Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития менеджмента




Существует несколько исторических периодов развития управления:

1 период – «древний» (с 9-7 тыс. лет до н.э. до 18 в.).

В этом периоде было несколько этапов.

Первый. Появление в племенах людей, которые осуществляли регулирующую деятельность в трех сферах человеческого общества:

  • политической (установление порядка в группах);
  • экономической (изыскание и распределение ресурсов);
  • оборонительной (защита от врагов и диких зверей).

Второй. 3 тыс. лет до н.э. – шумерские жрецы регулируя обмен различными товарами, научились записывать результаты успешных сделок и стали торговцами или первыми бизнесменами, управляющими своим делом для достижения личного и общественного интереса.

Третий. Связан с необходимостью установления общих правил уже для всего общества, которые были изданы вавилонским царем Хаммурапи (1750 дет до новой эры) как свод законов управления государством, защищающих его граждан и ограничивающих произвол владельцев и чиновников.

Четвертый. 550 лет до н.э. произошло соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в строительстве и производстве. Тем самым впервые выделилось и стало специальным отраслевое управление.

В это время появились первые ученые, пытавшиеся дать некоторое теоретическое обоснование происходящим событиям.

Первым характеристику управления, как особого вида деятельности дал Сократ (470–399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления и провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428–348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, осуществил попытку разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.) – развил теорию и практику управления войсками.

 

2 период – индустриальный (1776 – 1890 гг.)

 

Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса в европейской цивилизации потребовало смены правил и методов управления во всех сферах общественной жизни. При этом произошло отделение управления организациями от владельцев собственностью, которые стали нанимать управляющих своими заводами, фабриками, банками. Так из общей управленческой деятельности выделился менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности наемных управляющих.

Теоретические разработки представили лучшие ученые современности.

А. Смит развил представления о государственном управлении, дал характеристику обязанностей государя и государства, проанализировал различные формы разделения труда.

Р. Оуэн оказал большое влияние на менеджмент, провозглашая необходимость: – гуманизации управления производством;

– обучения;

– улучшения условий труда и быта рабочих.

Ч. Беббидж (1833 г.) – англ. Математик впервые разработал проект «аналитической машины» – прообраз ЭВМ.

 

3 период – систематизации (1856 – 1960 гг.)

В конце XIX – начале XX века возникли очень крупные и громоздкие организации (тресты, синдикаты), неэффективные в управлении, что нередко приводило к кризисным ситуациям в экономике целых стран.

Данный период характерен формированием теоретических школ управления, упорядочиванием различных концепций и взглядов ведущих теоретиков того периода.

Классическая школа сформировалась к 1916 г. Её называют по-разному: «школа научного менеджмента», «традиционная школа» или «классическая». Представители этого направления рассматривали вопросы повышения эффективности производства, через:

– разработку дизайна рабочих мест,

– адаптацию рабочих;

– оптимизацию затрат времени на отдельные производственные операции.

Основателем данной школы является Фредерик Уинслоу Тейлор. Он открыл научное направление менеджмента, разработав методы НОТ, основанные на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.

Фредерик У. Тейлор (1856-1917) – американский инженер, автор работы «Основы научного менеджмента» (1911) и организатор движения «научного менеджмента». Под наукой Тейлор подразумевал систематические наблюдения и измерения, которые позволяют усовершенствовать работу за счет устранения ее лишних элементов, что могло резко повысить производительность и культуру труда, увеличить заработки и прибыль.

Его четыре принципа: разделения и кооперации труда, подбора персонала, разделения ответственности и оплаты труда за конечные результаты работы, развитые в других научных школах управления, – до сих пор остаются основными источниками эффективного управления любой организацией. Благодаря его исследованиям в дальнейшем развился кадровый менеджмент, усовершенствовались системы оплаты труда, оформилась научная организация труда и проектирование работы для рабочих и различных специалистов.

Супруги Ф. И Л. Джилберты продолжили дело Ф. Тейлора, разрабатывая новые методы НОТ. Интересен научный принцип организации рабочего места, который используется до сих пор.

Разновидностью этой школы является Административная школа, представители которой видели повышение эффективности производства в повышении эффективности администрирования (управления). Поэтому их деятельность была связана с изучением роли и функций менеджера на производстве.

Основателем данной школы был Анри Файоль (1841 – 1925 гг). – французский горный инженер, управляющий синдиката. Впервые выделил деятельность по управлению (1916) и описал 6 групп производственной деятельности любого предприятия и 5 функций любого менеджера.

Производственная деятельность состоит из 6 групп:

  • технологическая;
  • финансовая;
  • бухгалтерская;
  • снабжение;
  • сбыт;
  • администрирование.

Администрирование (управленческий труд) он видел в 5 функциях:

  • планирование и предвидение;
  • организация;
  • координация (подбор и расстановка кадров);
  • руководство (мотивация);
  • контроль.

Он же разработал 14 принципов менеджмента, которые актуальны и в настоящее время:

· разделение труда;

· авторитет и ответственность власти;

· дисциплина;

· единство руководства;

· единство распорядительства;

· подчинение частного интереса общему;

· вознаграждение труда;

· баланс между централизацией и децентрализацией;

· координация менеджеров одного уровня;

· порядок;

· справедливость;

· доброта и порядочность;

· уступчивость персонала;

· инициатива.

М. Блюмфилд разработал концепцию «менеджмент персонала» в 1917 г. Революционная идея о необходимости знаний о человеке, прежде чем им управлять.

Бюрократическая школа (1921 г). Бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами.

Немецкий социолог Макс Вебер обобщил опыт работы бюрократических организаций, показал источник их эффективности в виде жесточайшей регламентации деятельности всех служб и специалистов и тем самым обнаружил слабую сторону в их механистичности, жесткости, которая не позволяла им адаптироваться к изменениям.

Наступало время гибких, органических, приспосабливающихся организаций, более эффективно использующих человеческий фактор производства.

Главная убежденность представителей классической школы (научной и административной) в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому своей целью они видели обнаружение этого способа. Предельный рационализм классических школ менеджмента сковывал творческие силы трудовых коллективов, профессиональных менеджеров и опытных специалистов, что уменьшало прибыльность бизнеса и не позволяло организациям своевременно перестроиться при изменении условий производства или рынка.

Школа человеческих отношений (1927 г.).

Менеджмент все в большей степени опирался на профессиональные и личные качества персонала предприятий.

Основатель школы Элтон Мэйо. Он проводил социологические исследования на Хоторнской фабрике для изучения влияния внутригрупповых отношений на производительность труда. В результате выяснилась, что рабочая группа – это социальная система, в которой существует собственная система контроля. Воздействуя на такую систему, можно улучшить результат труда.

В данной школе получила развитие философия менеджмента Мэри Фоллет, основанная на индивидуальной мотивации. Она же развила концепцию группового подхода к решению проблем менеджмента, проанализировала стили руководства и разработала теорию лидерства. Она утверждала, что менеджмент – это управление организацией через людей.

На теоретиков данной школы большое влияние оказало бихивиористическое направление в психологии (40–60-х гг).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.