Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций




 

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначе­ние этого шага состоит в унификации и формализации той инфор­мации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо ре­шить в исследовании, поскольку вопросы получили форму инди­каторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социоло­гических данных.

В ходе статистического анализа выявляются некоторые ста­тистические закономерности и зависимости, которые позволяют со­циологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведе­ния статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесто­ронне анализировать собранную информацию. В современной соци­ологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные про­граммами математико-статистической обработки.

Основное направление в обработке первичной социологичес­кой информации состоит в его обобщении, наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является груп­пировка — объединение по существенным признакам единиц иссле­дуемого объекта в однородные совокупности. Процедуре группиров­ки, как правило, предшествует тщательный логический анализ изу­чаемой проблемы. В ходе этого анализа определяется основание группировки, т.е. основные признаки, смысловые единицы и т.д., по которым происходит разбивка изучаемой совокупности на однород­ные группы. Выделенные группы можно легко сопоставлять, сравни­вать, а значит, возможно глубже проанализировать то или иное соци­альное явление.

Научная обоснованность группировки зависит и от соблюде­ния основных принципов группировки в процессе ее осуществления: расчленения разнородных явлений на однородные; нахождение об­щих и однотипных явлений; определение признаков, по которым сле­дует разграничивать типы; определения интервала перехода от од­ного типа к другому.

В социологическом исследовании применяются и самые раз­ные виды группировки:

- группировка при помощи простого суммирования однород­ных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявления в изучаемой совокупности;

- ранжирование, т.е. группировки изучаемых единиц совокуп­ности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого при­знака;

- шкалирование, т.е. группировка на основе логически выде­ленных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уро­вень или степень проявления изучаемого признака;

- табулирование, т.е. построение статистических таблиц.

Группировка социологической информации может быть:

- по номинальному признаку (род занятий, национальность); по признакам, соответствующим ранговым шкалам, т.е. по возраста­ющей или по убывающей значимости того или иного признака (на­пример, сложность труда: ручной труд, работа с механизмами, на­ладчик станков, оператор ЭВМ, разработчик программ и т.д.);

- по количественному признаку (например, группировка по возрастным интервалам 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет или по уров­ню доходов 300-500 руб., 500-800 руб., 800-1000 руб. и т.д.

Самый простой способ группировки основан на простом сум­мировании однородных признаков. Несколько более сложная груп­пировка построенная с помощью ранжирования. Ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпо­чтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцени­ваемого объекта в группе и других объектов, обладающих сущест­венными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычленяют сумму рангов, полученную в результате. Ранг 1 присваивается объ­екту, получившему наименьшую сумму. Самый высший ранг при­сваивается объекту с наивысшей суммой. Результат группировки единиц наблюдения по одному какому-либо признаку называется статистическим рядом. Распределение частот признака в совокуп­ности называется вариационным рядом.

Если единицы наблюдения необходимо сгруппировать по двум и более признакам (например, по полу, возрасту и образованию) тогда речь может идти о перекрестной или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической или аналитической. Ха­рактер группировки зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интер­валам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых.

Если же ставится задача выделить из респондентов группы по такому признаку, как «отношение к частной собственности на зем­лю», тогда осуществляются типологические группировки, т.е. выде­ляются группы, положительно относящиеся к этому институту, от­рицательно, не имеющие определенного мнения и т.д.

И, наконец, третий вид группировки — аналитический. Она производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Например, связь уровня образования с совершенными правонарушениями.

Более глубоко проанализировать социологическую информа­цию позволяют широко применяемые в эмпирических исследовани­ях статистические и математические методы анализа получаемой информации, с помощью которых выводятся среднеарифметичес­кие, проценты, индексы, строятся таблицы, графики и т.д.

Результаты социологических исследованиях отражаются в итоговом документе, который чаще всего носит характер отчета о на­учно-исследовательской работе. Отчет должен содержать ряд обяза­тельных разделов: титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, перечень условных обозначений и символов, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение.

В реферате отчета должны быть сведения об объеме докумен­та, количество иллюстраций, таблиц, рисунков, графиков, перечень ключевых слов и краткое описание сути исследования, его новизны и научных результатов.

Введение отчета должно содержать обоснование актуальнос­ти и новизны, а также целей и задач исследования.

В основной части излагаются результаты исследования. Ос­новная часть также структурирована на ряд разделов. Как правило, в первом разделе основной части описываются принципы методоло­гического подхода к исследованию, методы сбора, обработки и ана­лиза информации, доказывается обоснованность и репрезентатив­ность выборки. Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и т.д.). Последующие разделы должны содержать ответы на выдвинутые в программе гипотезы.

Приложение к отчету содержит все методологические и мето­дические документы исследования: программу, план, инструмента­рий, инструкции и т.д. В приложение также включаются таблицы, рисунки, графики, которые не вошли в текст отчета.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.,2008.

Волков Ю.Г. Социология: учебник. М., 2009..

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2008..

Горшков М.К. Российское общество как новая социальная реальность //Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып.6. М.,2007

Горелов А.А. Основы социологии и политологии. М., 2008.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. М., 2009.

Зборовский Г.Е. История социологии: учебник М., 2007

Ионин Л.Г. Социология культуры М., 2010

Ирхин Ю.В. Социология культуры. М., 2006.

Козлов В.М. Духовная культура и этническое самосознание М., 2009

Кравченко А.И. Социология: учебник М.,2008

Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. М., 2009.

Кравченко С.А. Социология. Парадигмы через призму социологического воображения. М., 2007.

Лавриненко В.Н.. Социология: конспект лекций. М.,2011

Мирошниченко И.В. Социология: конспект лекций. М., 2009.

Мостовая В.И. Что такое общество? М., 2007

Назаренко С.В. Социология: учеб. пособие. - М.,2009

Нецветаев В.Г. Социология: учеб. пособие М., 2010

Общая социология: учеб.пособие под общ.ред.А.Г.Эфендиева М., 2008

Осипов Г.В. Глобальный кризис западной цивилизации и Россия. М., 2009.

Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Кабыща А.В. Социология. Основы общей теории. – М., 2008.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций М.,2010

Социология: учебник под общ.ред. ГВ. Осипова. М.,2009

Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. М., 2008.

Соколова Г.Н., Титаренко Л.Г. Современная западная социология. Хрестоматия. М., 2008.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1990..

Социальное прогнозирование / Под ред. П.В. Агапова. М., 2009.

Социология. / Под ред В.Н. Лавриненко. М., 2007.

Социология: Энциклопедический словарь. Под ред. Е.М. Бабосова. М., 2009.

Тезаурус социологии. М., 2009.

Тойнби А. Постижение истории М., 2008.

Халий И.А. Институты гражданского общества в современной России//Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып.6. М.,2007.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.