Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СМИ и социальная сфера

В социальной сфере СМИ выполняют важные функции. Они могут представлять различные интересы, внушая обществу, что хорошо, а что нет, что полезно, а что вредно, какие модели поведения достойны уважения, а какие нет (хотя если взять историю с поджигателем и его убийцами, с гаишниками, выставившими живой щит…). Социальная журналистика, оперативно отслеживая и предъявляя обществу «человеческую» реакцию на изменения, помогает их более плавному, продуманному, планомерному течению, своевременной коррекции. Главная задача – поддержание стабильности и устойчивости социальных отношений.

Если в обществе кризис, или же это общество переходного типа, то считается, что основная функция СМИ – давать надежду, поддерживать в обществе оптимистические настроения. СМИ должны:

- давать полную информацию о состоянии социальной сферы, открывать новые темы и проблемы для обсуждения, отслеживать изменения, давать им оценку, не допускать замалчивания или невнимания к трудным ситуациям, объяснять суть перемен.

-осваивать новые жизненные реалии, помогать жить в меняющемся мире и ориентироваться в нем, стимулировать творческую жизненную активность и в особенности индивидуальную инициативу;

- помогать человеку в конкретной ситуации, рассказывать о прецеденте решения проблемной ситуации и стремиться к выработке алгоритма решения той или иной проблемы;

- снимать социальную напряженность и предотвращать потрясения, создавать возможность поиска новых решений существующих проблем, возможность для выражения новых взглядов на проблему.

- помогать человеку преодолевать чувство одиночества и безысходности.

В республиканской прессе («СБ», «Звязда», «Народная газета» «Беларускi час», «Белгазета») социальной проблематике придается значение приблизительно равное значению политической и экономической проблематики. Как правило, проблемы представлены не в комплексе, а в различных аспектах, сопряжены с финансовой стороной, или политической, или правовой. Тестов много информационных (с элементами пропаганды), присутствуют репортажи, очерки, в которых человеческая жизнь представлена в целостности и живости. Однако подобные тексты – редкость в качественных изданиях, что сильно обедняет их в плане эмоциональной адекватности. Отсутствие деталей, судеб, лиц оставляет впечатление дистанции между газетой и реальностью.

Важно, что социальные темы потеснили лидировавшие ранее политику, экономику, международную информацию. Сегодня проблема уже не в том, чтобы повышать статус социальной тематики – сегодня главной становится проблема качества, повышения профессионального уровня текстов об обществе: их концептуальности, масштабности, глубины, коммуникативных качеств. Пока в текстах социальной направленности можно отметить усиление потребительского контекста, а также неравномерное распределение внимания к образу жизни разных социальных групп.

В массовых изданиях - «КП», «АиФ» богатство жизненных проявлений, незнакомое качественным изданиям. Репортеры газеты оперативно откликаются на все более или менее значительное, что происходит в обычной повседневной жизни. Первополосные тексты – это почти всегда динамика социальной жизни. Тщательно отслеживаются все решения властей, важные для большинства.

Сохраняют свое место разнообразные жанры и творческие формы – и очерк, и репортаж, и расследование, и интервью, и классическая корреспонденция, при этом значительная часть текстов в своей основе имеет реальную жизненную ситуацию. Это позволяет почувствовать естественный ход событий, узнать конкретные проблемы конкретных людей. Реальная жизненная ситуация дает возможность видеть многие проблемы комплексно, разобрать типичные ситуации, просчитать алгоритмы их решений, распространить информацию о позитивном опыте. Наконец, в них действуют живые лица, а не процессы и тенденции. Эмоциональное взаимодействие газеты с аудиторией, читателей друг с другом через воссоздание фрагментов реальной жизни очень важно для поддержания социальной стабильности. Масса разнообразных ситуаций рождает не фрагментарность, а, наоборот, создает впечатление естественной полноты жизни.

В то же время, стремясь к яркости, броскости, стараясь завладеть вниманием как можно большего числа читателей, газета постоянно балансирует на грани, отделяющей живое и естественное от скандала, сенсации, «наживки». Заголовки-провокации, субъективизм в оценках, непроверенные факты, преобладание «картинки» над смыслом, «фирменный стиль» и многое другое существенно снижают значимость и эффективность того, что хорошо чувствуют массовые издания, – быть ближе к реальной жизни своей аудитории, видеть в частных проявлениях, в обыденности и повседневности ее социальный смысл.

Социальная, социально-бытовая проблематика присутствует и на страницах региональной прессы (там ее особенно много, больше, чем какой бы то ни было), и на страницах прессы различных предприятий, отраслевой, или профессиональной (в газетах заводов, фирм и т.п.).

Само по себе обращение к социальной проблематике еще не гарантирует полноценной коммуникации и решения проблем. Если аудитория СМИ не воспринимается как равноправный партнер диалога, как его участник, а является объектом воздействия, ей может быть адресована определенная информация. Часто – неполная либо недостоверная, имеющая целью не вовлечение в обсуждение и решение социальных проблем, а достижение какой-либо выгоды для тех, кто прямо или косвенно заинтересован в публикации. Такая модель взаимоотношений между аудиторией и прессой все еще остается доминирующей для многих региональных изданий. Формально они почти полностью посвящены социальным проблемам, но фактически представляют собой отчет о деятельности властных структур в области решения проблем местного сообщества. Это своего рода «информационная витрина». Информация о деятельности властных структур, безусловно, необходима обществу. Если она становится предметом обсуждения, критики, анализа, публикуется наравне с информацией из других источников, то это полезно и эффективно. Однако настоящего публичного обсуждения, полноценной дискуссии по поводу того, как решать те или иные конкретные проблемы, значимые для большинства, часто не происходит.

Проблема и в том, что массовые издания, таблоиды, упрощают жизнь человека, его проблемы, сводя все к бытовому уровню, неурядицам, скандалам, нелепицам. Отдавать темы частно-бытовой жизни, в том числе и все, что «ниже пояса», на откуп исключительно «массовой» прессе – значит проявлять моральную незрелость, духовную неразвитость и недостаток профессионализма. Спекулятивными упрощениями нередко грешат и вполне «приличные» коммерческие издания. Упрощения – характерная черта многих глянцевых журналов.

Необходимость баланса между негативом и позитивом – первоочередная профессиональная проблема. Следует различать критику и негативизм: объективная оценка по существу может быть только полезна, какой бы критичной она ни была. Однако по-настоящему деловая критика, конструктивный анализ того или иного решения, начинания, программы, проекта, особенно если инициатива исходит от властных органов, – совсем не то, что бездоказательная, некомпетентная критика, снисходительный тон, необоснованная высокомерность, обвинительный подтекст, оппозиционность всегда и во всем.

Сенсационность. Обычная практика: актуальную проблему журналисты не замечают, если ничего экстраординарного вокруг нее не произошло – как будто бы ждут «грома». Нет сенсации – нет и проблемы. Легче сделать текст, в котором идет речь о сенсационных или трагических последствиях неразрешенных проблем, чем опубликовать материал по существу, хотя время, отпущенное на сенсации в социальной сфере, уже прошло.

Некомпетентность нередко лежит в основе освещения социальных проблем. На первый взгляд, социальные проблемы – это то, что не требует особых знаний, поиска новых тем – все и так на виду, проблемы касаются каждого, собственного социального и личного опыта достаточно, чтобы об этом писать. Бродячие социальные сюжеты буквально захлестнули прессу. Они и сегодня остаются актуальными, но уже не дают никакого эффекта: «картинка» уместна лишь в случае открытия темы, привлечения к ней внимания; затем нужен глубокий анализ, знания, исследование вглубь; если же этого нет, новизна восприятия уходит, эмоции притупляются, тема становится избитой, банальной, общество от нее устает, по существу, не приступив к реальной работе. Так случилось со многими социальными проблемами. Нескончаемая череда судебных очерков, расследований, социальных репортажей, живописующих бытовую преступность, переполняют прессу. Реакция изумления, потрясения, гнева, отвращения сменились привыканием и безразличием.

Во всех рассмотренных негативных «сюжетах» наблюдается обращение к актуальной социальной проблематике, однако они вызывают дисфункциональный эффект. Здесь уместнее говорить о суррогатах, о проявлениях псевдосоциальности.

Позитивные тенденции в освещении социальных проблем:

1. Новости с человеческим лицом.

В действительности интерес аудитории к социальной жизни, к повседневности, к «человеческим» новостям очень значителен и остается удовлетворенным не в полной мере (хотя есть линии, по которым можно связаться с телеканалом или редакцией и рассказать о событии, о котором журналистам тяжело узнать самим). Социальные новости нередко открывают новостные выпуски. В газетной журналистике все большее распространение получает жанр «расширенной новости», позволяющий раскрыть социальный контекст любого события.

2. Ситуативный анализ с выходом на практические рекомендации.

Раньше пресса не давала анализа проблем, затрагивающих человека непосредственно, лично каждого. Сейчас информационная политика меняется в сторону осознания этих проблем. Ситуативный подход набирает популярность у журналистов. Критика и риторика все чаще уступают место прагматике. Суть таких публикаций – освоение новых реалий, выработка цивилизованных норм поведения, опора на свои силы. Часто используется метод включенного наблюдения и последующего репортажного описания ситуации в стиле «проверено на себе». Журналист как бы совмещает две роли: социальную и профессиональную.

3. Возвращение очерка, репортажа, корреспонденции.

Переместившись на периферию журналистского внимания, обычная жизнь с ее драматическими подробностями «увлекла» за собой туда же жанры, в основе которых детализированные описания целостных фрагментов жизни, сюжеты, портреты, естественные диалоги, – классическую корреспонденцию, зарисовку, репортаж, очерк – формы преимущественно неторопливые, описывающие, воздействующие на эмоциональную сферу личности. С потерей очерковых форм пресса утратила доверительную интонацию, а в ней-то особенно нуждались читатели, испытывавшие глубокий нравственный кризис. Сейчас интерес к текстам большого объема, беллетризированным житейским описаниям, отдельным человеческим судьбам возвращается. «Социальное измерение» журналистики вновь востребовано. Полная, целостная картина жизни, детали, живой поток жизни имеют колоссальный эффект. Немалую популярность приобрел и жанр «житейской истории» в различных его вариантах. Порой развлекательная форма такого очерка берет верх над замыслом, суть которого в том, чтобы поднять жизненный тонус поучительным примером из жизни, однако на фоне недостатка позитивной информации или ее унылого изложения воздействие житейских историй – из прошлого или настоящего, «звезд» или тех, кто «один из нас» – это положительное воздействие.

4. Публикация читательских писем, развитие интерактивных форм.

Самая живая и интересная информация о состоянии социума, какую можно встретить сегодня в прессе. Социальный и интеллектуальный облик авторов «писем в газету», как и характер самих посланий, изменился. Письма-жалобы и письма-просьбы уступили место размышлениям, предложениям, откликам, полемике. В интернете интересны форумы и блоги.

5. Согласование позиций, общественная экспертиза.

Одномоментная публикация различных взглядов, позиций, мнений относительно актуальной социальной проблемы (редакционный взгляд или взгляд журналиста, экспертов, читателей, властных структур, различных аудиторных групп – возрастных, профессиональных…, документы, соц-опрос, историческая справка, аналогии, цитаты, рассуждения).

6. Дискуссия.

Приведу пример одного из исследований социальной проблематики:

 

Освещение социальных проблем в СМИ // Кольцова О.Ю., к.социол.н., доцент, СПб филиал ГУ-ВШЭ

 

Исследования затрагивали такие проблемы как бездомность, коррупция, национализм, дедовщина и др.; они проводились в 2005-2007 годах при помощи электронной базы СМИ «Интегрум» и включали количественный анализ динамики упоминаемости проблем и контент- и/или дискурс-анализ выборок статей с заполнением кодировальных листов. Часть исследований была выполнена автором, или коллективом под руководством автора, по различным грантам, другая часть – студенческие проекты в рамках преподаваемого курса «СМИ и социальные проблемы».

Исследования показывают в целом высокий интерес прессы к социальным проблемам и широкий разброс мнений по некоторым из них (напр., национализм). Вместе с тем в освещении части проблем доминирует только один дискурс (напр., бездомность), хотя это не всегда противоречит нормативным теориям демократии (напр., единодушие в осуждении коррупции). Для прессы характерен высокий интерес к отдельным историям и низкий интерес к освещению способов решений и особенно причин проблем; при освещении способов решения проблем обычно транслируется дискурс официальных лиц

При этом жертвы социальных проблем очень часто остаются в прессе «безголосыми», не получая возможности озвучить свое мнение, а в ряде случаев вообще исключаются из числа персонажей и лишь упоминаются как объект воздействия. Наиболее негативное освещение получают группы, которые осознаются как источник/причина проблем, при этом их «вина» не всегда бесспорна с социологической точки зрении (так, бездомные часто считаются виновниками своей бездомности, а мигранты – виновниками национализма).

Кроме того, для освещения проблем (хотя и не только их) характерны всплески, концентрирующиеся вокруг определенных медиа-событий, которые имеют схожие жизненные циклы в СМИ. Не все эти события относятся к проявлениям социальных проблем per se, если смотреть на проблемы с объективистской точки зрения. Так, проблема дедовщины получила резкий всплеск в освещении в связи с делом Сычева, которое, в свою очередь, было частью кампании определенной группы интересов. Проблема экологической безопасности Красноярского края получила освещение не в связи с принятием закона о ввозе ядерных отходов, а в связи с местными выборами полгода спустя. Однако, какими бы ни были движущие силы возникновения медиа-событий, за всплеском освещения проблемы иногда следует принятие управленческих решений.

 

 

Задание:

прочитать о национальных ценностях белорусов. На основе анализа нескольких республиканских и региональных газет показать, как трансформировались эти ценности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная и идеологическая проблематика: социальные и идеологические ценности и формы их трансляции СМИ | Николай 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.