Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная регистрация политических партий




 

За прошедшие годы неоднократно менялось конституционно-правовое регулирование относительно круга органов, занимающихся государственной регистрацией политических партий.

На первом этапе регистрацией политических партий занималось Министерство юстиции РФ, в субъектах РФ отделения политических партий регистрировали подразделения Минюста в данных субъектах.

Далее была создана в качестве самостоятельной структуры (хотя и в системе Минюста РФ) Федеральная регистрационная служба. Соответственно к ней и ее региональным подразделениям перешли функции регистрации политических партий и их отделений в субъектах РФ.

После реорганизации данной Федеральной службы функции регистрации политических партий возвращены Министерству юстиции РФ и его подразделения в субъектах РФ.

Однако федеральное законодательство несколько запутало систему регистрации. Установлено, что есть уполномоченные органы в сфере регистрации политических партий – это как раз Минюст и его органы в субъектах РФ, они как раз и ведут регистрацию, и органы, ведущие учет зарегистрированных юридических лиц, в т.ч. и политических партий – это Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (по терминологии законодательства – это регистрирующие органы).

Соответственно в ст. 15 «Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений» появилась норма в ред. 2002-2003 гг. норма такого содержания:

«2. Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации».

Несуразность нормы состоит в том, первый орган, как видим, принимает решение о регистрации, но именуется уполномоченным, а второй орган вносит данные в единый реестр, но именуется регистрирующим!

Однако для партий существенным является указанием в Законе на то, что: «политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц».

Общие сроки для регистрации политической партии. В Административном регламенте предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденном приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2011 г., говорится (п. 22): «Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать: 33 дней в отношении общественных объединений, 30 дней - политических партий, одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) - религиозных организаций и 17 рабочих дней - иных некоммерческих организаций».

Новеллами Федерального закона о политических партиях от 2 апреля 2012 г. предусмотрена возможность решения уполномоченного органа о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. Неустранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения (п. 5.1 ст. 15, введен 02.04.2012).

Общая последовательность процедур регистрации: обозначим ее как такую последовательность шагов:

Шаг 1–й: регистрация самой политической партии – для этого ею должны быть представлены документы в Минюст не позднее чем через 6 месяцев после учредительного или «преобразовательного» съезда (п. 3 ст. 15);

Шаг 2-й: государственная регистрация региональных отделений политической партии - она осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом не менее чем (в прежней редакции – более чем) в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии (п. 4 ст. 15 в ред. ФЗ от 02.04.2012 N 28-ФЗ)

Если политическая партия в течение месяца со дня истечения 6-месячного срока не представит копии документов о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ, документ о государственной регистрации политической партии признается федеральным уполномоченным органом утратившим силу, а данная политическая партия и ее региональные отделения по решению федерального уполномоченного органа исключаются из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих записей (норма была ранее, продолжает действовать в ред. ФЗ от 08.12.2011, от 02.04.2012).

Итак, политической партии Закон дает 12 месяцев на регистрационные дела. И это предполагает, что непринятие Минюстом по истечении 12 месяцев решения о о признании документа о регистрации утратившим силу означает, что партия действует на законных основаниях.

Необходимость обнародования программы партии: согласно п. 10 ст. 15 политическая партия не позднее чем через 15 дней со дня получения документа о ее государственной регистрации представляет основные положения своей программы в "Российскую газету" для опубликования. "Российская газета" обязана не позднее чем через 15 дней со дня представления политической партией указанных положений опубликовать их на безвозмездной основе в объеме не менее двухсот газетных строк (п. 10 введен ФЗ от 03.11.2010).

Отказ в государственной регистрации. Основания такого отказа, установленные статьей 20 Закона, практически не изменяются, они обусловлены тем, что положения устава политической партии противоречат Конституции РФ и федеральному законодательству, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, содержащаяся в документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона, нарушены сроки и т.п. Но программа политической партии представляется исключительно для сведения федерального уполномоченного органа. Любые ошибки, неточности в программе политической партии не могут служить основанием для отказа в государственной регистрации политической партии, за исключением нарушения требований пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Федеральному уполномоченному органу запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу.

Новеллой 2012 года определено: «В случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения (п. 4 ст. 20 в ред. ФЗ от 02.04.2012). В прежней редакции: не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.