КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Жизнь и творчество Астафьева Виктора Петровича
Вопросы 1. Каким вы представляете себе В.Г. Распутина? 2. Какая тема главная в творчестве писателя? 3. В чем своеобразие психологизма прозы В. Г. Распутина? 4. Какие традиции русской классической литературы нашли свое продолжение в произведениях писателя? Задания Проанализируйте повесть «Прощание с Матерой», ответьте на вопросы. Вопросы по повести «Прощание с Матерой» 1. Где происходит действие повести? 2. Какое событие положено в основу сюжета? 3. Кто населяет остров Матёра? 4. Как воспринимают жители острова известие о затоплении Матёры и о переселении? 5. Какие группы персонажей и по какому признаку можно выделить в повести? 6. Какова роль в произведении старика Богодула? 7. Как противопоставляются деревенская и городская жизнь? Почему жизнь в городе, в условиях цивилизации, представляется одной из героинь неполноценной? 8. Какие поступки персонажей вызывают возмущение автора и читателя? В какой мере свидетельствуют они о нравственном оскудении? 9. Прав ли Распутин, утверждая мысль о выхолащивании нравственности в условиях урбанистической жизни? 10. Свидетельствует ли затопление Матёры о нравственном кризисе в государственном масштабе, или это всего лишь неизбежное следствие технического прогресса? 11. В чём смысл финала повести? 12. Можно ли считать Распутина продолжателем традиций Солженицына? Почему?
(1924-2001) Родился в 1924году в деревне Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек». В Перми вышла и первая книга Астафьева «До будущей весны» (1953). Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести «Печальный детектив»(1987). В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края в 2001, похоронен там же.
«Царь-рыба» Произведение “Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора. Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение. Одна из главных задач "Царь-рыбы" — обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение на вырубку девственных лесов. В повествовании "Царь-рыба" все герои — главные. Симпатии автора отданы многим персонажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели рыбаков. Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опасности рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: “На фронте так не измаялся, как с вами!” Николай Петрович - отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он принял отеческое участие в судьбе Акима. Но есть в «Царь-рыбе» и другие персонажи – браконьеры: Дамка, Командор, Грохотало-бандеровец. Браконьеры вышли в основном из старинного рыбацкого поселка Чуш. Автор подробно описывает вид поселка, нравы его жителей. Мы видим пьющих мужиков, студентку с бляхой на груди, капитана, обменивающего бутылку на рыбу. Центральный герой данного повествования в рассказах Игнатьич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой “наживы”. Пойманную рыбу он не продает. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь это — знак свыше. Царь-рыба — это огромный осетр. Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Именно, Игнатьич и встречает царь-рыбу. Глава "Царь-рыба" дала название всему произведению В. Астафьва, она имеет обобщенный символический смысл. С царь - рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть. Отягощена свершенным злом душа браконьера, и многое приходится ему преодолевать, терпит он великие муки. Природа в "Царь-рыбе" оборачивается к людям с грозной силой, становится отчужденной и враждебной. Но, что характерно, является она такой чаще всего людям безнравственным. И наоборот, самой светлой стороной раскрывается тому, кто приходит к ней с распахнутой душой. В главе "Капля", восхищенный красотой тайги, залитой блестками росы, сиянием торжествующей жизни, повествователь думает: "Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра..." Не прекрасной является перед Игнатьичем природа, а уродливой, страшной. Не в безмятежных пейзажах воплощается она, не в привычном н даже восхищающем своей силой хищном тигре, медведе, а в образе ужасной царь-рыбы. Автором не случайно выбрана в рассматриваемом эпизоде не зверь, а именно рыба - существо, наиболее чуждое человеку, как будто неодушевленное. Настоящий переворот происходит в Игнатьиче, когда он ощущает, что рыба-то живая, что она, как и он сам, полноправное живое существо. В этой символической картине Астафьев необыкновенно точно уловил пульс современной жизни. Именно сейчас, когда мир стоит на краю гибели, особенно важно восстановить гармонию на Земле, возродить в человеке его естество, вернуть сына матери-природе. Лозунг писателя: все лучшее в природе - человеку, всё лучшее в человеке - природе. Он призывает нас к действиям в пределах разумного: не покорять природу, а помогать ей приспосабливаться к новым условиям в соответствии с законами ее развития. Борьба с ней, утверждает автор, оборачивается борьбой с самой жизнью.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |