Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальная служба





Понятия муниципальной службы и муниципального служащего

Под муниципальной службой понимают профессиональную деятельность на по­стоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полно­мочий. Основные ее признаки показаны на рис. .

В настоящем разделе излагаются правовые основы муниципальной службы в системе местного самоуправления. Вопросы ее практической организации в рамках кадрового обеспечения муниципального управления рассматриваются в главе 8.

До принятия Конституции РФ 1993 года понятия муниципальной службы во­обще не существовало, а работники местных органов считались государствен­ными служащими. С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти вопросы муниципальной службы потребовали правового регулирования.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Фе­дерации», принятый в 1998 г., разделил муниципальные должности на 3 катего­рии:

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Фе­дерации», принятый в 1998г., разделил муниципальные должности на 3 катего­рии:

♦ «А» — выборные муниципальные должности, т. е. должности, замещаемые в результате муниципальных выборов и занимаемые депутатами представи­тельных органов, главами и иными выборными должностными лицами ме­стного самоуправления;

♦ «Б» — замещаемые по трудовому договору (найму) для непосредственного обеспечения деятельности лиц, занимающих должности категории «А».
К этой категории относятся заместители, помощники, референты и другие служащие. Трудовой договор с таким служащим заключается, как правило, на срок полномочий должностного лица категории «А», работу которого
обеспечивает данный служащий;

♦ «В» — иные муниципальные служащие, работающие по трудовому дого­вору.

Муниципальной службой является только служба на должностях катего­рий «Б» и «В», не являющихся выборными и замещаемых по трудовому дого­вору.

Таким образом, глава местного самоуправления или депутат представительно­го органа занимают муниципальные должности, но не находятся на муниципаль­ной службе и не являются муниципальными служащими. Не относится к му­ниципальным служащим вспомогательный и технический персонал (водители, секретари, персонал по обслуживанию зданий и др.), поскольку эти работники не исполняют полномочий местного самоуправления.

Различия между выборными должностными лицами местного самоуправле­ния и муниципальными служащими представлены в табл. 1.10.1

Муниципальная служба, как и работа на выборных муниципальных должно­стях, финансируется за счет средств местных бюджетов. Для муниципальных служащих должны быть обеспечены соответствующие условия и оплата труда. Гак, согласно Европейской Хартии местного самоуправления (ст. 6, п. 2): «Усло­вия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, ос­нованный на принципах учета опыта и компетенции; для этого необходимо обес­печить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты и про­движения по службе».



Правовая регламентация муниципальной службы

Правовая регламентация муниципальной службы осуществляется на федераль­ном, региональном и муниципальном уровнях. Федеральным законом «Об осно­вах муниципальной службы в Российской Федерации» установлены основные принципы муниципальной службы, порядок установления классификации му­ниципальных должностей и присвоения квалификационных разрядов муници­пальным служащим. Установлены также ограничения, связанные с муниципаль­ной службой, права и социальные гарантии для муниципальных служащих. В связи с проводимой реформой местного самоуправления и реформой государ­ственной службы указанный Федеральный закон требует корректировки.

На уровне субъектов РФ должны быть приняты законы о муниципальной службе, в которых должны быть установлены реестры муниципальных должно­стей, соотношения должностей муниципальной службы и должностей государ­ственной гражданской службы субъекта РФ, порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальных служащих при изменении места работы, требования к установлению прав и обязанностей, системы поощрений и наказаний, установление денежного содержания, порядок поступления на му­ниципальную службу и ее прохождения, порядок управления муниципальной службой.

С учетом перечисленных требований вопросы регулирования муниципальной службы определяются уставами и нормативными правовыми актами муници­пальных образований.

На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом. Время

работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законода­тельством о государственной службе.

Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе, независимо от пола, расовой принадлежности, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к муници­пальным должностям может определяться только наличием у работника профес­сионального образования, квалификации и в некоторых случаях стажа работы по специальности.

Прохождение муниципальной службы

На муниципальную службу может быть принят гражданин в возрасте не моложе 18 лет, имеющий соответствующее образование и отвечающий квалификацион­ным требованиям занимаемой должности. Прием на муниципальную службу мо­жет осуществляться: на условиях назначения, договора или контракта (срочного или бессрочного), на срок полномочий выборного лица, работу которого будет обеспечивать муниципальный служащий, или на иных условиях.

Замещение вакантной должности муниципальной службы, как правило, долж­но осуществляться по конкурсу, в порядке, установленном нормативным пра­вовым актом муниципального образования. Для гражданина, впервые принято­го на должность муниципальной службы, или при переводе на более высокую должность может устанавливаться испытательный срок до 3 месяцев. При не­удовлетворительном результате муниципальный служащий может быть переве­ден с его согласия на прежнюю или другую должность муниципальной службы, а при невозможности или отказе от перевода — уволен.

На муниципального служащего с его согласия может быть возложено испол­нение дополнительных обязанностей по другой должности муниципальной службы с оплатой по соглашению. Повышение муниципального служащего в должности может производиться из резерва кадров или по конкурсу.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муни­ципального служащего занимаемой должности должна проводиться периодиче­ская аттестация муниципальных служащих (через 2-4 года). В процессе прохож­дения службы муниципальный служащий имеет право на периодическое повы­шение квалификации, переподготовку (переквалификацию) за счет средств местного бюджета. В связи с реформой местного самоуправления усиливается внимание к проблемам подготовки и переподготовки муниципальных служа­щих. Разработаны программы обучения для различных форм переподготовки и категорий служащих (с полным и частичным отрывом от производства, без от­рыва от производства и т. п.).

Поощрения и взыскания за работу на муниципальной службе, увольнения за допущенные нарушения осуществляются в соответствии с законодательством РФ о труде.

Прекращение муниципальной службы осуществляется по личному заявлению служащего в связи со сроком окончания контракта, выходом на пенсию либо по другим основаниям. Увольнение муниципального служащего по инициативе руководителя муниципального органа возможно только по основаниям, предусмотренным законодательством.

Обязанности муниципального служащего и ограничения, связанные с муниципальной службой

Муниципальный служащий обязан:

♦ обеспечивать соблюдение законодательства, защиту прав и законных интересов граждан;

♦ своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных opгaнов и органов местного самоуправления, разрешая их в порядке, установленном законодательством;

♦ обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его нрава и свободы;

♦ исполнять приказы, распоряжения и указания (за исключением незаконных) руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий;

♦ соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией, поддерживать уровень своей квалификации;

♦ не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом и иными нор­мативными правовыми актами тайну, а также сведения, ставшие ему из­вестными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагиваю­щие частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе после прекращения муниципальной службы.

Федеральным законом установлен порядок, согласно которому муниципаль­ный служащий ежегодно, а также гражданин при поступлении на муниципаль­ную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

Деятельность муниципального служащего требует определенных ограниче­ний, препятствующих использованию служебного положения в корыстных це­лях либо в ущерб населению. В частности, согласно Федеральному закону, му­ниципальный служащий не вправе:

♦ заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;

♦ быть депутатом всех уровней или выборным должностным лицом местного самоуправления;

♦ заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверен­ных лиц;

♦ являться членом органа управления коммерческой организации, если ему не поручено по должности участвовать в управлении этой организацией;

♦ быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, где он состоит на муниципальной службе;

♦ использовать в неслужебных целях служебную информацию, а также сред­ства материально-технического, финансового и информационного обеспе­чения, другое муниципальное имущество;

♦ получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципаль­ного служащего;

♦ получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, де­нежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транс­
портных расходов и иные вознаграждения) за действия, связанные с испол­нением им должностных обязанностей;

♦ выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых по договоренности с дру­гими органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

♦ принимать участие в забастовках;

♦ использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного само­управления структуры политических партий, религиозных и других обществен­ных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Муниципальный служащий обязан в установленном порядке передавать в до­верительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

Права и социальные гарантии муниципальных служащих

Муниципальный служащий имеет право на:

♦ ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности муниципальной службы, критерии оценки каче­ства работы и условия продвижения по службе, а также условия работы, не­обходимые для исполнения им должностных обязанностей;

♦ получение в установленном порядке информации и материалов, необходи­мых для исполнения им должностных обязанностей;

♦ посещение в установленном порядке для исполнения своих должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций, независимо от их форм собственности;

♦ принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с его должно­стными обязанностями;

♦ замещение вакантных должностей муниципальной или государственной службы с учетом его квалификационного разряда;

♦ увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его рабо­ты, а также уровня квалификации;

♦ ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приоб­щение объяснений к личному делу;

♦ проведение по его требованию служебного расследования для опроверже­ния сведений, порочащих его честь и достоинство;

♦ вхождение в профессиональные союзы;

♦ внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы;

♦ обращение в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой.

Специфика работы муниципального служащего требует установления для него четких социальных гарантий. Федеральный закон определяет, что муници­пальному служащему должны быть гарантированы:

♦ условия работы, обеспечивающие выполнение им должностных обязанно­стей;

♦ денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законодательством;

♦ ежегодный оплачиваемый отпуск;

♦ медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхо­да на пенсию;

♦ пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в свя­зи с исполнением им должностных обязанностей;

♦ обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанно­стей, на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но насту­пивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

♦ защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от на­силия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Муниципальному служащему в зависимости от условий прохождения им му­ниципальной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных ус­тавом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспорт­ных расходов.

Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, ежемесячных надбавок за квалификационный разряд, особые условия муниципальной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы и других видов надбавок и выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами муниципального образования, законами субъекта РФ и федеральными законами. Минимальный должностной оклад муниципального служащего не мо­жет быть ниже минимального должностного оклада государственного граждан­ского служащего соответствующего субъекта РФ. Максимальный должностной оклад муниципального служащего не может превышать максимального должно­стного оклада государственного гражданского служащего того же субъекта РФ. Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый от­пуск продолжительностью не менее 30 календарных дней и дополнительный оп­лачиваемый отпуск за выслугу лет, могут предоставляться дополнительные от­пуска в случаях и порядке, предусмотренном законодательством субъекта РФ и муниципальными правовыми актами.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.