Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем вывоза капитала




 

Страна Сумма % к ВВП   Страна Сумма % к ВВП
США Япония Германия Россия 406,5 !22,1 135,1 50,1 5,5 4,1 7,8 5,1 Китай Бразилия Индия 19,9 2,7 1,0 0,5 0,3 0,1

 

Допустимым признается вывоз капитала в размере до 10% ВВП. Основные формы вывоза валюты из России — выплаты по государ­ственному долгу, перевод компаниями для организации бизнеса за рубежом, утечка финансовых средств через офшоры.

Причинами (факторами) вывоза капитала могут являться:

• избыточные сбережения у предприятий и граждан;

• неблагоприятные условия для вложения, сохранности капитала, в том числе узкие масштабы потребительского спроса;

• криминальное происхождение капитала.

Закон о противодействии отмыванию денег, нажитых преступным путем, обязывает Правительство РФ утвердить и опубликовать спи­сок офшорных государств. Информация о переводе денег в такие страны должна представляться банками в Федеральную службу по финансовому мониторингу (если сумма сделки превышает 600 тыс. руб.). Оттоку противодействуют приток через инвестиции и другие механизмы.

Для каждой страны, особенно с высокой долей внешней торгов­ли в ВВП, важен курс национальной валюты, т.е. цена иностранной валюты, выраженная в национальной валюте. Валютный курс служит барометром состояния экономики, денежной единицы, платежного баланса.

Различают следующие модели курсообразования:

1) жесткий фиксированный курс;

2) управляемый курс;

3) плавающий курс.

Первая модель предусматривает привязку валюты страны к дру­гой твердой валюте. Подобная модель вводится для борьбы с инфля­цией, контроля за наличностью; обеспечивает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных ре­зервов.

Третья модель квалифицируется как рыночное курсообразование.

В России после 17 августа 1998 г. провозглашен переход к плавающему курсу.

С рыночных позиций слабый рубль выгоден для экономики, для сбережений. Усиливается приток валюты; укрепляется экономика экспортно-ориентированных предприятий, повышается конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, инвестиционная активность. Экспортерам и производителям, у которых мала доля импортного сырья и комплектующих, выгоден низкий курс рубля, так как повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке и падает конкурентоспособность иностранных фирм на внутреннем рынке России.

Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами:

1) уменьшением притока валюты в страну путем снижения или отмены нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами; одновременно это способствует снижению инфляции, так как Цен­тральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары.

2) выталкиванием валюты за рубеж (бегство от доллара) через инвестиции, погашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта.

Однако если Центральный банк поддерживает доллар, а не рубль, то это означает, что он:

• искусственно вмешивается в свободный рынок, который слу­жит основой либеральной экономики;

• не выполняет конституционную обязанность поддерживать национальную валюту.

Последствиями девальвации становятся: парализация фондового рынка; возрастание угрозы банкротств предприятий и банков; удорожа­ние государственного долга, номинированного в иностранной валюте; снижение уровня жизни населения (сокращение импорта дешевых то­варов) и др. Экспортеры — это еще не вся экономика.

Серьезность таких выводов заставляет Центральный банк не по­зволять рублю опуститься слишком низко.

Центральный банк объективно заинтересован в сильной нацио­нальной валюте; он отвечает за денежно-кредитную, а не экономиче­скую политику. Сильный рубль обеспечивает рост валютных резер­вов. Правительству нужен сильный рубль для выплаты внешнего долга, увеличения инвестиций в экономику страны, стимулирования модернизации технологий.

Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфля­цию, удешевляет импорт. Кроме того, необходимые отечественные товары не уходят за границу. Сильный рубль стимулирует приток иностранных инвестиций (импорт технологий и оборудования), уменьшает отток капитала. МВФнастаивает на укреплении рубля, чтобы доказать, что Россия не нуждается в кредитах и списании долгов.

Вместе с тем существуют факторы, противодействующие укреплению рубля.

1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь во­просом техническим; поэтому ради уплаты внешнего долга нет необ­ходимости укреплять рубль.

2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного произ­водства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможен­ными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО.

3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла.

Стабильный курс — еще не признак того, что в экономике все нормально, если инфляция продолжает расти. Курс должен обеспе­чивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импор­та. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяй­ствования существовали четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Этому способствует политика стабильного курса рубля, т.е. курс не должен ни повышаться, ни понижаться.

Среди инструментов политики Центрального банка в отношении обменного курса первостепенное значение имеют валютные интер­венции и валютные резервы. Валютные интервенции осуществляются при наличии в достаточных размерах валютных резервов.

Валютная интервенция — это продажа или скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она де­шевеет, а рубль дорожает.

Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если валютные резервы тратятся на по­вышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрыва­ют, так как можно закупить больше импортных товаров и дешевле их продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания курса рубля или погашения внешнего государственного долга вызывает необходимость их пополнения. Централь­ный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, в ре­зультате чего рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные това­ры повышаются.

Критической массой резервов считается сумма, достаточная для нейтрализации спекулятивных атак на рубль. Другую их часть можно использовать с большей пользой в реальном секторе.

 

 

Глава 5. Управление основными хозяйственными комплексами

Общественная система характеризуется внутренней структурой, соотношением отдельных ее сфер, секторов, комплексов, отраслей. Условием нормального функционирования системы является обосно­ванное соответствие между ее частямями.

Структура общественной системы меняется под воздействием новых технологий, общественных потребностей, государственного регулирования. В каж­дой стране структура экономики имеет специфику, соответствующую конкретным условиям и уровню социально-экономического развития. В развитых странах в структуре преобладают потребительский сектор, услуги, высокотехнологичные отрасли.

Формирование рациональной структуры экономики является важ­нейшей задачей государственного управления. Если страна включена в систему международного разделения труда и господствуют транс­национальные монополии, то она производит то, что требует сегодня мировой рынок, и снижает производство того, что он поставляет в эту страну. Для выбора приоритетов остается ограниченное пространство.

Но без выбора и обоснования приоритетов с позиций общегосудар­ственных интересов, за которыми следуют инвестиции, налоговая, тамо­женная и другие направления экономической политики, страна рискует остаться на обочине движения от постиндустриального к информационному обществу.

Нерациональная производственная структура представляет большую опасность, чем нехватка ресурсов. Поэтому государственное управле­ние должно быть направлено на внедрение новейших научно-техни­ческих достижений, более полное использование потенциала, качест­венное совершенствование производства, государственную поддержку перспективных отраслей. Приоритетами структурной политики для этого долж­ны быть наука, производства, образующие «точки роста», транспорт, коммуникации.

Государство непосредственно не вмешивается во внутренние дела частных предприятий. Воздействие на предприятия осуществляется, прежде всего, упорядочением законодательства, установлением спра­ведливых правил экономического поведения на рынке, внедрением методов регулирования, при которых министерства становятся ответ­ственными за структурные и институциональные преобразования. Функциональные органы исполнительной власти взаимодействуют с отраслевыми органами, являющимися традиционными для экономи­ческой системы, и становятся штабами, где разрабатываются концепции развития, направления научно-технической и промышлен­ной политики, на которые ориентируются все предприятия незави­симо от форм собственности и способов хозяйствования.

Совершенствование государственного управления включает рас­ширение прав и повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти за проведение структурной, промышленной, инновационной, бюджетной, внешнеторговой политики, приоритет­ное развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, уст­ранение диспропорций между добывающими и обрабатывающими отраслями, рыночным и государственным секторами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.