КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности эксплуатации резервных и передвижных электростанций
Резервные электростанции обеспечивают бесперебойное электроснабжение сельскохозяйственных потребителей. Их устанавливают, как правило, непосредственно у потребителей I и II категорий. Промышленность выпускает резервные электростанции и агрегаты с карбюраторными и дизельными двигателями. При мощностях свыше 16 кВт экономически оправдано применение дизельных электростанций. Основной элемент стационарных и передвижных резервных электростанций - дизель-генератор. Первичный дизельный двигатель и синхронный генератор соединены между собой жесткой муфтой. Электростанции комплектуют аппаратурой и контрольно-измерительными приборами для управления и наблюдения за их работой. Стационарные дизель-электрические агрегаты мощностью до 200 кВт поставляют комплектными. Они предназначены для работы в закрытых помещениях при температуре окружающего воздуха от +8 до +40°С. Передвижная электростанция представляет собой комплектную электроустановку, смонтированную на транспортных средствах и защищенную от атмосферных воздействий. Она предназначена для работы на открытом воздухе при температуре от -50 до +40°С. Конструкция электростанции позволяет перемещать ее па любое расстояние без нарушения готовности к работе. В зависимости от назначения дизельного агрегата и конкретных условий его эксплуатации государственным стандартом предусмотрены три степени автоматизации. Первая степень (наименьшая) поддерживает требуемую частоту вращения, температуру охлаждающей жидкости и смазочного масла; обеспечивает аварийно-предупредительную сигнализацию и защиту; по требованию заказчика осуществляет подзарядку аккумуляторных батарей и при необходимости пополнение топливом расходных баков. Вторая степень обеспечивает управление дизель-электрическими агрегатами при пуске, работе и остановке в течение не менее 16ч для агрегатов мощностью до 100 кВт и не менее 24 ч для агрегатов мощностью свыше 100 кВт. Кроме того, должны автоматически выполняться: пуск по команде от автоматического устройства или дистанционно; подготовка к приему нагрузки, прием нагрузки или выдача сигнала о готовности к приему нагрузки (при параллельной работе); прием нагрузки с синхронизацией, дистанционное управление частотой вращения агрегата при ручном вводе в синхронизм; остановка по команде от автоматического устройства или с дистанции; поддержание неработающего двигателя в прогретом состоянии. Третья степень обеспечивает управление дизель-электрическим агрегатом в течение 150 ч для агрегатов мощностью до 100 кВт и не менее 240 ч для агрегатов мощностью свыше 100 кВт. Дополнительно выполняются следующие операции: наполнение топливных, масляных и жидкостных баков, воздушных баллонов; подзарядка аккумуляторных батарей, распределение заданных активных и реактивных нагрузок при параллельной работе; управление вспомогательными агрегатами, обеспечивающими автоматическую работу в течение 240 ч. Дизель-электрические агрегаты, автоматизированные по второй и третьей степеням, должны иметь аварийную сигнализацию и защиту при достижении предельных значений: температуры охлаждающей жидкости, температуры смазочного масла, давления смазочного масла, давления, расхода или уровня жидкости в замкнутом контуре охлаждения, частоты вращения, обратного тока или обратной мощности. Резервные станции вырабатывают электрическую энергию переменного трехфазного тока напряжением 230 и 400 В промышленной частоты 50 Гц. В этом случае все потребители электроэнергии подключают непосредственно к шинам генератора напряжения. Это гарантирует высокую стабильность качества напряжения, отклонения которого от номинального для генераторов дизельных станций с машинными возбудителями и угольными регуляторами типа РУН не превышают ±3-5% при изменении нагрузки в пределах от 0 до 100%, для самовозбуждающихся синхронных генераторов при отсутствии коррекции напряжения на генераторе ±3-5%, а при наличии коррекции напряжения ±1-2%. Отклонение напряжения синхронных генераторов, питающих силовую, осветительную и бытовую нагрузки, должно быть в пределах от +5 до -5% номинального. Дизельные агрегаты станций должны допускать 100%-ную перегрузку в течение 1 ч. Наибольшее отклонение частоты вращения при включении и отключении номинальной нагрузки составляет 6 %. На передвижных электростанциях имеется ряд устройств для их транспортировки: тормоз аварийного наката и стоянки, защелка буксирного крюка, задний фонарь, стоп-сигнал, привод управления передвижных колес и др. Перед транспортировкой передвижных ДЭС должны быть проверены надежная работа этих устройств, а также прочность крепления агрегатов и вспомогательного оборудования. При подготовке к работе передвижной электростанции необходимо предварительно выбрать место ее установки, которое должно быть ровным и горизонтальным, не иметь поблизости (4...6 м) зданий и сооружений, находиться в центре расположения потребителей электроэнергии. Для создания хороших условий охлаждения генератор ДЭС устанавливают против направления ветра, при этом дверцы капота агрегата со стороны генератора должны быть открыты. После установки передвижную электростанцию закрепляют ручным тормозом, а при работе более 2...3 суток ее рессоры и колеса разгружают домкратами. При подготовке передвижной ДЭС к работе необходимо также установить защитное заземление и присоединить к нему корпус генератора, разместить и подсоединить осветительные средства, развернуть кабельную сеть, осмотреть все узлы. Сдачу-приемку смонтированных ДЭС проводят в соответствии с требованиями СНиП. При этом необходимо наличие следующей сдаточной документации: акта о необходимости осмотра (ревизии) агрегата с разборкой; протокола осмотра (ревизии) дизель-генератора (если она проводилась); формуляра монтажа генератора или всего агрегата; акта готовности фундамента для установки дизель-генератора; протокола проверки возможности включения генератора без сушки. После предъявления необходимой документации заказчик при участии представителей монтажной и наладочной организаций проводит комплексное испытание на холостом ходу, оформляет акт сдачи электростанции в эксплуатацию. Пуск электроагрегата. Перед пуском он должен быть тщательно проверен и подготовлен к работе. При этом необходимо осмотреть двигатель, генератор, вспомогательные агрегаты, панели и щиты, обнаруженные неисправности устранить. Сопротивление изоляции схемы агрегата при включенных автоматах должно быть не менее 0,5 МОм. При меньших значениях сопротивления изоляции все изоляционные детали очищают от пыли и грязи, а при необходимости сушат генератор. Перед пуском необходимо также проверить степень разреженности аккумуляторных батарей, исправность системы зажигания. Пуск двигателя стартером не разрешается, если аккумуляторные батареи разряжены более чем на 50%. Расходный топливный бак должен быть наполнен, его кран установлен в положение «Открыто». Уровень топлива в расходном баке контролируют по указателю уровня топлива. Необходимо убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, заправить расходные и дополнительные масляные баки, а также залить во внутренний контур системы охлаждения воду, проверить циркуляцию воздуха во внешнем контуре системы охлаждения. Перед пуском следует проверить плотность всех соединений воздухоочистителя и механизма воздушной заслонки. Положение выключателей и переключателей на панелях, щитах управления генератора и дизельной автоматики должно соответствовать инструкции по эксплуатации ДЭС. Автоматический выключатель генератора в силовой сети перед пуском станции необходимо отключить, а переключатель цепей управления поставить в положение «Ручное управление» или «Автоматический пуск». Ручной пуск и остановку выполняют в соответствии с заводской инструкцией. После пуска и прогрева двигателя в течение 10 мин на холостом ходу его частоту вращения постепенно доводят до номинальной, затем возбуждают генератор. При помощи шунтового реостата устанавливают номинальное напряжение генератора (по вольтметру), включают генератор, который постепенно принимает нагрузку до 75% от номинальной. После пуска проверяют работу систем охлаждения воды и масла, при отсутствии замечаний по истечении 15 мин нагрузку повышают до номинальной. Для остановки генератора его разгружают, отключив нагрузку. Затем, постепенно увеличивая сопротивление в цепи возбуждения, вращением рукоятки шунтового реостата против часовой стрелки понижают напряжение генератора до наименьшего значения и останавливают его. Дистанционный автоматический пуск и остановку выполняют - с пульта управления или шкафа управления при помощи кнопок. Все операции по пуску и остановке электроагрегата осуществляют в заданной технологической последовательности, предусмотренной схемой автоматики. В случае успешного пуска загорается сигнальная лампочка «Нормальная работа»; если возникает аварийный режим, то срабатывает защита, загорается сигнальное табло «Аварийная работа» и происходит автоматическая остановка агрегата. Сигналом для автоматического пуска являются изменения контрольных параметров резервируемого электроагрегата: недопустимое снижение напряжения, перегрузка и др. Сигналом для автоматической остановки одного из параллельно работающих агрегатов служит снижение общей нагрузки на шинах генераторного напряжения до 80% от номинальной мощности или при восстановлении напряжения в контролируемой сети. При этом резервный агрегат отключается. Автоматическая аварийная остановка электроагрегата происходит при возникновении аварийных режимов и срабатывании датчиков аварийной сигнализации и защиты. Работа дизельного двигателя. Во время работы необходимо следить за показаниями приборов контроля (температурой масла и воды, давлением масла и т. д.), наличием охлаждающей жидкости в системе, подачей масла к вращающимся частям дизеля и работой различных датчиков. Необходимо не реже 2-х раз в смену проверять количество масла в масленках, а также в подшипниках с кольцевой смазкой. При необходимости: - доливать масло; - вовремя пополнять топливные баки горючим; не реже 1 раза в смену спускать отстоявшиеся воду и грязь из расходных топливных баков; - обращать внимание на наличие посторонних шумов или стуков в двигателе; - не реже 1 раза в квартал очищать топливные фильтры, масляные фильтры низкого давления следует очищать в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; - следить за частотой вращения двигателя и при необходимости регулировать ее (при отсутствии автоматики - систематически).
При эксплуатации генератора необходимо: - следить за показаниями амперметров, вольтметров, ваттметров (несимметрию нагрузки допускают не более 25% номинального тока статора, а перегрузку по току не более 10% в течение 1 ч); - контролировать температуру активной стали и обмоток генератора, которая не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 65°С; контролировать температуру подшипников (превышение ее над температурой окружающей среды допустимо не более чем на 45 °С); - периодически наблюдать за работой щеточного аппарата возбудителя и контактных колец ротора; - равномерно распределять нагрузку (при отсутствии автоматики) между параллельно работающими генераторами; - наблюдать за показаниями приборов контроля изоляции, аварийными и предупредительными сигналами; при необходимости принимать меры по устранению ненормальных режимов; - проверять степень вибрации генератора.Во время работы ДЭС необходимо осматривать щиты и панели генератора собственных нужд, аппаратуру возбуждения и силовое электрооборудование. Периодическая проверка готовности резервного агрегата к пуску. Ее проводят один раз в 2-3 месяца. Одновременно проверяют состояние и работу средств автоматизации. Профилактический плановый осмотр генератора и возбудителя проводят через 500 ч работы, но не реже 1 раза в шесть месяцев. Во время планового осмотра генератора проверяют состояние рабочей поверхности коллектора, правильность прилегания щеток к коллектору и их расстановку, степень пригодности масла к дальнейшей эксплуатации, состояние и надежность контактов с сетью. Через 100-150 ч работы, но не реже 1 раза в шесть месяцев, после длительных остановок (более 20 дней) проверяют сопротивление изоляции обмоток статора, ротора и возбудителя. О состоянии подшипников возбудителя и генератора судят по шуму при работе и по температуре нагрева. Она не должна превышать 80°С. Для продления срока службы подшипников через каждые 500 ч, но не реже 1 раза в шесть месяцев проверяют состояние смазки в них. Не реже 1 раза в шесть месяцев осматривают коммутационные соединения и аппаратуру внутри распределительного щита электростанции. При очередном осмотре вытирают пыль, проверяют плотность прилегания контактов и других мест соединений шин и проводов. При этом по мере необходимости заменяют плавкие вставки и сигнальные лампы. Все ослабленные контакты подтягивают, а места контактных соединений со следами подгорания и окисления зачищают, залуживают и т. п. Цепи управления и сигнализации силовых автоматических выключателей, схемы АВР и синхронизации обязательно проверяют после чистки и ревизии аппаратуры. Работу элементов защиты (тепловых и электромагнитных расцепителей, релейной токовой зашиты) проверяют 1 раз в год на надежность срабатывания и на соответствие уставок проектным значениям. Автоматические выключатели проверяют поэлементно первичным током. Электроизмерительную аппаратуру проверяют не реже 1 раза в два года и, как правило, приурочивают к текущему или капитальному ремонту. Периодичность, объем и нормы профилактических межремонтных испытаний устанавливают с учетом комплексной оценки состояния каждого генератора, особенностей их конструкции при соблюдении следующих требований: - межремонтные испытания проводят не позднее чем через три года после капитального ремонта или предыдущих профилактических испытаний. Отказ от этих испытаний - в объем межремонтных испытаний входит обязательное испытание изоляции обмотки статора повышенным напряжением с частотой 50 Гц или выпрямленным напряжением; - снижение испытательного напряжения по сравнению с примененным при последнем капитальном ремонте допускается не более чем на 0,2 Un напряжения с частотой 50 Гц и не более чем на 0,5 UH выпрямленного напряжения;
- профилактические межремонтные испытания изоляции обмоток проводят в дополнение к испытаниям и измерениям, осуществляемым при текущем ремонте генератора. Прежде чем приступить к испытаниям обмоток статора и ротора генератора повышенным напряжением, необходимо измерить сопротивление изоляции. Сопротивление изоляции обмоток статора не нормируют, его необходимо сравнивать и сопоставлять с показаниями предыдущих измерений. Сопротивление изоляции обмотки ротора должно быть не ниже 0,5 МОм, цепей возбуждения - 1 МОм, обмоток якоря и его бандажей - 0,5 МОм. Обмотку статора генератора мощностью до 1000 кВт и напряжением до 1000 В испытывают повышенным напряжением переменного тока промышленной частоты, равным 1,6UH+800 В,но не менее 1200 В, в течение 1 мин сразу после остановки генератора. Обмотку ротора при эксплуатации повышенным напряжением не испытывают. Во время профилактических испытаний измеряют сопротивление на постоянном токе обмоток статора, ротора и возбудителя. Эти измерения позволяют выявить различные повреждения обмоток при капитальных и текущих ремонтах. Если сопротивление обмотки какой-либо фазы статора отличается от сопротивления обмоток других фаз (или ранее измеренного) при одинаковых (или приведенных) температурных условиях более чем на 2%, то это будет следствием замыканий или некачественных паек в лобовых частях обмотки. Значение сопротивления на постоянном токе обмоток ротора и возбуждения не должно отличаться от ранее измеренного более чем на 2%. Кроме описанных, проводят следующие проверки и профилактические испытания генераторов: испытание обмоток и активной стали на нагрев; определение реактивных сопротивлений; испытание электрической прочности контактных колец, автомата гашения поля; измерение остаточного напряжения генератора после его отключения; обнаружение витковых замыканий в обмотке ротора; выявление допустимых несимметричных режимов. Текущие и капитальные планово-предупредительные ремонты резервных электростанций выполняют со следующей периодичностью: текущие ремонты для передвижных электростанций, работающих на открытом воздухе, каждые шесть месяцев, для стационарных - ежегодно, капитальный ремонт для передвижных ДЭС - не реже 1 раза в четыре года, стационарных ДЭС - по мере необходимости, но не реже 1 раза в пять лет.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 13137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |