КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции государства и государственного управления
Государство как продукт исторического развития возникло тогда, когда в этом появилась общественная потребность. На своем жизненном опыте люди убеждались, что многие функции по обеспечению жизнедеятельности целесообразнее передать для выполнения особому институту. Естественно, что вначале передавались самые общие, стандартные функции. Но мере развития общества и становления государства их набop расширялся. Наступило время, когда люди начали опасаться чрезмерно большого объема государственных функций, ограничения их личной и экономической свободы. Различают довольно большое разнообразие функций. Отметим среди них базовые экономические и социальные функции государства.
Базовые функции государства К базовым обычно относят такие функции, как определение стратегии развития, гарантирование прав собственности, организация денежного обращения, социальная политика, поддержание общественного порядка, защита государственного суверенитета. Функции, не являющиеся базовыми, постоянными, изменяются с развитием исторического и научно-технического процессов. Одни из них становятся ненужными, в других появляется потребность, третьи, оставаясь в той же форме, наполняются новым содержанием. Экономические и социальные функции государства По вопросу о роли государства в экономике сложились две крупные научные школы и много модификаций на их базе. Первая школа — кейнсианство, другая — монетаризм. Взгляды, которые отстаивают эти научные школы, прямо противоположны: Кейнсианство (государственный дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижере). Основным фактором равновесного развития признается спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно управляет отраслями экономики, следит за соотношением между ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредитную и налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества, увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей. Сторонники монетаризма исходят из того, что рынок автоматически достигает равновесия и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред. Так как предложение денег прямо пропорционально росту инфляции, условием сбалансированности считается устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники этого направления выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ и субсидий. Чтобы эффективно выполнять свои функции, государство должно быть сильным, авторитетным. Силу, прочность государства характеризуют различными показателями, например концентрацией власти в верхнем эшелоне, когда функции распоряжения ресурсами сосредоточиваются в центре. В определенных конкретных условиях это может быть необходимым и эффективным. Но чем больше власти у первых лиц, тем меньше ответственности за положение в стране у других институтов власти. Косвенным показателем силы государства может служить наличие эффективных силовых структур. Хотя в обыденной жизни сила ассоциируется с насилием, это далеко не одно и то же. Рост масштабов насилия свидетельствует скорее не о силе, а о слабости государства. Вместе с тем ни одно государство от силовых структур отказаться не может. Общество, прежде всего, нуждается в безопасности, оно требует охраны не только границ, но и всех форм собственности, подавления антиобщественных элементов. Выполняя эту функцию, государство в той или иной степени становится полицейским. Население чувствительно к функции насилия (принуждения) независимо от того, диктуется оно целесообразностью или облечено в законную форму. Бесспорными признаками силы государства являются: • независимая судебная система; • законы преимущественно прямого действия, их исполнение; • делегирование полномочий гражданскому обществу; • поддержка населением. В сильном государстве уважают суд, не допускают давления на него. Засилье чиновничества, подчинение суда исполнительной власти есть признак слабости управленцев, предвестник разложения государства. Не следует стремиться иметь удобное правосудие. Управленческие ресурсы могут быть рационально использованы при наличии ясной, реалистичной, мобилизующей цели преобразований, сильной воли у государственного аппарата к ее достижению. Поэтому наиболее ответственной функцией государства и государственного управления является стратегическое планирование. Стратегия является фундаментальным понятием, раскрывающим миссию, цели, приоритеты развития и методы их достижения. Долгосрочная стратегия определяет, в рамках какой системы, куда и какими путями пойдет развитие страны, под флагом каких убеждений и ценностей. Стратегическое планирование реализуется в различных прогнозных и плановых документах: краткосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития страны, комплексные программы реформирования отдельных сфер, отраслей; перспективные финансовые планы, концепции решения важнейших народно-хозяйственных проблем. Плановое управление объективно необходимо. И не только потому, что рынок никогда не достигнет стадии саморегулирования, а потому, что он плану не противостоит, и для рыночной экономики порядок лучше хаоса, анархии. В ряде отраслей большую актуальность приобретает долгосрочное планирование. В ближайшие 5—10 лет предстоит обновить большую часть газопроводов, подвижного состава и другого оборудования, иначе техногенные катастрофы станут нормой. И нужно уже сейчас строить соответствующие заводы по металлообработке, готовить кадры, расширяя финансовую базу. Опыт нефтяной промышленности показывает, что частные компании не могут выступать координаторами развития отрасли. Это под силу только государственному органу, обладающему стратегическим видением. Основу методологии планирования составляет разработка и анализ сценариев с разными оценками и вероятностями альтернатив поведения системы. Одни мероприятия, условия реализации которых, определены и полностью подвластны субъектам хозяйствования, планируются жестко; другие, реализуемые в условиях неопределенности внешней среды, планируются гибко, оставляя поле для возможных корректировок, т.е. прогнозируются. Прогноз в собственном смысле слова — это предвидение наиболее вероятного хода событий в рамках некоторой целостности. Он базируется на эмпирических закономерностях, причинно-следственных связях по схеме «если..., то...». Прогноз не определяет параметры развития с достаточной точностью, а намечает вероятные и возможные результаты и условия, при которых они могут быть достигнуты; раскрывает положительные и отрицательные тенденции, альтернативы. Реальные, пусть и нерадостные прогнозы мобилизуют, придают энергию, заставляют бить тревогу, опережать события. Качественный прогноз по какому-либо направлению развития страны или отрасли, региона служит сигналом для принятия мер, корректировки политики. Производители, экспортеры и импортеры нуждаются в достоверных прогнозах ситуаций на мировых рынках, чтобы вовремя защититься от экономических потрясений. Наличие прогноза повышает ответственность управленцев, предостерегает их от необдуманных действий. Неумение предвидеть последствия тех или иных решений приводит к кризису. Большую актуальность приобретает политическое прогнозирование и планирование. Мощные государственные и научные центры выполняют самые ответственные задания органов власти. Политик должен уметь предсказывать, что произойдет завтра, через неделю, месяц, год, а затем объяснить, почему предсказываемое не сбылось. Наиболее общей целью долгосрочных стратегий является модернизация общества для того, чтобы поднять уровень жизни народа до определенных стандартов и повысить рейтинг страны в составе мирового сообщества. Для высокоразвитых стран модернизация не требует масштабных усилий и касается обычно отдельных сфер жизнедеятельности, преобразуемых на основе инновационного развития. Их стратегия реализуется под лозунгами «новых рубежей», «нового курса» и др. Большинство же стран берут на вооружение стратегию «догоняющей модернизации», ориентируясь на достижения развитых стран. Главным условием реализации такой стратегии являются повышенные темпы роста ВВП. В специфических условиях конца XX в. в России на первое место выдвинулась функция реформирования общественного устройства. Во второй половине 1980-х гг. реформы приняли радикальную форму перестройки не только экономической, но и духовной жизни. Это позволило включиться в процесс преобразований широким массам, что ускорило ход событий. Наибольшей активностью отличались шахтеры. Вначале выдвигались чисто экономические требования: • введение регионального хозрасчета; • самостоятельность предприятий; • разнообразие форм собственности на средства производства; • индексация заработной платы в соответствии с ростом цен; • упрощение структуры аппарата управления; • увеличение продолжительности отпуска и пенсий. Затем они дополнились политическими требованиями: устранение монополии на власть КПСС, независимость союзных республик. Наиболее полное обоснование реформ содержала программа «500 дней», которая в экономической своей части страдала утопизмом. Вместе с тем она предлагала механизм преобразования союзного государства: республики становятся самостоятельными, но сохраняют устоявшиеся экономические связи. Почти все требования забастовщиков, в конечном счете, были удовлетворены, союзные республики обрели суверенитет. Лидеры России взяли курс на демонтаж прежнего общественного строя, экономической, социальной и политической систем. Процесс вышел далеко за рамки реформирования, так как затрагивал базисные условия развития общества: идеологию, формы собственности, функции государства, характер власти. В результате Россия стала страной с крайне либеральной идеологией, разделяемой органами власти, капиталистической системой хозяйствования и институтами выборной демократии. Однако новая система не демонстрирует преимуществ, наоборот, страна погрузилась в продолжительный всеобщий социально-экономический кризис; деградируют научно-техническая сфера и высокотехнологичные отрасли промышленности; экономика функционирует за счет материальной базы, созданной в советское время. Реформы отбросили страну на десятки лет назад (не достигнут уровень 1990 г., в то время как Китай за 15 лет почти утроил ВВП). Экономическое управление сводится к макрорегулированию, обеспечению профицита бюджета, выплате долгов, ожиданию притока иностранных инвестиций, расчленению естественных монополий, дальнейшему переделу собственности, капитализации компаний, реструктуризации неконкурентоспособных предприятий. Решение Россией любой стратегической задачи усложняется в связи с еще большим отставанием от развитых стран после 1991 г. Это опять актуализирует стратегию возрождения, догоняющую стратегию. Стратегический выбор сузился и в связи с изменением геополитического положения страны. Как отмечено в Ежегодном послании Президента РФ парламенту, Россия может быть или сильным государством, или ее как государства не будет вообще.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |