Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ещё принято в психологии делить всю сферу мотивационную по необходимости выживания для организма




Так как говорят. Что если животное хочет есть, то она будет есть. Здесь мы говорим про опредмечивание. Пищевое поведение побуждается пищевой мотивацией, но не реализуется, потому чтопищевая потребность не опредметилась. Для домашнего животного в данном случае сухой корм – это не еда. Она хочет есть, она будет выпрашивать еду. Выпрашивание еды, по сути дела, это реализация пищевого поведения. Просто объект не тот.

Вопрос с домашней кошкой и бездомной. Домашнюю всегда кормили свежим фаршиком, а тут ей насыпали сухого корма, но она его не будет есть, будет ходить кругами и выпрашивать. Но если то же самое сделать с бездомной кошкой, то она съест. В чём разница?

Или человек, желая поощрить жену, чтобы она дальше готовила, ест её борщ, хотя он невкусный, но он боится, что если он сейчас скажет ей об этом, то она больше готовить не будет. Поэтому не хочется есть, а ест.

Ответ В первом случае человек целенаправленно организует деятельность по осознанию и приходит к пониманию очень быстро. В третьем случае специальной деятельности нету. Это происходит, как бы, непроизвольно без постановки соответствующей цели. У него нет задачи – познать свой мотив, но он его волей-неволе познаёт.

Вопрос Чем отличается 3 путь от рефлексии?

Молодой человек, который ухаживает за девушкой, сначала может не догадываться. Почему находится в кампании, в которойпроводит время предмет его мечтаний. Со временем, он, конечно, догадается. Этот мотив будет осознан.

Жизненные цели тоже пример осознанных мотивов. Это, что касается мотивов. Когда мы говорим про теорию Леонтьева и вводим понятие потребности, то сталкиваемся с необходимостью развести поторебностно-мотивационную сферу человека и потребностно-мотивационную сферу животных.

Сейчас мы рассмотрим проблему отличия потребностно-мотивационной сферы человека от животных. В западной психологии этот вопрос решался таким образом:

1) Искались мотивы общие для человека и животных

2) Искались мотивы, характерные только для человека.

То есть, это разграничение, граница, которая проходит горизонтально. То есть, высшие, среди которых обычно указываются эстетическая потребность и самоактуализация. Вот они как бы человеческие.

Потребности в пище, в воде, в конкретной температуре, в отдыхе после напряжённой работы, во сне после бодрствования являлись общими.

Вот этот путь оказывается неудачным в плане промежуточного звена. Например, познавательная потребность.Да, она присуще и животным.

Потребность в любви – да, она присуще и животным.

Потребность в любви, привязанность, в частности, в тактильном контакте.

Мы видим, что очень многие потребности, которые традиционно приписывают человеку, они являются общими.

Поэтому Леонтьев предложил иной подход к этому разделению и выявил несколько очень важных пунктов, по которым они отличаются.

Конечно, это социальный характер человеческой мотивации, человеческих потребностей. Человеческие потребности социальны:

1) по содержанию. Сейчас будет использоваться слово потребность, как мотив. Здесь неважно опредмечена эта потребность или нет. Буду использовать их как синонимы. Они социальны по содержанию. То есть, предмет этих потребностей производится обществом. Человеческие потребности.

Любую потребность, какую не возьми, которая вроде бы у нас общая с животными, но мы постоянно видим. Что предмет этой потребности производится. Перефразируя слова Маркса, можно сказать, что вся человеческая промышленность – открытая книга человеческих потребностей и мотивов. Ибо всё, что производится, оно востребовано в качестве мотивов. Или то, что производится, скоро станет мотивом. Как только появляется какой предмет, то все сразу в нём начинают испытывать большую необходимость. Даже в отношении такой потребности, как пищевая. Мы видим, что предметы производимы в обществе. У животных всё не так.

Они могут менять содержание своих потребностей. Например, лисы съели всех зайцев в ареале проживания. Предмет поменялся, но он тоже находится в природе. Он обнаруживается, а не создаётся. У человека этот предмет созидаемый. Даже если он обнаруживается человеком в природе, то он ещё осмысливается и означивается социумом. Например, даже если это просто обычная вода, то она разливается в бутылки, снабжается ярлыками, что она экологически чистая, снабжённая всеми возможными минералами вода. Приобретает социальное обусловливание.

2)2 критерий отличия - социальность по способу обусловливания. Эти потребности социальны по способам удовлетворения. Голод, удовлетворяемый с помощью ножа и вилки принципиально иной голод, чем тот, который удовлетворяется при помощи зубов и костей. Леонтьеву говорили, что можно довести человека до такого состояния, когда он будет есть руками и пить из лужи. Леонтьев возражал оппонентам и говорил, что человеческие потребности в данном случае расчеловечиваются. Мы не можем на таких примерах узнать о человеческих потребностях, а лшь о потребностях животных. Они социальны по способу удовлетворения. В каждом конкретном случае любая наша потребность предполагает, что социум задаёт, что мы хотим и как именно мы должны использовать данные предметы.

3)3 критерий различия потребностей человека и животных - структура потребностно мотивационной сферы. У человека это иерархическая организация. Потребности упорядочены и выстроены по степени своей значимости. У животных в конкретном конкретном случае побеждает более сильный в данный момент мотив из тех, которые актуальны.

4)По тому, как они формируются. У животных по формированию и развитию. У животных мотивы формируются стихийно. Это потребностно-мотивационная сфера по формированию. У человека существует специальная деятельность, направленная специально на формирование потребностно-мотивационной сферы другого человека. Эта деятельность называется воспитанием. Начиная с первых дней рождения, они формируют у детей определённую мотивацию(например альтруистическую). Они хвалят ребёнка, когда тот делится с другим, помогает другому и ругают, когда тот не даёт лопатку в песочнице, отбивает своё имущество у другого ребёнка, не желает сотрудничать и кооперировать. Целенаправленное формирование потребностно-мотивационной сферы человека и стихийности у животного. Из этих базовых различий все остальные различия потребностно-мотивационной сферы у человека. У человека мотивы регулируются. Есть специальный механизм для регуляции мотивационной сферы. Мы его будем впоследствии разбирать – это воля. У человека удовлетворение потребностей опосредовано интеллектом, личностью, волей. Сознанием. Из социаьности потребностно-мотивационной сферы следует, что человеческая мотивация исторична, изменчива и разнообразна. Структура она иерархическая, однако поведение одно, а желаний (потребностей и мотивов) много в каждый конкретный момент.

Поэтому Леонтьев высказывает идею о полимотивированности человеческой деятельности. Человек старается в каждый момент времени убить одной хлопушкой всех мух. Нужно организовать свою деятельность таким образом, чтобы как можно больше мотивов эта деятельность удовлетворяла.

Например, зачем студент приходит на лекцию – только ли познавательная мотивация детерминирует его поведение. Это и стремление пообщаться, узнать последние новости, продемонстрировать преподавателю, что он ходит на занятия. Это и социальная мотивация и т.д. То есть, деятельность одна, а побудителей этой деятельности много. То есть, любая деятельность она имеет множественную детерминацию. В основе её лежат многие мотивы. Ещё человеческая мотивация очень пластична.

У человека появляется то, чего нет у животного – относительная независимость от функционального состояния организма. То есть, у животного, если оно хочет есть, то оно будет есть при возможности, при наличии пищи. А если не хочет, то не будет. А у человека бывает множество таких случаев, когда деятельность есть, но она не детерминируется соответствующим состоянием организма.

Например, ребёнок страдает аллергией – ему нельзя есть шоколад, но в День Рождения можно. Вот в День Рождения, приканчивая 10 конфету, он плачет от невозможности съесть 11, потому что его уже тошнит. Ест он не потому, что сейчас ему этого хочется, а впрок, потому что завтра уже нельзя будет.

Или, наоборот, голодовка в знак протеста. Функциональное состояние организма советует ему поесть, а он отказывается.

Вот у человека его потребности и следующая деятельность перестают быть жёстко связаны с состоянием организма. Но у человека происходит ещё одна очень важная вещь. Мотив и деятельность – мотив лежит в основе деятельности – он её организует, конституирует и создаёт.

Но если у животных содержание деятельности всегда соответствует содержанию мотива, то у животного этого не происходит. Грубо говоря, если мы видим животное, которое ест – мы можем легко догадаться, что в основе этого лежит пищевая потребность. А вот если человек ест, то за этой деятельностью может стоять вовсе не пищевая мотивация.

Известный феномен, что когда в семье рождается 2й ребёнок, а 1 начинает стремительно поправляться. В данном случае, здесь, пищевое поведение мотивируется поиском внимания, а вовсе не пищевой потребностью.

У человека по содержанию мотив может быть вовсе не связан с деятельностью. Когда Маслоу изучали, то это видели. Деятельность по содержания определённая, а мотив, который стоит за этой деятельностью – он совсем другой. Мы это дальше будем рассматривать на многочисленных примерах, когда конкретную мотивацию будем изучать.

Мотив может быть связан, а может быть и нет с функциональным состоянием организма. Соответственно, деятельность по содержанию может не соответствовать лежащему за ней мотиву. Вот чем отличается потребностно-мотивационная сфера человека от потребностно-мотивационной сферы животных.

Мотивация с точки зрения классификации мотивов.

Опредмечивание у животных может происходить по типу импринтинга, а может происходить по типу обусловливания. В данном случае образуются условные связи между фаршем, который привык есть кот и пищевой потребностью. Фарш становится мотивом, а сухой корм – не мотив. До тех пор, пока сухой корм не станет мотивом, то пищевого поведения не будет (есть не будет, но пищевое поведение не закончится – она будет очень долго выпрашивать).

Бывают очень сложные вопросы опредмечивания у животных. Иногда это бывают очень необычные вещи. Необычные вещи становятся мотивом для домашних животных. Очень экзотические блюда, которые обычно дикие животные не едят, а здесь едят, потому что образовались соответствующие условные связи между удовлетворением потребности и предметом.

Альтернативный вариант- распредмечивание – когда предмет утрачивает своё мотивационное значение и перестаёт быть мотивом. Тогда потребность опредметится в чём-то другом. Очень может быть, что если кот долго поголодает, то он станет есть сухой корм.

Классификация мотивов, в которой мотивы и потребности она будет использовать как эквивалентные понятия.

Анализ феноменологии мотивов – многообразия явлений, которые изучает психология мотиваций. Вот это многообразие явлений мы будем с вами раскрывать, рассматривая конкретные виды мотивов, потому что создано очень много классификаций мотивов. Введём некоторые новые понятия и посмотрим, что изучает психология мотиваций.

Тема- классификация мотивов.

Одно из основных оснований классификаций – так называемая валентность мотива. Валентность – это знак мотива. Есть мотивы позитивные – положительные, а есть негативные – отрицательные. Положительным мотивом является предмет, который притягивает человека или животное. Они притягивают, а негативные – это те, которые отталкивают. Это тоже мотивы. Они тоже детерминирует поведение. Человек учится, чтобы получить 5 ку. 5 – это положительный мотив. Или человек учится, чтобы не получить 2ку на экзамене и не вылететь из института. 2ка и отчисление – это негативные или отрицательные мотивы. Бихевиористы называют это – аверсивный стимул. Это тот, который рождает движение от. Позитивный – движение к, а негативный – движение от. Подкрепление можно создать либо давая позитивную мотивацию, либо избавляя от негативной.

С точки зрения постоянства, постоянства присутствия в жизни человека. По этому параметру выделяют устойчивые мотивы. Которые проходят через жизнь человека, постоянно существуя. Например, потребность в общении и бывает ещё выделение ситуативных мотивов.Ситуативные мотивы – мотивы, которые существуют в определённой ситуации и за пределами определённого отрезка пути они не существуют. Например, в ситуации эксперимента человек очень хочет сложить пазл, сделать тест Айзенка, чтобы продемонстрировать свою смышлёность. Но за пределами ситуации такое желание исчезает. Выходит за пределы лаборатории – всё это абсолютно неактуально там. Или, например, женщина беременная (которая ожидает ребёнка) может иметь потребность есть мел или другое что-то не очень съедобное. Прошёл этот биологический период и этот предмет вовсе не вызывает у неё желания съесть. Значит, есть:

1) Устойчивые

2) Ситуативные

3) Постоянные

4) Циклические

Постоянные – потребности, которые существуют каждое мгновение жизни человека. Например, потребность в кислороде. Циклические, которые подчиняются циклическому ритму в своей актуализации. Например, потребность во сне, потребность в еде. Например, 3 часа провёл, он проголодается, поел, этот мотив перестаёт быть актуальным. Потом снова. Вот такой волнообразный характер носят циклические потребности. Следующее простое разделение – по интенсивности – это не 2 вида, а континуум мотивов (где можно расположить мотивы по интенсивности (сильные, менее сильные). В психологии очень большая проблема – Как измерить силу мотива.

4й вид классификации – ориентация на процесс или ориентация на результат деятельности. В этом плане различают потребности результативные и потребности процессуальные. Это возможно и у животных. У животных мы тоже видим такие потребности. Которые лежат в самой деятельности. Например, потребность в отдыхе после напряжения сил. Потребность во сне после бодрствования или бодрствовании после того. как животное поспало. Это функциональная потребность. Потребность в игре у молодых животных в естественных условиях. У животных есть процессуальные и результативные (когда конкретный предмет побуждает определённую деятельность.

У человека можно выделить такие потребности, которые лежат в самой деятельности. То есть, реализация той или иной потребности в той или иной деятельности сама по себе является мотивом. Таковы труд, творчество, игра, наука, получение знаний.

У человека такие потребности называют предметно-функциональными, потом что они имеют не один предмет, а много предметов. Например, у человека, у которого очень развита эстетическая потребность. Такой человек может усматривать прекрасное в очень разных его объектах, создавая, любуясь тем, что он видит, он может находить предмет, удовлетворяющий его эстетическую потребность в самых неожиданных вещах, которые непривычно рассматривать. Но он так видит мир. Или другой вариант развития эстетической потребности – человек рисует картину, как только он её заканчивает, то он сразу принимается рисовать следующую. Понятно, что он действует не ради результата, а ради самого творчества как такового. Здесь, мотивом является деятельность, а не её отдельный конкретный продукт, поэтому у такой деятельности очень много предметов.

Делят на витальные и факультативные. Витальные потребности – без удовлетворения этих потребностей живой организм не может нормально существовать. Факультативные – без удовлетворения которых живой организм не прекратит существования. В теории такое разделение оно весьма принято и вроде бы как бы удобно.

Однако, когда доходит дело до конкретики, до реального анализа реальной потребности, то к чему она относится? То, границу между ними бывает непросто провести. Например, потребность в общении она витальна или факультативна. Вот некоторые животные, они, которые ведут стадный или стайный образ жизни, им присутствие себе подобных необходимо для нормального роста и развития организма. Например, куры на треть больше съедают в коллективе. Некоторые рыбки аквариумные хорошо растут и развиваются в присутствии других подобных им. Иногда даже приходится зеркало ставить, чтобы они не одни там были. Вот потребность в общении – она факультативная? Существует, так называемый синдром госпитализма- когда ребёнок, лишённый эмоциональных связей в течение первого года жизни. Например, дети, которые воспитываются в домах малютки. Естественно, у них очень ограничен эмоциональный, телесный контакт с матерью. Это приводит к огромному и, впоследствии, невосполнимому дефициту, во-первых в эмоциональном развитии. То есть, эти дети не могут устанавливать тёплые эмоциональные отношения, связи и т.д.

К нарушению в интеллектуальном развити (если это был действительно настоящий госпитализм), то у них заодно исчезает интерес к окружающему миру, они не интересуются происходящим. Они либо лежат на кровати уткнувшись лицом в стену, либо сидят на кровати, покачиваясь. Совершая ритмические движения и не обращают внимания на попытки установить с ними контакт. Нарушается не только психическое развитие такого ребёнка. Но параллельно нарушается соматическое развитие. Такие дети в физическом развитии очень сильно отстают от сверстников. У них практически нулевой иммунитет – они очень восприимчивы к различным болезням. То есть, они постоянно болеют, постоянно цепляют любую инфекцию. То есть, они очень нежизнеспособны именно в физическом плане.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.