Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция общества в функционализме и индивидуализме




 

Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путем установления между ними причин­но следственных связей, а на основе функциональной зависимости. Функциональная зависимость — это то, что придает системе эле­ментов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующий людей, стабильное существо­вание и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

Марксизм также является сторонником функционального подхода. В марксизме принято различать суммативные, органичес­кие и целостные системы. Общество как система складывается при переходе от органической к целостной системе.

Развитие органической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которую можно охарактеризовать как процесс формирования новых функций или соответствующих элементов системы. В общественной системе формирование новых функций проис­ходит па основе разделения труда. Движущей силой этого процесса являются общественные потребности. Производство средств, необ­ходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порож­дение новых потребностей К.Маркс и Ф.Энгельс называли первой предпосылкой человеческого существования. Итак, на основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество по­рождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Предназначенные для выполнения этих функций люди образуют но­вую отрасль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто «уполномо­чил» их на этот вид деятельности, т.е. они становятся относительно самостоятельными по отношению к ним. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социаль­ная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфи­ческие функции.

Однако, как отмечалось выше, для марксизма более характе­рен детерминистский подход в объяснении общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американ­ской социологии. Основные положения функционализма были сфор­мулированы английским социологом Г.Спенсером (1820-1903 гг.) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты амери­канскими социологами А.Радклиф-Брауном, Р.Мертоном, Т.Пар- сонсом.

Рассмотрим же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода:

Также как сторонники системного подхода, функционалис­ты рассматривали общество как целостный единый организм, состо­ящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

Но при этом подчеркивали, что каждая часть может сущест­вовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддер­жание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, то чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее дру­гим частям восполнить нарушение функции.

В наиболее развитой и последовательной форме функциона­лизм развит в социологической системе Т.Парсонса. Т.Парсонс сфор­мулировал основные функциональные требования, выполнение кото­рых обеспечивает стабильное существование общества как системы:

1. Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособ­лению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распре­делять внутренние ресурсы.

Оно должно быть целеориентировапным, способным к по­становке основных целей и задач и к поддержанию процесса их до­стижения.

Оно должно обладать способностью к интеграции, к включе­нию в систему новых поколений.

Оно должна иметь способность к воспроизводству структу­ры и снятию напряженности в системе.

Таким образом Т.Парсонс выделяет четыре основные функ­ции общества как саморегулирующейся, самовоспроизводящейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводст­ва структуры: Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обес­печиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обес­печивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — обычаи и право­вые институты, функцию воспроизводства структуры — подсисте­ма верований, морали, органы социализации, включая семью и ин­ституты образования.

Принципиальное различие детерминисткого и функциона- листского подходов состоит не в выявлении функций. Сторонники детерминистского подхода, как показано выше, также выделяют функциональные элементы в структуре общества. Детерминизм со­стоит в признании одной из функций наиболее важной, определяю­щей все другие. Функционализм же считает, что все функции оди­наково важны и только их полнота набора (целостность) и выпол­нение каждой функцией своего предназначения является законом стабильности общества. Умаление или возвышение любой из функ­ций чревато негативными последствиями для общества. Недооцен­ка роли материального производства ведет к снижению уровня по­требления и нарастанию кризисных явлений. Гипертрофирование, разбухание политических институтов способно привести к установ­лению тоталитарной системы, которая придавит все формы свобод­ного волеизъявления личности и объединений, размывания норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов, ведет к социаль­ной энтропии.

Проводимый на основе идей функционализма структурно- функциональный анализ общества как системы, без сомнения, име­ет большие эвристические возможности. Однако он встречает и оп­ределенные трудности. В рамках такого подхода, требующего при­знания за каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причину кризиса, кон­фликтов, распада системы. Следовательно, без надлежащего науч­ного объяснения остается и динамика развития общества. Общество в функционализме рассматривается как стабильная, а следователь­но, статичная система.

На решение этих проблем были направлены усилия Р.Мертона. Разделяя основные принципы функционализма, сформулиро­ванные Г.Спенсером и Т.Парсонсом, Р.Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений:

Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

Р.Мертон вводит понятие дизфункции, то есть разрушаю­щей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дизфункциональны по отношению к другим.

Р.Мертон вводит различия между явными и скрытыми (ла­тентными) функциями. Явная функция — это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функ­ция — это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.

Идеи Р.Мертона, без сомнения, расширили объективные воз­можности функционализма, в какой-то мере они решили проблемы объяснения социальных конфликтов, динамики общественного раз­вития и т.д. Однако так же как и детерминизм, функционализм ока­зался неспособным должным образом отразить в социальном инди­видуальное.

Решение последней проблемы, зафиксированной критиками функционализма, взяли на себя представители методологии индиви­дуализма: Д.Хоманс, Дж.Линд, Г.Блумер и др. Основная идея методо­логии индивидуализма сводится к следующему: Всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, за­дача социологической науки состоит, прежде всего, в объяснении: что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивиду­альных действий.

С точки зрения представителей индивидуализма, схема дей­ствия включает в себя следующие элементы:

- действующее лицо, т.е. индивида или группу;

- вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется нали­чием определенной доли принуждения;

- преследование какой-либо цели через действие;

- манипулирование ресурсами для достижении цели;

- более или менее четко обозначенное поведение.

Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объяс­нение этому явлению предлагают ряд теорий социального взаимодей­ствия. Одной из таких теорий является теория социального обмена американского социолога Дж.Хоманса. Джордж Хоманс делает упор на влияние на поведение людей вознаграждений и затрат. Он сформу­лировал следующие положения своей теории:

- Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повто­ряется.

- Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуа­цию.

- Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.

- Когда потребности человека почти полностью удовлетворе­ны, он в меньшей мере стремится прикладывать усилия для их удов­летворения.

Модификацией теории обмена Дж.Хоманса является теория справедливого обмена Дж.Адамса, Дж.Уолстера и др. Эта теория сформулирована также в виде системы постулатов:

- Индивиды всегда стремятся к максимализации личных вы­год, что вытекает из эгоистической природы человека.

- Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений.

- Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедли­вых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

- Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем силь­нее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановись «справедли­вые отношения».

Таким образом, центральное место в этой теории занимает ка­тегория «справедливое отношение», определяемая как пропорцио­нальность вкладов и результатов участников взаимодействия. До­стижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (от слова interaction — взаимодействие). Наиболее видные представители символического интеракционизма Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж.Мид учил, что поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида. Человечес­кие существа живут в лице значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социаль­ные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в про­цессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключа­ется в установлении связи, стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление соци­альной связи коммуникации становится возможной благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж.Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «МЫ». Собственно «Я» — это индивидуальное сознание. «МЫ» — это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, зада­ча, поставленная через «Я» другим «Я». «Я» — это всегда диалог «Я» и «МЫ». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «МЫ». Таким образом, общество оказывается как-бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межинди­видуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символи­ческих содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаи­модействия, в которых она участвует.

Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы образования и функционирования, со­циология располагает рядом методологических подходов, которые не­редко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.