деятельность юридических лиц проверяется органами исполнительной власти в рамках их компетенции. Эти проверки могут иметь характер контроля или надзора. Так, в рамках налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом РФ осуществляются камеральные и выездные налоговые проверки юридических лиц. Кроме того, органы исполнительной власти осуществляют валютный контроль; бюджетный контроль; банковский и страховой надзор; транспортный контроль (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории РФ); государственный контроль (надзор) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов; таможенный контроль; иммиграционный контроль; контроль безопасности при использовании атомной энергии; контроль за обеспечением защиты государственной тайны; государственный пожарный надзор; надзор за соблюдением законодательства о труде и др. Данные виды контроля и надзора осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

К числу особенностей административно-правового статуса организаций можно отнести такой специфический вид административных наказаний, как административное приостановление деятельности, которое может применяться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Оно применяется в случае угрозы жизни ил и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и в иных опасных ситуациях, обусловленных нарушениями, допущенными организациями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Источники. 1. Нормативные правовые акты: | Административно-правовой статус общественных объединений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 16773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.