Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФК как учебная дисциплина в ВУЗе. Формы учебных занятий

Основные понятия. Цель, задачи.

Главная цель ФК в ВУЗе – формирование ФК личности, сохранение и укрепление здоровья.

Для достижения цели:

- повышение общей работоспособности

- сохранение и укрепление здоровья

- физическое совершенство

- обеспечение необходимого объёма двигательной активности

 

Основные понятия:

Физ. воспитание – деятельная часть физической культуры, социально-педагогический процесс, направленный на формирование здоровья, специальных знаний.

Физ. подготовка – специализированный процесс физ. воспитания, направленный на подготовку человека к плодотворному труду и жизнедеятельности на совершенствование его физических качеств.

Физическая и функциональная подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств.

Физическая активность – целеустремлённая двигательная деятельность, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала, достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личной мотивации и социальных потребностей.

Физические упражнения – основное средство физической культуры, двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.

Спорт – составная часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, со стремлением занимающихся к достижению максимального результата.

Физическая культура – часть общечеловеческой культуры, вся совокупность достижений общества в создании и рациональном использовании социальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека.

Физическое совершенство – исторически-обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определённых условиях производства.

Профессиональная направленность физического воспитания – это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному, качественному труду с помощью определённого профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма человека в течение жизни.

 

2. Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.

 

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества.

Первоначально слово «культура» в переводе с латинского означало «возделывание», «обработка». По мере развития общее понятие «культура» наполнялось содержанием. Это понятие в общечеловеческом понимании представляло его определёнными чертами личности (образованность, воспитание, аккуратность). Основу и содержание развития культуры – развитие физических и интеллектуальных способностей. Исходя из этого, физическая культура является одной из составляющих частей общей культуры, возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой.

Впервые человек ввёл термин «Физическая культура» в Англии в XIX веке. ФК – составная часть общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность ценностей, создаваемых и используемых обществом с целью физического развития человека, укрепление его здоровья.

 

Физическая культура имеет 4 основные формы:

1. физическое воспитание и физическая подготовка в конкретной деятельности (ППФП) – профессионально-прикладная физическая подготовка.

2. восстановление здоровья и утраченных сил средствами ФК – реабилитация.

3. занятия физическими упражнениями с целью отдыха – рекреация.

4. спорт высших достижений

 

В сфере ФК формируются группы ценностей – явления, предметы, процессы, результаты деятельности – ориентация на которые формирует поведение и проявления физкультурной активности.

В формировании определённых ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

 

Ценности ФК (5 групп):

1. Материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества).

2. Физические (здоровье, телосложение, двигательные умения, физические качества, физическая подготовленность).

3. социально-психологические (отдых, развлечения, рекорды, победы).

4. Психические (эмоциональные переживания, черты характера).

5. Культурные (познание, самоутверждение, чувство собственного достоинства).

 

ФК – продукт развития определенных исторических условий. Состояние и уровень развития ФК на том или ином этапе зависит от ряда условий:

- географической среды

- условий труда, быта

- экономических и социальных факторов.

 

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

- массовость

- степень использования средств ФК в сфере образования и воспитания

- уровень здоровья, всестороннее развитие физических способностей людей

- уровень спортивных достижений

- уровень квалификации кадров

- пропаганда ФК и спорта

- состояние науки и наличие развитой системы физ. воспитания.

 

3. ФК личности и признаки, её определяющие.

Термин «физическая культура личности» - понятие, отражающее достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретённых качеств, навыков, специальных знаний в повседневной жизни.

Основные качества:

- систематические занятия физическими упражнениями для совершенствования

- специальные физические знания, позволяющие с пользой применить их на практике

- владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач

- владение организационно-методическими умениями, построение своих самостоятельных оздоровительных физических занятий.

 

Уровни проявления физической культуры личности:

1. Предноминальный – на учебных занятиях студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают.

2. Номинальный – знания ограничены. Смысл занятий лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии.

3. Потенциальный – созданное отношение студентов к ФК в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности.

4. Творческий – присущ студентам, убежденным в ценностной значимости ФК. Они творчески внедряют её в профессиональную деятельность и личную жизнь.

 

 

Данный вид ФК в ВУЗе выполняет оздоровительные, воспитательные задачи, формирует мотивационно-практическое отношение к ФК.

Приобретается опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

На основе государственных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах ВУЗов по всем направлениям и специальностям ВПО предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура» в обязательном курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.

В каждом семестре планируется выполнение студентом зачетных тестов, нормативов.

Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное медицинское либо отделение освобожденных студентов. Также есть спортивное отделение, в которое входят члены сборных команд института.

Распределение производится в начале учебного года после медицинского обследования, с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической культурой не допускаются.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную мед. группы. В специальную, соответственно, отнесённые к специальной мед. группе с учетом их функционального состояния, пола.

В спортивную группу зачисляются студенты, отнесенные к основной либо подготовительной группе здоровья и показавшие хорошую спортивную подготовленность.

 

Разделы ФК:

- теоретический

- практический

 

Форма занятий – способ организации построения и управления процессом занятия. Занятия бывают:

- урочные, проводимые преподавателем с относительно-постоянным составом учебной группы в течение строго установленного времени с соблюдением частоты и продолжительности занятий;

- неурочные, занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися в целях самосовершенствования и укрепления здоровья.

 

5. Что понимается под физическим развитием?

Физическое развитие – это биологический процесс становления естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека.

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

 

Основные показатели физ. развития:

1. Состояние здоровья

2. Показатели антропометрии (вес тела, рост, окружности, функциональное (артериальное давление), морфологические (тип телосложения, строение позвоночника) – субъективные показатели

3. Уровень развития физических качеств – объективные показатели физических качеств.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воздушная известь | Врачебно-педагогический контроль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.