КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование как инструмент государственной политики
Планирование является центральным звеном управления. План есть одновременно и конкретное задание, и управленческое решение; он мобилизует действия в заранее определенном направлении. В условиях частнокапиталистической формы хозяйствования, непредсказуемости поведения субъектов рынка и зависимости от внешней конъюнктуры общегосударственное планирование весьма затруднено. Производственное планирование перешло от органов власти к хозяйствующим субъектам. Планирование сохраняет директивный характер, т.е. обязывает действовать в определенном направлении, если его объектом является государственный сектор, использование бюджетных средств. На основе утверждаемых показателей государственного бюджета Минфин России доводит планы доходов и расходов до подведомственных организаций. В качестве документов государственного планирования законодательно и нормативно определены: - разработка прогнозов социально-экономического развития; - государственного бюджета; - программы социально-экономического развития на среднесрочный период, перспективного финансового плана; - сводного финансового баланса; - плана мобилизационной подготовки экономики. Конечно же, главенствующим является разработка прогнозов социально-экономического развития. Министерство экономического развития РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти РФ разрабатывает сценарные условия (целевые параметры, основные показатели, решения и меры по направлениям государственной политики). Органы федеральной исполнительной власти и субъектов РФ разрабатывают: • варианты прогнозов развития отраслей и регионов по основным показателям; • планы развития государственного сектора, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. Прогнозы базируются на демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других показателях. Исходным в прогнозировании является анализ динамики основных макроэкономических показателей: • ВВПв сопоставимых ценах; • доходов (расходов) федерального бюджета, % к ВВП; • объема промышленной продукции; • объема инвестиций в основной капитал; • экспорта (импорта); • потребительских цен на товары и платные услуги населению; • минимальных, но реальных располагаемых денежных доходов населения; • численности безработных. Основной формой перспективного государственного планирования служит разработка целевых комплексных программ. Программа предусматривает: • приоритеты в реализации государственной политики; • достижение конкретного конечного результата и эффекта; • увязку материальных, трудовых и финансовых ресурсов; • согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. Программы финансируются за счет государственного бюджета, региональных и местных бюджетов, внебюджетных источников, привлекаемых под государственные гарантии. Правительство РФ определяет государственных заказчиков, отвечающих за реализацию программ.Государственным заказчикам выделяются необходимые финансовые ресурсы. Программы, инициатором которых выступает Президент РФ, называются президентскими. В ряде случаев такой статус может поручить уже утвержденная программа, если необходимо обеспечить решение особо важных государственных задач. Создан Центр президентских программ Администрации Президента РФ. Предприятия составляют и утверждают планы и для общественного признания своей деятельности вносят предложения координирующему органу (им может быть и орган управления) о возможной продаже продукции и потребностях в средствах производства. Если они принимаются, то это налагает обязательства на обе стороны: координирующий орган включает предложения в систему сбыта и снабжения, а предприятие обязуется выполнять объем поставки в качестве принятого заказа. Предприятия на добровольной основе включаются в выполнение общегосударственных задач, целевых комплексных программ, государственных заказов, а также соблюдают обязательные требования экономических и социальных нормативов. Программно-целевое планирование отличается от директивного не степенью обязательности выполнения плана, а способом принятия обязательств. При директивном планировании задание доводится специальным органом, при программно-целевом планировании хозяйствующий субъект добровольно принимает на себя задание и несет полную ответственность за его выполнение. Осуществляется также градостроительное планирование развития территорий. Его продукцией являются: • генеральная схема расселения по территории страны; • консолидированные градостроительные схемы (для двух и более субъектов РФ); • территориальные комплексные схемы (для территории субъекта РФ); • территориальные комплексные схемы по муниципальным образованиям; • генеральные схемы городских и сельских поселений (основной градостроительный документ, определяющий направления развития территории, транспортной и социальной инфраструктуры). Правительство РФ составляет план работы на год (с разбивкой по кварталам), в котором отражаются организационные основы реализации государственной политики. То, что намечает Правительство РФ, — это не внутреннее дело кабинета, а жизнь страны в ее макро- и микроэкономическом измерении. Такое планирование привносит элементы планомерности в социально-экономические процессы страны. Перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена деятельность Правительства РФ в предстоящем году, представляется в Государственную Думу. Федеральные исполнительные органы до начала квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента РФ и планов Правительства РФ предложения, которые содержат: • наименование вопроса и обоснование необходимости его рассмотрения на заседаниях Правительства; • общую характеристику и основные положения предлагаемого к рассмотрению вопроса; • форму решения Правительства; • перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании; • дату рассмотрения. В результате формируется план заседаний Правительства РФ, где по каждому вопросу указываются органы исполнительной власти, ответственные за их подготовку. При принятии решения в форме постановления Правительства РФ документ проходит следующие этапы: 1) внесение проекта постановления (членами Правительства, руководителями министерств и ведомств, главами исполнительной власти субъектов Федерации) с приложением пояснительной записки; 2) предварительное согласование проекта с заинтересованными органами представительной власти и другими организациями; 3) согласование с Министерством юстиции; 4) обсуждение проекта постановления на заседании Правительства; 5) принятие постановления (путем голосования); 6) подписание постановления (Председателем); 7) опубликование постановления в Собрании законодательства Российской Федерации, а при необходимости немедленное обнародование через средства массовой информации.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |