Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 16. Модернизация системы образования в мире в начале XXI века




 

1.Демократизация школы.

2.Школьные системы образования на современном этапе.

3.Показатели эффективности школьного образования.

4.Типология образовательных реформ.

 

 

Литература

1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1986.

2. Мудрик, А.В. Время поисков и решений / А.В. Мудрик. – М., 1990.

3. Пере-Клермон. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. / Пер. с франц. – М., 1990.

4. Цейкович, К.И. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира / К.И. Цейкович, [и др.]. – М., 1994.

 

1. В понимании демократизма общеобразовательной школы есть два взаимоисключающих подхода. Один основан на идее эгалитаризма и единообразия, уравнивания. Этот подход до 80-х годов был официальной доктриной школьной политики бывшего СССР. Согласно этому подходу, все дети равны от рождения. В практике образования это приводило к сдерживанию преуспевающих, слабому поощрению одних учеников по сравнению с другими. Сторонники эгалитаристского подхода считают невозможным обеспечить каждому отдельному ученику высококачественное образование и предлагают через диверсификацию, учет интересов и возможностей групп учащихся усилить принципы единообразного образования.

Антиэгалитаристский подход определяется тем, что любая система образования выполняет две функции: собственного обучения и социального отбора. В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Во втором случае – о распределении по различным профессиональным и общественным структурам. Школа, согласно этому подходу, должна эффективно осуществлять обе функции и тем самым решать задачи демократического образования. Если смысл 1-й функции состоит в приобретении для всех образования, то смысл 2-й функции – в диверсификации образования, т.е. в обучении сообразно индивидуальным способностям, склонностям, интересам.

Выступающие против идеи эгалитарного образования педагоги подчеркивают, что она опасна для демократизации школы. Формально единая школа наносит ущерб всем учащимся, мешая учитывать их различия и способности.

Антиэгалитаристский подход основан на преемственности ступеней образования и на идеях вариативности, диверсификации общеобразовательной школы. Такой подход открывает перспективы формирования многозначной по целям, содержанию, типам учебных заведений структуры общеобразовательной школы.

2. В теоретических обоснованиях школьного воспитания также прослеживаются две основные парадигмы: воспитание с позиций социологизаторства и воспитание с позиций биопсихологизма. Главный водораздел между ними – отношение к социальным и биологическим детерминантам воспитания.

Сущность 1-ой парадигмы: деятельность школы состоит в развитии интеллектуальных, нравственных, физических качеств личности, которых требует общество и среда. При этом подчеркивается, что индивид обладает и собственными, природными инстинктами и желаниями. Итог воспитательного процесса – слияние социального и биологического компонентов, т.е. достижение «индивидуальной социализации».

Сущность биопсихологической парадигмы в учение интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников. Необходимо бережно относиться к личности школьника, отказаться от традиции быть господином своих подопечных, идти рядом с ними, постоянно учитывать их интересы, потребности, гарантируя тем самым полноценное формирование детей. Учитель должен помочь ребенку обрести естественную природу – добрую, свободную и любознательную.

Развитие современной школы тяготеет к антиэгалитаристскому подходу в образовании и по 2-ой парадигме в воспитании. Какие пути, средства для утверждения данных подходов предпринимаются?

3. Дифференциация.

Установлено, что развитие личности в учебно-воспитательном процессе происходит успешно при условии, когда деятельность педагога опирается на потребности, интересы и возможности самих учащихся.

В 60-70 годы была предпринята первая попытка внести элементы дифференциации в школу. Исследователи Аристов, Бабанский, Бударный, Бутузов, Загвидинский, Кирсанов, Уит и другие активно работали над этим.

Были предприняты попытки четко разграничить понятия «дифференцированный подход», дифференцированное обучение; определить возможные критерии дифференциации. Так, Стрезикозин рассматривает дифференцированный подход к обучению как организацию учебной работы учащихся по закреплению различной степени сложности, объема и уровня требований. Рабунский понимает его кА деление класса по успеваемости и интересам. Основной смысл дифференцированного подхода в обучении заключается в том, чтобы, зная индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них более рациональный характер работы на уроке. Дифференцированное обучение определилось как средство повышения эффективности обучения школьников. Т.е. четкой разницы в этот период эти понятия не имели.

Что качается критериев дифференциации, то они различны. Так, Бударный вводит понятие «учебные возможности» как «сочетание обучаемости и работоспособности», Рабунский выдвигает «уровень успеваемости учащихся», «уровень познавательной самостоятельности» и «интерес к учению», И. Уит использует в стиле критериев «обученность» и «уровень умственных способностей».

В 80-90 годы четко разграничены эти термины. «Дифференцированное обучение» – рассматриваются социально-экономические, правовые, управленческие, дидактические аспекты обучения, т.е. разрабатывается статус инвариантного учебного заведения.

«Дифференцированный подход» – речь идет об индивидуальном подходе к каждому ученику, создание типологических групп и дальнейшая работа с этими группами по отдельным программам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.