КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правосознание и правовая культура. Принципы, основные требования и гарантии законности. Правопорядок
Правовая действительность находит свое отражение в сознании людей. Это отражение носит название правосознания и представляет собой одну из форм общественного сознания. Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества и это отражение осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. Правосознание осуществляет следующие основные функции: познавательную, оценочную, регулятивную, информативную, прогностическую. В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии). Правовая идеология - сфера рационального отношения к праву, в ее основе - правовые знания. Правовая психология - чувственное восприятие права из эмоционально окрашенных оценочных суждений, настроений, мнений, переживаний. Правосознание также делится на общественное (правовые знания, представления, чувства, настроения, существующие на уровне общества в целом, присущие большинству членов общества), групповое (отражает особенности правосознания отдельных социальных групп) и индивидуальное (определяется социальной принадлежностью индивида, его полом, возрастом, жизненным опытом, воспитанием, образованием и другими факторами). С точки зрения глубины отражения правовой деятельности можно назвать три уровня правосознания: обыденное (формируется у каждого субъекта в той мере, в которой он участвует в правоотношениях), научно - теоретическое (формируется в процессе систематического, целостного, концептуального изучения права) и профессиональное (формируется в процессе профессиональной деятельности, проявляется в умении практически и качественно использовать правовые знания). Правосознание составной элементправовой культуры общества. Правовая культура - часть общей культуры общества. В ее содержание входит состояние правовой жизни общества, уровень правовых актов и правовой деятельности, правосознание личности, поведение личности и правовая деятельность государства и др. Применительно к личности гражданина правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. В правовой культуре в той или иной степени реализуется правосознание личности, коллектива, общества. Антиподом правовой культуры - правовой нигилизм (негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности права), у обладателей которого отсутствуют правовые знания, могут быть навыки противоправного поведения. Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, обеспечения интересов граждан, их равенства перед законом. Она предполагает четкое разделение властей, их гармоничное взаимодействие. Признаки законности: а) всеобщность, т.е. никто не может уклониться от выполнения законов. Это относится и к государству; б) неразрывная связь с правом, юридическими нормами. Нормативной основой законности являются законы. Для режима законности необходимо четко отработанное законодательство и безусловная реализация предписаний законов и подзаконных актов. Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности: 1) верховенство закона -главенство его в системе нормативных актов. Равенство граждан перед законом. Равенство их прав и обязанностей, точное соблюдение законов всеми лицами, так как право выражает общую волю всех граждан; 2) единство, т.е. (всеобщность). На всей территории России действуют федеральные законы, а законы субъектов федерации, отражая местную специфику, не должны противоречить федеральным законам; 3) целесообразность, т.е. оптимальность законов, их соответствие потребностям развития общества. Недопустимое противопоставление законности и целесообразности; 4) реальность, т.е. достижение фактического исполнения правовых предписаний, неотвратимость ответственности. Иногда к принципам законности добавляют: связь законности с общей культурой; контроль со стороны общества за законностью; осуществление прав не должно нарушать права других; эффективную борьбу с правонарушениями. Требования - это то, что «требует» законность, т. е. сформированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т. п.) законным; это направленность законности. Принципы и требования законности связаны друг с другом, т.е. каждый принцип развертывается в совокупность требований. Например, принцип верховенства закона требует, чтобы все законы соответствовали Конституции, подзаконные акты - законам, своевременного обновления законов, их соответствия международным актам, издания их лишь полномочными органами и т.п. Таким образом, от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности можно перейти к конкретным правовым предписаниям. В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают режим прочной законности и стабильного правопорядка в обществе. Различают общие гарантии (социально-экономические, политические, юридические, идеологические) и специальные - нормативные и организационно-правовые. Социально-экономические (материальные) гарантии означают установление эквивалентных отношений между производителями и потребителями материальных благ. Политические гарантии - это совокупность элементов политической системы общества, демократизм общественного и конституционного строя, участие граждан в управлении государством. Юридические гарантии - деятельность государственных органов по пресечению нарушений правопорядка, неотвратимость наказания, правовая защищенность человека. Идеологические (прежде всего нравственные) гарантии - это благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, высокий уровень духовности и культуры людей, их правосознание. С законностью теснейшим образом связан правопорядок, который возникает как цель и результат правового регулирования общественных отношений. Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Правопорядок складывается в результате реализации социальных норм морали, традиций, ритуалов. Содержание правопорядка составляетправомерное поведение субъектов права. Лекция 4. Международное право как особая система права. Российское право и «правовые семьи» 1. Международное право: понятие, принципы, субъекты, отрасли Международное право - это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в процессе их общения, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государства, обусловленную действием международных организаций на определенном этапе цивилизации. Различают международное публичное право и международное частное право. Основныеисточники международного публичного права: международный договор [17] и международный обычай. Вспомогательные источники: резолюции международных организаций, прецеденты органов международной юстиции, доктрины видных правоведов, общие принципы права, односторонние акты государств, «мягкое право» (soft law) - политические обязательства, нормы; резолюции и декларации международных организаций (мнение государств). Принципы международного публичного права [18]: 1) принцип суверенного равенства государств означает полноту власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны; 2) принцип неприменения силы и угрозы силой означает запрещение: - оккупации территории другого государства, - предоставления государством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства, - участия в террористических актах в другом государстве, - поощрения банд и наемников для вторжения в другое государство; 3) принцип нерушимости государственных границ - это признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний; 4) принцип территориальной целостности государств означает: - запрет любых посягательств на территорию суверенных государств; - обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства; 5) принцип мирного разрешения споров предполагает разнообразные способы решения споров: прямые переговоры, обследование (установления фактов), посредничество третьей стороны, арбитражное и судебное разбирательство; 6) рacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) - принцип добросовестного выполнения государствами взятых на себя обязательств; 7) принцип самоопределения и равноправиянародов. Все народы вправе свободно определять свой политический статус (право этноса создать свое государство или войти в состав другого государства) и осуществлять свое социально-экономическое и культурное развитие; 8) принцип добросовестного сотрудничества. Государства обязаны быть открытыми для сотрудничества с другими субъектами международных отношений в целях поддержания мира и безопасности, охраны прав и свобод человека и др. Субъекты международного публичного права: государства и производные от воли государств международные, межправительственные организации; народы, борющиеся за свою независимость; государственно-подобные организации с ограниченной правосубъектностью; физические лица. В основе международного права –воля его субъектов (государств), которые выступают выразителями интересов своих народов. Особенности международного публичного права: а) его субъекты (государства и международные организации) равны и несоподчинены; б) его субъекты сами создают для себя нормы права (то, о чем договорились субъекты), т.е. нет законодателя. в) правопорядок поддерживается самими субъектами (государствами и международными организациями). Отсутствуют правоохранительные органы. При необходимости международные вооружённые силы вводятся с санкции Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (ООН), но с согласия воюющих сторон. Отрасли международного публичногоправа: международное конституционное право, право международных договоров, право международной ответственности, дипломатическое и консульское право, право международных организаций, международное космическое, атомное право, экологическое право; право вооруженных конфликтов; право международной безопасности, международное уголовное право и процесс, гуманитарное и другие отрасли права. Функции международного публичного права - обеспечение определенного поведения субъектов, регулирование поведения государств и международных организаций путем специфических установительных, обеспечительных и превентивных механизмов и средств защиты. Виды международных преступлений: 1. Преступления против мира: - планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны и др.; - соучастие в планировании, подготовке или ведении войны, финансировании этих действий. 2. Военные преступления – нарушения законов и обычаев войны. 3. Преступления против человечности – убийства, истязание, порабощение, ссылка и иные действия в отношении гражданского населения. 4. Преступления против мира и безопасности человечества: расизм, апартеид, колониализм, геноцид и др. Международное частное право объединяет нормы внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев; оно регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, участниками которых являются субъекты права из разных государств. Международное частное право (МЧП): а) регулирует гражданско-правовые, трудовые, семейные и другие имущественные отношения с иностранным элементом; б) определяет природу своих норм, способы преодоления коллизионных ситуаций; гражданско-правовое положение иностранцев, апатридов, иностранных юридических лиц и государств; внешнеэкономические сделки; порядок рассмотрения споров с иностранным элементом и др.; в) включает в себя: - Общую часть (понятия, источники, методы регулирования, учение о коллизионных нормах, правовое положение субъектов и др.); - Особенную часть (право собственности, обязательственное право, расчётные отношения, деликтные обязательства, авторское, патентное, семейное, наследственное, трудовое право и др.). Источники МЧП: международное публичное право, международные договоры, международные обычаи, международная правовая доктрина; иностранное частное право, национальное частное право, судебная арбитражная практика и др., национальная правовая доктрина. Отрасли международного частного права: международное гражданское право, международный гражданский и арбитражный процесс, международное авторское и изобретательское право, международное предпринимательское право, международное семейное право, международное трудовое право, международное морское, воздушное, транспортное право, международное финансовое право. Субъекты международного частного права: физические лица, вступающие в гражданские отношения с иностранным элементом; юридические лица в соответствии с внутригосударственным законом; международные юридические лица; особые субъекты – государства и народы, борющиеся за свою независимость.
2. Государство как субъект международного публичного права
Международное право включает ряд институтов. Международно-правовой институт - это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений. Рассмотрим некоторые из них. Институт признания означает признание государства в качестве суверенного партнера. Вопрос о признании встает при появлении нового государства, которое намерено стать членом международного сообщества. Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему государству путем его официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей). Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей от государства (или государств) к государству-правопреемнику (или государствам-правопреемникам). Государственная территория и границы также представляют собой институт международного права. Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство. По видам правового режима территория подразделяется на три категории: 1) государственная территория; 2) международная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом. Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении нее и в ее пределах свое территориальное верховенство. Территория государства включает сушу, воду с находящимися под ними недрами, воздушное пространство в пределах границ. Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы). Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов, некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная полоса шириной до 12 морских миль). Воздушная граница представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственной границы. Кроме вышеназванной к территории государства относятся территория посольств, консульств, воинских подразделений, дислоцируемых за границей; территория гражданских кораблей и салоны летательных аппаратов, находящихся на нейтральной территории; территория военных кораблей и летательных аппаратов – где бы они ни находились. [19] За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету. В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом. Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Важнейшее свойство государства – суверенитет, верховенство государственной власти на своей территории и независимость во внешних отношениях. Правосубъектность государства может быть ограничена решениями международных организаций в качестве санкций за международные преступления. Юрисдикция государства - государственная власть, ее объем и сфера действия: территориальная (осуществляемая в пространстве) и личная; экстерриториальная. За пределами территории у государства та юрисдикция, которая допускается международным публичным правом; личная юрисдикция государства на чужой территории ограничена законодательством этого государства. Отношения государств по поводу экстерриториальной юрисдикции регулируются конвенциями о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Иммунитет отдельного государства вытекает из принципа суверенного равенства государств: одно государство не может осуществлять власть над другим государством; государство не может быть вызвано в суд другого государства; государство не может быть подвергнуто исполнительным действиям. Ограничение иммунитета предусматривается в соглашениях, законодательстве, в акте согласия государства на такое ограничение. Иммунитет государства распространяется на главу государства, официальных представителей государства и на транспортные средства, принадлежащие государству и используемые в некоммерческих целях. Эти транспортные средства не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты исполнительным действиям. Иммунитет распространяется на учреждения и институты государства, обладающие властными функциями. Персонал этих учреждений наделяется служебным иммунитетом, приравненным к дипломатическому. Международно-правовая ответственность – юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международно-правового обязательства. Форму ответственности – способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, связанные с совершённым им международным правонарушением: 1) нематериальная ответственность – сатисфакция, т.е. удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных или подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Виды сатисфакции: а) временное ограничение суверенитета, б) отторжение части территории, в) разрыв дипломатических и иных отношений, г) мирные репрессалии, д) ресторсия; 2) материальная ответственность – репарация, т.е. возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т.п. Виды репарации: а) реституция – возмещение государством-правонарушителем причинённого материального ущерба в натуре; б) субституция – замена неправомерно уничтоженного или повреждённого имущества, здания, произведений искусств и т.д. сходными и равноценными предметами; в) ресторация – восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |