Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и проблемы социальной философии

«Познай самого себя» - этот древний принцип актуален и сегодня. Ведь для того, чтобы строить свою жизнь, человек должен как-то разобраться в себе. А поскольку человек существует лишь в обществе, то познание человека неотделимо от познания общества – и наоборот. Основные ориентиры обществознания задаются социальной философией, т.е. системой наиболее общих представлений о специфике общества и человека, в их устройстве и развитии, о смысле и целях их существования.

Как и философия вообще, социальная философия ориентированна на научно- теоретический, логический подход к обществу, однако она не совпадает с общественными науками – социологией, историей, этнографией, экономической теорией и.т.д. Общественные науки, во-первых, изучают какие-то отдельные частные стороны общества; во-вторых, они используют чисто научные методы сбора и анализа фактов, во всяком случае, стремятся к этому (древние греки считали историю продуктом скорее искусства, чем науки – поэтому историкам покровительствовала специальная Минерва Муза).

Социальная философия стремиться дать представление об обществе в целом, не только описать его, но понять, оценить. А это невозможно сделать путем обобщения данных наук об обществе – для этого требуется особое мышление, включающее элементы не только научно-логического, но и художественно- образного и ценностно-ориентационного; требуется учет результатов постижения общества и человека в искусстве, религиозном, моральном, практико-политическом сознании.

Социальная философия оказывается своеобразным центром обществознания – в ней собираются и сопоставляются, объединяются в некоторую систему все основные идеи и значительные факты в этой сфере; и из нее возникают общие принципы, подходы и направления, стратегии и методы общественных наук, социального познания. Роль социальной философии в культуре и общественной жизни определяется ее функциями:

- познавательная - изучение общества как целостной, развивающейся системы;

- методологическая, т.е. выработка общих методов и способов социального познания и действия;

- культурно-интеграционная, - объединение знаний об обществе в систему, их включение в общекультурный контекст;

- ценностно-практическая – оценка общественных явлений, выработка стратегий общественно-политической деятельности, социальных целей.

Обоснованность и практическое значение идей социальной философии зависят от степени их достоверности, истинности.

Это, в свою очередь связанно с возможностями адекватного социального познания вообще, проблемы которого являются сухими из важнейших для социальной философии.

В чем же особенности именно социального познания? Всякое познание есть процесс взаимодействия субъекта с объектом, в котором выделяется чувственная ступень, т.е. получение первичной информации через органы чувств (ощущения, восприятия, представления) и ее обработка и осмысление на ступени логического мышления (понятия, суждения, умозаключения). Эти ступени настолько неразрывно связаны между собой, что их можно выделить лишь в теории, поскольку уже само чувственное восприятие мира организуется во многом нашим интеллектом, опытом (мы говорим о «мыслящем глазе», «глазе Мастера», «слухе музыканта» и.т.п.).

Можно выделить два уровня познания: эмпирический (опыт) и теоретический.

На первом выявляем и подвергаем первичному осмыслению факт, некоторые тенденции, взаимосвязи (называемые «эмпирическими закономерностями»); а на втором – работаем исключительно с обработанным материалом в виде схем, таблиц, понятий, закономерностей, теорий – причем если сначала; на эмпирическом уровне, главная задача - упорядоченное описание действительности, то на теоретическом – объяснение, через выявление внутренних и существенных аспектов и связей.

Важной особенностью познания является активность его субъекта, включающая в себя не только избирательность и направленность его интереса к объекту, но и практику, не только познавательную (эксперимент), но и преобразование мира в интересах человека, являющейся и основным источником познания и критерием его истинности.

Относительно этих общих характеристик познания, социальное познание обладает прежде всего той спецификой, что и сам субъект познания и его средства познания, оказываются частью объекта познания, находятся не вне, а внутри его.

То есть, познавая общество, человек сам находится в нем и является его продуктом и творцом, причем и сама потребность в исследовании, и его реализация, и его результаты – все оказывается фактами той же самой общественной жизни, которая изучается.

Перефразируя К.Маркса, можно сказать, что люди являются не только и актерами и авторами, но и зрителями своей собственной драмы.

Конечно, познавая природу, мы также являемся ее частью, но здесь мы можем в большей степени противопоставить себе природные предметы, как и возникшие независимо от нас и подчиняющиеся своим собственным, не созданным нашей деятельностью закономерностям. Как сказал Томас Гоббс, «если бы геометрические аксиомы задавали интересы людей - они бы опровергались».

То есть, если в познании природы нами может двигать, либо чистая любознательность, либо стремление использовать ее силы в своих интересах – и в том и в другом случае нам нужны именно объективные соответствующие реальности знания. А в познании общества мы сталкиваемся с наличием нашей собственной позиции, наших собственных интересов в нем – что определяет как нашу точку зрения и возможный кругозор, как тенденцию воспринимать свои собственные интересы как и самые естественные и оправданные, наиболее «общечеловеческие».

Так, социальное познание может оказаться подменной идеологией, когда частные социальные интересы создаются, рационализируются и пропагандируются как всеобщее.

Эта подмена социального значения идеологией как ложным, фетишистским сознанием впервые раскрыто и проанализировано К. Марксом и Ф. Энгельсом в работе «Немецкая идеология» (1846г.) Или в противовес идеологии было предложено создание научной теории общества, однако перед ней ставились также идеологические по сути задачи обоснования революционной политики.

Второй принципиальной проблемой социального познания является то, что в обществе действую не некоторые безличные стихийные силы, а люди, обладающие сознанием и своими целями, из которых они исходят в своей деятельности. Поэтому перед исследованием встает проблема понимания деятельности людей, или же обоснования необязательности этого понимания.

Можно выделить сложности социального познания, как неповторимость и уникальность общественных процессов, затрудненность и опасность социальных экспериментов.

Так, эффективное социальное познание должно добиться объективности, сознательно отделившись от процессов идеологизирования; учесть в своих методах сознательность т активность людей, как субъектов общественной жизни; а также преодолеть проблемы, как недостаточность и несопоставимость материалов для сравнительного анализа.

Соответственно, различные формы социальной философии определяются общей концепцией общества, которую они предлагают, и методами, на которые они опираются.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы контроля за деятельностью партий, приостановления деятельности, ликвидации партий | Глобальные проблемы современности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.