Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой статус политических партий

Читайте также:
  1. I. Административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников административного процесса.
  2. VII. Определите взгляды политических лидеров якобинцев
  3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  4. Административно-правовой статус общественных объединений
  5. Административно-правовой статус религиозных объединений
  6. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов
  7. В Україні статус біженців був визначений в Законі України «Про біженців та осіб, які потребують додаткового або тимчасового захисту» від 08.07.2011 р.
  8. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
  9. Вопрос № 2. Виды государственных органов в России, их система и конституционно - правовой статус.
  10. Вопросы внутреннего устройства политических партий, принятия ее документов и решений
  11. Вопросы участия политических партий в выборах и референдумах

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Правовой основой деятельности политических партий является Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»[95], согласно которому политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение;

б) иметь численность не менее сорока тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов, а в остальных региональных отделениях – не менее ста пятидесяти членов;

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность, что гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Несмотря на достаточно широкие полномочия, законодательство предусматривает ряд ограничений на создание и деятельность политических партий.Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых имеют экстремистскую направленность.Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Однако структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.



Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

Отношения политических партий и государстваурегулированы названным федеральным законом, согласно которому, во-первых, вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и наоборот, не допускается.

Во-вторых, вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

В-третьих, лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

В-четвертых, Президент Российской Федерации вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

Политическая партия создается без вмешательства органов государственной власти на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съезде. Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если: положения устава политической партии, ее наименование и символика противоречат Конституции Российской Федерации и действующему законодательству; не представлены необходимые документы для государственной регистрации; содержащаяся в представленных документах информация не соответствует требованиям Федерального закона; нарушены установленные сроки представления документов.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании и в соответствии с уставом и программой, пределяющей принципы деятельности, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.

Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также предоставлять ему какие-либо преимущества. Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.

Политическая партия вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

в) участвовать в выборах и референдумах;

г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

Политическая партия обязана:

а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица;

в) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;

г) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных ее уставом и программой.

Денежные средства политической партии формируются за счет: вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; средств федерального бюджета; пожертвований; поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности; поступлений от гражданско-правовых сделок; других, не запрещенных законом поступлений.

Политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник. Политической партии и ее региональным отделениям не допускается принимать пожертвования от:

а) иностранных государств; иностранных юридических лиц; иностранных граждан; лиц без гражданства; российских юридических лиц с иностранным участием; международных организаций и международных общественных движений;

б) органов государственной власти и органов местного самоуправления; государственных и муниципальных организаций; воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов; благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;

в) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, и анонимных жертвователей; юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования и др.

Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества. Политическая партия и ее структурные подразделения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

а) информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;

б) изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;

в) продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом. Политическая партия вправе осуществлять благотворительную деятельность.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям.

Контроль соблюдения политическими партиями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Контроль источников доходов политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение и устанавливает срок их устранения (не менее двух месяцев). Если нарушения не были устранены, и предупреждение не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации после вынесения двух письменных предупреждений. Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа - съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административно-правовой статус общественных объединений | Административно-правовой статус религиозных объединений

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3311; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников административного процесса.
  2. VII. Определите взгляды политических лидеров якобинцев
  3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  4. Административно-правовой статус общественных объединений
  5. Административно-правовой статус религиозных объединений
  6. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов
  7. В Україні статус біженців був визначений в Законі України «Про біженців та осіб, які потребують додаткового або тимчасового захисту» від 08.07.2011 р.
  8. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
  9. Вопрос № 2. Виды государственных органов в России, их система и конституционно - правовой статус.
  10. Вопросы внутреннего устройства политических партий, принятия ее документов и решений
  11. Вопросы участия политических партий в выборах и референдумах

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.