Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общедидактические принципы в обучении детей

Литература:

Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – С. 145 - 167

 

«Закономерность» и «принцип» относятся к числу философских категорий. Закон определяется как внутренняя, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Закономерность рассматривается как результат совокупного действа множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения. В отличие от закономерностей принципы являются гносеологическим феноменом. В этой связи есть основание утверждать, что педагогический принцип выражает суть закона в его нормативной форме. Он указывает, как нужно действовать наилучшим образом в соответствующих условиях обучения (В.В. Краевский)

Исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения, определяют его направленность на развитие личности, - это и есть дидактические принципы.

В них раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им, они определяют позиции и установки, с которыми педагоги подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Принципы обучения являются исторически преходящими. По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые.

Я.А. Коменский выдвинул идею природосообразности обучения, которая является основой таких принципов обучения как постепенность, последовательность и самодеятельность.

Спустя 150 лет А. Дистервег сформулировал принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребёнка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.

Наиболее полно принципы обучения сформулированы К.Д. Ушинским:

- обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового);

- обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

- порядок и систематичность одно из главных условий успеха в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

- обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

- обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком лёгким;

- преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путём, чтоб на долю воспитания осталось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др.). Эта работа продолжается и сегодня.

Все принципы связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и организационно-методических принципов, и помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить?

Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приёмов, используемых педагогами, и ведут к реализации этого принципа. Принципы отражают сущность процесса обучения, а правила – его отдельные стороны.

Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования. К ним относятся принципы гражданственности, научности, воспитывающего обучения, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории – с практикой).

Организация и методика обучения не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых помогает сформулировать организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне его трудности; наглядности; продуктивности и надёжности.

Принципы обучения, отражая ту или иную образовательную парадигму, имеют объективно-субъективную основу. Наметившиеся в настоящее время гуманистические тенденции в системе образования придают гуманистическую направленность и принципам обучения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 3 (2 ч.) | Определение и характеристика различных форм организации обучения детей математике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.