Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексная система управления качеством продукции




Рассмотренные системы управления качеством продукции базировались, в основном, на единых методических принципах, но каждая имела свои особенности, связанные с характером производства, номенклатурой выпускаемой продукции, формами организации производства и труда. Изучение полученного опыта, совершенствование и дополнение этих систем создали основу для разработки в 1975 году на предприятиях города Львова Комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП).

Целью КС УКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники.

Система считается комплексной, поскольку она позволяет управлять качеством на всех стадиях и этапах жизненного цикла продукции: на стадии исследования, проектирования и изготовления опытного образца; в серийном производстве; в период обращения и реализации (при хранении, транспортировании, торговых операциях); на стадии эксплуатации или потребления продукции.

Функционирование КС УКП направлено на осуществление таких мероприятий, как6:

- разработка и освоение в заданные сроки производства новой продукции, отвечающей по своим технико-экономическим показателям высшей категории качества;

- своевременное снятие с производства, модернизация или замена устаревшей продукции;

- определение экономически целесообразного уровня качества продукции;

- обеспечение при разработке и производстве продукции рационального использования природных ресурсов;

- обеспечение стабильности установленного уровня качества продукции при ее производстве;

- сохранение качества при хранении, транспортировании, доведении до потребителя;

- полноценное использование, поддержание и восстановление качества продукции при потреблении (эксплуатации);

- уменьшение потерь от рекламаций и внутризаводского брака;

- повышение эффективности производства и качества работы.

 

В КС УКП решаются вопросы, связанные с экономическими и социальными аспектами проблемы качества. Так, система предусматривает премирование работников за бездефектный труд, способствует стабилизации кадров предприятия. Она обеспечивает постоянный рост квалификации работников, их профессионального мастерства.

КС УКП не является автономным звеном в общей системе управления производством. Она органически входит в систему управления предприятием и имеет многоуровневую организацию управления: предприятие – отдел – цех – участок – бригада. Каждый отдел или служба предприятия является органом управления, реализующим определенную функцию управления качеством. Координирующим подразделением может быть технический отдел, отдел стандартизации или специализированный отдел управления качеством. Реализация управленческих функций обеспечивается распределением соответствующих функций между органами управления на этапах проектирования. Производства и эксплуатации, с тем, чтобы каждое подразделение, каждый сотрудник выполнял возложенные на него обязанности, имел права и нес в их пределах всю полноту ответственности.

КС УКП базируется на стандартах предприятия (СТП), разрабатываемых в соответствии с требованиями государственных и отраслевых стандартов. СТП регламентируют проведение всех организационных технических
экономических, социальных и воспитательных мероприятий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции, начиная с рабочего места и кончая предприятием; устанавливают порядок действий, права, обязанности и ответственность всех подразделений предприятия за достижение высокого качества и надежности продукции, за эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

CТП создали организационно-методическую основу КС УКП, способствующую упорядочению и стабилизации процесса управления качеством продукции и в пределах предприятия введены в ранг обязательных актов для любого работника и подразделения данного предприятия.

Стандарты предприятия в КС УКП укрупнено подразделяются на семь групп:

1) основные (описывают саму систему, объекты управления, цели, критерии, структуру, перечень государственных и отраслевых стандартов по управлению качеством продукции);

2) общие (описывают, как внедрять стандарты, организовывать работу комиссий по качеству, как проводить «Дни качества» и т.д.);

3) функциональные (описывают, что и как надо делать в процессе управления качеством продукции);

4) организационные (кто и что должен делать в процессе управления качеством);

5) производственно-исполнительские (кто влияет на качество труда и продукции);

6) производственно-технологические (описывают, что влияет);

7) параметрические (касающиеся характеристик продукции).

 

Как любая система управления, КС УКП включает общие функции сбора информации о состоянии объекта, принятия решений, организации его выполнения, контроля за исполнением, стимулирования исполнения. КС УКП предполагает также реализацию и специальных функций управления качеством продукции, таких как:

- прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;

- планирование повышения качества продукции;

- нормирование требований к качеству продукции;

- организация разработки и постановки новой продукции на производство;

- организация метрологического обеспечения производства;

- организация материально-технического обеспечения;

- специальная подготовка и обучение кадров;

- обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировании, сбыте и потреблении (эксплуатации);

- стимулирование повышения качества продукции;

- контроль качества и испытания продукции;

- организация разработки и выполнения мероприятий по результатам государственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий;

- правовое обеспечение качества продукции;

- информационное обеспечение системы;

- организация взаимоотношений предприятия по качеству продукции с потребителями и поставщиками;

- внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

- технико-экономический анализ улучшения качества продукции;

- организация трудовой деятельности по обеспечению функционирования КС УКП.

Реализацией указанных функций достигается управление качеством в КС УКП.

 

Структура КС УКП включает все подразделения и службы, участвующие в управлении и производстве продукции. Общее руководство разработкой, внедрением и совершенствованием КС УКП возглавляет директор или главный инженер предприятия. Управление КС УКП осуществляют директор предприятия, его заместитель, гл. инженер, начальники отделов, руководители соответствующих служб и подразделений. Специализированный отдел по управлению качеством продукции (отдел управления качеством – ОУК) осуществляет координацию деятельности подразделений предприятия по выполнению функций управления качеством продукции, организует деятельность по совершенствованию КС УКП.

 

Внедрение КС УКП на предприятиях страны проходило достаточно быстро. Так, в 1983 году КС УКП функционировали на 24 тысячах предприятий.

В связи с внедрением на предприятиях КС УКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, на предприятиях стали разрабатываться программы качества, вводилась аттестация продукции, получила развитие сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области управления качеством, в вузах были введены курсы по стандартизации и управлению качеством продукции в программы обучения. В 1985 году отмечалось, что за десятилетие с помощью КС УКП удалось создать и успешно реализовать конкурентоспособную продукцию, повысить удельный вес продукции высшей категории качества в 2-3 раза, значительно сократить потери от брака и рекламаций, уменьшить в почти в 2 раза сроки разработки и освоения новой продукции.

Эволюция КС УКП привела к ее усложнению и, в то же время, к ослаблению внимания к главному ее показателю – качеству труда. Неоправданное множество СТП привело к заорганизованности, отрыву от основной работы конструкторов, технологов, руководителей производственных подразделений. Ощущалась также недостаточное информационное обеспечение КС УКП.

Одним из важнейших направлений совершенствования КС УКП явилась автоматизация ее функций на основе создания автоматизированных систем управления.

 

Проблема качества продукции носит не только национальный, но и международный характер. В настоящее время проявляется тенденция к сближению национальных систем управления качеством продукции на основе укрепления сотрудничества в области стандартизации и принятия международных норм и правил по сертификации продукции и систем управления качеством. Международные требования к системам управления качеством содержатся в стандартах ИСО серии 9000. Совершенствование наших отечественных систем должно проводиться с их учетом.

 

2. Современные системы УК продукции в странах Европы и США.

 

Современное управление качеством (или статистический контроль) зародилось в 30-е годы ХХ-го века в США в связи с промышленным применением контрольных карт, изобретенных доктором У. Шухартом.

Великобритания также в 30-е годы разработала основы управления качеством продукции. Она является родиной современной статистики, о применении которой свидетельствовало принятие в 1935 году британских стандартов серии 600, основанных на статистическом анализе.

В предвоенные годы японские специалисты ознакомились с первыми британскими стандартами, а в 50-х годах управление качеством, или статистический контроль качества, широко распространилось на японских предприятиях.

На протяжении многих десятилетий наиболее распространенными принципами управления качеством продукции являлись принципы Тейлора, действовавшие еще с начала ХХ-го века.

Ф.У. Тейлора часто называют отцом научного менеджмента, и его метод по-прежнему используется в США, Западной Европе, а нашей стране. Основой этого метода является нормирование, то есть установление требований к качеству продукции и контроль за выполнением установленных норм.уВажный элемент этого принципа – принуждение. За невыполнение норм по качеству продукции следует наказание в виде штрафов

Японский ученый в области управления качеством Каору Исикава пишет, что согласно методу Тейлора, руководители предприятий и инженеры устанавливают производственные нормы, а рабочие просто подчиняются командам. В начале века этот метод был эффективен, но в современном мире, где рабочие хорошо образованы и обладают общественным самосознанием, этот метод нельзя навязывать. Тейлоризм приравнивает рабочих к машинам. Рабочим такое отношение не нравится, и они не проявляют интереса к своей работе. Доктор Исикава считает, что на смену такой концепции должно придти уважение к человеческой личности и индивидуальный подход.

Современный зарубежный опыт управления качеством базируется на единых подходах и методах работы. Наиболее распространенные статистические методы контроля качества включены в международный стандарт ИСО 9004-4 и рекомендованы для широкого применения. На многих фирмах зарубежных стран большое внимание уделяется кружкам качества, позволяющим активизировать творческий потенциал работников и успешно решать возникающие в производстве проблемы качества. В то же время каждая страна имеет характерные особенности в практическом применении общих принципов управления качеством.

Американский опыт управления качеством отличается жестким контролем качества изготовления продукции на основе математико-статистических методов, планированием производства по количественным и качественным показателям с системой административного контроля за исполнением планов, большой пропагандистской работой на национальном уровне по поддержке своих товаропроизводителей и созданию им благоприятных условий на рынке.

Страны Западной Европы в последние годы проводят единую политику в области качества, целью которой является достижение превосходства европейских товаров на мировом рынке. Отличительными особенностями европейского подхода являются: создание законодательной базы для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества; гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации; развитие региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных лабораторий и регистрации специалистов по качеству. Реализация указанных мероприятий позволяет защитить единый общеевропейский рынок от недоброкачественной продукции и случайных, ненадежных производителей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.