Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды тактики финансового оздоровления




Решение проблем конкретного предприятия существенно зависит от выбора путей финансового оздоровления компании. С.Г.Беляев и В.И.Кошкин определили два крайних варианта, между которыми будет находиться конкретный реальный путь оздоровления предприятия, на основе которого будет строиться его восстановительная тактика:

1) после реструктуризации (отсрочки) накопленной задолженности предприятие получает возможность нормально функционировать (имеется в виду, что задолженность возникла в связи с отдельными ошибочными действиями руководства предприятия или некоторыми негативными проявлениями

внешней среды, вероятность появления которых вновь оценивается как незна-

чительная);

2) переход на принципиально новую продукцию (перепрофилирование)

происходит в самой крайней форме: полная замена оборудования и перестройка пассивной части основных фондов, замена или переподготовка кадров, полная смена рынков сбыта и снабжения и проч. (имеется в виду полная замена всех элементов предпринимательства).

На основе выбранного пути финансового оздоровления строится индивидуальная тактика по выводу конкретного предприятия из кризиса. Однако существуют некоторые типичные приемы, которые срабатывают в большинстве случаев. Многие отечественные авторы выделяют следующие мероприятия:

- смена руководства, если кризис произошел по внутренним причинам;

- изменение организационной структуры предприятия, сокращение аппарата управления, централизация контрольно-плановых функций;

- установление жесткого контроля затрат;

- изменение культуры работы (переподготовка персонала, психологическая переориентация);

- сокращение номенклатуры продукции и услуг;

- усиленный маркетинг.

Можно заметить, что данные мероприятия практически полностью соответствуют восстановительным стратегиям, предложенным выше.

Находясь в критическом состоянии, предприятие не имеет возможности привлекать заемные средства для своего развития. Поэтому источником финансового обеспечения реализации программы (плана) по выводу предприятия из кризисного состояния являются только собственные средства. Следовательно, между всеми мероприятиями программы (плана) существует финансовая связь: одни мероприятия обеспечивают приток либо экономию расходов средств, а другие предполагают их использование, т.е. первые являются донорами для вторых. В этой связи принято различать две тактики финансового оздоровления.

1. Защитная тактика (или защита от кризиса) предполагает проведение

ресурсонесущих и ресурсосберегающих мероприятий, основой которых является высвобождение денежных средств или сокращение из расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов, экономией расхода оборотных средств и персонала.

Защитная тактика ограничивается применением оперативных процедур:

- оптимизация объема производства путем определения порога его рентабельности, снятия с производства убыточной продукции, установления обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса, достижения безубыточности основного производства;

- сокращение затрат на производство и сбыт продукции, в том числе на содержание имущественного комплекса, энергозатрат, накладных расходов, затрат на ремонтные и профилактические работы, что вызывает сокращение производства в целом; установление жесткого контроля затрат с целью устранения непроизводительных, включая сокращение доли накладных расходов и фиксированных издержек, выявление и использование внутрипроизводственных резервов; оптимизацию норм расхода ресурсов всех видов и контроль за их соблюдением, совершенствование учетной и налоговой политики.

- решение узловых проблем, оптимизация используемых ресурсов; выявление и использование внутренних резервов роста объема производства;

- сокращение численности работников аппарата управления, кадровые перестановки; централизация контрольно-плановых функций и создание центров финансовой ответственности; высвобождение излишнего персонала и обеспечение социальных льгот для него; реструктуризация.

- совершенствование организации труда; повышение его культуры; укрепление дисциплины труда в производстве и управлении;

- оптимизация управления товарно-денежными потоками;

- укрепление наработанных хозяйственных связей;

-изменение политики расчетов – упорядочение задолженности предприятия, включая уточнение дебиторской задолженности и её истребование, реструктуризацию задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, списание безнадежных долгов; улаживание дел с кредиторами и заключение с ними мирового соглашения путем подписания договора об отступном с предоставлением кредиторам в виде отступного акций предприятия, созданного на базе имущества должника; реструктуризация и погашение просроченной задолженности;

- улучшение структуры активов предприятия путем передачи объектов в залог, продажи или сдачи в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализация долгосрочных финансовых вложений, дочерних и зависимых фирм, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей; освобождение от бремени содержания социальной сферы и передача её в собственность местных органов управления, формирование на их основе самостоятельных дочерних предприятий;

- повышение оборачиваемости оборотных средств;

- франчайзинг, лизинг.

Массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает ещё более глубокий кризис национальной экономики, усугубляя тем самым их положение, так как главная причина кризиса находится вне предприятия.

2. Наступательная тактика (или атака на кризис) означает проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо на обеспечение условий для прироста выручки, особенно её денежной составляющей, которая может поступать от средств от реализации продукции, венчурного капитала, кредитов, средств за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, за счет истребования государственной поддержки, налоговых льгот, в процессе уча-

стия в конкурсах инвестиционных проектов. Корректируются философия и принципы функционирования предприятия, т.е. меняется его стратегия.

Это находит отражение в новой концепции финансового, производственного, кадрового оздоровления, в соответствии с которой разрабатываются финансовая, маркетинговая, инвестиционная программы по улучшению финансового благополучия предприятия. Принимаются нестандартные управленческие решения.

В этом случае проводятся следующие процедуры, рассчитанные на длительную перспективу:

- пополнение оборотных средств за счет увеличения уставного капитала путем привлечения соучредителей (дополнительных взносов в уставной капитал) либо в результате дополнительной эмиссии акций и облигаций;

- изменение организационной структуры предприятия, подготовка нового командного состава предприятия, переподготовка кадров и их психологическая переориентация, налаживание в короткие сроки деятельности тех служб, которые обеспечат предприятию развитие его конкурентных преимуществ, радикальное изменение форм и методов управления;

- укрепление имиджа предприятия в деловом мире;

-поиск оптимальной модели развития, выявление потенциальных партнеров;

- создание комплекса взаимно интегрированных бизнесов;

- реанимация, реабилитация и перепрофилирование существующих видов производств, изменение видов деятельности;

- участие в финансово-промышленных группах;

- искоренение первопричин, порождающих нестабильность функционирования предприятия;

- проведение активного маркетинга, формирование банка данных о рыночной конъюнктуре, изучение и завоевание новых рынков сбыта, формирование собственной сбытовой базы;

- проведение политики более высоких цен;

- обновление ассортимента, максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами;

- повышение инвестирования собственного производства;

-обновление основных фондов, внедрение прогрессивных техники и

технологии;

- сокращение норм расходов ресурсов всех видов за счет внедрения прогрессивных технологий;

- сокращение трудоемкости производства;

-разработка пакета бизнес-планов с учетом рисков;

- формирование корпоративной культуры предприятия;

- налаживания управленческого и финансового учета.

Чаще всего встречается следующий вариант финансового оздоровления предприятия. На основе жизнеспособных участков производства создается новое юридическое лицо, в уставной капитал которого предприятие-должник входит частью имущества. Это может быть акционерное общество, средства, от продажи акций которого направляются кредиторам.

 

Список использованной литературы

1. Коротков Э.М. Антикризисное управление.-М.,: Инфра-М, 2005г.-620с.(высшее образование).

2. «Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура» под ред. Г.А. Александрова – М, издательство БЕК, 2002. – 544 с.

 

 

 

Лекция 12

 

Взаимодействие с профсоюзами

в процессах антикризисного управления

Причины возникновения профсоюза. Профсоюз как социальный гарант в российском законодательстве. Свод принципов профсоюза. Причины конфликтных ситуаций. Элементы профсоюзной работы. Основные области в решении трудовых конфликтов.

 

12.1. Причины возникновения профсоюза

В России история профсоюзного движения начинается с 1905 г. Профсоюзы пережили эпоху мировых войн и мощных социальных потрясений, периоды гонений и времена, когда они были частью государственной машины. За долгие годы своего существования они выработали свод целей и принципов имеющих универсальную ценность /1.С.480/:

- система наемного труда порождает неизбежные противоречия между работниками и работодателями, собственниками средств производства. Эти противоречия касаются в первую очередь вопросов организации, условий оплаты труда и охраны труда, предоставления социальных гарантий трудящимся и членам их семей;

- удовлетворение социально-экономических требований трудящихся, защита и обеспечение их прав и интересов могут быть достигнуты более эффективно в результате совместных действий;

- для осуществления своих законных прав и интересов необходимо, чтобы трудящиеся были объединены в профсоюзные организации, которые защищают экономическую свободу и независимость каждого работника и обеспечивают преодоление изначального неравенства сил между наемным работником и работодателем;

- решение социально-экономических задач невозможно без взаимодействия с государством. Это особенно важно в условиях кризиса.

Политика государства по отношению к профсоюзам отражена в Конституции Российской Федерации, законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях», «о коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О занятости населения в Российской Федерации», а также в Трудовом кодексе, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда.

 

12.2. Профсоюз как социальный гарант в российском законодательстве. Свод принципов профсоюза

Профсоюзы являются одним из гарантов социального мира. Они последовательно добиваются осуществления экономического роста на основе твердой приверженности идеалам социальной справедливости. Российское законодательство выделяет ряд прав человека, которые в большей мере могут быть реализованы через профсоюзы:

1) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

2) право на содействие занятости и защиту от безработицы;

3) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ);

4) право на охрану труда и безопасность на производстве, благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой;

5) право на обучение и повышение квалификации, получение информации, отдых.

Профсоюзные организации располагают различными средствами для реализации экономических и социальных интересов работников и их защиты: собрания, митинги, пикетирования, обращения, петиции, направленные на выражение недовольства профсоюзов по конкретным проблемам. Какое бы средство профсоюзы ни использовали, они придерживаются при этом следующих принципов / 1.С.483/:

- продуманность позиции (начиная коллективные действия, профсоюзы

имеют конкретную и понятную для всех участников цель, четкий план и сохраняют готовность вернуться за стол переговоров и пойти на разумный и обоснованный компромисс при условии удовлетворения основных требований участников коллективных действий);

- солидарность (только единство большинства трудящихся, их сознательная дисциплина, помощь других отрядов профсоюзного движения дают реальный шанс победить в противоборстве с работодателями);

- законность (приступая к коллективным действиям, профсоюзы стремятся не допустить дискриминации профсоюзного движения и, как правило, не поддерживают незаконные забастовки и стихийные акции, которые в конечном итоге вредят главным целям);

- гласность (профсоюзы стремятся обеспечить общественную поддержку участников коллективных действий, широко распространяя информацию о причинах конфликта и требованиях трудящихся).

 

12.3. Причины конфликтных ситуаций. Элементы профсоюзной работы

Каждый из людей, осуществляющих совместный труд, а значит, вступающих во взаимодействие, имеет свое мнение, свои представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности. Там, где подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, там неизбежно возникают споры, конфликтные ситуации. Люди начинают испытывать дискомфорт и напряжение, зачастую приводящий к стрессовой ситуации, выйти из которой бывает порой нелегко. Спор, конфликт, переговоры имеют объект и предмет, определить которые, даже с учетом конкретной ситуации, бывает не просто.

Источники конфликтов – это противоречия, возникающие там, где наблюдается рассогласование:

· знаний, умений, способностей и личностных качеств;

· функции управления;

· эмоциональных, психологических и других состояний;

· технологических, экономических и других процессов.

· целей, средств, методов деятельности;

· мотивов, потребностей и ценностных ориентаций;

· взглядов, убеждений;

· ожиданий, позиций;

· оценок и самооценок.

Одной из наиболее распространенных причин конфликтных ситуаций на предприятиях является задержка выплаты заработной платы, скрытие планов и намерений администрации от членов трудового коллектива, неумение менеджера общаться и многое другое, способное вызвать у работников недоверие и тем самым спровоцировать конфликт. Проблемы в оплате труда создают наибольшую социальную напряжённость в нашем обществе, поскольку оплата труда – основной мотив и стимул развития производства и экономического роста. Возникновение новых проблем в области социальной защиты свидетельствуют о недееспособности действующего механизма защиты работников. Предприятия тоже не могут предоставить своим работникам абсолютных и незыблемых гарантий ни в одной области. С одной стороны, процветание предприятия создаёт для работников возможность профессионального продвижения и более высокого заработка, получения различных благ и льгот. С другой стороны, предприятие не гарантировано от сокращения объёмов производства под воздействием неблагоприятной экономической конъюнктуры и, в конечном счёте, от банкротства. Это влет за собой снижение занятости, увольнение части, а иногда и всех работников по экономическим причинам, не зависящим от них самих. Из этого можно сделать вывод, что не только предприниматели, но и работающие по найму действуют в условиях риска. Это коренным способом меняет концепцию социальной защиты на уровне предприятий. Система социальной защиты на предприятии обеспечивает согласование интересов менеджмента и работников. Политика в этих вопросах определяется результатам переговорного процесса между работодателем и наёмными работниками. Регулирование социально –трудовых отношений, как и механизм конкуренции, способно обеспечить социальную направленность производства и усилить заинтересованность трудового коллектива в росте его эффективности. Именно по этому профсоюзы ставят перед собой широкие экономические и социальные задачи. Все эти вопросы имеют исключительно важное значение в диалоге профсоюзов от имени наемных работников с работодателями.

Дискуссии и переговоры – это основные элементы профсоюзной работы. Дискуссии, с одной стороны, способствуют формированию мнений внутри коллектива демократическим путем, а с другой - публичному изложению собственных позиций и ведению общественной полемики. Переговоры, сколь сложными бы они бы ни являлись, - это лучший путь достижения поставленных целей /1.С.488/. Навыки ведения коллективных переговоров на этапе диалога – это /1.С.489/:

- тщательное осмысление ситуации, позволяющее получить как можно больше данных о противоположной стороне и уловить признаки ее готовности к изменению первоначальной позиции;

- способность избегать спора ради самообороны или «набирание очков»;

- опробование конструктивных вариантов, если появляются признаки того, что противоположная сторона готова пойти на уступки;

- готовность предложить конструктивные выходы из сложных ситуаций.

К жесткому переговорному процессу чаще всего прибегают в случаях, когда:

- время переговоров и средства ограничены (сроки, деньги, ресурсы): участник переговоров желает получить максимум суммы, фигурирующей в качестве выплаты;

- интересы сторон являются не взаимообусловленными и взаимозависимыми, а противоположными или взаимоисключающими;

- настоящие или будущие отношения в данный момент менее значимы для сторон, чем немедленный выигрыш в переговорах.

Перед переговорами можно подготовить несколько предложений, спо-

собствующих достижению соглашений. Различают следующие этапы проведения переговоров /1.С.490/:

1) выбор и оценка стратегии, ведущей к решению проблем;

2) осуществление контакта с другой стороной (сторонами);

3) выявление, сбор и анализ необходимой информации;

4) разработка детального плана переговоров;

1) формирование атмосферы доверия и взаимопонимания;

2) начало переговорного взаимодействия;

3) определение формулирование повестки переговоров;

4) разъяснение прав и законных интересов сторон;

9) разработка и выявление вариантов предложений, способствующих достижению соглашения;

10) обсуждение проблем;

11) достижение компромиссов.

Эффективность переговорного процесса можно определить по нескольким критериям /1.С.490/:

- достигнута ли в процессе переговоров какое - либо соглашение сторон;

- найдены ли критерии степени учета справедливых или законных интересов и притязаний сторон;

- достигнута ли возможность примирения сторон и их интересов;

- учитываются ли объективные нужды предприятия в процессе переговоров;

- каковы отношения сторон в результате проведенных переговоров.

Проведение переговоров, как правило, происходит с ведением протокола переговоров и оформляется договором, соглашением, новыми видами долговых или обязательственных документов.

 

12.4. Основные области в решении трудовых конфликтов

Работники объединяются в профсоюз для того, чтобы защитить свои права. Профсоюз контактирует с федеральными, региональными и местными органами власти, стремясь решать вопросы трудовых отношений и улучшения положения работников; он является законным представителем работников во взаимоотношениях с работодателем. Профсоюзом предоставлено право контроля за соблюдением работодателем трудового законодательства и иных нормативных актов. Содержащих нормы трудового права. Действуя в интересах трудящихся, профсоюзы всеми законными средствами добиваются /1.С. 493/:

в области заработной платы:

· поэтапного увеличения гарантируемого МРОТ – вначале до уровня реального прожиточного минимума, а в более дальней перспективе – до уровня бюджета;

· справедливого распределения доходов предприятия между трудом и капиталом, предпринимателем и работником, прибылью и оплатой труда в целях повышения доли заработной платы;

· улучшения соотношения между минимальной и средней заработной платой по отраслям, профессиям и регионам;

· учёта в размерах и структуре заработной платы роста цен, платности предоставления жилья, медицинского обслуживания и других социальных услуг;

· ликвидации задержки выдачи начисленной заработной платы;

· возмещения ущерба, причинённого задержкой заработной платы работника;

в сфере занятости населения:

· проведения общеэкономической политики, формирующей спрос на рабочую силу с использованием экономических рычагов – цен, налогов, инвестиций, структурной и промышленной политики, системы государственных заказов;

· разработки механизма реализации комплексной государственной эко-

номики и социально обусловленную занятость, прекращение роста безработицы;

· разработки механизма реализации комплексной государственной экономики и социально обусловленную занятость, прекращение роста безработицы;

· обеспечения инвестиционной активности предприятий как обязательного условия наличия платежеспособного спроса на рабочую силу, стимулирования направления высоких доходов в инвестиции;

· развития малых и средних предприятий и фермерских хозяйств как потенциального источника новых рабочих мест;

в сфере социальных гарантий:

· усиления социальной ориентации политики реформ, определения ее приоритетных направлений через механизм социального партнерства, участия в законотворческой деятельности, работе всех социальных систем;

· противодействия дальнейшему обнищанию пенсионеров, обеспечения их достойного уровня жизни;

в области охраны труда:

· контроля за выполнением взаимных обязательств коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда работающих, соблюдения их прав и гарантий, повышения требовательности к работодателям и органам исполнительной власти по их выполнению;

· формирования новой государственной системы по охране труда, расширения сотрудничества с государственными органами управления и контроля по охране труда и окружающей среды.

При защите прав и интересов работников в условиях кризиса профсоюзы исходят из того, что каждый работник имеет право на /1.С.498/:

· заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые предусмотрены действующим законодательством;

· предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

· рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

· своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы;

· отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдыха профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней;

· объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав и законных интересов;

· участие в управление организацией в предусмотренных законодательством и коллективным договором формах;

· защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов не запрещенными законом способами.

Каждый работник обязан:

· добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

· выполнять установленные нормы труда;

· соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

· бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.

Создавшаяся экономическая ситуация требует нового подхода к управлению процессами, при котором принимаются во внимание неопределенность результатов хозяйственных решений, неизбежные факторы риска. Социально-трудовые отношения на производстве характеризуются разноплановым характером – это процедуры, связанные с наймом и увольнением, переводом и перемещением работника, нормами труда и заработной платы и т.д. В условиях падения объемов производства, возникновения неплатежеспособности, снижения конкурентоспособности становиться трудно, а порой и невозможно обеспечить нормальное функционирование предприятия и протекание указанных процессов сфере труда. Центральное место начинает занимать социальная компетентность представителей профсоюзов, равно как хозяйственных руководителей и менеджмента. Умение вести переговоры с противоположной стороной, сколь сложными они бы ни являлись, есть лучший путь максимального удовлетворения интересов этих сторон.

 

Список использованной литературы

1. Коротков Э.М. Антикризисное управление.-М.,: Инфра-М, 2005г.-620с. (высшее образование).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.