КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объем вывоза капитала
Допустимым признается вывоз капитала в размере до 10% ВВП. Основные формы вывоза валюты из России — выплаты по государственному долгу, перевод компаниями для организации бизнеса за рубежом, утечка финансовых средств через офшоры. Причинами (факторами) вывоза капитала могут являться: • избыточные сбережения у предприятий и граждан; • неблагоприятные условия для вложения, сохранности капитала, в том числе узкие масштабы потребительского спроса; • криминальное происхождение капитала. Закон о противодействии отмыванию денег, нажитых преступным путем, обязывает Правительство РФ утвердить и опубликовать список офшорных государств. Информация о переводе денег в такие страны должна представляться банками в Федеральную службу по финансовому мониторингу (если сумма сделки превышает 600 тыс. руб.). Оттоку противодействуют приток через инвестиции и другие механизмы. Для каждой страны, особенно с высокой долей внешней торговли в ВВП, важен курс национальной валюты, т.е. цена иностранной валюты, выраженная в национальной валюте. Валютный курс служит барометром состояния экономики, денежной единицы, платежного баланса. Различают следующие модели курсообразования: 1) жесткий фиксированный курс; 2) управляемый курс; 3) плавающий курс. Первая модель предусматривает привязку валюты страны к другой твердой валюте. Подобная модель вводится для борьбы с инфляцией, контроля за наличностью; обеспечивает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных резервов. Третья модель квалифицируется как рыночное курсообразование. В России после 17 августа 1998 г. провозглашен переход к плавающему курсу. С рыночных позиций слабый рубль выгоден для экономики, для сбережений. Усиливается приток валюты; укрепляется экономика экспортно-ориентированных предприятий, повышается конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, инвестиционная активность. Экспортерам и производителям, у которых мала доля импортного сырья и комплектующих, выгоден низкий курс рубля, так как повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке и падает конкурентоспособность иностранных фирм на внутреннем рынке России. Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами: 1) уменьшением притока валюты в страну путем снижения или отмены нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами; одновременно это способствует снижению инфляции, так как Центральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары. 2) выталкиванием валюты за рубеж (бегство от доллара) через инвестиции, погашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта. Однако если Центральный банк поддерживает доллар, а не рубль, то это означает, что он: • искусственно вмешивается в свободный рынок, который служит основой либеральной экономики; • не выполняет конституционную обязанность поддерживать национальную валюту. Последствиями девальвации становятся: парализация фондового рынка; возрастание угрозы банкротств предприятий и банков; удорожание государственного долга, номинированного в иностранной валюте; снижение уровня жизни населения (сокращение импорта дешевых товаров) и др. Экспортеры — это еще не вся экономика. Серьезность таких выводов заставляет Центральный банк не позволять рублю опуститься слишком низко. Центральный банк объективно заинтересован в сильной национальной валюте; он отвечает за денежно-кредитную, а не экономическую политику. Сильный рубль обеспечивает рост валютных резервов. Правительству нужен сильный рубль для выплаты внешнего долга, увеличения инвестиций в экономику страны, стимулирования модернизации технологий. Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфляцию, удешевляет импорт. Кроме того, необходимые отечественные товары не уходят за границу. Сильный рубль стимулирует приток иностранных инвестиций (импорт технологий и оборудования), уменьшает отток капитала. МВФнастаивает на укреплении рубля, чтобы доказать, что Россия не нуждается в кредитах и списании долгов. Вместе с тем существуют факторы, противодействующие укреплению рубля. 1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь вопросом техническим; поэтому ради уплаты внешнего долга нет необходимости укреплять рубль. 2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможенными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО. 3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла. Стабильный курс — еще не признак того, что в экономике все нормально, если инфляция продолжает расти. Курс должен обеспечивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импорта. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяйствования существовали четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Этому способствует политика стабильного курса рубля, т.е. курс не должен ни повышаться, ни понижаться. Среди инструментов политики Центрального банка в отношении обменного курса первостепенное значение имеют валютные интервенции и валютные резервы. Валютные интервенции осуществляются при наличии в достаточных размерах валютных резервов. Валютная интервенция — это продажа или скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если валютные резервы тратятся на повышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрывают, так как можно закупить больше импортных товаров и дешевле их продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания курса рубля или погашения внешнего государственного долга вызывает необходимость их пополнения. Центральный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, в результате чего рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные товары повышаются. Критической массой резервов считается сумма, достаточная для нейтрализации спекулятивных атак на рубль. Другую их часть можно использовать с большей пользой в реальном секторе.
Глава 5. Управление основными хозяйственными комплексами Общественная система характеризуется внутренней структурой, соотношением отдельных ее сфер, секторов, комплексов, отраслей. Условием нормального функционирования системы является обоснованное соответствие между ее частямями. Структура общественной системы меняется под воздействием новых технологий, общественных потребностей, государственного регулирования. В каждой стране структура экономики имеет специфику, соответствующую конкретным условиям и уровню социально-экономического развития. В развитых странах в структуре преобладают потребительский сектор, услуги, высокотехнологичные отрасли. Формирование рациональной структуры экономики является важнейшей задачей государственного управления. Если страна включена в систему международного разделения труда и господствуют транснациональные монополии, то она производит то, что требует сегодня мировой рынок, и снижает производство того, что он поставляет в эту страну. Для выбора приоритетов остается ограниченное пространство. Но без выбора и обоснования приоритетов с позиций общегосударственных интересов, за которыми следуют инвестиции, налоговая, таможенная и другие направления экономической политики, страна рискует остаться на обочине движения от постиндустриального к информационному обществу. Нерациональная производственная структура представляет большую опасность, чем нехватка ресурсов. Поэтому государственное управление должно быть направлено на внедрение новейших научно-технических достижений, более полное использование потенциала, качественное совершенствование производства, государственную поддержку перспективных отраслей. Приоритетами структурной политики для этого должны быть наука, производства, образующие «точки роста», транспорт, коммуникации. Государство непосредственно не вмешивается во внутренние дела частных предприятий. Воздействие на предприятия осуществляется, прежде всего, упорядочением законодательства, установлением справедливых правил экономического поведения на рынке, внедрением методов регулирования, при которых министерства становятся ответственными за структурные и институциональные преобразования. Функциональные органы исполнительной власти взаимодействуют с отраслевыми органами, являющимися традиционными для экономической системы, и становятся штабами, где разрабатываются концепции развития, направления научно-технической и промышленной политики, на которые ориентируются все предприятия независимо от форм собственности и способов хозяйствования. Совершенствование государственного управления включает расширение прав и повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти за проведение структурной, промышленной, инновационной, бюджетной, внешнеторговой политики, приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, устранение диспропорций между добывающими и обрабатывающими отраслями, рыночным и государственным секторами.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |