КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н. С. Тарасюк
Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, обладающие монопольной властью. Оно создает организации, которые проводят антимонопольную политику и поддерживают предпринимательство, помогают в создании новых фирм, противодействующих монополизации рынков и разрушающих ее. Еще в 1908 г. в России была предпринята попытка создания антимонопольного законодательства. Но принятие законодательного акта было сорвано организацией российских предпринимателей. Только в 1991 г. появился закон о борьбе с монополиями и недобросовестной конкуренцией. В настоящее время к основным законодательным актам по антимонопольному регулированию в России относятся: Конституция Российской Федерации, Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г. (в редакции Законов РФ от 1992 г. и Федеральных законов от 1995 и 1998 гг.), Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» 1999 г., указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ. Например, в 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ «О Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов». Федеральным органом исполнительной власти, т. е. федеральным антимонопольным органом, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС)*. В Законе «О конкуренции», в частности, устанавливается: • запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
• запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм; • подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией. К ней, в частности, относятся: — распространение ложных сведений о товарах и фирмах конкурентов; —обман покупателей относительно реальных свойств и качества товара; —незаслуженное принижение в рекламе качества товаров конкурентов; —незаконное использование чужих названий и товарных знаков, а также копирование формы, упаковки и внешнего оформления товаров конкурентов; —похищение у конкурентов их коммерческих секретов, а также технической, производственной и торговой информации. Предметом регулирования Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на данном сегменте рынка. В настоящее время в России существует следующий комплекс проблем в области государственного антимонопольного регулирования и обеспечения добросовестной конкуренции: 1. Недостатки антимонопольного регулирования политики обеспечения добросовестной конкуренции наиболее остро проявляются в сфере ценообразования. До сих пор не выработано действенных механизмов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цены; отсутствуют четкие и научно обоснованные методики регулирования цен в естественных монополиях и высокомонополизированных отраслях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы). Вследствие этого растет инфляция издержек и ценовые диспропорции, подрывающие финансовое положение предприятий обрабатывающей промышленности, сферы услуг и агропромышленного комплекса.
2. Сохраняется неудовлетворительное положение с защитой прав потребителей. Проверки качества товаров народного потребления продолжают фиксировать очень высокую долю непригодных к потреблению товаров, в особенности импортного производства. 3. Процессы концентрации собственности также остаются вне поля зрения органов антимонопольного регулирования. Вследствие этого формируются крупные горизонтальные монополии, контролирующие целые отрасли. В ряде случаев этот контроль устанавливается зарубежными компаниями, которые скупают акции российских предприятий, в том числе оборонной промышленности.
Вывод:
В данной лекции была рассмотрена деятельность монополистически конкурентных фирм и олигополий. Теперь мы знаем, как монополистический конкурент выбирает оптимальный объем производства в краткосрочном и долгосрочном периодах, и как устанавливается долгосрочное равновесие фирмы. При изучении олигополистического типа рыночной структуры было уделено особое внимание основным моделям олигополии и основным задачам антимонопольного регулирования в России.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |