КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистика численности и состава работников
Предметом этого раздела статистики труда является численность и состав работников железнодорожного транспорта, распределение по категориям персонала, квалификационному и возрастному составу, профессиям, должностям, производственным группам, стажу работы и другим признакам. Работники учитываются все – постоянные, сезонные и временные, независимо от выполняемой работы и занимаемой должности. Состав работников железнодорожного транспорта достаточно разнообразен. В него включаются работники, занятые на перевозках, в строительстве, промышленности, лечебных и учебных учреждениях, проектно-изыскательских, научных и других организациях, входящих в систему ОАО «РЖД». За 2004 год средняя численность работников, входящих в систему ОАО «РЖД» составила 1,5 млрд. человек. Наибольшее внимание уделяется изучению численности работников железных дорог, которые в 2004 г. составили 81% от всех работников ОАО «РЖД». Первичными документами учёта численности работников являются приказы (распоряжения) о приёме, увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпусков, личные карточки, трудовые книжки, табели об использовании рабочего времени и другие документы в соответствии с действующим законодательством. Личные карточки работников комплектуют по структурным подразделениям предприятия в алфавитном списке, образуя картотеку личного состава. Основным статистическим показателем численности работников является списочный состав, включающий всех работников, принятых на постоянную, сезонную или временную работу от одного дня и более. В списочный состав работник включается со дня зачисления его на работу. Изменения численности могут происходить ежедневно в результате приёма и увольнения работников. Этот учёт ведётся ежедневно. Имея информацию о списочном составе предприятия, нельзя сказать о том, какими трудовыми ресурсами предприятие располагало за тот или иной период времени. Поэтому на основе списочного состава определяют важнейшие показатели статистики труда - списочная численность на дату и среднесписочная численность за период. В среднесписочной численности работники учитываются за каждый календарный день, включая нерабочие дни недели, как целые единицы. Работники, работающие неполный рабочий день, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени. Среднесписочная численность ‾Nrb определяется делением списочного состава, подлежащего включению в среднесписочную численность, за все дни отчётного периода åN rb-i на количество дней в данном периоде t.
‾Nrb = åN rb-i / t. При определении среднесписочной численности за квартал, полугодие, девять месяцев или год суммируют среднесписочные численности за количество входящих в искомый период месяцев и делят на число месяцев в периоде (соответственно на 3, 6, 9 и 12 месяцев). Помимо списочного состава на предприятиях могут работать и другие работники. Это лица, работающие по совместительству из других организаций, по договорам гражданско-правового характера, привлечённые для работы по специальным договорам с государственными организациями и на других условиях. Они не входят в списочную численность и представляют несписочный состав предприятия. Отнесение работника к той или иной категории регламентируется инструкцией о составлении отчётов о численности и фонде заработной платы (Постановление Росстата от 27.07.2004 № 34). Таким образом, кроме среднесписочной численности на предприятиях железнодорожного транспорта, как и во всех отраслях экономики, определяется и показатель средней численности работников за какой-либо период. В его состав включаются: - среднесписочная численность работников; - средняя численность внешних совместителей; - средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. При этом следует отметить, что среднесписочная численность составляет почти 96% от средней численности. Отличительные особенности железнодорожного транспорта вызывают необходимость учитывать кроме вышеназванных ещё и явочную численность работников локомотивных и поездных бригад и проводников пассажирских вагонов. Решение аналитических задач, стоящих перед ОАО «РЖД», вызывает необходимость группировки численности работников по различным признакам: видам деятельности; отраслям хозяйства; производственным группам, профессиям; категориям персонала и другим признакам. По видам деятельности выделяются работники основных видов, занятые на: грузовых перевозках; пассажирских перевозках в дальнем сообщении; пассажирских перевозках в пригородном сообщении; предоставлении услуг инфраструктуры; предоставлении услуг локомотивной тяги; ремонте подвижного состава; обслуживании основных видов деятельности; и других видов деятельности, занятые на: строительстве объектов инфраструктуры; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах; предоставлении услуг социальной сферы; прочих видах деятельности. Основой для распределения работников по видам деятельности является Номенклатура расходов основных видов деятельности железнодорожного транспорта. Если отдельные работники в течение отчётного периода были заняты на работах в разных видах деятельности, они распределяются расчётным путём пропорционально доле рабочих часов, затраченных на выполнение этих работ. Группировка работников железнодорожного транспорта осуществляется по следующим отраслевым хозяйствам: - локомотивное; - электроснабжения; - вагонное; - перевозок; - коммерческой работы в сфере грузовых перевозок; - пассажирское; - пути; - гражданских сооружений; - сигнализации, централизации и блокировки и информатизации и связи; - материально-технического снабжения; - автомобильного транспорта; - технологических центров ж.д. (техПД) и агентств СФТО; - пригородных перевозок; - энергосбыт; - остальные подразделения. По производственным группам внутри отдельных хозяйств выделяются работники следующих групп: по службе локомотивного хозяйства: - текущий ремонт и техническое обслуживание локомотивов; - локомотивные бригады из них машинисты локомотивов; - экипировка и подача топлива на локомотивы; по службе электроснабжения: - электромонтёры контактной сети; - машинисты автомотрис, водители дрезин; - электромеханики; по службе вагонного хозяйства: - техобслуживание и текущий ремонт грузовых вагонов; - деповской ремонт грузовых вагонов; по службе перевозок: - штат по формированию поездов; - работники станционных технологических центров обработки поездной информации и перевозочных документов; по службе пути: - текущее содержание пути (включая одиночную смену элементов верхнего строения пути из них монтёры пути текущего содержания пути; операторы дефектоскопных тележек; дежурные по переездам; по службам сигнализации, централизации и блокировки и связи и ВТ: - электромонтёры СЦБ и связи и ВТ в т.ч. электромонтёры связи и ВТ; - электромеханики СЦБ и связи в т.ч. электромеханики связи и ВТ; по службе коммерческой работы в сфере грузовых перевозок: - приёмосдатчики груза и багажа; - механизаторы, включая рабочих комплексных бригад; - кассиры товарные; - работники, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы; по службе пассажирской (включая дирекции пассажирских перевозок): - работники вокзалов (без кассиров билетных); - кассиры билетные; - проводники пассажирских вагонов; по службе пригородных перевозок (включая дирекции пригородных перевозок): - локомотивные бригады из них машинисты моторвагонного подвижного состава; - текущий ремонт моторвагонного подвижного состава; - кассиры билетные. Работники всех подразделений железнодорожного транспорта группируются по категориям: - рабочие (они составляют чуть больше 72%); - руководители (6%); - специалисты (чуть больше 16%); - другие служащие (чуть больше 5%). При проведении единовременных обследований (мониторингов) могут использоваться такие признаки группировки, как пол, возраст, уровень образования и квалификации и т.д.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |