КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция общества в функционализме и индивидуализме
Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путем установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости. Функциональная зависимость — это то, что придает системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент. Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующий людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций. Марксизм также является сторонником функционального подхода. В марксизме принято различать суммативные, органические и целостные системы. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе. Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которую можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций происходит па основе разделения труда. Движущей силой этого процесса являются общественные потребности. Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей К.Маркс и Ф.Энгельс называли первой предпосылкой человеческого существования. Итак, на основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Предназначенные для выполнения этих функций люди образуют новую отрасль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто «уполномочил» их на этот вид деятельности, т.е. они становятся относительно самостоятельными по отношению к ним. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.
Однако, как отмечалось выше, для марксизма более характерен детерминистский подход в объяснении общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г.Спенсером (1820-1903 гг.) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты американскими социологами А.Радклиф-Брауном, Р.Мертоном, Т.Пар- сонсом. Рассмотрим же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода: Также как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода. Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушение функции. В наиболее развитой и последовательной форме функционализм развит в социологической системе Т.Парсонса. Т.Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы:
1. Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы. Оно должно быть целеориентировапным, способным к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения. Оно должно обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений. Оно должна иметь способность к воспроизводству структуры и снятию напряженности в системе. Таким образом Т.Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся, самовоспроизводящейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры: Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры — подсистема верований, морали, органы социализации, включая семью и институты образования. Принципиальное различие детерминисткого и функциона- листского подходов состоит не в выявлении функций. Сторонники детерминистского подхода, как показано выше, также выделяют функциональные элементы в структуре общества. Детерминизм состоит в признании одной из функций наиболее важной, определяющей все другие. Функционализм же считает, что все функции одинаково важны и только их полнота набора (целостность) и выполнение каждой функцией своего предназначения является законом стабильности общества. Умаление или возвышение любой из функций чревато негативными последствиями для общества. Недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений. Гипертрофирование, разбухание политических институтов способно привести к установлению тоталитарной системы, которая придавит все формы свободного волеизъявления личности и объединений, размывания норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов, ведет к социальной энтропии. Проводимый на основе идей функционализма структурно- функциональный анализ общества как системы, без сомнения, имеет большие эвристические возможности. Однако он встречает и определенные трудности. В рамках такого подхода, требующего признания за каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причину кризиса, конфликтов, распада системы. Следовательно, без надлежащего научного объяснения остается и динамика развития общества. Общество в функционализме рассматривается как стабильная, а следовательно, статичная система.
На решение этих проблем были направлены усилия Р.Мертона. Разделяя основные принципы функционализма, сформулированные Г.Спенсером и Т.Парсонсом, Р.Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений: Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Р.Мертон вводит понятие дизфункции, то есть разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дизфункциональны по отношению к другим. Р.Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция — это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция — это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его. Идеи Р.Мертона, без сомнения, расширили объективные возможности функционализма, в какой-то мере они решили проблемы объяснения социальных конфликтов, динамики общественного развития и т.д. Однако так же как и детерминизм, функционализм оказался неспособным должным образом отразить в социальном индивидуальное. Решение последней проблемы, зафиксированной критиками функционализма, взяли на себя представители методологии индивидуализма: Д.Хоманс, Дж.Линд, Г.Блумер и др. Основная идея методологии индивидуализма сводится к следующему: Всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, задача социологической науки состоит, прежде всего, в объяснении: что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивидуальных действий.
С точки зрения представителей индивидуализма, схема действия включает в себя следующие элементы: - действующее лицо, т.е. индивида или группу; - вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения; - преследование какой-либо цели через действие; - манипулирование ресурсами для достижении цели; - более или менее четко обозначенное поведение. Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объяснение этому явлению предлагают ряд теорий социального взаимодействия. Одной из таких теорий является теория социального обмена американского социолога Дж.Хоманса. Джордж Хоманс делает упор на влияние на поведение людей вознаграждений и затрат. Он сформулировал следующие положения своей теории: - Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется. - Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию. - Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении. - Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремится прикладывать усилия для их удовлетворения. Модификацией теории обмена Дж.Хоманса является теория справедливого обмена Дж.Адамса, Дж.Уолстера и др. Эта теория сформулирована также в виде системы постулатов: - Индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека. - Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений. - Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедливых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт. - Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановись «справедливые отношения». Таким образом, центральное место в этой теории занимает категория «справедливое отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (от слова interaction — взаимодействие). Наиболее видные представители символического интеракционизма Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж.Мид учил, что поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в лице значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение. Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи, стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи коммуникации становится возможной благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж.Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «МЫ». Собственно «Я» — это индивидуальное сознание. «МЫ» — это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я» — это всегда диалог «Я» и «МЫ». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «МЫ». Таким образом, общество оказывается как-бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует. Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |