Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-процессуальные нормы: понятие и виды




Административно-процессуальная норма — это установленное правомочным государственным органом РФ и субъекта РФ общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.

Учитывая некоторую условность любой классификации, представляется возможным выделить следующие группы административно-процессуальных норм, если за основу взять деление норм: 1) по содержанию; 2) по объему регулирования; 3) по юридической силе; 4) по кругу субъектов права, на которых распространяется действие нормы; 5) по видам административного производства; 6) по характеру диспозиции; 7) по действию в пространстве; 8) по действию во времени.

1. Деление административно-процессуальных норм по содержанию позволяет в общих чертах определить сферу их действия. С этой точки зрения следует подразделять:

а) нормы, регулирующие административно-процессуальные отношения,
складывающиеся в сфере экономической и составляющих ее
многочисленных отраслях — промышленности, строительстве, транспорте и т.д. Такого рода нормы содержатся, например, в ФЗ от 25 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

б) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в социально-
культурной сфере и отраслях, ее составляющих, к которым относятся
образование, наука, культура, здравоохранение и др. «Положение о
лицензировании деятельности по социальному обслуживанию населения».

в) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в административно- политической сфере и отраслях, ее образующих, таких, как оборона,безопасность, внутренние дела, юстиция и др.

— в области безопасности - ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»;

2. По объему регулирования административно-процессуальные нормы делятся на общие и специальные. Данный критерий классификации является своеобразным дополнением предшествующего основания и вызывается необходимостью более дробной дифференциации административно-процессуальных норм в пределах названных сфер управления.

К общим относятся административно-процессуальные нормы, действие которых распространяется на многие отрасли государственного управления. Такие нормы содержатся, например, в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г., которым были утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

К специальным относятся административно-процессуальные нормы, регулирующие отношения, которые возникают преимущественно в пределах одной отрасли. Примером акта, содержащего такого рода нормы, может служить приказ МВД Российской Федерации от 23 ноября 1998 г., утвердивший «Правила разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности».

3. По юридической силе административно-процессуальные нормы

подразделяются на правила, изданные органами государственной власти различного уровня в соответствии с существующей своеобразной иерархией органов государственной власти. Так, административно-процессуальные нормы, содержащиеся, например, в федеральных законах, обладают большей юридической силой по сравнению с нормами административно-процессуального права, содержащимися, скажем, в нормативных актах федеральных министерств. Один пример. Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», является определяющим для иных актов, принимаемых органами исполнительной власти и регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан структурами какого-либо ведомства. Примером такого акта может служить приказ ФСБ от 11 декабря 2000 г., утвердивший «Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности».

4. По кругу субъектов права, на которых распространяется действие административно-процессуальных норм, они подразделяются:

a) нормы, устанавливающие правила поведения для граждан РФ. Такого рода административно-процессуальные нормы содержатся, например, в Указе Президента Российской Федерации от 7 ноября 2000 г. «О формах наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации», а также в Инструкции Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. «О порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»;

б) нормы, регулирующие порядок деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, внутренних подразделений этих органов. В качестве примера следует назвать постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. «О членах коллегии федерального органа исполнительной власти», приказ Федеральной архивной службы от 27 ноября 2000 г., которым была утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

в) нормы, регулирующие порядок деятельности предприятий и учреждений, независимо от форм собственности. Такого рода нормы содержатся в актах, регулирующих порядок лицензирования определенных видов деятельности. К их числу относится, например, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

г) нормы, регулирующие деятельность политических и неполитических общественных объединений. Административно-процессуальные нормы данного вида содержатся, например, в приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г., которым утверждены Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации.

5. По видам административного производства следует различать:

а) нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов
органами исполнительной власти;

б) нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям
граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

в) нормы, регулирующие производство по административно-правовым
жалобам и спорам;

г) нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях;

д) нормы, регулирующие производство по делам об административных
правонарушениях;

е) нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам в сфере
государственного управления;

ж) нормы, регулирующие регистрационное производство;

з) нормы, регулирующие лицензионное производство;
и) нормы, регулирующие исполнительное производство.

6) По характеру диспозиции административно-процессуальные нормы традиционно делятся на три вида:

а) нормы, обязывающие, содержащие меру должного поведения,
выраженного в активной форме. Эти нормы реализуются путем исполнения.
Примером могут служить нормы, содержащиеся в постановлении
Правительства РФ от 17 декабря 1995 г., которым утверждены «Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

б) нормы управомочивающие, т.е. содержащие меру возможного поведения субъекта права. Нормы этой группы реализуются путем использования. Они содержатся, например, в ФЗ от 13 января 1996 г. «Об
образовании», постановлении Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2001 г., утвердившим Типовое положение об образовательном
учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном
заведении Российской Федерации);

в) нормы запрещающие, которые содержат меру должного поведения,
выраженного в пассивной форме. Эти нормы реализуются путем соблюдения. Соответствующая группа норм данного вида содержится, например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в других актах.

7) По действию в пространстве административно-процессуальные нормы делятся на:

а) нормы, действующие на территории РФ независимо от их отраслевой принадлежности. Такого рода нормы содержатся в федеральных законах, указах Президента РФ, актах федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, действуют на всей территории РФ, за исключением случаев, специально предусмотренным данным актом. Такие случаи предусмотрены, в частности ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», когда чрезвычайное положение объявлено на части территории РФ;

б) нормы, действующие на территории субъекта РФ.
Основой для существования административно-процессуальных норм данной
группы является п. «к» ст. 72 Конституции РФ, согласно которой административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

8. По действию во времени административно-процессуальные нормы делятся на:

а) нормы, действующие в течение неопределенного времени, т.е. до тех пор, пока они не будут отменены соответствующим органом государственной
власти. Такие нормы составляют большинство действующих административно-процессуальных правил;

б) нормы, действующие определенный срок. Примером могут служить
нормы, содержащиеся в Федеральном конституционном законе от 30 мая
2001 г. «О чрезвычайном положении», согласно ст. 9 которого «срок действия чрезвычайного положения, вводимого на территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 9595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.