Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав правовой базы местного самоуправления РФ




Правовые основы местного самоуправления

Понятие и состав правовой базы местного самоуправления

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Правовая база местного самоуправления — это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

 

Конституция Российской Федерации
 


 


Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а так­же правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства

РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъ­ектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референ­думах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (рис. 1.3.1).

Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разгра­ничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного веде­ния РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и при­нятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъ­ектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные пра­вовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.

Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль — муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе организации и дея­тельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муници­пального права отражает многогранность муниципальной деятельности.

Конституционные основы местного самоуправления

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представле­ны в табл.

 

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозгла­шает его право на муниципальную собственность, включая собственность на зем­лю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления, как упоминалось, не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими полномочий, а как невоз­можность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления. Более подробно вопросы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами госу­дарственной власти рассматриваются в разделе 1.5.

Федеральное законодательство

Федеральный закон 2003 года № 131-ФЗ относит к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления;

♦ определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ;

♦ правовое регулирование деятельности федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должност­ных лиц в области местного самоуправления;

♦ правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения и при осуществлении переданных государственных пол­номочий.

Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя федеральные зако­ны, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, специально посвященного вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муници­пального права.

В первой группе главным является закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления. В нем раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена его роль в осуществлении на­родовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправ­ления. Структура Федерального закона 2003 года представлена в таблице.

 

Структура Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 Года №131-ФЗ

 

Главы Статьи Наименование
  1-9 Общие положения
  10-13 Принципы территориальной организации местного самоуправления
  14-18 Вопросы местного значения
  19-21 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  22-33 Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
  34-42 Органы и должностные лица местного самоуправления
  43-48 Муниципальные правовые акты
  49-65 Экономическая основа местного самоуправления
  66-69 Межмуниципальное сотрудничество
  70-78 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью
  79-82 Особенности организации местного самоуправления
  83-86 Переходные положения

 

 

К другим федеральным законам этой группы относятся законы «Об обеспече­нии конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы ме­стного самоуправления» (1996 год), «Об основах муниципальной службы в РФ» (1998 год), «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» (1998 год).

Из второй группы федеральных законов особенно важны Гражданский, Зе­мельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, оказываю­щие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нор­мы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов — от воинской службы до здравоохранения. В период реформы местного самоуправления законотворческая деятельность муниципальных образований значительно активизировалась. Особое значение имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в результате принятия которого было устранено значительное количество противоречий между законодательством о местном са­моуправлении и отраслевым законодательством.

Региональное законодательство

Для конкретного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ.

Федеральный закон 2003 года относит к полномочиям органов государствен­ной власти субъектов РФ правовое регулирование вопросов, связанных с орга­низацией местного самоуправления в субъектах РФ, правами и обязанностями органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления, правами и обязанностями органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.

В конституциях (уставах) субъектов РФ содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый субъект РФ принимал закон об организа­ции местного самоуправления на своей территории, а также пакет других зако­нов по вопросам местного самоуправления. К их числу относятся, например, за­коны о выборах в органы местного самоуправления, местных референдумах, му­ниципальной службе, административно-территориальном устройстве субъекта РФ, порядке образования и преобразования муниципальных образований и т. п. К числу отраслевых региональных законов, серьезно влияющих на деятельность местного самоуправления, относятся законы о собственности, бюджете и бюд­жетном процессе, региональных налогах и сборах и др.

Несмотря на наличие общей правовой основы, законодательная практика от­дельных субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления на начало XXI века оказалась весьма различной. Анализ региональных правовых актов свидетельствовал о том, что многие из них по-разному трактовали и кон­кретизировали различные аспекты местного самоуправления, зачастую ущемляя его права. Типичными примерами служат лишение малых городов и других по­селений прав на местное самоуправление, формирование «декоративных» му­ниципальных образований, лишенных собственности и бюджета, невыполнение требований федерального законодательства о наделении органов местного само­управления отдельными государственными полномочиями, жесткое регулиро­вание структуры органов местного самоуправления, ущемление полномочий представительных органов. В защиту прав местного самоуправления от законо­дательных инициатив региональных властей неоднократно выступал Конститу­ционный Суд РФ. Наиболее известны его постановления по законодательству о местном самоуправлении в Удмуртской Республике (1997 год) и в Республике Коми (1998 год).

В 2001-2003 годах по инициативе Президента России многие региональные законы по вопросам местного самоуправления были приведены в соответствие с федеральным законодательством. Однако в соответствии с Федеральным законом 2003 года № 131-ФЗ многие законодательные вопросы требуют дора­ботки.

Система муниципальных правовых актов

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непо­средственно, органами и должностными лицами местного самоуправления при­нимаются муниципальные правовые акты. Их система представлена в таблице.

Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого во­леизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юри­дической силой на территории муниципального образования. Порядок проведе­ния местных референдумов и сходов рассматривается в разделе 1.6.

Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важней­шие процессы жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее ти­пичные из них:

♦ положение о местных референдумах и местных выборах;

♦ положение об организации территориального общественного самоуправле­ния на территории муниципального образования;

♦ положение о порядке управления собственностью муниципального образо­вания;

♦ правила землепользования и застройки;

♦ правила торговли;

♦ положение о муниципальном заказе;

♦ положение о муниципальной службе и т. д.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься органами террито­риального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.

Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, ис­полнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, проведе­нии проверки и т. п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.