Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистика численности и состава работников

Предметом этого раздела статистики труда является численность и состав работников железнодорожного транспорта, распределение по категориям персонала, квалификационному и возрастному составу, профессиям, должностям, производственным группам, стажу работы и другим признакам.

Работники учитываются все – постоянные, сезонные и временные, независимо от выполняемой работы и занимаемой должности. Состав работников железнодорожного транспорта достаточно разнообразен. В него включаются работники, занятые на перевозках, в строительстве, промышленности, лечебных и учебных учреждениях, проектно-изыскательских, научных и других организациях, входящих в систему ОАО «РЖД». За 2004 год средняя численность работников, входящих в систему ОАО «РЖД» составила 1,5 млрд. человек. Наибольшее внимание уделяется изучению численности работников железных дорог, которые в 2004 г. составили 81% от всех работников ОАО «РЖД».

Первичными документами учёта численности работников являются приказы (распоряжения) о приёме, увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпусков, личные карточки, трудовые книжки, табели об использовании рабочего времени и другие документы в соответствии с действующим законодательством. Личные карточки работников комплектуют по структурным подразделениям предприятия в алфавитном списке, образуя картотеку личного состава.

Основным статистическим показателем численности работников является списочный состав, включающий всех работников, принятых на постоянную, сезонную или временную работу от одного дня и более. В списочный состав работник включается со дня зачисления его на работу.

Изменения численности могут происходить ежедневно в результате приёма и увольнения работников. Этот учёт ведётся ежедневно. Имея информацию о списочном составе предприятия, нельзя сказать о том, какими трудовыми ресурсами предприятие располагало за тот или иной период времени. Поэтому на основе списочного состава определяют важнейшие показатели статистики труда - списочная численность на дату и среднесписочная численность за период.

В среднесписочной численности работники учитываются за каждый календарный день, включая нерабочие дни недели, как целые единицы. Работники, работающие неполный рабочий день, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени. Среднесписочная численность ‾Nrb определяется делением списочного состава, подлежащего включению в среднесписочную численность, за все дни отчётного периода åN rb-i на количество дней в данном периоде t.

 

‾Nrb = åN rb-i / t.

При определении среднесписочной численности за квартал, полугодие, девять месяцев или год суммируют среднесписочные численности за количество входящих в искомый период месяцев и делят на число месяцев в периоде (соответственно на 3, 6, 9 и 12 месяцев).

Помимо списочного состава на предприятиях могут работать и другие работники. Это лица, работающие по совместительству из других организаций, по договорам гражданско-правового характера, привлечённые для работы по специальным договорам с государственными организациями и на других условиях. Они не входят в списочную численность и представляют несписочный состав предприятия. Отнесение работника к той или иной категории регламентируется инструкцией о составлении отчётов о численности и фонде заработной платы (Постановление Росстата от 27.07.2004 № 34).

Таким образом, кроме среднесписочной численности на предприятиях железнодорожного транспорта, как и во всех отраслях экономики, определяется и показатель средней численности работников за какой-либо период. В его состав включаются:

- среднесписочная численность работников;

- средняя численность внешних совместителей;

- средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При этом следует отметить, что среднесписочная численность составляет почти 96% от средней численности.

Отличительные особенности железнодорожного транспорта вызывают необходимость учитывать кроме вышеназванных ещё и явочную численность работников локомотивных и поездных бригад и проводников пассажирских вагонов.

Решение аналитических задач, стоящих перед ОАО «РЖД», вызывает необходимость группировки численности работников по различным признакам: видам деятельности; отраслям хозяйства; производственным группам, профессиям; категориям персонала и другим признакам.

По видам деятельности выделяются работники основных видов, занятые на:

грузовых перевозках;

пассажирских перевозках в дальнем сообщении;

пассажирских перевозках в пригородном сообщении;

предоставлении услуг инфраструктуры;

предоставлении услуг локомотивной тяги;

ремонте подвижного состава;

обслуживании основных видов деятельности;

и других видов деятельности, занятые на:

строительстве объектов инфраструктуры;

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;

предоставлении услуг социальной сферы;

прочих видах деятельности.

Основой для распределения работников по видам деятельности является Номенклатура расходов основных видов деятельности железнодорожного транспорта. Если отдельные работники в течение отчётного периода были заняты на работах в разных видах деятельности, они распределяются расчётным путём пропорционально доле рабочих часов, затраченных на выполнение этих работ.

Группировка работников железнодорожного транспорта осуществляется по следующим отраслевым хозяйствам:

- локомотивное;

- электроснабжения;

- вагонное;

- перевозок;

- коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;

- пассажирское;

- пути;

- гражданских сооружений;

- сигнализации, централизации и блокировки и информатизации и связи;

- материально-технического снабжения;

- автомобильного транспорта;

- технологических центров ж.д. (техПД) и агентств СФТО;

- пригородных перевозок;

- энергосбыт;

- остальные подразделения.

По производственным группам внутри отдельных хозяйств выделяются работники следующих групп:

по службе локомотивного хозяйства:

- текущий ремонт и техническое обслуживание локомотивов;

- локомотивные бригады

из них машинисты локомотивов;

- экипировка и подача топлива на локомотивы;

по службе электроснабжения:

- электромонтёры контактной сети;

- машинисты автомотрис, водители дрезин;

- электромеханики;

по службе вагонного хозяйства:

- техобслуживание и текущий ремонт грузовых вагонов;

- деповской ремонт грузовых вагонов;

по службе перевозок:

- штат по формированию поездов;

- работники станционных технологических центров обработки поездной информации и перевозочных документов;

по службе пути:

- текущее содержание пути (включая одиночную смену элементов верхнего строения пути

из них монтёры пути текущего содержания пути;

операторы дефектоскопных тележек;

дежурные по переездам;

по службам сигнализации, централизации и блокировки и связи и ВТ:

- электромонтёры СЦБ и связи и ВТ

в т.ч. электромонтёры связи и ВТ;

- электромеханики СЦБ и связи

в т.ч. электромеханики связи и ВТ;

по службе коммерческой работы в сфере грузовых перевозок:

- приёмосдатчики груза и багажа;

- механизаторы, включая рабочих комплексных бригад;

- кассиры товарные;

- работники, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы;

по службе пассажирской (включая дирекции пассажирских перевозок):

- работники вокзалов (без кассиров билетных);

- кассиры билетные;

- проводники пассажирских вагонов;

по службе пригородных перевозок (включая дирекции пригородных перевозок):

- локомотивные бригады

из них машинисты моторвагонного подвижного состава;

- текущий ремонт моторвагонного подвижного состава;

- кассиры билетные.

Работники всех подразделений железнодорожного транспорта группируются по категориям:

- рабочие (они составляют чуть больше 72%);

- руководители (6%);

- специалисты (чуть больше 16%);

- другие служащие (чуть больше 5%).

При проведении единовременных обследований (мониторингов) могут использоваться такие признаки группировки, как пол, возраст, уровень образования и квалификации и т.д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статистика расхода электрической энергии | Статистика использования рабочего времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.