Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и источники налогового права

Принципы налогового права

Принципы налогового права - это его основные начала, исходные положения. Налоговому праву как составной части российской правовой системы присущи общеотраслевые принципы, которые находят свое отражение во всех отраслях: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности и т.д.

Среди специальных, присущих в совокупности исключительно налоговому праву, необходимо выделить следующие принципы.

1. Принцип равного налогового бремени предполагает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. Этот принцип вытекает непосредственно из статей 8 (ч. 2),19 и 57 Конституции России.

2. Принцип установления налогов законами закреплен в ст. 57 Конституции России и содержит в себе два аспекта:

- установление налогов должно осуществляться компетентными органами государственной власти - парламентами, думами и другими представительными органами;

- установление налогов должно осуществляться только в установленной форме - федеральными законами.

3. Возлагая на плательщиков обязанности по уплате налогов, государство вместе с тем гарантирует им и защиту от незаконных налогов и сборов. Так, согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

4 Специальным принципом налогового права необходимо назвать приоритет налогового закона над неналоговыми законами.

Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве. Следовательно, в случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

5. Принцип сочетания интересов государства, субъектов федерации, органов местного самоуправления и налогоплательщика в правовом регулировании налоговых отношений и при применении налогового закона декларируется совокупностью норм Конституции России, Налогового кодекса РФ, иных нормативных актов, а также этот принцип нашел применение и в судебной практике.

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты законодательных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики.

Напомним, что под нормативным правовым актом следует понимать принятый и одобренный законодательными органами государства официальный письменный документ, в котором сформулированы правовые нормы. Все правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным органом государства либо населением на референдуме.

Основным законом является Конституция РФ. Все федеральные законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ.

Также и налоговая политика РФ должна реализовываться в соответствии с Конституцией РФ. Основным источником налогового права является налоговое законодательство, которое включает в себя Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, а также иные нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ.

Налоговый кодекс состоит из двух частей. Первая часть регламентирует основные положения налогообложения в России.

Вторая часть Налогового кодекса РФ посвящена детальному рассмотрению федеральных налогов. Подробно рассмотрены общие положения о налоге, круг лиц, являющихся плательщиком данного налога, ставка налога, порядок его исчисления и уплаты и другие моменты, связанные с уплатой данного налога.

Следующими источниками налогового права являются акты исполнительных органов, а именно: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Также к этой категории следует отнести приказы, инструкции министерств и других центральных органов, решения органов местного самоуправления, имеющие значение нормативного акта, т.е устанавливающие определенные и обязательные для всех правила реализации налоговых правоотношений.

Необходимо отметить, что эти нормативные акты являются подзаконными, что определяет их как нормативные акты, создающиеся в рамках основного налогового законодательства и находящиеся в непременном соответствии с ним. Но следует понимать ту важную роль, которую играют данные нормативные акты в реализации налоговых правоотношений - посредством их реализуется оперативное управление. То есть, можно сказать, что они несут разъяснительную функцию, конкретизируют и уточняют правила, закрепленные в основном налоговом законодательстве. Акты, не прошедшие определенный порядок государственной регистрации и (или) неопубликованные должным образом, не имеют юридической силы и не влекут за собой юридических последствий.

Правоприменительные акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по налоговым спорам не входят в систему нормативных актов по налогообложению, однако в условиях становления и развития отечественной налоговой системы они приобретают особое значение. В силу ст. 7 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФК3 «Об арбитражных судах в Российской Федерации» судебные акты являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Важное значение для регламентации налоговых отношений приобретают решения и определения Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 Г. № 1-ФК3 «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения opгaнов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность, структура и основания возникновения налоговых правоотношений | Пространстве и по кругу лиц
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.