КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учетный цикл. Особенности отражения хозяйственных операций
Структурный уровень Каждую операцию можно проанализировать с точки зрения ее влияния на компоненты основного балансового уравнения. Кроме того, в процессе анализа следует выявить показатели, затрагиваемые операцией, и величину изменения каждого показателя (см. табл. ниже). Каждая хозяйственная операция оказывает двойное воздействие на уравнение. Например, прирост стоимости отдельно взятого актива должен сопровождаться соответствующим: a. уменьшением стоимости другого актива, или b. увеличением обязательства, или c. увеличением собственного капитала. ПРИМЕР. Рассмотрим консалтинговую компанию. Операции: 1. Вложено в дело 10000 $ в обмен на обыкновенные акции; 2. Куплены материалы на сумму 100$ 3. Получено за консультационные услуги 5000$ 4. Выплачена заработная плата в размере 500 $
Отражение данных учета в финансовой отчетности + 5000 Выручка - 500 Оплата труда 4500 Чистая прибыль
В различных странах учетный цикл имеет свои национальные особенности, но в общем виде — это последовательность действий бухгалтера по регистрации хозяйственных операций, обработке информации с целью подготовки финансовых отчетов. Учетный цикл включает в себя отчетный период, план счетов, первичный учет, текущий учет на счетах, обобщение текущего учета в пробном балансе, заключительные записи (корректирующие), проекты отчетов, публикуемые отчеты. Основные этапы учетного цикла:
Этапы учётного цикла
I. Разработка плана счетов. 2. Сбор первичной информации. Первичные документы (например, чеки или квитанции) собираются, чтобы на их основе описывать операции. 3. Анализ операций (см. ИЛЛЮСТРАЦИЮ 1.5). Изучение первичных документов и определение соответствующих счетов. 4. Протоколирование. Запись операций в журнал с указанием соответствующих счетов и сумм, записываемых на дебет и кредит. 5. Разноска (ро8(т§). Разноска записей из основного журнала в регистры, книги 6. Проверочный баланс (1па1 Ьа1апсе). Проверочный баланс составляется, чтобы убедиться в равенстве дебета и кредита и чтобы облегчить подготовку финансовых отчётов. 7. Ввод корректирующих записей. 8. Проверочный баланс после коррекций. 9. Финансовые отчёты (Ппапаа1 51а1етеп1$). На основе скорректированного проверочного баланса или регистров Главной книги подготавливаются: Балансовый отчёт, Отчёт о прибылях и убытках, Отчёт об изменениях в капитале. 10. Закрывающие записи. 11. Реверсивные записи. I. Разработка плана счетов План счетов В международных стандартах нет правил формирования плана счетов, поскольку во многих зарубежных странах план счетов не принимается на законодательном уровне. Компании самостоятельно разрабатывают свой план счетов, адаптированный не к задачам управления имуществом, а к задачам управленческого учета. Наиболее важными условиями, которыми должна руководствоваться компания при составлении плана счетов, являются: а) возможность проведения анализа всех элементов отчетности, т.е. статьи отчетов должны быть достаточно аналитичны; б) в целях упрощения процедуры анализа затрат в отчетности рекомендуется отдельными строками выделять оборотные активы. 1. В МСФО отсутствует стандартный обязательный для всех компаний план счетов. Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает свой план счетов, в соответствии со своей отраслевой спецификой и требованиями стандартов по раскрытию информации. 2. План счетов, как правило, соответствует 5 основным элементам финансовой отчётности, но более детализирован. Нумерация счетов вообще не определена и большого значения не имеет. В практике большинства компаний счета располагаются по следующему принципу: • Активы - от наиболее ликвидных (денежные средства) - к наименее ликвидным (основные средства, нематериальные активы). • Обязательства - от наиболее краткосрочных - к наиболее долгосрочным. Капитал - Уставный капитал, Добавочный капитал, Нераспределённая прибыль.
Пример плана счетов АКТИВЫ 1000 Текущие активы 2000 "Долгосрочные активы) ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 3000 Текущие обязательства 4000 "Долгосрочные обязательства КАПИТАЛ 5000 Собственный капитал ДОХОДЫ 6000 "Доходы РАСХОДЫ 7000 Расходы 8000 Общие и административные расходы ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОТ НЕОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9000 Доходы и расходы от неоперационной деятельности
В зарубежных компаниях модель плана счетов повторяет структуру двух форм отчетности — бухгалтерского баланса и отчета о совокупных доходах. Такая модель плана счетов носит название англосаксонской модели (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Англосаксонская модель плана счетов
3. В плане счетов могут применяться дополнительные субсчета (аналитические сегменты),которые определяются потребностями компании в детализации финансовой и управленческой отчётности. Например, необходимо построить Отчёт о прибылях и убытках (Р&Ь), согласно МСФО 14 "Сегментная отчётность", в разрезе подразделений, выделяемых по производственному или географическому признаку (дивизион, отдел, вид деятельности, производственная линия, региональный филиал), поэтому план счетов может иметь вид:
[Номер счета] - [Вид деятельности] - [Отдел] - [Филиал] - [Город]
4) Нормальное сальдо каждого счета, то которое увеличивает его значение:
5. Основу любого плана счетов составляет его разделение на пять основных групп согласно балансовому уравнению: 1) счета активов; 2) счета обязательств; 3) счета капитала; 4) счета доходов; 5) счета расходов. Первые три группы относятся к постоянным, или реальным счетам, так как связаны с элементами баланса. Счета балансового отчета: активы, обязательства и собственный капитал - являются постоянными, то есть ведутся из периода в период. Организации часто имеют на начало периода остаток (сальдо), и на этих счетах отражают обороты и конечное сальдо переносят на следующий отчетный период. Счета отчета о прибылях и убытках (финансового отчета): доходы и расходы - являются временными (номинальными) и закрываются в конце каждого финансового года. Счета доходов и расходов временные, или номинальные. Их можно классифицировать как подгруппы счетов капитала. Они связаны с отчетом о прибылях и убытках, открываются только на один учетный период для расчета изменений в собственном капитале (итоговая прибыль или убыток отчетного периода равны доходам минус расходы). В конце периода они должны быть закрыты (обнулены). К этому виду относятся и счета изъятия (счет объявленных дивидендов в акционерных обществах) и итоговой прибыли отчетного периода. 6. Контрарные счета. Возможны и специфические счета, например оценочные, регулирующие оценку некоторых активов, обязательств, собственного капитала. Они увеличивают или уменьшают сальдо других счетов отчетности (счета накопленного износа, убытка от обесценения — контрактив к счету оборудование). Контрарные счета регулируют сальдо других счетов в отчетности. Примеры контр-активов и контр-пассивов: Начислена амортизация ОС и НМА; резерв по сомнительным долгам; резерв под обесценение запасов и т.д.
В течение учетного периода выполняются этапы со 2 по 5. Текущий учет отражается в регистрах хронологического и систематического учета. Хозяйственные операции регистрируются в общем журнале операций. Кроме этого, ведутся специализированные журналы хронологического учета - книги первичной записи: кассовая книга учета денежных средств, книги повседневного учета продаж и поставок и др. Итоги хронологического учета переносятся в регистры систематического учета - книги поставок и продаж и т.д. В них для каждого контрагента открывается аналитический бухгалтерский счет с применением двойной записи и ссылкой на соответствующую книгу первичной записи. Обороты журнала операций, книг покупок, продаж, кассовой книги и т.д. переносят в главную книгу (счета которой соответствуют плану счетов компании). Дата хозяйственной операции фиксируется так же, как и в журнале. Записи на каждом счете производятся со ссылкой на страницу соответствующего учетного регистра систематического учета. 2. Сбор первичной информации. Первичные документы (например, чеки или квитанции) собираются, чтобы на их основе описывать операции.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |