КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели эффективности использования основных средств
K K K K N-Nk) n m K K K N N(K-n) m Nn = N - ---- n = -------- = N ----- Nn = (N – Nk) - ------ n + Nk = (N – Nk)(1 - ---) + Nk = (N – Nk)--- + Nk Средние значения степени износа ¯da и годности ¯dg основных фондов определяют из соотношения стоимости износа и годности к полной стоимости основных средств:
åEa åNos ¯da= ------ 100 ¯ dg = ------ 100 åN åN где åEa, åNos,, åN - стоимость соответственно износа (амортизационные отчисления), остаточная и полная. Для определения среднего срока службы совокупности основных средств необходимо знать их первоначальную (или восстановительную) стоимость и стоимость их ежегодного износа - амортизационные отчисления - Ea. Тогда средние сроки службы основных фондов будут определяться: полный ¯ K = åN / Ea истекший (рабочий возраст основных фондов) ¯ n = åEn / Ea оставшийся ¯ m = åNn / Ea где Ea - сумма ежегодных амортизационных отчислений всей совокупности основных средств: N Ea = åea = å --- Средняя норма амортизационных отчислений определяется отношением суммы годовых амортизационных отчислений к полной стоимости всей совокупности основных фондов.
Фондоотдача -количество произведенной продукции, приходящейся на 1 руб. среднегодовой первоначальной стоимости основных производственных средств. Для железных дорог – это отношение приведенной продукции к стоимости основных фондов. Fof = å(pl)pg / N. Фондоёмкость Wof - показатель обратный фондоотдаче, т.е. характеризует величину основных фондов (вложенного капитала) на единицу произведенной продукции. Для железных дорог – на приведенные тоннокилометры. Уровень фондоотдачи складывается под влиянием отдачи отдельных видов основных средств (зданий, сооружений, транспортных средств и т.д.) и средней первоначальной стоимости (цены) однородных объектов. Поэтому показатель фондоотдачи дополняется рядом других показателей использования фондов – производительность локомотивов, вагонов и т.д. Основные средства имеют различное назначение и играют разную роль в процессе производства. В связи с этим для определения полезного результата или эффективности использования основных средств принято рассчитывать систему коэффициентов: экстенсивной, интенсивной и интегральной нагрузки. Коэффициент экстенсивной нагрузки kex характеризует степень использования планового фонда времени оборудования: kex = t1 / tn, где t1, tn - фактическое и плановое время работы оборудования за период (смену, сутки, месяц, год), час. Коэффициент интенсивной нагрузки kint характеризует степень использования мощности оборудования: kint = q1 /q n, где q1, q n - фактический и нормативный объёмы полезного результата в натуральном выражении за единицу времени – производительность оборудования. Коэффициент интегральной нагрузки kinteg позволяет характеризовать загрузку оборудования по времени и мощности. Определяется как соотношение фактической выработки к потенциально возможной за календарное время: kinteg = q1 t1 / q n tn = kex kint
Движение основных фондов характеризуется коэффициентами поступления Kp, обновления Kob, выбытия Kv и выбытия по износу Kviz основных фондов, определяемыми отношением стоимости соответственно поступивших Np, обновлённых Nob, выбывших Nv и выбывших по износу Nviz основных средств к стоимости соответственно на конец Nкг и начало Nнг года: Kp = Np / Nкг, Kob = Nob / Nкг, Kv = Nv/ Nнг , Kviz = Nviz / Nнг . На практике при расчёте показателей движения основных фондов в знаменателе берут среднюю стоимость за год N = (Nнг + Nкг) / 2.
Статистика технической вооружённости
Для планирования и управления деятельностью железнодорожного транспорта необходимо иметь данные о технической оснащённости предприятий в натуральном выражении. Поэтому текущий учёт основных средств ведётся и в денежном, и в натуральном выражении, с группировкой их по конкретным видам, предприятиям и хозяйствам.
Показатели технической вооружённости хозяйства пути. Доля стоимости основных средств путевого хозяйства составляет свыше 50% от общей стоимости фондов, используемых в основной деятельности железных дорог. Показатели технической оснащённости пути дают характеристику протяжённости железных дорог с указанием по каждому рельсу типа, марки, года проката и укладки, технического состояния шпал, стрелочных переводов, рельсовых скреплений, балласта, искусственных сооружений, профиля и плана главных путей, участки горизонтальные, с уклонами и подъёмам, прямые участки и кривые с группировкой по радиусам кривой и др. Эти показатели необходимы для планирования всех видов ремонта и текущего содержания пути. В протяжённости пути различают понятия эксплуатационной, строительной, развёрнутой, виртуальной и приведенной длины путей. Эксплуатационной длиной линии Lэ называется протяжение главного пути, измеренной между осями раздельных пунктов с путевым развитием (станций, разъездов, обгонных пунктов), ограничивающих эту линию. Осью раздельного пункта считается ось пассажирского здания, а при его отсутствии – ось распорядительного пункта. Эксплуатационную длину определяют: двухпутных и многопутных – по кратчайшему пути; многопутных тупиковых, упирающихся в пассажирское здание, - по наибольшему из главных её путей. Используется при планировании и анализе выполненной работы и т.д. Строительной длиной Ls называется протяжённость железнодорожной линии, измеренная по её оси между точками примыкания к другим линиям. Для многопутных линий её устанавливают по оси наиболее длинного пути. Используется при планировании объёмов строительных работ и расчётов за их выполнение, при определении развёрнутой длины. Развёрнутой длиной главных путей Lr структурной единицы называется суммарная протяжённость всех её главных путей, включая съезды между ними и двухпутные вставки. Развёрнутой длиной станционных и специальных путей структурной единицы называется суммарная протяжённость всех её станционных и специальных путей. К главным относят пути на перегонах и их непосредственное продолжение в границах раздельных пунктов, объявленных в Тарифном руководстве. К станционным относят пути, расположенные в границах станционных пунктов: приёмо-отправочные, сортировочные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства), вытяжные, специальные. Приведенной длиной Lpr называют условную (расчётную) длину железнодорожных путей, выраженную в километрах развёрнутой длины первого главного пути. При расчёте приведенной длины второго, третьего и т.д. главных, станционных и специальных путей, а также стрелочных переводов и изолирующих стыков применяют соответствующие условные коэффициенты. Виртуальной длиной Lv называют условно выраженную в километрах эксплуатационной длины протяжённость прямого горизонтального пути, который поезд определённой массы способен пройти в течение того же времени, что и по данному участку. Этот показатель применяется при тяговых расчётах, при проектировании новых железнодорожных линий, при сравнении экономичности различных вариантов трассы.
К объектам наблюдения основных средств хозяйства сигнализации, централизации и блокировки, информатизации и связи относятся: - протяжённость участков с автоблокировкой и диспетчерской централизацией, полуавтоматической блокировкой, поездной радиосвязью, автоматической локомотивной сигнализацией, количество стрелок с электрической централизацией (ЭЦ); - оборудование СЦБ, протяжённость кабелей и проводов СЦБ, линий магистральной, дорожной и оперативно-технологической связи; оборудование телефонной и телеграфной сети; - количество дистанций сигнализации и связи с разбивкой их по группам и по объёму работы с дополнительными услугами связи; - наличие электронно-вычислительной техники: электронно-вычислительные машины в зависимости от производительности, персональные компьютеры по типам, серверы, средства телеобработки, передачи и подготовки данных, телетайпы, печатающие устройства для ПЭВМ и билетно-кассовое оборудование АСУ, маршрутизаторы, модемы.
По локомотивному хозяйству объектами учёта являются локомотивные депо с группировкой их: по типам тягового подвижного состава (ТПС) – электровозные, тепловозные, мотор-вагонные и смешанные; по назначению – основные, оборотные с приписными локомотивами и оборотные без приписных локомотивов; пункты технического обслуживания локомотивов, пункты экипировки (песком, топливом, смазками, водой) и т.д. Инвентарный парк локомотивов приписан к дорогам, депо, имеет соответствующие инициалы, номер и т.д. Вся информация ведётся в технических паспортах ТУ-9, которые являются основой для балансового учёта инвентарного парка по состоянию на 1 января каждого года. Кроме того, ежемесячно по состоянию на 18 часов последнего дня месяца составляется оперативный отчёт ТО-4 о наличии и состоянии тягового подвижного состава. По вагонному хозяйству объектами являются: вагонные депо с группировкой их по назначению и специализации ремонта вагонов - грузовые, рефрижераторные, смешанные, выполняющие ремонт грузовых вагонов и контейнеров; пункты текущего ремонта вагонов (ТР-1, ТР-2), пункты технического осмотра (ПТО) грузовых вагонов, промывочно-пропарочные станции, пункты экипировки рефрижераторных вагонов и др. Учёт ведётся на основании технического паспорта ВУ-4М, который содержит сведения о конструктивном устройстве вагона, типе тележек, первоначальной и восстановительной стоимости, сумме износа, заводских ремонтах. Хранят технические паспорта на вагоны инвентарного парка железных дорог в ГВЦ ОАО «РЖД» - массив Автоматизированный банк данных парка вагонов (АБД ПВ). Текущие изменения по парку вагонов вводятся в АБД ПВ с помощью утверждённой схемы документооборота. По хозяйству электрификации и электроснабжения объектами наблюдения являются дистанции электроснабжения, тяговые подстанции, стационарные и передвижные электростанции, трансформаторные подстанции, перерабатывающие электроэнергию, выработанную электростанциями ОАО «РЖД» и полученную со стороны; наличие и состояние изоляторов, опор и прожекторных мачт, с группировкой по материалу их изготовления, воздушные и кабельные линии электропередачи с подразделением по материалу проводов, сечению и виду кабеля, распределительные сети, эксплуатационная длина контактной сети электрифицированных участков, в том числе на переменном токе и т.д. Основным показателем, характеризующим хозяйство, является эксплуатационная длина электрифицированных участков. Удельный вес грузовых перевозок на электротяге составляет 83% от общего грузооборота. По хозяйству перевозок объектами наблюдения являются отделения железной дороги по классам, станции и др. разделительные пункты, имеющие путевое развитие, с группировкой по классности и характеру работы (пассажирские, сортировочные, грузовые, участковые, промежуточные), включая разъезды и обгонные пункты, приёмо-отправочные и сортировочные пути с группировкой по длине и т.д. В учёте выделяются станции с сортировочными горками (автоматизированные, механизированные), полугорками и наклонными вытяжками, наличием сортировочных устройств по конкретным основным станциям.
По хозяйству грузовой и коммерческой работы объектами наблюдения являются технические средства для выполнения погрузочно-разгрузочных операций, хранения и переработки грузов, грузовые склады, платформы крытого и открытого типов с указанием их площади, контейнерные площадки с выделением для крупнотоннажных контейнеров, повышенные пути и эстакады, товарные конторы, ремонтно-механические мастерские, различные погрузочно-разгрузочные средства – краны с группировкой по грузоподъёмности и специализации, автотранспорт, дистанции погрузочно-разгрузочных работ. По топливно-складскому хозяйству обобщаются данные о наличии баз топлива, в том числе для жидкого топлива, их полезная ёмкость, о разгрузочных эстакадах, резервуарах для нефтепродуктов и об их объёмах с выделением различных марок топлива и масел, о погрузочно-разгрузочной технике – бульдозерах, тракторах, автопогрузчиках и автотопливозаправщиках. По материально-складскому хозяйству техническая вооружённость характеризуется количеством складов, площадью закрытых складских помещений и объёмом стационарных хранилищ для жидкостей, количеством подъёмно-транспортного оборудования, в том числе краны на железнодорожном ходу, автокраны, стационарные краны и погрузчики. По автомоторельсовому транспорту в отчётности отражаются данные о количестве автомотрис, автодрезин, мотодрезин с распределением по сериям мотовозов и выделением неисправных. По автомобильному транспорту формируются сведения (в ф.№1-ТР) о наличии грузовых автомобилей, автобусов, легковых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, специальных автомобилей, с подразделением по конструкции, по виду используемого топлива, по времени пребывания их в эксплуатации. В отчёте отражается объем перевозок грузов, пассажиров, грузооборот, пассажирооборот, пробеги, доходы и расходы от эксплуатации автомобилей.
Лекция 12. Статистика капитальных вложений и капитального
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |