КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 2. Анализ работы и основы расчета механизмов двигателя. Кинематика, динамика и уравновешивание двигателей
Основы кинематического расчета кривошипно–шатунного механизма ДВС. Построение графиков перемещения, скорости и ускорения поршня
Основная задача кинематического расчета состоит в определении закона движения поршня и шатуна. При этом в кинематическом расчете делается допущение, что вращение коленчатого вала происходит с постоянной угловой скоростью Ниже приводится методика кинематического расчета центрального и дезаксиального кривошипно – шатунных механизмов однорядного двигателя. Аналогично выполняется расчет кинематики и динамики двигателей с V–образным расположением цилиндров, в которых применяют одинаковые шатуны, устанавливаемые рядом на общую шейку вала, а также вильчатые шатуны; отличие состоит только в условиях нагружения коленчатого вала. Двигатели с V – образным расположением цилиндров, в которых применяют главный и прицепной шатуны, не используют на тракторах, комбайнах и автомобилях.
Кинематика центрального кривошипно – шатунного механизма. Расчет заключается в определении кинематических параметров шатуна: – угла отклонения – угловой скорости качания – ускорения – перемещения – скорости – ускорения Шатун совершает переносное движение вместе с поршнем и качательное вокруг поршневого пальца. Угол отклонения шатуна
откуда: Угол Угловую скорость качания
При работе двигателя поршень совершает возвратно – поступательное движение, для характеристики которого определяют перемещение
Значение
откуда, следовательно: В практических расчетах эта точная формула неудобна, так как перемещение поршня зависит от двух переменных
Рисунок 2.1. Схема центрального КШМ.
При этом:
Разлагая правую часть по биному Ньютона, получим:
Тогда, пренебрегая вследствие малой величины членами выше второго порядка:
Подставляя полученное выражение для или В окончательном виде после преобразований формула для расчета перемещения поршня имеет вид:
Из формулы видно, что перемещение поршня можно представить в виде суммы двух перемещений. При этом Физическая сущность поправки Ф.Брикса в том, что она учитывает, насколько больше перемещение поршня
Рисунок 2.2. График перемещения поршня.
Скорость поршня
Так как угловая скорость кривошипа
Из формулы и рисунка 2.3 видно, что скорость поршня а в.м.т. ( Для практических расчетов и сравнения высокооборотности (критерий подобия) двигателей используют среднюю скорость поршня:
Для современных автотракторных двигателей Ускорение
или окончательно: Анализ формул показывает, что скорость и ускорение поршня можно представить в виде двух составляющих. При этом первая выражает скорость и ускорение поршня при бесконечно длинном шатуне, а вторая – поправку скорости и ускорения поршня на конечную длину шатуна. Графически эти составляющие представлены на рисунках 2.3 и 2.4.
Рисунок 2.3. График скорости поршня.
Рисунок 2.4. График ускорения поршня.
Из графиков ускорения поршня видно, что ускорение достигает максимальных положительных значений при
Максимальное отрицательное значение ускорения поршня характерно для
а при
Рассмотрим пример кинематического расчета двигателя Д–144. Исходные данные: двигатель – с центральным кривошипно–шатунным механизмом; номинальная частота вращения коленчатого вала Угловая скорость кривошипа:
Перемещения поршня Средняя скорость поршня:
Основы динамического расчета двигателя. Силы, действующие в кривошипно–шатунном механизме ДВС. Построение развернутых диаграмм суммарных сил, действующих в кривошипно–шатунном механизме.
Во время работы двигателя детали кривошипно–шатунного механизма подвергаются действию сил давления газов в цилиндре, сил инерции движущихся масс деталей, сил трения между сопряженными деталями и сил тяжести. Определить силы трения очень трудно, поэтому их действие учитывают механическим КПД двигателя, а при расчете деталей кривошипно–шатунного механизма силы трения не учитывают. Силы тяжести учитывают в расчетах малооборотных двигателей ( Таким образом, основные силы при расчете деталей кривошипно–шатунного механизма – силы давления, газов и инерции движущихся масс. Силы давления газов зависят от протекания рабочего цикла, который изменяется по сложному закону и не поддается точному математическому описанию. Поэтому силы давления газов определяют по индикаторным диаграммам, полученным расчетным и экспериментальным методами. Силы инерции зависят от массы деталей, движущихся с переменными скоростями и ускорениями. Так, например, в карбюраторных двигателях легковых автомобилей средняя скорость поршня достигает 16 м/с и ускорение 22000 м/с2, в гоночных автомобилях при частоте вращения вала Эффективный момент, создаваемый в двигателе, передаётся к потребителю энергии, но при этом возникает равный по значению и противоположный по направлению реактивный момент, действующий на корпус в плоскости, перпендикулярной коленчатому валу, вызывая его колебание. Ниже рассматриваются основы динамического расчета двигателя Д–144. При этом приводится определение сил давления газов, сил инерции, суммарных сил, действующих в кривошипно–шатунном механизме, неравномерности вращения коленчатого вала. Силы давления газов на поршень. В результате сгорания топлива в цилиндре двигателя образуются газы, давление от которых воспринимается поршнем, стенками и головкой цилиндра. Под действием давления возникают силы давления газов. Для упрощения расчетов их заменяют одной силой. Сила давления газов Их определение будет рассмотрено позже. Закон изменения давления газов в цилиндре в функции угла поворота коленчатого вала Так как на поршень с внутренней полости картера действует атмосферное давление, то избыточное давление газов на поршень определяют из выражения:
где Тогда сила от давления газов
где Расчетную силу давления газов – силу – силу Силы инерции, действующие в центральном кривошипно–шатунном механизме. В кривошипно–шатунном механизме поступательное движение совершает комплект поршня (поршень, палец, кольца, верхняя головка шатуна), вращательное движение совершает кривошип коленчатого вала и нижняя головка шатуна, сложное плоскопараллельное – стержень шатуна. Массы этих деталей при движении образуют силы инерции, которые создают дополнительную нагрузку, и их необходимо учитывать при расчетах. Для упрощения расчета действительный кривошипно–шатунный механизм заменяют динамической моделью. В ней массы деталей отождествляют с системой условных масс, сосредоточенных (приведенных) в определенных точках механизма, законы движения которых известны. Массу комплекта поршня На оси шатунной шейки в точке А сосредоточены масса нижней части шатуна На оси коренной шейки в точке О сосредоточена масса коренной шейки В результате получаем систему сосредоточенных масс, динамически эквивалентную кривошипно–шатунному механизму двигателя: – масса, совершающая возвратно–поступательное движение, сосредоточена в точке С:
– масса, совершающая вращательное движение, сосредоточена в точке А:
а – силы давления газов и силы инерции; б – суммарные, силы, действующие в звеньях и подшипниках коленчатого вала. Рисунок 2.4. Силы и моменты, действующие в центральном кривошипно–шатунном механизме
При расчете Значение масс Таким образом, с учетом приведенных масс и рассмотренных ранее ускорений в кривошипно–шатунном механизме действуют две силы инерции: – сила инерции от возвратно–поступательных масс:
– центробежная сила инерции от вращающихся масс:
После подстановки в уравнение нахождения сил инерции от возвратно–поступательных масс значения ускорения jп, которое определяли ранее в кинематическом расчете по формуле
Для удобства анализа силу инерции – силу инерции первого порядка:
и силу инерции второго порядка:
Сила Абсолютное значение силы инерции второго порядка Знак «–» в уравнениях показывает, что действие сил инерции противоположно направлению действия ускорения. Сила инерции Центробежная сила инерции Суммарные силы, действующие в центральном кривошипно–шатунном механизме. Приведенный ранее анализ сил, действующих в кривошипно–шатунном механизме, показывает, что при расчете нагрузок на детали двигателя необходимо учитывать совместное влияние сил давления газов и сил инерции, которые изменяются в зависимости от угла поворота коленчатого вала. Суммарную силу Р, действующую на поршень, определяют алгебраическим сложением силы давления газов
Суммарная сила будет действовать по оси цилиндра и приложена на оси поршневого пальца в точке С. Для определения сил, действующих в деталях кривошипно–шатунного механизма, разложим силу Р на составляющие: – силу N, направленную перпендикулярно оси цилиндра (нормальную силу) и прижимающую поршень к стенке цилиндра:
– силу, направленную по оси шатуна, которая сжимает или растягивает шатун:
От действия силы К через шатун на шатунную шейку коленчатого вала возникают силы: – радиальная Z, действующая по радиусу кривошипа:
– тангенциальная Т, направленная по касательной к окружности радиуса кривошипа R:
Если радиальную силу Z перенести в центр О коренной шейки (сила
Если также сложить оставшиеся силы
где H – расстояние между осями поршневого пальца и коренной шейки. Сила Уравновешивание двигателей внутреннего сгорания Различают внешнюю и внутреннюю неуравновешенности поршневых двигателей внутреннего сгорания. Внешняя неуравновешенность – это наличие периодических сил инерции и моментов сил инерции, а также опрокидывающего момента, которые передаются на опоры двигателя и далее – на раму трактора, комбайна, автомобиля или на фундамент (для стационарного двигателя). Внутренняя неуравновешенность – это возникновение под действием воспринимаемых двигателем нагрузок в поперечных сечениях блока цилиндров перерезывающих сил, а также моментов упругих сил, которые называют внутренними изгибающими моментами и внутренними скручивающими моментами. Расчет 'внутренних сил и моментов применяют для оценки деформаций блока цилиндров, а также возникающих в нем напряжений и вибраций. Ниже будет рассматриваться только внешняя неуравновешенность двигателей. При работе поршневых ДВС возникают силы давления газов, силы инерции поступательно движущихся масс, центробежные силы инерции вращающихся масс, моменты от этих сил, а также крутящий и опрокидывающий моменты. В двигателях уравновешивается только сила давления газов, действующая на головку цилиндров и через коренные подшипники на остов двигателя. Остальные силы и моменты, непрерывно изменяясь по значению и направлению, передаются на опоры двигателя, далее на подмоторную раму и всей машине. В результате детали, сборочные единицы и агрегаты совершают колебательные движения. При этом возникают вибрации, снижающие эффективную мощность и топливную экономичность (примерно до 5%), вследствие затраты энергии на возбуждение вибрации и дополнительные механические потери; ослабляются крепления агрегатов и деталей, что вызывает нарушение соосности валов двигателя и потребителя и ускоряет износ деталей; нарушаются регулировки и затрудняются наблюдения за показаниями контрольно–измерительных приборов и снижается их надежность; повышается утомляемость обслуживающего персонала. Поэтому уменьшение влияния переменных сил и моментов, действующих на двигатель, относится к числу основных требований, предъявляемых к двигателям внутреннего сгорания. Уравновешенность – это такое состояние двигателя, при котором на установившемся режиме работы на его опоры передаются постоянные по значению и направлению силы и моменты. Условие полной конструктивной уравновешенности двигателей выражается системой уравнений:
При разработке конструкции двигателей стремятся к тому, чтобы уменьшить влияние свободных сил и моментов. Для этих целей применяют следующие конструктивные мероприятия: выбор соответствующего числа и расположения цилиндров и схемы расположения кривошипов, установку простейших противовесов и сложных уравновешивающих механизмов. Создание конструктивно предусмотренной уравновешенности двигателя достигается выполнением соответствующих требований при производстве деталей, их сборке и регулировке, а также при ремонте и эксплуатации двигателей. При этом обращают внимание на: – соблюдение допусков на массы и размеры поршней, шатунов, коленчатого вала и других деталей; – проведение статической и динамической балансировки коленчатого вала; – достижение идентичности протекания рабочего процесса во всех цилиндрах за счет одинакового их наполнения, одинаковых степеней сжатия во (всех цилиндрах, одинаковой регулировки зажигания или впрыскивания топлива по цилиндрам, идентичного теплового режима и т. д. Эти мероприятия относятся к условиям как производства, так и ремонта двигателей. Таким образом, уравновешивание – это комплекс конструктивных, производственных и эксплуатационных мероприятий, направленных на уменьшение или полное устранение неуравновешенных свободных сил инерции и моментов. Расчет динамического уравновешивания многоцилиндрового двигателя заключается в определении значений и направления действующих неуравновешенных сил и моментов сил инерции, которые необходимо в дальнейшем уравновесить с помощью наиболее простых конструктивных мероприятий. При расчете сил и моментов сил инерции используют выражения:
где На основании расчета динамического уравновешивания двигателя можно сделать заключение о его уравновешенности для конкретных условий применения.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |