Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование доходов населения

Источником личных доходов населения является националь­ный продукт, из которого каждый получает некую долю в результате перераспреде­ления. При этом доходы могут быть получены в различных формах: доходы от трудовой деятельности, занятости в домашнем хозяйстве, использования собственности и капитала, бюджетные трансферты, прочие.

Доходы имеют две формы: номинальные и реальные. Реальные доходы образуются как результат деятельности, приносящей доход, они мень­ше номинальных доходов на величину налогов, других обязатель­ных платежей, потерь от инфляции.

 

БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
(млн. рублей)

             
I. Доходы от предпринимательской деятельности 39702,7 54501,9 76882,1 100518,3 98520,8 111088,0
II. Оплата труда 93036,5 114942,3 155533,6 199831,3 246622,1 228210,6
III. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда 3407,4 3910,6 4902,4 6042,8 7120,2 6730,2
IV. Социальные трансферты 29127,7 37657,9 46356,0 54884,3 71950,1 97291,3
в том числе:            
1. Пенсии 23713,6 28012,3 33040,4 38089,1 51763,8 66283,9
2. Пособия и социальная помощь 3260,1 7158,2 10534,0 14262,5 17098,6 27630,4
3. Стипендии 228,2 253,9 282,5 240,2 226,0 208,8
4. Страховые возмещения 1839,7 2157,5 2428,3 2223,7 2791,1 3070,8
5. Выигрыши по лотереям 86,1 76,0 70,8 68,8 70,6 97,4
V. Доходы населения от собственности 15515,9 21579,0 17080,5 18318,6 13734,5 15695,8
в том числе:            
1. Дивиденды 2352,8 1536,3 2336,9 5391,2 4504,0 5393,8
2. Проценты по депозитам 2526,5 2241,5 2955,6 4120,1 4813,4 6726,0
3. Выплата доходов по государственным и другим ценным бумагам 8383,8 13285,1 6120,2 4896,1 3049,0 1761,0
4. Предварительная компенсация по вкладам граждан 519,7 627,7 1073,4 1147,3 1368,1 1764,9
5. Доходы от продажи недвижимости 1733,1 3888,4 4594,4 2763,9 -[1][1] -
6. Выплаты правоприемникам умерших застрахованных лиц - - - - - 50,1
VI. Доходы от продажи иностранной валюты 3387,3 4117,7 6210,3 6142,6 5984,2 10335,4
VII. Прочие доходы (от сдачи черных и цветных металлов) - - - - - 654.7
VIII. Деньги, полученные по переводам            
IX. Другие доходы 68602,8 99943,4 126800,3 152949,3 249607,2 316477,4
Всего денежных доходов 252780,3 336652,8 433765,2 538687,2 693539,1 786483.4
Превышение расходов над доходами - - - - - -
Баланс 252780,3 336652,8 433765,2 538687,2 693539,1 786483,4

Продолжение

             
I. Покупка товаров и оплата услуг 185886,4 246106,9 327090,4 435635,5 575486,5 620584,9
в том числе:            
1. Покупка товаров 140491,1 186414,6 251365,5 339242,3 448087,0 477359,9
2. Оплата услуг 45395,3 59692,3 75724,9 96393,2 127399,5 143225,0
в том числе:            
1) Оплата жилья и коммунальных услуг 12370,1 17642,3 23315,1 29834,8 40293,8 47120,1
2) Оплата бытовых услуг 4874,3 6304,0 7791,4 9930,6 14461,6 16701,4
3) Оплата услуг системы образования 3705,0 4732,3 5830,7 7434,4 9492,8 11125,5
4) Расходы на путевки в санатории, дома отдыха, туризм и медицинские услуги 4178,7 5803,4 7558,5 9998,9 13005,3 14600,5
5) Расходы на кино, театры и другие зрелища 433,3 604,1 830,6 1071,3 1514,5 1783,3
6) Расходы на все виды пассажирского транспорта 11491,6 14475,5 18408,9 22159,9 29417,2 29556,5
7) Оплата услуг связи 5854,4 7421,2 9009,3 12748,7 15401,9 17201,3
8) Прочие услуги 2487,9 2709,5 2980,4 3214,6 3812,4 5136,4
II. Обязательные платежи и добровольные взносы 17381,3 20873,8 28021,4 37840,8 53233,7 54059,1
в том числе            
1. Налоги и сборы 12412,2 14577,9 19151,9 25902,1 32475,1 32135,9
2. Платежи по страхованию 2333,0 3109,3 3983,2 4024,0 4925,4 3851,8
3. Взносы в общественные и кооперативные организации 460,6 566,5 549,1 1305,2 1611,7 3536,8
4. Проценты, уплаченные населением за предоставленные кредиты 1958,3 2430,4 4176,8 6456,6 13857,7 14240,0
5. Приобретение лотерейных билетов 217,2 189,7 160,4 152,9 363,8 294,6
III. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах 12272,7 13022,6 17927,8 21998,5 1991,8 23593,5
в том числе            
1. Прирост (уменьшение) привлеченных средств на рублевых счетах 9578,2 9516,7 14785,9 19350,1 -2336,9 21195,2
2. Приобретение государственных и других ценных бумаг 2694,5 3505,9 3141,9 2648,4 4328,7 2398,3
IV. Расходы на покупку недвижимости 4281,0 4894,4 6036,2 6562,8 9877,8 5196,8
V. Изменение задолженности по кредитам -9452,5 -8892,3 -11915,3 -24492,1 -19921,8 14517,8
VI. Изменение средств на счетах физических лиц-предпринимателей 14516,7 19792,6 18539,5 18575,4 24756,7 27961,5
VII. Приобретение иностранной валюты 8677,2 9932,5 11302,4 13900,7 21579,3 16568,1
VIII. Деньги, отосланные по переводам 790,8 7115,8 11087,6 10381,1 3906,6 3056,6
Всего денежных расходов и сбережений 234353,6 312846,3 408090,0 520402,7 670910,6 765538,3
Превышение доходов над расходами 18426,7 23806,5 25675,2 18284,5 22628,5 20945,1
Баланс 252780,3 336652,8 433765,2 538687,2 693539,1 786483,4

 

Основным источником доходов является оплата труда. Доходы от предпринимательства и собственности составляют почти 20%, что соответствует уровню стран с развитой рыночной экономикой. Однако это следствие не соотношения форм собственности, а нормы предпринимательской прибыли: в России работодатели частного сектора ориентируются на 80—120% прибыли, а на Западе довольствуются 10—30%.

Выбор тарифных ставок (окладов) во внебюджетной сфере устанавливается предприятием самостоятельно и закрепляется в коллективных договорах и соглашениях. Тарифная система оплаты труда работников на любом предприятии не должна быть ниже уровня государственных гарантий по оплате труда.

Государственные гарантии по оплате труда работникам независимо от сферы занятости опираются на принципы и нормы международного права и призваны обеспечивать своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, достойное существование семьи. Государ­ственными гарантиями являются:

• минимальный размер оплаты труда;

• минимальный размер тарифной ставки (оклада) работников
организаций бюджетной сферы;

• меры, обеспечивающие повышение реального содержания за­работной платы;

• ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя, размеров налогообло­жения заработной платы;

• сроки и очередность выплаты заработной платы;

• получение работником заработной платы в случаенеплатежеспособности и прекращения деятельности работодателя;

• государственный надзор и контроль за реализацией гарантий по оплате труда.

Минимальный размер оплаты труда (4330 рублей) устанавливается на всей тер­ритории страны в качестве социального стандарта. Он периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни и социально-экономического положения в стране. Поставлена задача повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума (5144 руб.- более 18,5 млн жителей страны).

 

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетных организаций, финансируемых из бюджетов регионального и муниципального уровней с 1 января 2009 г.
Разряд Тарифный коэффициент Месячная тарифная ставка (руб.,коп.)
     
  1,04  
  1,09  
  1,142  
  1,268  
  1,407  
  1,546  
  1,699  
  1,866  
  2,047  
  2,242  
  2,423  
  2,618  
  2,813  
  3,036  
  3,259  
  3,51  
  4,5  
I. Технические исполнители  
Технические исполнители Диапазон разрядов  
Уборщик    
Дворник    
Дежурный бюро пропусков    
Копировщик    
Нарядчик    
Табельщик    
Учётчик    
Экспедитор    
Агент    
Делопроизводитель    
Секретарь    
Чертёжник    
Кассир 3-4  
Экспедитор по перевозке грузов 3-4  
Инкассатор 4-5  
Стенографистка 4-5  
Статистик    
         

 

II. Специалисты
Технические исполнители Диапазон разрядов
Дистпетчер  
Инспектор  
Лаборант  
Техники всех специальностей и наименований 5-8
Бухгалтер 6-11
Инженеры различных специальностей и наименований 6-11
Переводчик 6-11
Психолог 6-11
Редактор 6-11
Товаровед 6-11
Художник 6-11
Экономист 6-11
Архитектор 6-13
Конструктор 6-13
Математик 6-13
Программист 6-13
Технолог 6-13
Дизайнер 6-13
Электронник 6-13

Зачастую самый высокооплачиваемый 18 разряд ЕТС не дотягивал даже до прожиточного минимума.

 

Повышение уровня реального содержания заработной платы осу­ществляется в виде ее индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация призвана полностью или частич­но возместить удорожание, поддержать покупательную способность де­нежных доходов. Для бюджетных организаций индексация проводится на основе закона и иных нормативных правовых актов, в организаци­ях не бюджетной сферы порядок индексации определяется коллективными договорами или нормативными актами организации.

В частном секторе государство ограничивается незначительным вме­шательством в организацию оплаты, и основным регулятором здесь вы­ступают коллективные договоры и соглашения. Стороны трудового дого­вора имеют свободу выбора в установлении размеров оплаты труда. Оп­лата зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количе­ства и качества затраченного труда, ее максимальный предел не уста­навливается. Надо сказать, что коллек­тивный договор работников с работодателем не является надежным регулятором, их заключают далеко не все предприятия; на многих из них отсутствуют профсоюзные организации.

В целом государственное регулирование распределительных отноше­ний неэффективно. Оплата труда стала больше зависеть от факторов, не имеющих отношения к количеству и качеству труда, работодате­ли в основном руководствуются принципом «по результатам собе­седования».

Что касается основных мер дополнительного стимулирования труда, то к ним можно отнести следующие:

• повышение заработной платы с учетом результатов труда;

• краткосрочные премии по результатам работы;

• надбавки за сложность, условия труда, стаж;

• социальные выплаты (страховка и др.);

• повышение по должности с большей ответственностью;

• участие в управлении;

• владение акциями компании;

• прочие формы (надбавки за инициативность, личные достижения, участие в сбыте, снижении затрат, премии за рационализа­торские предложения и т.д.).

Финансовые ресурсы федерального бюджета позволяют увеличить расходы на жизнеобеспечение регионов и зон с особо сложными усло­виями хозяйствования и проживания, демографическими и миграци­онными проблемами, оказавшихся в неблагоприятной социально-экономической ситуации. Инструментами реализации такого направ­ления региональной политики являются целевые трансферты, субвенции на образование, здравоохранение, социальную защиту насе­ления, федеральные и региональные программы привлечения инве­стиций и структурной перестройки.

Принята федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов (2002—2010 годы и до 2015 г.)». Целью программы является сокращение различий по основным показателям между наиболее развитыми и отстающими регионами (сейчас различия в десятки раз).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная политика государства | Государственная политика в области занятости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.