Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнь и творчество Цветаевой Марины Ивановны




План анализа стихотворения

Вопросы

1. Какие эпизоды биографии Есенина представляются вам наиболее драматичными, многое определившими в его жизни и творчестве? Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками?

2. Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края?

3. В чем уникальность, самобытность художественного мира Есенина? Каковы его наиболее характерные приметы?

4. Какие традиции русского народного творчества нашли отражение в творчестве Есенина?

5. Можно ли говорить о решительном неприятии есенинским лирическим героем городской жизни и города?

6. Какой видится есенинскому герою природа? Какое место в стихотворениях Есенина о природе отводится человеку?

7. Какова роль цвета в поэзии Есенина? Покажите на примере стихотворений “О красном вечере задумалась дорога”, “Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Не бродить, не мять в кустах багряных…” и др.

Задания

1. На конкретных примерах попытайтесь подтвердить или опровергнуть распространенное мнение о преимущественно трагическом мироощущении есенинского лирического героя.

2. Подготовьте сообщение на тему «Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме «Анна Снегина.

3. Сделайте анализ стихотворений «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», по плану

1. В какой период творчества написано стихотворение, отражение в нем биографии автора.2. Тема и основная мысль стихотворения3. Основные мотивы стихотворения4. Состояние лирического героя

5. Интонация, образный строй, цветовая гамма стихотворения

 

(1892-1941)

Родилась в Москве, в семье профессора Московского университета (позже — основателя знаменитого Музея изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн. Спустя два года родилась ее сестра Анастасия. По происхождению, семейным связям, воспитанию семья принадлежала к трудовой научно-художественной интеллигенции. Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и создателя одного из лучших московских музеев, до поры до времени оставалось скрытым, подспудным, то мать, Мария Александровна, страстно и бурно занималась воспитанием детей до самой своей ранней смерти, - по выражению дочери, завела их музыкой: «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом». Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство,…, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».
Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой - в музыкальной школе, потом в католических пансионах в Лозане и Фрайбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься - с шестнадцати. Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, «сделать это сама». Только в данном случае «это» было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть- семь лет, а затем - дневники и письма.
С 1902 года, когда М. А. Мейн заболела неизлечимой чахоткой, семья вынуждена была жить заграницей: в Италии, Швейцарии, Германии. В 1905 году семья Марины Цветаевой приехала в Крым. Летом 1906 года Мария Александровна скончалась в Тарусе. Марина Цветаева переменила несколько гимназий, не задержавшись ни в одной. Писала стихи, собирала книгу.
В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом», получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Строгий Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию «повседневность», «непосредственные черты жизни», предостерегая ее, впрочем, от опасности впасть в «домашность» и разменять свои темы на «милые пустяки». В мае 1911 года Цветаева приехала к М. Волошину в Коктебель, где встретилась со своим будущим мужем — Сергеем Яковлевичем Эфроном. Они едут лечить Сергея кумысом в Уфимскую губернию: у него туберкулез. В 1912 году состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона.

В февраль 1912 года выходит в свет вторая книга стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь». В этом же году у М. Цветаевой родилась дочь Ариадна. В феврале 1913 года в печати выходит третий сборник М. Цветаевой — «Из двух книг», и в то же время Марина Цветаева работает над новой книгой «Юношеские стихи» 1912 — 1915 гг., которая не была издана. В это время Цветаева – «великолепная и победоносная» - жила уже очень напряженной душевной жизнью. Устойчивый быт уютного дома в одном из старомосковских переулков, неторопливые будни профессорской семьи - все это было поверхностью, под которой уже зашевелился «хаос» настоящей, не детской поэзии. К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту (уже в 1914г. она записывает в своем дневнике: «В своих стихах я уверена непоколебимо»), но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу. Жизнелюбие Марины воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи.
В 1913 году Марина Цветаева с семьей живут в Крыму, где она выступает на литературных вечерах. В 1915 году Сергей Эфрон начинает ездить на фронт с санитарным поездом, весну и лето Марина проводит в Коктебеле и Малороссии, где происходит встреча с Осипом Мандельштамом, что оказало определенное влияние на творчество Марины Цветаевой. В 1916 пишет стихи о Москве, стихи, посвященные Александру Блоку. Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «старинному ремеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась.
Летом 1916 года была предпринята поездка М. Цветаевой в город Александров Владимирской губернии, где был написан цикл стихов к А. Ахматовой. Во второй половине года М. Цветаева пишет много романтических стихотворений; многие стихи 1916 года составят впоследствии книгу «Версты 1». В 1917 года было написано несколько лирических стихотворений, в том числе — на Февральскую революцию. В этом же году у Цветаевой родилась дочь Ирина, и М. Цветаева живет в Феодосии. После Октябрьского переворота, воспринятого М. Цветаевой как непоправимая катастрофа, она приезжает в Москву и чудом застает там мужа, появляются ее трагические стихи о конце, гибели, муках. Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. В январе 1918 года Сергей Эфрон тайно появился на несколько дней в Москве, а затем уехал в Ростов, где формировалась Добровольческая армия, М. Цветаева видела его в последний раз перед более чем четырехлетней разлукой. В этом году ею было написано множество лирических, а также гражданских стихотворений, которые войдут впоследствии в книгу «Лебединый Стан» (при жизни М. Цветаевой издана не была). В ноябре 1918 - недолгая «служба» М. Цветаевой в Наркомнаце, в этот период ею написаны романтические пьесы. В то время в стране царил голод, холод и разруха. В 1919 М. Цветаева по чьему-то совету отправила Алю и Ирину в Кунцевский приют, где детей не кормили, а обворовывали. В январе 1920 тяжелобольную Алю М. Цветаева забрала из приюта и поселилась у знакомых, а Ирина в приюте умерла. В 1920 М. Цветаева пишет большой лирический цикл. В эти годи Марина пишет поэмы, много лирических стихотворений: циклы «Ученик», «Марина», «Разлука», «Георгий» (обращенный к мужу). В 1921 году, после восьмилетнего перерыва, в частном издательстве «Костры» вышла небольшая книжка М. Цветаевой «Версты» — всего 35 стихотворений, написанных с января 1917 г. по декабрь 1920г. В 1922 М. Цветаева продолжает писать прощальные стихи, получила необходимые документы для выезда с дочерью за границу после чего и уезжает. В литературном мире она по-прежнему держалась особняком.
За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам. Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Hо вскоре картина существенно изменилась. Прежде всего для Цветаевой наступило жесткое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных «фракций» и «партий», сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора. Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. В таких лишениях, в такой изоляции она героически работала как поэт, работала не покладая рук. Вот что замечательно: не поняв и не приняв революции, убежав от нее, именно там, за рубежом, Марина Ивановна, пожалуй, впервые обрела трезвое знание о социальном неравенстве, увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов. В дальнейшем творчестве Цветаевой все более крепнут сатирические ноты. В то же время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. Поэт начинает понимать размах русской революции («лавина из лавин»), она начинает чутко прислушиваться к «новому звучанию воздуха». Тоска по России, сказывается на творчестве.
В Чехии Марина Цветаева пробыла с 1922 г. по 1925 г включительно и почти не жила в Праге: только в деревнях, с их изнурительным, примитивным бытом, почти в нищете. В это время М. Цветаева пишет большое письмо Б. Пастернаку, положившее начало их знаменитой переписке. В феврале 1923 года выходит книга М. Цветаевой «Ремесло», позже — «Психея». В 1925 у Цветаевой родился сын Георгий. Много работает над перевода зарубежных авторов.
Последнее, что Цветаева написала в эмиграции, - цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую она нежно и преданно любила.
В 1937 дочь М. Цветаевой Ариадна уехала на родину, затем Сергей Эфрон, уже несколько лет завербованный органами НКВД, оказался замешан в политическом убийстве и срочно, при помощи советской разведки, бежал из Франции. В 1939 году М. Цветаевой с сыном приехали в Москву. В августе этого года была арестована Ариадна Эфрон, в октябре - С. Я. Эфрон. С 1940 года с зимы до начала лета. М. Цветаева с Муром живут в подмосковном Голицыне. Периодически ездит в Москву — с передачами мужу и дочери.
В Москве на первых порах М. Цветаева обрела недолгое пристанище на Никитской (тогда улица Герцена). В августе М. Цветаева послала телеграмму в Кремль: «Помогите мне я в отчаянном положении, писательница Марина Цветаева». Эту телеграмму Мур отправил по почте. М. Цветаеву вызвали в ЦК; там обратились к писателям, чтобы те помогли в смысле комнаты (так записал сын М. Цветаевой.) В октябре она работала над составлением собственной книги стихов. Рукопись книги попала к К. Зелинскому, который отозвался на нее подлой рецензией: стихи М. Цветаевой, писал он, «с того света», книга — «душная, больная»; М. Цветаева «не имеет что сказать людям». (Всю рецензию Марине Ивановне, конечно, не показали.)
С начала Великой Отечественной войны уехала на пароходе вместе с группой писателей, отправлявшихся в Чистополь и Елабугу. Сын М. Цветаевой Георгий записал в дневнике, что работы для матери нет, кроме места переводчицы с немецкого в НКВД. В августе 1941 года М. Цветаева, когда дома никого не было, покончила с собой, повесившись в сенях избы. Оставила три записки: сыну, Асеевым и тем, кто будет ее хоронить. Похоронили Марину Ивановну 2 сентября на Елабужском кладбище. Могила не найдена.

Особенности и темы творчества
В творчестве М. Цветаевой можно выделить4 периода:

- дореволюционный;

- послереволюционный (жизнь в Москве);

- эмиграция;

- возвращение на родину

 

Первый сборник «Вечерний альбом».

Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей.
В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви, человек, тонко чувствующий красоту. Для нее притягательны и реальный мир, и мир фантазий, мечты. Она готова бросить вызов всему миру, дорожит каждым мигом, каждым впечатлением

«Вечерний альбом» - это скрытое посвящение. Перед каждым разделом - эпиграф, а то и по два. Цветаева много сказала о себе, о своих чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.