Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупность научных подходов




Научные подходы к менеджменту

Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснован­ностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, мето­дов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к ме­неджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы (см. п.1.1.2). Это можно объяснить "узостью" понятия "менеджмент", отсутствием в нём цели управляющей подсистемы (коллективы, индивиду­умы)- обеспечение конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Если руководствоваться "широким" понятием "менеджмента", то автома­тически добавляются комплексный, функциональный, динамический, ин­теграционный подходы, которые применяются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции (см. работы Гличева А.В., Версана В.Г., Львова Д.С., Моисеевой Н.К., Сиськова В.И. и др.).

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволила установить необходимость применения к менеджменту следующих 13 научных подходов: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный (математи­ческий), административный, поведенческий, ситуационный. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания (табл. 2.1).

Таблица 2.1-Научные подходы к менеджменту

Подход Краткое содержание подхода
1. Системный При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. Подробнее см. следующий п.2.1.2.
2.Комплексный 2. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и взаимосвязи этих объектов. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают "на потом", из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособ­ными (из-за этого, например, с 2005 г. в страны ЕЭС запрещён въезд грузовиков МАЗ и КАМАЗ). При формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психоло­гические аспекты.
3.Интеграционный Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимо­связей а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, б) между стадиями жизненного цикла объекта управления, в) между уровнями управления по вертикали, г) между субъектами управления по горизонтали.
4. Маркетинговый Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей, 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества, 3) экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента. По образному выражению авиаконструктора Антонова O.K. сначала снижайте "себестоимость" продукции за счет повышения ее качества и только потом себестоимость.
5. Функциональный Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько Альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты. При альтернативном предметном подходе. Совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его работы и.т.д. Подробнее см. п. 2. 1.4.
6. Динамический При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
7.Воспроизводствен-ный Воспроизводственный подход - это подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим, аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода являются: 1) применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта; 2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; 3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта [см. рис. 1.3); 4) пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона, см. п..п. 7.1 и 7.2); 5) интеграция для крупных фирм науки и производства в рамках комплексного объединения. Подробнее см. п.2.1.3.
8. Процессный Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.
9.Нормативный Сущность нормативного подхода заключа­ется в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: а)целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды), б) функциональной подсистемы (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качественного труда), в) обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нор­мальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (во времени и масштабу применения). Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологиче­ские нормативы) и принимать участие в раз­витии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше обоснованных норма­тивов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организован­ность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления,
10. Количественный (математический) Сущность Количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математиче­ских, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.
11Административный Сущность административного подхода за­ключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы ме­неджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.). Подробнее см. п. 2.4.1.
12.Поведенческий Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творче­ских способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построе­нию и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффек­тивности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Пра­вильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.
13.Ситуационный Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.