Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры пресечения и их характеристика




Понятие мер пресечения, основные признаки.Меры пресечения – это меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в УПК РФ, применяемые в специально определенном порядке дознавателем, следователем, а также судом к подозреваемому, обвиняемому (подсудимому, осужденному) при наличии достаточных оснований полагать, что он скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжить заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также в целях обеспечения исполнения приговора.

Из данного определения можно выделить существенные признаки мер пресечения:

1. Ими являются лишь меры, перечисленные в главе 13 УПК РФ.

2. Они применяются в порядке, определенном специально для этой меры пресечения или для нескольких мер пресечения.

3. Дознаватель, следователь (по делам, находящимся в их производстве) и суд наделены полномочиями по избранию мер пресечения.

4. Меры пресечения применяются только в отношении подозреваемого, обвиняемого (подсудимого, осужденного), в отличие от иных мер уголовно-процессуального принуждения, которые могут быть применены к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому.

5. Только при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных в ст. 97 УПК РФ, можно избрать меру пресечения. Иные обстоятельства не могут служить основанием применения мер пресечения, в частности: охрана лица от физической расправы со стороны третьих лиц, личные амбиции должностных лиц, просьбы заинтересованных лиц, предупреждение возмущения общества в связи с тем, что преступник остался на свободе, обеспечение «спокойствия» граждан.

Существует всего семь мер пресечения, а именно: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Кроме того, к обвиняемому (подозреваемому) одновременно не могут быть применены несколько из предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер пресечения.

Основания избрания мер пресечения. Основанием для применения мер пресечения служит совокупность обстоятельств, которые или уличают обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления или устанавливают факты, свидетельствующие о вероятности ненадлежащего поведения лица при производстве расследования уголовного дела.

Примером первой группы обстоятельств будет являться диспозиция ч. 1 ст. 108 УПК РФ, указывающая на возможность применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

Ко второй группе относятся обстоятельства, указанные в ст. 97 и ст. 99 УПК РФ. Так, ст. 97 УПК РФ устанавливает возможность применения мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжить заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также в целях обеспечения исполнения приговора.

Обстоятельства, перечисленные в ст. 99 УПК РФ, составляют основания для избрания меры пресечения только в совокупности с вышеназванными обстоятельствами ст. 97 УПК РФ. Их перечень не является исчерпывающим. Так, к ним относятся: тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

Данные о личности обвиняемого предполагают учет таких влияющих на избрание меры пресечения обстоятельств, как привязанность к семье, честность, отношение к труду, наличие поощрений или взысканий по месту работы.

Возраст обвиняемого определяет уровень его интеллектуального и нравственного развития, мобильность, принадлежность к определенной среде, поэтому он учитывается при избрании меры пресечения. Безусловно, нет смысла применять такую меру, как заключение под стражу, в отношении лиц престарелого возраста, а также в отношении несовершеннолетних, т.к. принудительная изоляция этой категории лиц от общества в некоторых случаях может отрицательно сказаться на их психическом здоровье и привести к самооговору и ложным показаниям в отношении других лиц.

Состояние здоровья также имеет большое значение при избрании в отношении обвиняемого меры пресечения. Общее физическое состояние в ряде случаев даже может полностью исключить возможность применения такой меры пресечения как заключение под стражу. Это может быть и необходимость проведения срочной операции, предродовое или послеродовое состояние обвиняемой. Выбор меры пресечения также может зависеть от предполагаемой продолжительности заболевания. Заключение под стражу немощного или тяжелобольного человека может повлиять на установление истины по уголовному делу.

Следователь, дознаватель или суд, прогнозируя возможное ненадлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) на основе различных фактических данных, делают вывод о необходимости применения той или иной меры пресечения.

В идеале основания применения меры пресечения должны быть отражены в уголовном деле и подтверждены соответствующими доказательствами. Так, основанием для вывода о том, что обвиняемый намерен скрыться, могут послужить такие сведения, как приобретение проездных билетов, снятие с регистрационного учета по месту жительства, снятие с воинского учета, увольнение с работы, распродажа имущества и т.п.

Основанием полагать, что обвиняемый воспрепятствует производству по делу, могут являться данные об угрозах, шантаже, подкупах и уговорах свидетелей и потерпевших; попытки хищения, уничтожения и фальсификации вещественных доказательств, психическое, физическое и материальное воздействие на специалистов и экспертов по делу и др.

О намерении продолжать заниматься преступной деятельностью свидетельствуют данные о приобретении обвиняемым оружия или иных приспособлений для совершения преступления, наличие достоверных данных о его связях с «преступным миром», информация о прошлых судимостях, отсутствие постоянного места работы и постоянного источника доходов и др.

Применение меры пресечения в целях обеспечения исполнения обвинительного приговора до вступления его в законную силу связано с наказанием, назначенным судом.

Что касается применения меры пресечения в отношении такого участника уголовного судопроизводства как подозреваемый, то здесь есть свои особенности, которые заключаются в том, что оснований для предъявления ему обвинения еще нет. Согласно ст. 100 УПК РФ, в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Заключение под стражу является одним из юридических оснований для наделения лица статусом подозреваемого (п. 3 ч. 1 ст. 46 УПК РФ).

Исключительность избрания данной меры пресечения в отношении подозреваемого заключается в следующих моментах:

- безотлагательное заключение под стражу подозреваемого в совершении преступления лица способствует успешному расследованию уголовного дела;

- лицо подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;

- обвинение не может быть предъявлено немедленно, в силу каких-либо объективных причин, например, следователю (дознавателю) необходимо уточнить уголовно-правовую квалификацию совершенного подозреваемым деяния или допросить подозреваемого с целью уточнения его «роли» в ходе совершения преступления;

- степень доказанности совершения преступления именно этим лицом должна быть достаточно велика.

Только совокупность вышеназванных обстоятельств может служить основанием для заключения под стражу подозреваемого в совершении преступления до предъявления ему обвинения. Уголовно-процессуальный закон требует предъявления обвинения в срок не позднее 10 суток с момента фактического применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу или с момента фактического задержания в порядке, предусмотренном ст. 91 и ст. 92 УПК РФ. Если в течение 10 суток с указанного момента обвинение так и не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется[27]. В том случае, если обвинение было предъявлено, следователь, дознаватель или суд вправе решить вопрос об отмене или изменении меры пресечения на более или менее строгую, в зависимости от обстоятельств. Если должностное лицо решает оставить меру пресечения прежней, то вынесение любого постановления или судебного определения для этого не требуется. Десятидневный срок предъявления обвинения лицу, содержащемуся под стражей, никем не может быть продлен.

При подозрении лица в совершении таких преступлений как террористический акт, содействие террористической деятельности, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, диверсия, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 206, 208, 209, 210, 277, 278, 279, 281 и 360 УК РФ), обвинение должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (считается неизбранной).

Если степень вероятности ненадлежащего поведения обвиняемого достаточно высока, то должностному лицу следует прибегнуть к такой мере пресечения как заключение под стражу. Если же степень вероятности наступления неблагоприятных последствий не является большой, а также, если имеются данные о состоянии здоровья, возрасте обвиняемого, о наличии благополучной семьи, постоянного места жительства и работы, положительные бытовые и производственные характеристики, то следователь, дознаватель и суд чаще всего обходятся применением мер, не связанных с ограничением свободы обвиняемого (подозреваемого). Следовательно, любая мера пресечения в зависимости от степени вероятности возможного ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) может быть достаточной для достижения целей, с которыми закон связывает их применение. Меры пресечения (в том числе и заключение под стражу) не являются уголовным наказанием и ни в коем случае не могут быть строже возможной меры ответственности, предусмотренной санкциями норм УК РФ.

Виды мер пресечения и порядок их применения. УПК РФ предусмотрены следующие виды мер пресечения:

- подписка о невыезде (ст. 102 УПК РФ);

- личное поручительство (ст. 103 УПК РФ);

- наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ);

- присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ);

- залог (ст. 106 УПК РФ);

- домашний арест (ст. 107 УПК РФ);

- заключение под стражу (ст.ст. 108-109 УПК РФ).

Любая из этих мер пресечения может быть реальной для достижения тех целей, с которыми закон связывает их применение. Степень их строгости зависит не только от фактической обоснованности опасений ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), но и от некоторых других обстоятельств, учитываемых при избрании той или иной меры пресечения. Например, от субъекта совершенного преступления (военнослужащий или несовершеннолетний), от наличия материального ущерба (залог или личное поручительство). Для упрощения вопроса соразмерности выбора, законодатель расположил меры пресечения, указав их виды от менее к более строгим.

Каждая из мер пресечения, указанных в ст.98 УПК РФ, обладает своими особенностями и применяется лишь при определенных условиях. Все меры принуждают личность к определенному поведению, но делают это по-разному. В силу этого, как в теоретическом, так и в практическом отношении имеет значение характеристика каждой из них.

Подписка о невыезде. Правовой смысл такой меры пресечения как подписка о невыезде и надлежащем поведении, согласно ст. 102 УПК РФ, заключается в отобрании у обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения на то дознавателя, следователя или суда, являться их по вызовам в точно назначенный срок и не препятствовать производству по уголовному делу.

Следует уточнить, что законодатель, говоря об обязанности обвиняемого (подозреваемого) не покидать место жительства, имеет в виду не конкретную квартиру, дом, строение или гостиничный номер, а населенный пункт в целом (деревню, поселок, город). При этом обвиняемый (подозреваемый) обязан предоставить должностному лицу достоверную информацию об адресе, по которому его можно будет найти. В том случае, если лицо, в отношении которого была избрана данная мера пресечения, решит сменить, в силу тех или иных причин, место жительства в пределах одного города (района), оно обязано уведомить об этом факте должностное лицо, ведущее расследование по уголовному делу.

Применение в качестве меры пресечения подписки о невыезде и надлежащем поведении направлено не только на обеспечение присутствия обвиняемого (подозреваемого) по месту проведения дознания, предварительного следствия и суда, и его надлежащего поведения в этот период. В некоторых случаях целью ее применения может служить также и устранение препятствий по установлению истины и (или) возможности совершения нового преступления. Например, подписка о невыезде применяется к обвиняемым (подозреваемым), если будет достаточно высока вероятность того, что эти лица будут оказывать воздействие на свидетелей, проживающих в других местностях или попытаются уничтожить вещественные доказательства, находящиеся в других районах, а также для исключения возможности продолжения этими лицами преступной деятельности, связанной с выездами за пределы места жительства. Дознаватель, следователь или суд применяют данную меру пресечения с учетом тяжести совершенного преступления, данных, характеризующих личность лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, а также при отсутствии основания полагать, что последний предпримет попытку скрыться или будет препятствовать производству по делу каким-либо иным противоправным способом.

Условием соблюдения прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого) лица будет являться соблюдение процессуального порядка применения рассматриваемой меры пресечения, который включает в себя:

1) вынесение должностным лицом мотивированного постановления (определения) об избрании в качестве меры пресечения подписки о невыезде обвиняемого (подозреваемого);

2) вручение копии постановления под расписку обвиняемому (подозреваемому);

3) вручение копии постановления об избрании меры пресечения другим, заинтересованным в исходе дела лицам: защитнику, законному представителю обвиняемого (подозреваемого);

4) одновременно лицу, в отношении которого избрана данная мера пресечения, разъясняется право и порядок обжалования вынесенного постановления;

5) отбирание у обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не покидать постоянное (временное) место жительства без имеющегося на то разрешения органа расследования или суда, являться в назначенный срок по вызовам должностных лиц, ведущих расследование уголовного дела, и не препятствовать иным путем производству по делу.

Помимо этого, условиями правильного оформления подписки о невыезде будут являться три следующих основополагающих момента:

- во-первых, указание точного места жительства (постоянного или временного), с которого обвиняемый (подозреваемый) не может отлучаться без разрешения соответствующих органов;

- во-вторых, указание временного периода, на который избрана мера пресечения, например: «до окончания предварительного расследования» или «на период предварительного следствия и суда»;

- в-третьих, указание квалификации преступления, в совершении которого обвиняется или подозревается лицо.

Лицо, в отношении которого была избрана данная мера пресечения, ставится в известность о том, что в случае нарушения подписки о невыезде и надлежащем поведении, к нему могут быть применены другие меры уголовно-процессуального принуждения: наложено денежное взыскание решением суда в порядке ст. 117 УПК РФ или избрана другая, более строгая мера пресечения.

Личное поручительство. Личное поручительство, в соответствии со ст. 103 УПК РФ, заключается в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательства являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и суда и не препятствовать производству по уголовному делу.

Лицом, заслуживающим доверия, принято считать совершеннолетнего гражданина, имеющего постоянное место работы и жительства, пользующегося уважением окружающих и который реально сможет выполнить возложенные на него обязательства по явке подозреваемого (обвиняемого) и обеспечить его надлежащее поведение.

Избрание личного поручительства в качестве меры поручения возможно по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношение которого дается поручительство.

Статья 103 УПК РФ не раскрывает содержания обязанности поручителя ручаться за выполнение обвиняемым (подозреваемым) обязательства «иным путем не препятствовать производству по уголовному делу». Под этим подразумевается обеспечение личным поручителем надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) в ходе производства по уголовному делу.

Мера пресечения в виде личного поручительства избирается при наличии общих оснований, определенных ст. 97 УПК РФ, и при особых обстоятельствах, вытекающих из ст. 103 УПК РФ.

Процессуальный порядок применения личного поручительства в качестве меры пресечения включает в себя:

1. Получение ходатайства в письменной форме с просьбой о применении к определенному лицу (подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления) меры пресечения в виде личного поручительства. Данное ходатайство может быть получено не только по инициативе самого возможного поручителя, но и по инициативе обвиняемого (подозреваемого), его защитника, законного представителя или по предложению дознавателя, следователя или суда.

Данное ходатайство должно сопровождаться письменным ручательством о том, что подозреваемый (обвиняемый) не будет препятствовать производству по уголовному делу и будет в назначенный срок являться по вызову должностного лица, ведущего расследование по уголовному делу.

2. Выяснение мнения обвиняемого (подозреваемого) по поводу применения в отношении его такой меры пресечения, как личное поручительство. В диспозиции ст. 103 УПК РФ не указано, в какой форме (письменной или устной) должно быть выражено согласие или отсутствие такового со стороны лица, в отношении которого избирается данная мера пресечения.

3. Вынесение должностным лицом мотивированного постановления (определения) об избрании в качестве меры пресечения личного поручительства.

Обязательным условием применения данной меры пресечения будет являться такое процессуальное действие должностного лица, избравшего личное поручительство в качестве меры пресечения, как разъяснение поручителю сущности дела, то есть того, в совершении какого преступления подозревается или обвиняется лицо, а также об ответственности в случае совершения подозреваемым или обвиняемым ненадлежащих действий или при уклонении его от явки. Данный факт должен быть отражен как в постановлении (определении) об избрании меры пресечения, так и в письменном обязательстве о личном поручительстве. При наличии нескольких поручителей, обязательство отбирается с каждого поручителя в отдельности.

4. Вручение копии постановления (определения) об избрании меры пресечения под расписку обвиняемому (подозреваемому), личному поручителю, защитнику и другим заинтересованным лицам.

Обвиняемый (подозреваемый), при избрании в отношении него в качестве меры пресечения личного поручительства, предупреждается о том, что в случае его ненадлежащего поведения во время предварительного следствия и суда к нему может быть применена более строгая мера пресечения в порядке ст. 110 УПК РФ или наложено денежное взыскание в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

Ответственность личного поручителя наступит в том случае, если обвиняемый (подозреваемый) будет уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя или суда, или каким-либо иным способом препятствовать производству по уголовному делу. Ответственность поручителя заключается в наложении на него по решению суда денежного взыскания в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ. Орган, в производстве которого находится уголовное дело, решает вопрос о направлении материалов в отношении поручителя в суд на основе учета конкретных обстоятельств, личности поручителя, тяжести последствий, наступивших из-за некачественного выполнения поручителем своих обязанностей.

Наблюдение командования воинской части. Наблюдение командования воинской части как мера пресечения, предусмотренная ст. 104 УПК РФ, может быть применена к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, являющимся военнослужащим или лицом, проходящим военные сборы. Наблюдение командования воинской части за данной категорией граждан заключается в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, направленных на обеспечение выполнения этими лицами обязательств являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя или суда, и не препятствовать тем или иным способом производству по уголовному делу.

Главным условием эффективности применения данной меры пресечения является непрерывность пребывания подозреваемого (обвиняемого) в воинском подразделении под присмотром командования. Ведомственные нормативные акты Вооруженных Сил РФ предусматривают ряд ограничений для военнослужащих, в отношении которых избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Например, на время производства по уголовному делу они лишены права на ношение всех видов оружия, постоянно пребывают под наблюдением непосредственных начальников или суточного наряда, не направляются для выполнения заданий вне воинской части, не назначаются в караул и в другие ответственные наряды. Им запрещено увольнение в городской отпуск.

Процессуальный порядок применения в качестве меры пресечения наблюдение командования воинской части состоит из следующих действий должностного лица:

1. Получение согласия обвиняемого (подозреваемого) на применение меры пресечения. Согласие командования воинской части не требуется.

2. Вынесение постановления об избрании в качестве меры пресечения – наблюдения командования воинской части.

3. Вручение копии постановления об избрании меры пресечения командиру воинской части или его представителю, а также лицу, в отношении которого избрана эта мера пресечения, и другим лицам по их просьбе. Одновременно с этим представителю командования воинской части разъясняется существо обвинения (подозрения), основания по которым была избрана эта мера пресечения, и обязанности командования воинской части по исполнению целей, для которых она была избрана.

4. Получение должностным лицом, избравшим данную меру пресечения, письменного извещения о фактическом установлении наблюдения командования воинской части за надлежащим поведением обвиняемого (подозреваемого).

В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) избранной в отношении него меры пресечения, путем запугивания свидетелей, потерпевших, уничтожения документов, попыток скрыться от следствия или суда, командование воинской части немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю или в суд, которые избрали эту меру пресечения. Последние, в свою очередь, решают вопрос о применении к обвиняемому (подозреваемому) меры уголовно-процессуального принуждения в виде денежного взыскания в порядке ст. 117 УПК РФ или назначении более строгой меры пресечения.

Статья 104 УПК РФ не предусматривает оснований для наступления ответственности командования воинской части в случае невыполнения или возложения на них обязательства по обеспечению надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) в ходе уголовного судопроизводства. Логичным было бы предположить, что за организацию исполнения постановления об избрании рассматриваемой меры пресечения командир воинской части несет только дисциплинарную ответственность.

Не лишним было бы закрепить в уголовно-процессуальном законе обязанность командования воинской части уведомить должностное лицо, избравшее меру пресечения, о демобилизации или увольнении обвиняемого (подозреваемого) в установленном порядке из рядов Вооруженных Сил РФ. Это может служить основанием для изменения этой меры пресечения на другую в порядке, предусмотренном ст. 110 УПК РФ.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым заключается в обеспечении его надлежащего поведения на период производства предварительного следствия и суда по уголовному делу, в совершении которого он обвиняется. Присмотр является специфической разновидностью поручительства, которое в одних случаях в отношении несовершеннолетнего обвиняемого дают родители, опекуны или попечители, другие заслуживающие доверия лица, а в других (если несовершеннолетний является воспитанником специализированного детского учреждения) – должностные лица соответствующего детского учреждения.

Рассматриваемая мера пресечения заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства по обеспечению явки несовершеннолетнего обвиняемого к дознавателю, следователю или в суд, нахождения несовершеннолетнего по месту жительства и по лишению его возможности воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Главной особенностью этой меры пресечения является то, что она применяется исключительно в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, не достигших возраста 18 лет. Обязанность по присмотру может быть возложена должностным лицом на родителей (опекунов, попечителей) несовершеннолетнего или на других, заслуживающих доверия лиц, к которым, с учетом их личностных качеств, можно отнести: совершеннолетних братьев, сестер, других родственников, учителя или воспитателя. К специализированным детским учреждениям относятся: детские дома, школы-интернаты, приемники-распределители, спецшколы, реабилитационные центры и другие учреждения.

Избрание меры пресечения в виде присмотра может осуществляться как по инициативе должностного лица или органа, ведущего расследование по уголовному делу, так и по письменному прошению одного из лиц, перечисленных в ст. 105 УПК РФ. В диспозиции этой нормы не содержится указания о том, что эта мера пресечения применяется только при наличии согласия субъектов, осуществляющих ее исполнение. На практике, получение согласия лица, которому несовершеннолетний передается под присмотр, является обязательным. В противном случае, применение этой меры пресечения лишено всякого смысла. Исключение составляет администрация детского учреждения, с должностных лиц такого согласия не требуется, так как надзор за несовершеннолетним подопечным входит в число их прямых должностных обязанностей.

Процессуальный порядок применения в качестве меры пресечения присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит из следующих действий:

1. Вынесение постановления о применении в отношении несовершеннолетнего обвиняемого меры пресечения в виде отдачи под присмотр родителям, опекунам, попечителям, должностным лицам специализированного детского учреждения и другим заслуживающим доверия гражданам. В постановлении указываются основания избрания этой меры пресечения, и обосновывается причина возложения присмотра за несовершеннолетним на конкретного человека.

2. Одновременно с вынесением постановления дознаватель, следователь или суд разъясняют лицам, на которых возложена обязанность по присмотру, существо обвинения (то есть характер совершенного несовершеннолетним преступления), а также ответственность за ненадлежащее исполнение ими этой обязанности.

3. Вручение копии постановления об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым.

4. Получение должностным лицом, избравшим меру пресечения, письменного обязательства от лица, на которое исполнение присмотра было фактически возложено. Форма этого обязательства законодателем не разработана, но можно предположить, что родителями или другими указанными в ст. 105 УПК РФ лицами, гарантируется обеспечение несовершеннолетнему таких условий, при выполнении которых цель применения меры пресечения в виде присмотра наверняка сможет быть достигнута. Другими словами, в обязательстве дается подписка, что несовершеннолетний не скроется, не будет заниматься преступной деятельностью, не будет препятствовать производству по уголовному делу, будет вести себя надлежащим образом, как в семье, так и по месту работы (учебы).

В том случае, если обязательство о присмотре берут на себя родители несовершеннолетнего, то подписка берется с одного из них. При этом он может участвовать в уголовном деле в качестве законного представителя. В детском учреждении обязательство об осуществлении присмотра берет на себя либо сам руководитель этого учреждения, либо уполномоченное им должностное лицо.

Письменное обязательство о присмотре за несовершеннолетним обвиняемым, данное лицами, перечисленными в ст. 105 УПК РФ, приобщается к материалам уголовного дела.

5. Разъяснение порядка обжалования вынесенного должностным лицом постановления.

В случае нарушения возложенной на них обязанности присмотра за несовершеннолетним, попечители и другие лица несут ответственность в соответствии со ст. 117 УПК РФ. А представители администрации детских учреждений помимо наложения на них денежного взыскания в порядке, предусмотренном ст. 118 УПК РФ, могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности, как должностные лица, нарушившие трудовые обязанности. Как нарушение несовершеннолетним меры пресечения в виде присмотра, можно рассматривать неявку несовершеннолетнего по вызову без уважительной причины, попытки скрыться от правоохранительных органов или суда, воздействие на других обвиняемых, потерпевших, свидетелей с целью помешать производству по делу, совершение несовершеннолетним нового преступления.

При решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого судам необходимо выполнять требование ст. 423 УПК РФ об обязательном обсуждении возможности отдачи его под присмотр. Исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и воспитания, отношений с родителями судье на основании ст. 105 УПК РФ надлежит обсуждать возможность применения такой меры пресечения, как передача его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении – под присмотр должностных лиц этого учреждения. В постановлении о рассмотрении таких ходатайств обязательно должны быть указаны причины, по которым эта мера пресечения не может быть применена.[28]

Залог. Залог, в соответствии со ст. 106 УПК РФ, составляют деньги, ценные бумаги или иные ценности, вносимые на депозитный счет органа, избравшего залог в качестве меры пресечения для обеспечения явки обвиняемого (подозреваемого) по вызову следователя, дознавателя или суда, и предупреждения совершения им новых преступных деяний.

В качестве предмета залога, помимо денег, могут приниматься ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, сертификаты, коносаменты), другие ценности (драгоценные металлы и (или) драгоценные камни).

Залог в качестве меры пресечения может быть применен к обвиняемому (подозреваемому) как впервые, когда лицо находилось на свободе, и в порядке ст. 110 УПК РФ, когда залог избирается для изменения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Процедура применения залога как меры пресечения состоит из нескольких последовательных этапов:

1. Определение залогодателя. По общему правилу избрание залога в качестве меры пресечения инициируется стороной защиты. Лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, не должно навязывать идею внесения залога обвиняемому (подозреваемому).

Согласно ч. 1 ст. 106 УПК РФ внести залог может сам обвиняемый (подозреваемый), другие физические лица (например, родственники) или юридические лица, которые имеют возможность по своему усмотрению и в своих целях распоряжаться средствами юридического лица. Государственные предприятия, учреждения, организации не могут быть залогодателями, так как они не имеют права расходовать денежные средства в подобных целях. Главное правило при определении залогодателя заключается в следующем: залогодателем не может быть лицо, как физическое, так и юридическое, чьи отношения с обвиняемым не выяснены.

2. Определение вида и размера залога. Вид и размер залога определяется судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности обвиняемого (подозреваемого) и имущественного положения залогодателя. Залог как мера пресечения не должна применяться к лицам, чье намерение продолжать преступную деятельность или воспрепятствовать производству по делу очевидно.

Размер залога определяется из соображения обеспечения его невосполнимости в случае его утраты. Другими словами, риск лишиться такой суммы денег должен заставлять обвиняемого (подозреваемого) являться по вызовам следствия и суда столько раз, сколько это необходимо.

3. Избрание меры пресечения в виде залога в судебном порядке.

4. Внесение залога. Залогодатель вносит деньги на депозитный счет суда, который был определен судом, избравшим эту меру пресечения.

5. Принятие залога. Данный факт документируется путем составления
протокола о принятии залога, копия которого вручается залогодателю.

Одновременно с составлением протокола суд разъясняет залогодателю сущность обвинения (подозрения), если залогодатель и обвиняемый (подозреваемый) не одно и то же лицо. Кроме того, суд разъясняет залогодателю под расписку его обязанности по обеспечению явки обвиняемого (подозреваемого) по вызову, по обеспечению его нахождения по месту постоянного или временно места жительства и по не препятствованию производству по уголовному делу, а также последствия их нарушения или невыполнения.

6. Данная мера пресечения считается избранной с момента внесения суммы залога на депозитный счет суда. Это является основанием для освобождения обвиняемого (подозреваемого) из ИВС, если мера пресечения в виде залога была избрана для замены такой меры пресечения как заключение под стражу.

При прекращении уголовного дела, при условии соблюдения обвиняемым (подозреваемым) наложенных ограничений, следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела. Таким же должен быть порядок возвращения залога при прекращении уголовного преследования лица, которому в качестве меры пресечения избирался залог.

В том случае, если обвиняемый (подозреваемый) в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела добросовестно выполняет условия применения рассматриваемой меры пресечения, то залоговая сумма возвращается залогодателю независимо от того, каким (обвинительным или оправдательным) является приговор и какова мера наказания назначенная судом. В материалах дела должно быть указано о факте возвращения суммы залога лицу, которое ее внесло.

Если же обвиняемый (подозреваемый) уклоняется от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, совершил или попытался совершить новое преступление, то есть не выполняет возложенные на него обязательства и нарушает меру пресечения, то внесенный залог решением суда обращается в доход государства в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

При назначении судебного заседания по вопросу обращения залога в доход государства в суд вызываются обвиняемый (подозреваемый), в обеспечение явки которого в органы дознания, предварительного следствия, или суд им или другим лицом внесен залог, а также и залогодатель – гражданин или представитель организации, внесший залог в его интересах, которым направляются повестки. О назначении судебного заседания извещается прокурор.

Копии постановления судьи, независимо от характера принятого судом решения, направляются для сведения обвиняемому (подозреваемому), иному залогодателю и органу, ходатайствующему об обращении залога в доход государства.

При вынесении постановления об обращении залога в доход государства копии постановления, кроме того, направляются органу, принявшему залог для исполнения, и налоговому органу для контроля.

Производство в этих случаях считается оконченным по поступлении в суд копии постановления с отметками о передаче внесенного залога налоговому органу.

Домашний арест. Домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения обвиняемого (подозреваемого), а также в запрете:

1) общаться с определенными лицами;

2) получать и отправлять корреспонденцию;

3) вести переговоры с использованием любых средств связи.

Ограничения, связанные со свободой передвижения, могут быть территориальными (запрет покидать место жительства или иное место, выбранное судом для исполнения этой меры пресечения, или находиться в месте, запрещенном постановлением об избрании данной меры пресечения: ночные клубы, рестораны, места жительства соучастников или потерпевших от действий обвиняемого (подозреваемого)), либо временными (запрет покидать место жительства или иное место, выбранное судом для исполнения этой меры пресечения, или находиться в месте, запрещенном постановлением об избрании данной меры пресечения в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) или больше, чем на определенное время – 2-3 часа).

Запрет на общение с определенными лицами распространяется на соучастников обвиняемого (подозреваемого) по расследуемому уголовному делу, соучастников по ранее расследованным уголовным делам, возможно, вообще со всеми лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость, свидетелями, потерпевшими и их представителями, друзьями и родственниками, проживающими отдельно от него.

Другие два запрета (получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи) следует объединить, так как они затрагивают один принцип, закрепленный в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ – каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Уже сама конституционная формулировка позволяет сделать вывод о том, что дознаватель и следователь не могут самостоятельно принять решение о применении данного ограничения.

Кроме того, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом[29].

Формулировка п. 1 ст. 107 УПК РФ еще жестче. Ею устанавливается запрет на получение и отправление корреспонденции и ведение переговоров с использованием любых средств связи.

В соответствии с п. 3 ст. 63 Федерального закона «О связи», осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Решением суда, на основании которого осуществляются перечисленные действия в случае избрания домашнего ареста в качестве меры пресечения, является постановление судьи об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, так как установление соответствующих запретов предполагает под собой невыдачу обвиняемому (подозреваемому) находящихся у операторов почтовой связи почтовых отправлений – адресованные письменная корреспонденция (простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, бандероли и мелкие пакеты), посылки, прямые почтовые контейнеры.

Уведомляя организации связи об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста к определенному лицу, к постановлению следует прикладывать копии некоторых процессуальных документов из уголовного дела, что сделает более понятными и исполнимыми возложенные на них обязанности. При этом не следует забывать о тайне следствия и направлять минимальное количество процессуальных документов.

Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней, международной связи[30] и подвижной связи[31] содержат схожие формулировки, ограничивающие право на тайну телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям связи, различие составляет только передача сообщений посредством подвижной связи.

Пункт 4 обоих Правил включает следующие нормы:

Оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телефонных переговоров (сообщений), передаваемых по сетям связи.

Ограничение права на тайну телефонных переговоров (сообщений), передаваемых по сетям связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Сведения о передаваемых по сетям связи телефонных переговорах (сообщениях) могут предоставляться только абонентам или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Нормативный документ, регулирующий предоставление услуг связи через Internet, в настоящий момент еще не принят, но, скорее всего, формулировка нормы, позволяющей ограничивать право на тайну общения с помощью этого средства связи, будет сходной с изложенными.

Суд, избирая домашний арест в качестве меры пресечения, с учетом конкретных обстоятельств личности обвиняемого (подозреваемого), вправе установить как все, так и только часть указанных запретов.

Цель применения домашнего ареста – предотвратить совершение обвиняемым (подозреваемым) действий, указанных в ст. 97 УПК РФ на досудебной и судебных стадиях, а также для обеспечения исполнения приговора, путем установления ограничений, определенных в ст. 107 УПК РФ при наличии оснований, которые установлены для заключения под стражу, с учетом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

Избирая подозреваемому, обвиняемому согласно ч. 2 ст. 107 УПК РФ в качестве меры пресечения домашний арест, суд должен учитывать его возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства. В зависимости от тяжести предъявленного обвинения подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом либо всем ограничениям и запретам, перечисленным в части первой указанной статьи, либо отдельным из них. При этом особое внимание надлежит обращать на лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не достигших 18 лет: на их возраст, условия жизни и воспитания, особенности личности, влияние на них старших по возрасту лиц, в том числе их законных представителей[32].

В постановлении судьи об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается обвиняемый (подозреваемый), а также указывается орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений.

На практике такими органами чаще всего являются территориальные подразделения органов внутренних дел; участковые уполномоченные; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; следователи и дознаватели, в производстве которых находится уголовное дело в отношении данного обвиняемого (подозреваемого).

Заключение под стражу. Заключение под стражу – самая строгая из предусмотренных УПК РФ мер пресечения. Сущность данной меры пресечения заключается в помещении обвиняемого (подозреваемого) по решению суда на период производства по делу в место предварительного заключения.

Любое ограничение права на свободу и личную неприкосновенность, гарантированное в ст. 22 Конституции РФ и в ст. 8 Декларации прав и свобод человека и гражданина, должно иметь правовое основание и производиться в соответствии с той процедурой, которая установлена законом.

Согласно ст. 22 Конституции РФ, применение заключения под стражу в качестве меры пресечения допустимо только по судебному решению. Аналогичное положение закреплено в ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».[33]

Мера пресечения в виде заключения под стражу применяется к обвиняемому, подсудимому, осужденному, но, в исключительных случаях, может применяться и к подозреваемому. Заключение под стражу является самой тяжелой мерой пресечения и применяется к перечисленным лицам только при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения (ч.1 ст. 108 УПК РФ).

Целью применения в отношении обвиняемого (подозреваемого) заключения под стражу в качестве меры пресечения могут служить: лишение этого лица возможности скрыться от расследования и суда, воспрепятствовать производству по делу, предупреждение продолжения им преступной деятельности, обеспечение исполнения приговора.

УПК РФ предусматривает избрание заключения под стражу в качестве меры пресечения, в исключительных случаях, по мотивам высокой общественной опасности совершения преступления, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 108 УПК РФ:

1. Подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ.

2. Личность обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления не установлена.

3. Обвиняемый (подозреваемый) нарушил меру пресечения, избранную ранее.

4. Обвиняемый (подозреваемый) скрылся от органов предварительного следствия или от суда.

Как показывает практика, дознавателями пограничных органов ФСБ России, с учетом вышеизложенных обстоятельств, с разрешения суда зачастую избирается мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, подозреваемых в незаконном пересечении Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ).

При избрании заключения под стражу в качестве меры пресечения особенно важен учет обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК РФ, а именно, данные о личности обвиняемого (подозреваемого), его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и других обстоятельств, характеризующих лицо, в отношении которого оно применяется.

С 1 января 2010 г. заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов), при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1-4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ[34].

Отдельного внимания заслуживают особенности применения рассматриваемой меры пресечения в отношении таких категорий граждан, как несовершеннолетние, лица, занимающие особое служебное или общественное положение, лица, страдающие психическим расстройством.

Вопросу применения заключения под стражу к лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста, посвящена ч. 2 ст. 108 и ст. 423 УПК РФ. Несовершеннолетний может быть подвергнут заключению под стражу только по подозрению или обвинению в совершении умышленного преступления, за которое УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет (тяжкое преступление) или за умышленное преступление, за которое наказание может составить лишение свободы на срок свыше 10 лет (особо тяжкое преступление). Заключение под стражу несовершеннолетнего лица, обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления средней тяжести (возможное наказание от 2 до 5 лет лишения свободы) возможно лишь в исключительных случаях. Практика показывает, что к таким случаям относятся фактические данные, свидетельствующие о ненадлежащем поведении несовершеннолетнего лица: обоснованные опасения, что он скроется от следствия суда, будет продолжать заниматься преступной деятельностью, воспрепятствует установлению истины по делу. Судья, принимая решение о заключении несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) под стражу, должен быть уверен, что никакая другая мера пресечения, кроме этой, не сможет исключить возможность совершения несовершеннолетним какого-либо из названных действий. Судам необходимо выполнять требование ст. 423 УПК РФ об обязательном обсуждении при решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого возможности отдачи его под присмотр. Исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и воспитания, отношений с родителями судье на основании ст. 105 УПК РФ надлежит обсуждать возможность применения такой меры пресечения, как передача его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении - под присмотр должностных лиц этого учреждения. В постановлении о рассмотрении таких ходатайств обязательно должны быть указаны причины, по которым эта мера пресечения не может быть применена[35].

Если у лица, к которому в качестве меры пресечения было применено заключение под стражу, будет установлен факт психического заболевания, то согласно ст. 435 УПК РФ, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора суд в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, принимает решение о переводе данного лица в психиатрический стационар.

Порядок и условия содержания под стражей регулируются ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года.

Лица, к которым в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, подвергаются обыску, фотографированию, у них снимаются отпечатки пальцев. Вещи и посылки подлежат досмотру, а переписка – цензуре. Им не разрешается иметь при себе деньги и ценные вещи, а также предметы, запрещенные для хранения в местах содержания под стражей.

Особого внимания требует к себе вопрос о сроках заключения под стражу, так как знание этих сроков и их строгое соблюдение гарантирует обеспечение прав обвиняемого (подозреваемого), и способствует исполнению принципов уголовного процесса, направленных на эффективность уголовного судопроизводства.

Срок содержания под стражей зависит от того, какое процессуальное положение занимает лицо, в отношении которого избирается мера пресечения. Если мера пресечения избрана в отношении подозреваемого, то ему в срок не позднее 10 дней с момента ее применения или с момента его задержания должно быть предъявлено обвинение. Если это, в виду отсутствия доказательств, не будет сделано, то мера пресечения отменяется, и лицо освобождается из-под стражи (ст. 100 УПК РФ). Что касается лица, обвиняемого в совершении преступления, то по общему правилу, оно может находиться под стражей в стадии предварительного расследования в пределах 2-х месяцев (ст. 109 УПК РФ). Этот срок начинает течь со дня фактического лишения гражданина свободы (заключение под стражу в качестве меры пресечения или задержание в порядке ст. 92 УПК РФ с последующим заключением под стражу) и заканчивается с момента направления прокурором уголовного дела в суд.

В срок содержания под стражей также засчитывается время:

1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;

2) домашнего ареста;

3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;

4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК РФ.

Двухмесячный срок может быть продлен до 6 месяцев судьей районного или военного суда соответствующего уровня в тех случаях, когда закончить расследование не представляется возможным и когда отсутствуют основания для изменения или отмены меры пресечения. Целесообразно было бы классифицировать основания для продления сроков предварительного расследования и содержания обвиняемых под стражей на следующие основные виды:

1) значительный объем намеченных и необходимых следственных действий в рамках уголовного дела;

2) большая длительность необходимых и уже начатых следственных действий, документальных проверок и ревизий;

3) соединение большого количества ранее расследовавшихся уголовных дел, когда их соединение повлекло значительное удлинение сроков.

Недопустимо ссылаться при продлении срок содержания под стражей на занятость дознавателя, следователя другими уголовными делами, на нахождение его в очередном отпуске или в отпуске по болезни.

Дальнейшее продление срока содержания под стражей (то есть до 12 месяцев) возможно только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, при наличии оснований для избрания этой меры пресечения и ввиду особой сложности дела. Под сложностью уголовного дела понимается наличие большого числа обвиняемых в совершении преступления (групповые дела) или проведение в рамках расследования уголовного дела длительных, сложных экспертиз. Правом продления срока содержания под стражей до 12 месяцев обладают судьи районного или военного по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора.

Продление срока содержания под стражей более 12 месяцев допускается в исключительных случаях, которые законодатель связывает с характером совершенного обвиняемым преступления. Такое продление срока до 18 месяцев допускается только в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, за которые предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет. Оно осуществляется судьей Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, или судьей военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти).

Таким образом, максимальный срок содержания под стражей составляет 18 месяцев. Дальнейшее продление срока содержания под стражей в качестве меры пресечения не допускается, а лицо, содержащееся под стражей, подлежит немедленному освобождению. Исключение составляют случаи продления срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд.

Срок продления содержания под стражей по этому основанию ограничен моментом окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела. Данное указание несет строго персонифицированный характер, так как речь идет об ознакомлении с материалами дела только таких участников уголовного процесса, как обвиняемый и его защитник. Ссылка, при возбуждении ходатайства о продлении срока содержания под стражей по этому основанию, на невозможность ознакомления с материалами дела других участников процесса (свидетелей, потерпевших) недопустима.

При вынесении постановления судье следует мотивировать свои выводы. При разрешении ходатайств о продлении срока содержания обвиняемых под стражей суду следует выяснять обоснованность утверждений органов предварительного расследования о невозможности своевременного окончания расследования по объективным причинам. Если ходатайство о продлении срока содержания под стражей возбуждается перед судом неоднократно и по мотивам необходимости выполнения тех же следственных действий, на которые указывал следователь (дознаватель) в предыдущих ходатайствах, надлежит устанавливать, по каким причинам они не были произведены.

Если при рассмотрении такого ходатайства будет выявлено, что необходимые следственные действия не были произведены из-за неэффективной организации предварительного расследования, суду необходимо реагировать на выявленные нарушения путем вынесения частных постановлений[36].

Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.

В этом случае судья выносит постановление о рассмотрении вопроса о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием причин, по которым присутствие обвиняемого невозможно.

Судебный порядок избрания мер пресечения. Меры пресечения применяются, главным образом, в ходе предварительного расследования уголовного дела. Они применяются по решению уполномоченного на то уголовно-процессуальным законом органа или должностного лица: дознавателя, следователя и суда (ст. 97 УПК РФ).

Дознаватель, следователь или судья выносит мотивированное постановление, а суд – определение, об избрании и применении меры пресечения как подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым. При этом процессуальный порядок применения этих мер пресечения происходит в несколько этапов:

1. Вынесение мотивированного постановления (определения).

2. Объявление постановления (определения) обвиняемому (подозреваемому), в отношении которого оно вынесено.

3. Вручение копии постановления или определения.

4. Разъяснение порядка обжалования решения об избрании меры пресечения лицу, в отношении которого она избрана.

Меры пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу могут быть применены к лицу, обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления, только по решению суда, вынесенному в форме постановления.

Избрание меры пресечения должно происходить в определенном порядке. Ст. 106 УПК РФ, посвященной залогу, и ст. 107 УПК РФ, посвященной домашнему аресту, устанавливается, что избрание этой меры пресечения происходит в порядке, определенном ст. 108 УПК РФ, то есть в порядке, аналогичном избранию меры пресечения в виде заключения под стражу.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу (а также залога и домашнего ареста) следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство (ч. 3 ст. 108 УПК РФ). В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу (избрании залога или домашнего ареста) и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

По этому вопросу Верховный суд РФ разъяснил, что «к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 3 статьи 108 УПК РФ) следует прилагать копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, справки о судимости, данные о возможности лица скрыться от следствия, об угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.). В тех случаях, когда в уголовном деле защитник не участвует и об этом не сделана запись в протоколе допроса в качестве подозреваемого или обвиняемого, к материалам дела прилагается письменное заявление подозреваемого, обвиняемого об отказе от защитника» [37].

Данная норма продублирована и в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 22 от 29.10.2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста»[38].

В соответствии с ч. 4 ст. 108 УПК РФ постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (залога и домашнего ареста) подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель.

Содержащийся в ч. 4 ст. 108 УПК РФ перечень лиц, имеющих право участвовать в ходе судебного заседания, не является исчерпывающим[39].

Исходя из смысла положений, содержащихся в статьях 19, 42, 108, 123 УПК РФ, когда решением вопроса о мере пресечения затрагиваются права и законные интересы потерпевшего, в том числе связанные с необходимостью защиты его личной безопасности от угроз со стороны подозреваемого, обвиняемого или обеспечения возмещения причиненного преступлением материального ущерба, он, его представитель, законный представитель вправе довести до сведения органов предварительного расследования, прокурора и суда свою позицию относительно избрания, продления, изменения, отмены той или иной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого, а также обжаловать принятое решение.

Потерпевший в соответствии с ч. 4 ст. 354 УПК РФ вправе обжаловать судебное решение о мере пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. При этом возможность обжалования не зависит от того, принимал ли потерпевший непосредственное участие в судебном заседании.

Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого.

Кроме того, поскольку ч. 2 ст. 24 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, положения п. 12 ч. 4 ст. 47 и п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ не препятствуют обвиняемым, чьи права и свободы затрагиваются судебными решениями об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей, и их защитникам в ознакомлении с материалами, на основании которых принимаются эти решения[40].

В силу непосредственного действия названной конституционной нормы любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.251 сек.