Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правосознание и правовая культура. Принципы, основные требования и гарантии законности. Правопорядок

 

Правовая действительность находит свое отражение в сознании людей. Это отражение носит название правосоз­нания и представляет собой одну из форм общественного сознания. Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выража­ют отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества и это отражение осуществляется посредством специальных юриди­ческих понятий и категорий.

Правосознание осуществляет следующие основные фун­кции: познавательную, оценочную, регулятивную, информа­тивную, прогностическую.

В структурном отношении пра­восознание состоит из двух элементов: научного правосозна­ния (правовой идеологии) и обыденного правосознания (пра­вовой психологии). Правовая идеология - сфера рационального отношения к праву, в ее основе - правовые знания. Правовая психология - чув­ственное восприятие права из эмоцио­нально окрашенных оценочных суждений, настроений, мнений, переживаний.

Правосознание также делится на общественное (пра­вовые знания, представления, чувства, настроения, существующие на уровне общества в целом, прису­щие большинству членов общества), групповое (отражает особенно­сти правосознания отдельных социальных групп) и индивидуальное (определяется соци­альной принадлежностью индивида, его полом, возрастом, жизнен­ным опытом, воспитанием, образованием и другими факторами).

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности можно назвать три уровня правосознания: обыденное (формируется у каждо­го субъекта в той мере, в которой он участвует в правоотношениях), научно - теорети­ческое (формируется в процессе сис­тематического, целостного, концептуального изучения права) и профессиональное (формируется в процессе профессиональной деятельности, проявляется в умении практически и качественно использовать правовые знания).

Правосознание составной элементправовой культуры общества.

Правовая культура - часть общей культуры общества. В ее содержание входит состояние правовой жизни общества, уровень правовых актов и правовой деятельности, правосоз­нание личности, поведение личности и правовая деятель­ность государства и др. Применительно к личности гражда­нина правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. В правовой культуре в той или иной степени реализуется правосознание личности, коллектива, общества.

Антиподом правовой культуры - правовой нигилизм (негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности права), у обладателей которого отсутствуют правовые знания, могут быть навыки проти­воправного поведения.

Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, обеспечения интересов граж­дан, их равенства перед законом. Она предполагает четкое разделение властей, их гармоничное взаимодействие. Признаки законности:

а) всеобщность, т.е. никто не может уклониться от вы­полнения законов. Это относится и к государству;

б) неразрывная связь с правом, юридическими нормами. Нормативной основой законности являются законы. Для режима законности необходимо четко отработанное законо­дательство и безусловная реализация предписаний законов и подзаконных актов.

Принципы законности - это основные идеи, начала, вы­ражающие содержание законности:

1) верховенство закона -главенство его в системе нор­мативных актов. Равенство граждан перед законом. Равен­ство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, так как право выражает общую волю всех граждан;

2) единство, т.е. (всеобщность). На всей территории Рос­сии действуют федеральные законы, а законы субъектов федерации, отражая местную специфику, не должны проти­воречить федеральным законам;

3) целесообразность, т.е. оптимальность законов, их со­ответствие потребностям развития общества. Недопустимое противопоставление законности и целесообразности;

4) реальность, т.е. достижение фактического исполнения правовых предписаний, неотвратимость ответственности.

Иногда к принципам законности добавляют: связь закон­ности с общей культурой; контроль со стороны общества за законностью; осуществление прав не должно нарушать права других; эффективную борьбу с правонарушениями.

Требования - это то, что «требует» законность, т. е. сформированные в общем виде правовые предписания, со­блюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т. п.) законным; это направленность законности. Принципы и требования законности связаны друг с другом, т.е. каждый принцип развертывается в совокупность требо­ваний. Например, принцип верховенства закона требует, чтобы все законы соответствовали Конституции, подзакон­ные акты - законам, своевременного обновления законов, их соответствия международным актам, издания их лишь полномочными органами и т.п. Таким образом, от принципа верховенства закона через соответствующие требования за­конности можно перейти к конкретным правовым предпи­саниям.

В правовом государстве существует целая система гаран­тий законности и правопорядка.

Под гарантиями понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают режим прочной законности и ста­бильного правопорядка в обществе.

Различают общие гарантии (социально-экономические, политические, юридические, идеологические) и специальные - нормативные и организационно-пра­вовые.

Социально-экономические (материальные) гарантии озна­чают установление эквивалентных отношений между произ­водителями и потребителями материальных благ.

Политические гарантии - это совокупность элементов политической системы общества, демократизм обществен­ного и конституционного строя, участие граждан в управ­лении государством.

Юридические гарантии - деятельность госу­дарственных органов по пресечению нарушений правопорядка, неотвратимость наказания, правовая защищенность человека.

Идеологические (прежде всего нравственные) гарантии - это благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание.

С законностью теснейшим образом связан правопорядок, который возникает как цель и результат правового регули­рования общественных отношений. Правопорядок - это состояние упорядоченности обще­ственных отношений, основанное на праве и законности. Правопорядок складывается в результате реализа­ции социальных норм морали, традиций, ритуалов. Содержание правопорядка составляетправомерное поведе­ние субъектов права.


Лекция 4. Международное право как особая система права. Российское право и «правовые семьи»

1. Международное право: понятие, принципы, субъекты, отрасли

Международное право - это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в про­цессе их общения, регулирующих международные отношения и вы­ражающих согласованную волю государства, обусловленную дейст­вием международных организаций на определенном этапе цивилиза­ции. Различают международное публичное право и международное частное право.

Основныеисточники международного публичного права: международный договор [17] и международный обычай. Вспомогательные источники: резолюции международных организаций, прецеденты органов международной юстиции, доктрины видных правоведов, общие принципы права, односторонние акты госу­дарств, «мягкое право» (soft law) - политические обязательства, нормы; резолюции и декларации меж­дународных организаций (мнение государств).

Принципы международного публичного права [18]:

1) принцип суверенного равенства государств означает полноту власти государства на своей территории и неподчинение любой иностран­ной власти. В этом отношении все государства равны;

2) принцип неприменения силы и угрозы силой означает запреще­ние:

- оккупации территории другого государства,

- предоставления государ­ством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства,

- участия в террористических актах в другом государстве,

- поощрения банд и наемников для вторжения в другое госу­дарство;

3) принцип нерушимости государственных границ - это признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний;

4) принцип территориальной целостности государств означает:

- запрет любых посягательств на территорию суверенных госу­дарств;

- обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства;

5) принцип мирного разрешения споров предполагает разнообраз­ные способы решения споров: прямые переговоры, обследование (установления фактов), посредничество третьей стороны, арбитражное и су­дебное разбирательство;

6) рacta sunt servanda (договоры должны соблюдать­ся) - принцип добросовестного выполнения государст­вами взятых на себя обязательств;

7) принцип самоопределения и равноправиянародов. Все народы вправе свободно определять свой политиче­ский статус (право этноса создать свое государство или войти в состав другого государства) и осуществ­лять свое социально-экономическое и культурное раз­витие;

8) принцип добросовестного сотрудничества. Государства обязаны быть открытыми для сотрудничества с други­ми субъектами международных отношений в целях поддержания мира и безопасности, охраны прав и свобод человека и др.

Субъекты международного публичного права: государства и производные от воли государств международные, межправительственные организации; народы, борющиеся за свою независимость; государственно-подобные организации с ограниченной правосубъектностью; физические лица. В основе международного права –воля его субъектов (государств), которые выступают выразителями интересов своих на­родов.

Особенности международного публичного права:

а) его субъекты (государства и международные организации) равны и несоподчинены;

б) его субъекты сами создают для себя нормы права (то, о чем договорились субъек­ты), т.е. нет законодате­ля.

в) правопорядок поддерживается самими субъек­тами (государствами и международными организациями). Отсутствуют правоохранительные органы. При необходимости международные вооружённые силы вводятся с санкции Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (ООН), но с со­гласия воюющих сторон.

Отрасли международного публичногоправа: международное конституционное право, право международных договоров, право международной ответственности, дипломатическое и консульское право, право международных организаций, международное космическое, атомное право, экологическое право; право вооружен­ных конфликтов; право международной безопасности, международное уголовное право и процесс, гуманитарное и другие отрасли права.

Функции международного публичного права - обеспечение определенного пове­дения субъектов, регулирование поведения госу­дарств и международных организаций путем специфи­ческих установительных, обеспечительных и превен­тивных механизмов и средств защиты.

Виды международных преступлений:

1. Преступления против мира:

- планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны и др.;

- соучастие в планировании, подготовке или ведении войны, финансировании этих действий.

2. Военные преступления – нарушения законов и обычаев войны.

3. Преступления против человечности – убийства, истязание, порабощение, ссылка и иные действия в отношении гражданского населения.

4. Преступления против мира и безопасности человечества: расизм, апартеид, колониализм, геноцид и др.

Международное частное право объединяет нормы внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев; оно регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, участниками которых являются субъекты права из разных государств.

Международное частное право (МЧП):

а) регулирует гражданско-правовые, трудовые, семейные и другие имущественные отношения с иностранным элементом;

б) определяет природу своих норм, способы преодоления коллизионных ситуаций; гражданско-правовое положение иностранцев, апатридов, иностранных юридических лиц и государств; внешнеэкономические сделки; порядок рассмотрения споров с иностранным элементом и др.;

в) включает в себя:

- Общую часть (понятия, источники, методы регулирования, учение о коллизионных нормах, правовое положение субъектов и др.);

- Особенную часть (право собственности, обязательственное право, расчётные отношения, деликтные обязательства, авторское, патентное, семейное, наследственное, трудовое право и др.).

Источники МЧП: международное публичное право, международные договоры, международные обычаи, международная правовая доктрина; иностранное частное право, национальное частное право, судебная арбитражная практика и др., национальная правовая доктрина.

Отрасли международного частного права: международное гражданское право, международный гражданский и арбитражный процесс, международное авторское и изобретательское право, международное предпринимательское право, международное семейное право, международное трудовое право, международное морское, воздушное, транспортное право, международное финансовое право.

Субъекты международного частного права: физические лица, вступающие в гражданские отношения с иностранным элементом; юридические лица в соответствии с внутригосударственным законом; международные юридические лица; особые субъекты – государства и народы, борющиеся за свою независимость.

 

2. Государство как субъект международного пуб­личного права

 

Международное право включает ряд институтов. Международ­но-правовой институт - это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений. Рассмот­рим некоторые из них.

Институт признания означает признание государства в качестве су­веренного партнера. Вопрос о признании встает при появлении нового го­сударства, которое намерено стать членом международного сообщества. Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему государству путем его официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей).

Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей от государства (или государств) к государству-право­преемнику (или государствам-право­преемникам).

Государственная территория и границы также представляют со­бой институт международного права. Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным про­странством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три кате­гории: 1) государственная территория; 2) международная территория об­щего пользования; 3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее при­надлежностью определенному государству, которое осуществляет в от­ношении нее и в ее пределах свое территориальное верховенство.

Территория государства включает сушу, воду с находящимися под ними недрами, воздушное пространство в пределах границ. Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы). Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов, некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная полоса шириной до 12 морских миль). Воздушная граница представляет собой столб воздуха, ограничен­ный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по пе­риметру государственной границы. Кроме вышеназванной к территории государства относятся территория посольств, консульств, воинских подразделений, дислоцируемых за границей; территория гражданских кораблей и салоны летательных аппаратов, находящихся на нейтральной территории; территория военных кораблей и летательных аппаратов – где бы они ни находились. [19] За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие не­бесные тела. Общим для всех этих частей международной территории об­щего пользования является то, что они в целом или какой-то своей ча­стью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использо­вания всеми государствами на основе равенства в соответствии с между­народным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположе­нием в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких тер­риторий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключитель­ная экономическая зона.

Важнейшее свойство государства – суверенитет, верховенство государственной власти на своей терри­тории и независимость во внешних отношениях. Правосубъектность государства может быть ог­раничена решениями международных организаций в качестве санкций за международные преступления.

Юрисдикция государства - государственная власть, ее объем и сфера действия: территориальная (осуществляемая в пространстве) и личная; экстерри­ториальная. За пределами территории у государства та юрисдикция, которая допускается международным публичным правом; личная юрисдикция государства на чужой территории ограни­чена законодательством этого государства. Отноше­ния государств по поводу экстерриториальной юрис­дикции регулируются конвенциями о правовой помо­щи по гражданским, семейным и уголовным делам.

Иммунитет отдельного государства вытекает из принципа суверенного равенства государств: одно государство не может осуществлять власть над другим государством; государство не может быть вызвано в суд другого го­сударства; государство не может быть подвергнуто ис­полнительным действиям. Ограничение иммунитета предусматривается в со­глашениях, законодательстве, в акте согласия госу­дарства на такое ограничение.

Иммунитет государства распространяется на главу государства, официальных представителей государст­ва и на транспортные средства, принадлежащие госу­дарству и используемые в некоммерческих целях. Эти транспортные средства не могут быть арестованы, за­держаны, подвергнуты исполнительным действиям. Иммунитет распространяется на учреждения и институ­ты государства, обладающие властными функциями. Персонал этих учреждений наделяется служебным им­мунитетом, приравненным к дипломатическому.

Международно-правовая ответственность – юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства. Форму ответственности – способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, связанные с совершённым им международным правонарушением:

1) нематериальная ответственностьсатисфакция, т.е. удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных или подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Виды сатисфакции: а) временное ограничение суверенитета, б) отторжение части территории, в) разрыв дипломатических и иных отношений, г) мирные репрессалии, д) ресторсия;

2) материальная ответственность – репарация, т.е. возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т.п. Виды репарации: а) реституция – возмещение государством-правонарушителем причинённого материального ущерба в натуре; б) субституция – замена неправомерно уничтоженного или повреждённого имущества, здания, произведений искусств и т.д. сходными и равноценными предметами; в) ресторация – восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы и цели | Общая характеристика международных договоров
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.