Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Глобализация экономики. Место и перспективы России в системе внешне-экономических отношений




В современном понимании методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В частности, методология естествознания – это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания. В естественно-научном исследовании природы важен не только хороший метод, но и мастерство его применения.

Научный метод

 

Исследование феномена история науки непременно приводит к конкретным личностям – ученым, сделавшими открытия, изобретения, являющиеся «посредниками» в инновационной среде развития цивилизации. Современное естествознание немыслимо без истории науки и техники. По истории науки и техники последнее время написано много хороших пособий, и они имеют самостоятельный интерес.

С течением времени искусство сбора научной информации и выработки на ее основе определенных представлений подразделилось на ряд последовательных этапов. Появились научные методы, объединение которых в определенную систему привело к созданию методологии проведения научных исследований. Научный метод начинается с наблюдения объектов и событий и ведет к построению научных теорий и их проверке.

Научный методэто совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности.

Конкретные, частные, специальные приемы и способы исследования в разных науках могут заметно отличаться друг от друга, но общий подход к познанию, т.е. метод исследования, остается в сущности тем же самым. В этом смысле частные приемы и методы познания, используемые в конкретных науках, можно охарактеризовать как тактику исследования, а общие принципы и методы – как его стратегию.

Для анализа и оценки различных методов существует особое учение – методология.

Методологияэто учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В методологии обычно выделяют общие методы исследования, используемые большинством наук на разных этапах познавательной деятельности.

Следует подчеркнуть, что методология тесно смыкается с так называемой формальной логикой, которая главное внимание направляет на выяснение структуры готового, оформившегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Каждый акт познавательного процесса включает в себя в той или иной степени как наглядно-чувственные, эмпирические, так и абстрактные, теоретические элементы. Каждый акт живого созерцания пронизан мыслью, опосредован понятиями, категориями.

Исторически путь естественно-научного познания окружающего мира начинался с живого созерцания – чувственного восприятия фактов на основе практики. От живого созерцания человек переходит к абстрактному мышлению, а от него – снова к практике, в которой он реализует свои мысли, выверяет их истинность. Идеи служат направляющей силой, но для своего воплощения они должны постоянно подтверждаться через наблюдения, эксперименты, т.е. посредством эмпирического познания. Эмпирическое и теоретическое познание – это единый процесс, характерный для любого естественно-научного исследования на любой его стадии. На эмпирическом и теоретическом уровнях используется понятийный аппарат мышления – понятия, суждения, умозаключения.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы научного исследования (рисунок 1):

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные – для родственных наук;

4) специальные – для конкретной науки, области научного познания.

Рисунок 1 – Классификация методов исследования

 

Эмпирический уровень познания. Эмпирическое познание имеет дело с фактами и их описанием. Проследим кратко всю последовательность наблюдаемых действий.

Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Эти данные можно проверить, поскольку наши органы чувств могут обманываться (зрительные и звуковые галлюцинации, различное восприятие тепла и холода, вкусовых ощущений, запахов в зависимости от условий и т.д.). До того как наблюдения станут фактом, они должны быть проверены.

Ощущение – это простейшие чувственные образы, отражения, «копии» предметов. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Опыт восприятия каждого из органов чувств опосредует восприятие, осуществляемое с помощью других органов чувств. Решающую роль играет зрение. Способность мозга запечатлевать, сохранять воздействие или сигналы вешней среды и в нужный момент воспроизводить их называется памятью. Память играет очень важную познавательную роль в жизни человека. Психические явления, сменяющие друг друга и не связанные с предшествующими явлениями прежде, чем закрепиться в памяти, не могут остаться фактом сознания. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.

Представления – это образы тех объектов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам и при отсутствии этих объектов. Ощущения и восприятия – начало возникновения сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении уже теряется непосредственная чувственная данность объекта сознания. Представление – промежуточная ступень при переходе от ощущения к мысли.

Научный факт. Необходимое условие естественно-научного исследования состоит в установлении фактов. Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего нас мира. Без теоретического осмысления невозможно целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладывались бы в некоторую единую систему.

Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания. Наблюдение относится к активной форме деятельности, направленной на определенные объекты и предполагающей формулировку целей и задач.

Эксперимент – метод, или прием, исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заранее определенные условия. Метод изменения условий, в которых находится исследуемый объект, – это основной метод эксперимента.

Мышление – высшая ступень познания. Хотя его источник – ощущения и восприятие, но оно выходит за их границы и позволяет формировать знания о таких объектах, свойствах и явлениях, которые не доступны органам чувств. Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства объектов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и группируют, классифицируют объекты в соответствии с их различиями. Понятия возникают и существуют в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значить судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сто­ронами объекта или между объектами.

Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. По отношению к действительности суждения оцениваются как истинные или ложные. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосре­дованным путем – с помощью умозаключения.

Умозаключение представляет собой рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых предпосылками или посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок.

Главная задача теоретического мышления – привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира, лишенную логического противоречия.

Теоретический уровень познания. Отдельные наблюдения и эксперименты отвечают на строго конкретные вопросы. Затем из отдельных «кирпичиков» информации складывается целое здание – теория. Однако при построении теории, как правило, используются уже другие, более высокие уровни познания, так называемые методы теоретического познания: формализация, абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование.

Одна из важных задач естественно-научного познания – обобщение всего известного об окружающем мире. Эксперимент и наблюдение дают огромное многообразие данных, порой не согласованных между собой и даже противоречивых. Главная задача теоретического мышления – привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира, лишенную логического противоречия.

Важной формой теоретического мышления является гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование объекта, его свойств, определенных отношений. Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности. Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории – системы обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.

Описание, объяснение и предвидение. Эмпирическое познание имеет дело с фактами и их описанием. При теоретическом анализе эмпирического материала логической обработке подвергается вся совокупность эмпирических данных, полученных различными путями и зафиксированных в различных источниках информации. В процессе теоретического мышления познание идет от фактов и их описания к интерпретации, объяснению их. Первым и необходимым условием объяснения фактов является их понимание, т.е. осмысление фактов в системе понятий данной науки. Понять явление означает – выяснить те особенности, благодаря которым оно играет определенную роль в составе целого, раскрыть суть, способ его возникновения.

Сравнение есть установление сходства и различия объектов.

Анализ представляет собой мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез – объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез вскрывает то общее, что связывает части в единое целое. Анализ и синтез – основные приемы мышления.

Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо предмета, в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого познания вообще. Абстрагирование – это движение мысли вглубь предмета, выделение его существенных элементов.

Идеализация как специфический вид абстрагирования – это мыслительное образование абстрактных объ­ектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Идеализация – это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.

Под абстрактным понимается одностороннее, неполное отражение объекта в сознании. Конкретное – результат научного исследования, отражение объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретически осмысленное единство многообразного в объекте исследования. Методом теоретического познания объекта как целого является восхождение от абстрактного к конкретному.

Аналогией называется вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогии дают лишь вероятные заключения, они играют огромную роль в познании, так как ведут к образованию гипотез – научных догадок и предположений, которые в ходе последующего этапа исследований и доказательств могут превратиться в научные теории. Аналогия как метод чаще всего применяется в теории подобия, на которой основано моделирование.

В современной науке и технике все большее распространение получает метод моделирования, сущность которого заключается в воспроизведении свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели. Принцип моделирования составляет основу кибернетики. Моделирования стали применять в социологии, экономике и др.

В качестве метода естественно-научного исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов.

Дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теорем. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция – основное средство доказательства. Применение дедукции позволяет вывести из очевидных истин знания, которые уже не могут с непосредственной ясностью постигаться нашим умом, однако представляются в силу самого способа их получения вполне обоснованными и тем самым достоверными. Дедукция, проводящаяся по строгим правилам, не может приводить к заблуждениям.

Открытие – установление новых, ранее неизвестных закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. За способностью как бы «внезапно» схватывать суть дела и чувствовать полную уверенность в правильности идеи по существу стоит накопленный опыт, приобретенные ранее знания и упорная работа ищущей мысли. При этом каждое новое открытие или изобретение подготовлено множеством предшествующих побед и заблуждений.

Одна из характерных особенностей творческой работы состоит в разрешении противоречий. Любое научное открытие или изобретение представляет собой создание нового, неизбежно связанного с отрицанием старого. В этом заключается диалектика развития мысли. Творческий процесс вполне логичен. Выстраивается логическая цепь операций, в которой одно звено закономерно следует за другим: постановка задачи, предвидение идеального конечного результата, отыскание противоречия, мешающего достижению цели, открытие причины противоречия и, наконец, разрешение противоречия.

Сила творческого воображения позволяет человеку взглянуть на примелькавшиеся вещи новыми глазами и различить в них черты, доселе никем не замеченные. Существенное значение в воспитании творческого воображения играет искусство.

В процессе научного открытия большую роль играет интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Многие ученые и художники считают, что самыми плодотворными в их творческом процессе являются моменты приливов вдохновения. После каких-то, может быть, очень долгих и мучительных исканий вдруг наступает удивительное чувство творческого порыва и ясности сознания. В этот момент человек работает быстро и сам чувствует, что делает хорошо, именно так, как нужно, как ему хотелось. Понятие интуиции сближает научное творчество с художественным.

Характерная черта научного мышления – доказательность. Истинность или ложность того или иного утверждения, как правило, не обладает прозрачной очевидностью. Во всяком доказательстве имеются: тезис, основания доказательства (аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется положение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность, называется опровержением.

Все положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса, называются основаниями или аргументами. Основания состоят из положений о достоверных фактах, определений, аксиом и ранее доказанных положений.

Аксиомы – положения, не доказываемые в данной науке и играющие в ней роль допускаемых оснований доказываемых истин.

Связь оснований и выводов из них, имеющая результатом необходимое признание истинности доказываемого тезиса, называется способом доказательства. Доказательство одного итого же положения науки может быть различным. Связь оснований, ведущая к истинности доказательного тезиса, не единственная.

Рассмотренные методы и последовательное их применение по­зволили создать совершенную методологию научного исследования и решить основную задачу естественно-научного познания – правильно отражать объективную действительность в сознании человека, т.е. от­ражать ее такой, какая она существует сама по себе, независимо от человеческого сознания.

Между явлениями природы существуют устойчивые, повторяю­щиеся связи – проявления законов природы.

В системе научного знания большое значение имеют теории. Теории дают представление о закономерностях и существующих связях в определенной области.

Теорияэто обобщение, логически объясняющее определенный набор фактов.

Теория сама по себе – не факт, так как недоступна для непосредственного наблюдения. Тем не менее, ее можно проверить и в зависимости от результатов признать или отклонить.

Главное отличие теории от гипотезы – ее достоверность, дока­занность. Естественно-научная теория дает объяснение целой области природных явлений с единой точки зрения. Квинтэссенцией теории являются законы, устанавливающие количественные связи и соотношения между различными наблюдаемыми в опыте величинами.

Нужно различать законы природы и законы науки. Первые про­являются в особенностях протекания природных явлений и процес­сов и во взаимосвязи некоторых величин. Они неизменны и всегда выполняются.

Научные законы – это попытка описать законы природы на языке математических формул или других точных формулировок.

Однако для понимания специфики теории как формы знания важно учитывать, что все теории оперируют не реальными объекта­ми, а их идеальными моделями, которые неизбежно абстрагируются от каких-то реальных сторон объектов и поэтому всегда дают не­полную картину действительности.

Главные элементы теории – ее принципы и законы. Принципы – наиболее общие и важные фундаментальные поло­жения теории. Как обобщающий результат предыдущего познания в данной теории, принципы всесторонне раскрываются и обосновы­ваются. При построении теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, закладываемых в фундамент теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают взаимосвязь вы­текающих из них следствий. Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснить явления, предсказывать новые, еще неизвест­ные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать закономерное поведение изучаемой системы в будущем.

Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объ­яснения и предсказания, научного предвидения. Теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания. Такая стабильность обеспечивается и ее системностью, и в большей или меньшей сте­пени ее общим характером. Чем более общим является знание, тем оно устойчивее.

Переход к новому принципу – по существу, переход к новой теории. При этом новая теория должна обязательно удовлетворять принципу соответствия, сформулированному Н. Бором. Согласно этому принципу каждая правильная новая, более общая теория должна не отвергать устоявшуюся, предшествующую ей менее общую теорию, а сводиться к ней в тех условиях, при которых она была получена. Так, например, более общая специальная теория относитель­ности не отвергает классическую механику, а сводится к ней при скоростях, много меньших скорости света.

Все теоретическое знание выражается не в одной теории, а в совокупности множества теорий. Изменения в наиболее общих теориях приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания, в результате чего происходит научная революция. Известные научные революции связаны с именами Н. Коперника, И. Ньютона, А. Эйнштейна.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

В мировом хозяйстве проявляется фактор системности современных международных экономических отношений, выражающейся в их растущей взаи­мосвязанности и взаимообусловленности. Одновременно с этим растет и масштабность тех связей, которые реализуются системой международных экономических отношений, они выходят сначала на региональный (в масштабах нескольких стран), а затем обще­мировой — глобальный уровень. Грань между внутринациональ­ными и международными экономическими отношениями стано­вится все более условной и подвижной. В мировом хозяйстве оста­ется все меньше стран, не включенных в эту все более целостную и органичную систему отношений. Взятые вместе указанные про­цессы синтезируются в качественно новом для мирового хозяйства явлении, которое определяется как глобализация экономики.

Эксперты МВФ определяют глобализацию как «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с това­рами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий» (1. 1.World Economic Outlook. 1997. May. P. 45). В докладе быв­шего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на юбилейной сессии Организации Объединенных Наций было отмечено, что глобализация означает все более сложный комплекс трансгранич­ных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками (2. Аннан К. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // Социально-экономические концепции стран мира на рубеже тысяче­летий (власть, экономика, социальная сфера): Международная энцикло­педия / Под науч. ред.проф. М.А. Севрука. М., 2000. С. 10).

Исторической предпосылкой глобализации экономики явились распад мировой социалистической системы хозяйства и, как след­ствие, ликвидация раскола мира на две антагонистически проти­воположные политические и социально-экономические систе­мы — капиталистическую и социалистическую. В мировой эконо­мике в целом утвердилась и стала общей практически для всех стран рыночная экономика. Глобализация экономики тесно свя­зана с либерализацией внешнеэкономических связей, когда все более свободной становятся международная миграция, перелив из страны в страну товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. На ос­нове уменьшения и даже исчезновения различных административ­ных, юридических, экономических, технических барьеров боль­шинство стран мира «стягиваются» действующими в мировом хозяйстве центростремительными силами («силами взаимного притяжения») во все более единое экономическое целое уже в пла­нетарном масштабе. Таким образом, накопление количественных изменений в международной торговле товарами и услугами, меж­дународном движении капитала, международном научно-техниче­ском сотрудничестве и информационном обмене ведет к переходу мировой экономики в новое качество все более целостной и еди­ной экономической системы.

Определяющую роль в этих процессах играет формирование глобальной (общемировой) информационной системы. При этом про­исходит конвергенция средств информатики — стирание границ между различными технологиями связи и компьютерными техно­логиями.

Глобализация экономики связана и с необходимостью реше­ния ряда выявившихся в последней трети XX в. общемировых политических, социально-экономических и научно-технических проблем — глобальных проблем современности, в том числе проб­лем войны и мира, экологической, топливно-сырьевой и энерге­тической, демографической, продовольственной (проблемы ни­щеты).

Взятые вместе процессы нарастания масштабности связей, реализуемых международными экономическими отношениями, уси­ления системности международных экономических отношений и взаимозависимости их основных субъектов во взаимообусловлен­ности с решением глобальных проблем человечества образуют яв­ление, которое можно определить как глобализацию экономики. Можно полагать, что к началу XXI в. уже сформировались опреде­ленные элементы глобальной экономики (хотя разные регионы, страны и разные сегменты мировой экономики «вовлечены» в нее в разной степени).

В принципе, понятие «глобализация» носит широкий и во мно­гом универсальный характер, что отражает универсальность само­го процесса глобализации. Прежде всего, глобализация универсаль­на по самому своему определению (от англ. universe — вселенная). Кроме того, универсальность состоит в том, что процессы глоба­лизации протекают одновременно в различных сферах жизни ми­рового сообщества (экономической, научно-технической, социаль­ной, культурной, политической и др.), «соприкасаясь» и взаимно проникая друг в друга.

В этом смысле глобализация в целом представляет собой слож­ный комплекс связанных между собой глобализационных процес­сов, развивающихся в указанных областях. Поэтому ее различные аспекты являются объектом изучения многих наук, а глобализация в широком смысле представляет собой междисциплинарный объ­ект исследования. Например, представители технических наук рассматривают такое понятие, как «техноглобализм», проявляю­щийся в слиянии возникающих в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый общемировой комплекс технических знаний. Они анализируют возникновение, по существу, глобальных «технологических макросистем» в сферах энергетики, связи, телекоммуникаций, транспорта, ряда отраслей промышленного производства и т.д. Социологи и философы связывают понятие глобализации с тенденциями сближения образа жизни людей раз­ных стран и регионов в результате универсализации культуры и человеческих ценностей (что весьма неоднозначно оценивается в различных странах — например, во многих странах процесс глоба­лизации связывают с растущей «американизацией» общественной жизни). Процессы глобализации протекают и в области политики (в том числе и в военно-политической области), что по-новому ставит вопрос о месте и роли наиболее авторитетных международ­ных институтов (прежде всего ООН) в урегулировании возника­ющих в ходе глобализации проблем.

Но наиболее динамично процесс глобализации протекает в экономической области. При этом выделяются объективный и субъек­тивный аспекты глобализации экономики. Действительно, с одной стороны, глобализация экономики представляет собой закономер­ный, объективно обусловленный процесс движения к единой ми­ровой экономической целостности, качественно новую, наиболее высокую стадию интернационализации экономической жизни (и в этом проявляется объективный аспект глобализации). С другой стороны, глобализация мировой экономики выступает как форма вполне определенной экономической политики, осуществляемой ве­дущими странами мира (прежде всего США), крупнейшими ТНК и транснациональными банками, мировыми финансовыми цент­рами в своих собственных интересах (субъективный аспект глоба­лизации). Не случайно некоторыми исследователями проблем глобализации в настоящее время используется термин не «глобализирующаяся», а «глобализируемая» мировая экономика. Как пишет по этому поводу Нобелевский лауреат по экономике, быв­ший глава Совета экономических консультантов при президенте США У. Клинтоне и бывший вице-президент Всемирного банка Дж. Стиглиц, «к сожалению, у нас нет мирового правительства, ответственного за народы всех стран, чтобы контролировать про­цесс глобализации способами, сопоставимыми с теми, которыми национальные правительства направляли процессы образования наций. Вместо этого у нас есть система, которую можно назвать глобальным управлением без глобального правительства, такая, в ко­торой кучка институтов — Всемирный банк, МВФ, ВТО — и кучка игроков — министерства финансов, внутренней и внешней тор­говли, тесно связанные с финансовыми и коммерческими интере­сами, — доминируют на сцене, но при этом огромное большин­ство, затрагиваемое их решениями, остается почти безгласным» (1. Stiglitz J. E. Globalization and Its Discontents. N. Y.: Penguin Books, 2002. P. 21-22.). Разумеется, в рамках процесса глобализации экономики хотели бы реализовать свои интересы и другие субъекты международных экономических отношений (менее сильные в экономическом от­ношении страны и их союзы, корпоративный бизнес и т.д.). По­этому процесс глобализации экономики неизбежно сопровожда­ется острыми противоречиями.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Развитие глобализации экономики как закономерного, объ­ективно обусловленного, но внутренне противоречивого процесса, в котором участвует множество разнообразных субъектов со свои­ми собственными экономическими интересами, находит свое про­явление в широком круге противоречий собственно глобализации экономики. К их числу можно отнести следующие противоречия.

1. Противоречия между странами и/или группами стран. Прежде всего, это относится к противоречиям между группой ведущих раз­витых стран с рыночной экономикой (страны так называемого «золотого миллиарда»), которые получают максимальный эконо­мический эффект от глобализации («глобальный выигрыш»), и остальными странами, прежде всего наименее развитыми. Следу­ет вместе с тем отметить, что углубление разрыва в уровнях соци­ально-экономического развития между «богатым Севером» (груп­пой ведущих развитых стран с рыночной экономикой) и «бедным Югом» (основная масса развивающихся стран) началось еще до перехода к этапу глобализации мировой экономики. По имеющим­ся оценкам с 1820 по 2000г. средний объем ВВП надушу населения в странах современного «богатого Севера» возрос более чем в 19 раз, а в остальных регионах мира — лишь в 5,5 раза.

Глобализация в широком смысле (в том виде, в котором она осуществляется в настоящее время) сохраняет и воспроизводит кардинальные различия в уровнях социально-экономического и политического развития (дополняемые различиями в образе жиз­ни, в отношении к основным проблемам бытия, в системе жизнен­ных ценностей). К началу XXI в. ведущие индустриально развитые страны мира, на которые приходилось 15% населения Земли, кон­тролировали более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления. При этом некоторые из них открыто игнорируют ин­тересы других стран и человечества в целом — как, например, США, потребляющие львиную долю мировых топливно-сырьевых и энергетических ресурсов и вышедшие при этом из Киотского соглашения о сотрудничестве в охране окружающей среды. Собы­тия в Ираке в 2003—2007 гг. показали, что в борьбе за мировые ре­сурсы США считают вполне возможным использовать и военную силу.

Фактически развитыми странами с рыночной экономикой в рамках процесса глобализации реализуется политика так называ­емых «двойных стандартов», когда эти страны, взяв на себя роль «флагманов глобализации» и ответственность за развитие мирово­го сообщества в целом, стремятся проводить политику глобализа­ции в своих собственных интересах, ущемляя при этом националь­ные интересы основной массы развивающихся стран и в значи­тельной мере — стран с переходнойэкономикой. Крайним проявлением такого рода политики служит политика «однополярного мира», активно проводимая США после распада СССР как антипод политики «многополярного мира». Таким образом, реализация глобализации в ее современной модели может привести к формированию «нового мирового порядка», основанного на «асим­метричной взаимозависимости», когда основными субъектами этого процесса являются ведущие страны мира, а объектами (в зна­чительной мере) — все остальные страны мира.

К этой же группе противоречий относятся и противоречия внут­ри самой группы ведущих стран мира, возможное появление в пер­спективе в ней новых государств (например, Китая, Индии, доля которых в мировом ВВП, промышленном производстве, инвести­циях, международной торговле товарами и услугами и т.д. неук­лонно растет).

2.Противоречия между странами (или группами стран) и соответствующими международными институтами (например, МВФ, Всемирным банком, ВТО). Деятельность этих международных ин­ститутов по координации политики ведущих стран мира оказыва­ет определенное позитивное воздействие на мировое экономиче­ское развитие, и, в принципе, реализуемая в результате их деятель­ности большая свобода трансграничного движения факторов производства, товаров, услуг, прав интеллектуальной собственно­сти может оцениваться положительно. Однако возникают новые угрозы дестабилизации мировой экономики в связи с либерализа­цией внешнеэкономических связей, снятием барьеров для транс­граничного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, которые требуют принятия соответствующих согласованных стра­нами мира (а не только узкой группой ведущих стран) решений. Особую остроту (как показали кризисные явления второй полови­ны 90-х гг. XX в. в Юго-Восточной Азии, Бразилии, Аргентине) приобретают противоречия, связанные с крупномасштабными не­контролируемыми потоками спекулятивных капиталов.

3.Противоречия между отдельными странами, с одной стороны, и транснациональными корпорациями, банками (ТИБ) и мировыми финансовыми центрами (МФЦ) — с другой. Одной из характерных тенденций в развитии современной теории глобализации (так на­зываемое «гиперглобалистское» направление) является приниже­ние роли государства и соответственно национально-государствен­ных интересов. Сторонники «гиперглобализма» в современной экономической теории считают, что карта современного мира — это в большей степени «карта ТНК», чем традиционная полити­ческая карта мира, представленная государствами. Действительно, ТНК и ТНБ в настоящее время превратились в главные движущие силы процесса глобализации экономики, потеснившие в некоторых регионах мира национальные государства и деформировавшие социально-экономические системы этих стран. Противоречия между ТНК, ТНБ, МФЦ, с одной стороны, и государствами совре­менного мира — с другой, составляют одно из главных противоре­чий процесса глобализации мировой экономики.

4.Противоречия между крупнейшими ТНК, ТНБ и МФЦ. Эти противоречия проявляются практически во всех формах междуна­родных экономических отношений — от международной торговли товарами и услугами до международного информационного обме­на. Во многих случаях они выступают как противоречия, связанные с монополистической и олигополистической глобальной конку­ренцией.

Таким образом, конкурентная борьба выходит на качественно новый — глобальный уровень. «Правила игры» в этой формирую­щейся глобальной экономике определяются в результате взаимо­действия трех основных сил:

- глобализирующегося капитала (ТНК и МФЦ); ведущих стран современного мира и их группировок (ЕС, НАФТА, АТЭС);

- наиболее авторитетных международных экономических ор­ганизаций (МВФ, Всемирный банк, ВТО и др.).

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, АНТИГЛОБАЛИЗМ И АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ

Неоднозначность и противоречивость процесса глобализа­ции отражается и во взглядах ученых, политиков, представителей общественных организаций различных стран, анализирующих этот процесс. Так, в рамках некоторых современных теоретических концепций глобализации экономики, основанных на идеях эко­номического неолиберализма, достаточно отчетливо проявляется принижение роли современных государств и, соответственно, на­ционально-государственных интересов в связи с тем, что мировое сообщество по мере либерализации внешнеэкономических связей и все большего снятия административных, экономических, право­вых и других барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы развивается в направлении фор­мирования единой целостной экономической системы.

В частности, теоретическим основанием соответствующих направлений политики глобализации экономики, ориентированной на все большую открытость национальных экономик, является так называемое гиперглобалистское направление современной эконо­мической мысли.

Действительно, если учесть ту огромную роль, которую играют в современной мировой экономике и современном мире в целом крупнейшие ТНК и ТНБ, то, как уже отмечалось, карту современ­ного мира можно представить не как традиционную политическую карту, представленную государствами, а как «карту ТНК», и, соот­ветственно, мировую экономику — как «мировую экономику ТНК».

Однако основанному на идеях экономического неолиберализма гиберглобалистскому течению экономической мысли противосто­ят в настоящее время другие экономические школы, представители которых, на наш взгляд, дают более объективную оценку процес­сов, происходящих в связи с глобализацией мировой экономики (их представителей нередко объединяют в так называемые песси­мистическое и трансформационное направления теории глобали­зации. Они показы­вают не только сохранение, но и по некоторым вопросам усиление роли государств в современном мире.

Достаточно определенно на этот счет высказывался бывший президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон, который в до­кладе «Государство в меняющемся мире» отмечал: «История на­стойчиво повторяет, что хорошее правительство — это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устой­чивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно» (1. The State in Changing World. Washigton, 1997. P. 1.). При этом он, впрочем, подчеркивает, что центральной проблемой в современных условиях становится не размер государственного сектора, а его качество, эффективность государственного участия в экономическом развитии. Действительно, даже в таких мощных группировках государств, как, например, ЕС, где процесс между­народной экономической интеграции (движения к единой эконо­мической целостности на региональном уровне) зашел уже очень далеко и страны фактически передали наднациональным органам значительную часть своего суверенитета в экономической области, роль государств остается весьма значительной.

Реакцией на реализуемую в настоящее время ведущими страна­ми мира (и прежде всего США) неолиберальную модель глобали­зации экономики являются как политика конкретных стран и их группировок, вытесняемых на «периферию» мирового хозяйства, так и более широкое и массовое движение антиглобализма. Нередко антиглобализм рассматривают как чисто маргинальное направление (движение левацких партий, акции, предпринимаемые партиями «зеленых» (партии экологической направленности) и другими партиями и движениями). Однако практика показывает, что это упрощенный подход к сути антиглобализма, поскольку, как уже отмечалось, сам процесс глобализации экономики и связанные с ним противоречия имеют объективную основу. Не случайно изъ­яны формирующегося «нового мирового порядка» подвергаются критике таких авторитетных фигур, как Папа Римский Иоанн Па­вел II, бывший Генеральный секретарь ООН К. Аннан, президент Всемирного банка Дж. Вулфенсон, бывший главный экономист и вице-президент Всемирного банка, Нобелевский лауреат по эко­номике Дж. Стиглиц, известный гарвардский экономист Дж. Сакс, бывший президент США У. Клинтон. Аналогичные заявления де­лались Всемирным советом церквей, Русской православной церковью, Социалистическим интернационалом и другими лидерами и общественными организациями.

В противовес Давосскому Всемирному экономическому фору­му в 2000 и 2001 гг. в Бразилии (г. Порту-Алегри) прошли всемир­ные социальные форумы с ярко выраженной антиглобалистской ориентацией. При этом второй бразильский форум, в котором участвовали около 50 тыс. делегатов (в том числе и видных поли­тических деятелей), прошел под девизом «Иной мир возможен». Суть этого девиза состоит в возможности осуществления альтернативной — иной, чем неолиберальная, — модели глобализации — социально ориентированной и контролируемой глобализации («глобализации с человеческим лицом»). А это, в свою очередь, требует реформирования деятельности ведущих международных экономических и финансовых организаций, более эффективного международного контроля за деятельностью транснациональных корпораций и банков, повышения роли ООН.

Как представляется, более точным определением, чем «антиглобализм», для данного направления общественной мысли и соответствующих движений было бы определение «альтерглобализм», т.е. альтернативный, иной глобализм, чем та неолиберальная мо­дель глобализации экономики, которая предлагается миру в насто­ящее время ведущими странами с рыночной экономикой и неко­торыми международными институтами в качестве единственной и безальтернативной. Реализация такой модели социально ориенти­рованной и контролируемой глобшшзации экономики могла бы способствовать разрешению или смягчению современных проти­воречий глобализации, сокращению того огромного разрыва, который существует в настоящее время между уровнями социально-экономического развития ведущих стран с рыночной экономикой и основной массой развивающихся стран, а также стран с переход­ной экономикой.

Обращая внимание на противоречивость современной модели глобализации, Президент Российской Федерации В.В. Путин, вы­ступая на одном из саммитов «восьмерки» («семерка» и Россия), предложил формулу «социально ответственной глобализации». Эту же мысль он повторил в приветствии участникам, организаторам и гостям проходившего в Нью-Йорке «Форума—2000»: «На рубеже веков человечество нуждается в серьезном осмыслении мощных глобальных тенденций, проявляющихся в экономике, в сфере культуры и информации. Будущее за теми, кто научится управлять этими процессами, заставит их работать на благо людей. Мы долж­ны позаботиться о том, чтобы глобализация стала социально ориентированной, чтобы народы мира в равной мере могли пользо­ваться плодами научно-технического и интеллектуального про­гресса» (Цит по: Грани глобализации: трудные вопросы современного развития М-: Альпина Паблишер, 2003. С. 19).

На мировой политической и экономической арене Российская федерация выступает как правопреемник СССР, который считал­ся экономически развитой страной (по основным абсолютным макроэкономическим показателям). Хотя СССР не входил в рей­тинговые оценки конкурентоспособности стран мира, однако в 80-е гг. XX в. он обладал по отдельным позициям конкурентными преимуществами по сравнению с другими странами. СССР обладал:

- крупными запасами минерального сырья и топливно-энер­гетических ресурсов (цены на которые внутри страны были значительно ниже мировых); высоким научно-техническим потенциалом; в ряде отраслей промышленности (особенно в оборонно-промышленном комплексе) достаточно высоким производ­ственным потенциалом;

- высоким общеобразовательным уровнем населения и квалифицированной рабочей силой (при относительно низком уровне оплаты труда);

- достаточно развитой транспортной системой и системой связи (особенно Европейской части страны); в целом управляемой (в рамках системы централизованно­го планирования) экономикой страны; потенциально емким внутренним рынком (при хроничес­ком дефиците товаров и услуг и значительном отложенном (непогашенном) платежеспособном спросе населения) и др.

Однако по относительным, качественным и структурным пока­зателям (ВВП на душу населения, производительность труда, про­должительность и качество жизни, степень открытости экономики, структура экспорта и импорта и др.) СССР фактически занимал промежуточное положение между группой развитых стран с ры­ночной экономикой и группой развивающихся стран.

В течение 90-х гг. (до 1999г.) позиции РФ в мировой экономи­ке ухудшались. Прежде всего, это было связано с ухудшением ее геополитического и геоэкономического положения в результате распада СССР.

1. В результате образования новых независимых государств из числа бывших республик СССР на западе и юге России она оказа­лась как бы «отодвинутой» вглубь Евразийского материка — на север и восток от центров наиболее интенсивного внешнеэконо­мического взаимодействия (прежде всего со странами Западной и Центральной Европы).

2.Более отчетливо стал в связи с этим проявляться континен­тальный характер территории России. Хотя она омывается тремя из четырех мировых океанов (Атлантическим, Северным Ледови­тым и Тихим), специфика природно-климатических условий Се­верного Ледовитого океана делает его воды труднодоступными для регулярного коммерческого судоходства. Слабость развития транс­портных структур Сибири и Дальнего Востока существенно сни­жает возможности использования весьма протяженной береговой линии на Тихом океане, резко ограничился доступ России к портам Балтийского и Черного морей, более сложной стала ситуация на закрытом Каспийском море.

3. Возникла необходимость транзитного (через территорию указанных новых независимых государств) внешнеэкономического общения с большинством развитых стран с рыночной экономикой (прежде всего западноевропейскими странами). Для России ока­зались потерянными многие незамерзающие порты, значительная часть морского флота. Осложнились проблемы использования тру­бопроводов, железнодорожных и автомобильных магистралей, проходящих по территории новых независимых государств, а также международных воздушных перевозок.

4.Если в условиях СССР только 6 из 11 экономических райо­нов России имели выход к государственным границам и океану, то после распада СССР их стало 10 (за исключением Волго-Вятского экономического района), а из 89 субъектов РФ — 44. В связи с этим встали сложные проблемы обустройства границы, развития тамо­женной службы и др.

5.После распада СССР отчетливо проявились другие особен­ности экономико-географического положения России, в частности тот факт, что 2/3 ее территории приходится на районы Крайнего Севера и приравненные к ним зоны с суровыми климатическими условиями. Только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур. Жизнеобеспечение на обращенных к северу российских равнинах требует повышенных энергетических затрат.

6.Выявилась относительно слабая обеспеченность России собственным продовольствием, целым рядом цветных и редкоземель­ных металлов, многими техническими культурами (например, хлопком) и др.

7.В значительной степени оказались свернутыми и даже разо­рванными кооперационные производственные и научно-техни­ческие связи, формировавшиеся в течение десятилетий в рамках единого народно-хозяйственного комплекса СССР. (Ранее такого же рода связи были фактически разорваны или в значительной степени сокращены со странами Центральной и Восточной Евро­пы — бывшими членами СЭВ.) Фактически произошел распад ранее единого союзного экономического, научно-технического, информационного, образовательного, культурного пространства.

8. Несмотря на предпринимаемые меры, указанные проблемы в целом не удается эффективно решать в связи с противоречиями в деятельности международной организации, возникшей на базе распавшегося СССР, — Содружества Независимых Государств (СНГ).

Вместе с тем Россия сохраняет свое объективно благоприятное геополитическое положение, находясь между двумя динамично развивающимися регионами мирового хозяйства — Западной Ев­ропой, где определяющую роль играет ЕС, и Азиатско-Тихоокеан­ским регионом (АТР). В 1997г. Российской Федерацией было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС, а в 1998г. она стала членом организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Проблема состоит в эф­фективности использования этого благоприятного фактора.

Оценивая место России в современной мировой экономике, следует отметить, что на протяжении 90-х гг. Россия по основным макроэкономическим показателям, характеризующим уровень экономического развития, не приблизилась к группе развитых стран с рыночной экономикой, а, напротив, опустилась вниз, при­близившись к группе развивающихся стран и оказавшись в начале XXI в. перед опасностью быть отодвинутой на «периферию» миро-вого хозяйства.

В 1999 г. ВВП России составлял менее 2/5 от уровня 1990г. Если в 1990г. (в составе СССР) доля России в мировом ВВП составляла 3,36% (расчеты по паритету покупательной способности (ППС)), то в 1999 г. — 1,6%. Если в 80-е гг. по размеру ВВП, исчисленному по ППС, СССР занимал 3-е место в мире, а РСФСР (в его соста­ве) — 7-е, то к 1999г. Россия оказалась на 15-м месте. При этом Россия уступала не только ведущим странам, входящим в состав так называемой «большой семерки», Китаю, Индии, но и Респуб­лике Корея, Мексике, Бразилии и Индонезии. Если бы экономи­ческая динамика России не изменилась (а начиная с 1999 г. ВВП России растет), то ее в начале XXI в. могли бы обойти по размерам ВВП такие страны, как Турция, Иран, Аргентина и Австралия.

Если в СССР показатель ВВП на душу населения всегда был выше среднемирового (а в России этот показатель всегда был выше, чем в среднем по СССР), то в 1993г. у России он составил 87%, а в 1998г. уже 68% от среднемирового уровня (начиная с 1999г. в связи с ростом ВВП и сокращением численности населе­ния России этот показатель начал возрастать). Доля России в ми­ровых государственных расходах к концу 90-х гг. составляла менее 0,5%.

Ухудшались и показатели, характеризующие позиции России в мировом промышленном производстве. За период с 1991 по 1999 г. объем промышленного производства в России сократился почти на 68%. При этом падение производства произошло в 96% товар­ных групп промышленности России. Сельскохозяйственное про­изводство за тот же период сократилось на 40%. Объем капитало­вложений в 1999г. составлял менее 1/4 от уровня 1990г. В конце 90-х гг. доля России в общих мировых инвестициях составляла около 1%, в том числе в прямых иностранных инвестициях — менее 0,5%.

Одновременно со снижением основных макроэкономических показателей в 90-е гг. произошло снижение рейтинга России в сравнении с другими странами мира по многим важнейшим соци­ально-экономическим параметрам (уровень дохода на душу насе­ления; удельный вес расходов государства на образование, здраво­охранение, науку, культуру, защиту окружающей среды; безрабо­тица; количество граждан страны, живущих за чертой бедности; низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности и др.).

На базе этих социально-экономических показателей формиру­ются такие используемые в практике международных сопоставлений показатели, как индекс развития человеческого потенциала и индекс качества жизни. При подсчете ИРЧП используют 3 вида показателей: средняя продолжительность предстоящей при рож­дении жизни; уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса и совокупная доля учащихся (1/3 индекса); уровень жизни, оцененный через ВВП надушу населения. В соответствии с данными доклада ООН о развитии человека, издаваемого Про­граммой развития ООН, Россия по ИРЧП в 1992г. занимала 52-е место, а в 1995г. — 114-е место. В 2000-е гг. рейтинговые по­казатели России по ИРЧП несколько улучшились: в 2005г. она занимала 62-е место, а в 2006г. - 65-е место среди 177 стран. Ин­декс качества жизни включает в себя такие показатели, как состо­яние здравоохранения и образования, занятость населения, покупательная способность и др. (в том числе среднюю продолжитель­ность предстоящей жизни). По рейтингу качества жизни Россия в 2006г. занимала 73-е место.

Однако, как отмечается в «Концепции национальной безопас­ности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ 10 января 2000г.), «Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного эко­номического, научно-технического и военного потенциала, уни­кального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процес­сах».

В 1999—2007 гг. в динамике экономического развития России произошли позитивные изменения, и в стране начался экономи­ческий рост. Так, в 2007г. наконец был достигнут уровень ВВП России 1990г. Инвестиции в основной капитал в 2006г. составили примерно 70% от уровня 1990г. (из этих данных видно, что инвес­тиции в основной капитал в современной России восстанавлива­ются значительно медленнее, чем ВВП).

Несколько улучшились и позиции России в международной торговле. К концу 90-х гг. РФ занимала в международной торговле товарами неадекватное ее потенциалу место — 1,3% мирового экс­порта (55% от среднемирового уровня экспорта на душу населения) (20-е место в мире) и 0,7% мирового импорта товаров (28-е место). Однако затем позиции России в международной торговле улучшилось - в мировом экспорте товаров составляла 6% (13-е место среди ведущих стран-экспортеров мира), а в мировом импорте — 1,3% (15-е место). Правда, в основе этого улуч­шения позиций страны в мировом экспорте лежит происшедшее в эти годы улучшение для России условий торговли (связанное, прежде всего, с ростом цен на нефть и другие топливно-энергети­ческие ресурсы), а не качественные изменения в отечественном экспорте, связанные с увеличением удельного веса машинно-тех­нической, наукоемкой продукции. В мировом экспорте коммер­ческих услуг доля РФ, несмотря на некоторое улучшение позиций, оставалась незначительной. По данным ВТО в 2006г. она состав­ляла 1,1% (25-е место), а в импорте коммерческих услуг — 1,7% (16-е место).

Безусловно, позитивной тенденцией является существенное сокращение масштабов государственного внешнего долга Россий­ской Федерации, который сократился с 157,4 млрд. долл. в начале 2001 г. до 52 млрд. долл. в начале 2007г. В 2007г. Россия занимала уже 3-е место в мире по золотовалютным резервам (более 440 млрд. долл.).

Однако в целом к началу XXI в. по основным макроэкономи­ческим показателям Россия еще сохраняла промежуточное поло­жение между группами развитых стран с рыночной экономикой и развивающихся стран (хотя формально Министерством торговли США и Комиссией Европейского союза была признана в качестве страны с рыночной экономикой).

В целом, несмотря на произошедшие в 2000—2007 гг. позитив­ные сдвиги, современное положение России в мировой экономи­ке не соответствует ее природному, производственному и научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу. Россия обладает элементами национального богатства, природно-ресурсным, экономическим потенциалом, которого нет у многих стран мира:

- мощная природно-ресурсная база (минеральные, земель­ные, водные, лесные ресурсы, значительная часть которых имеют мировое значение);

- несмотря на физический и моральный износ большой час­ти основных производственных фондов, Россия в целом сохраняет значительный производственный потенциал; несмотря на существенные потери (связанные, в том числе с так называемой «утечкой мозгов»), сохраняется значи­тельный научно-технический и интеллектуальный потен­циал;

- на базе этого потенциала в ряде отраслей промышленности (прежде всего в оборонно-промышленном комплексе) име­ются и развиваются передовые уникальные технологии; Россия обладает высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности.

Одновременно с отмеченными преимуществами экономики России для нее характерен ряд недостатков и слабых позиций, ухудшающих положение страны на фоне общемирового экономи­ческого развития:

- сохраняющаяся высокая затратность и ресурсоемкость про­изводства;

- отставание от ведущих стран мира по уровню производи­тельности труда в промышленности и сельском хозяйстве; сохранение технологического отставания от ведущих промышленно развитых стран;

- нарастающий физический и моральный износ основных производственных фондов во многих отраслях промыш­ленности и в аграрной сфере (достигающий в ряде отраслей критического уровня);

- ограниченность возможностей внутреннего накопления, что вместе с утечкой капитала усиливает зависимость эко­номического роста в стране от иностранных инвестиций; сохраняющаяся неравномерность социально-экономиче­ского развития регионов России;

- значительный удельный вес в экономике страны, так назы­ваемой теневой экономики, бюрократизация, коррупция и криминализация части российской экономики. Отмеченные позитивные и негативные моменты предопреде­ляют реальные конкурентные преимущества и слабости России в системе международных экономических отношений начала XXI в.

К сожалению, на протяжении 90-х гг. присущие российской экономике преимущества не использовались, или использовались в недостаточной степени, или, по существу, утрачивались. В этот период: сократились работы по геологической разведке и освоению минеральных ресурсов; ускорился процесс физического и мораль­ного износа основных производственных фондов в промышлен­ности, аграрной сфере и на транспорте в результате недоинвестирования, возросли показатели выбытия основных производствен­ных фондов; продолжается отток специалистов из науки и Ромышленности в торговлю, банковскую сферу и за рубеж; Россия в значительной мере утратила традиционные для соыта своей продукции рынки (развивающихся стран, стран Центральной и Восточной Европы, а позднее и рынки стран СНГ); не выдерживая конкуренции с зарубежными фирмами, предприятия ряда отраслей промышленности России теряют для себя и внутренний рынок страны. Только в последние годы в указанных областях начинают происходить некоторые позитивные изменения.

Это отражается на рейтинге конкурентоспособности России по сравнению с другими странами мира. Наиболее репрезентативный (представительный) показатель конкурентоспособности был впер­вые разработан такой авторитетной международной организацией, как Всемирный экономический форум — ВЭФ (World Economic Forum, WEF, г.Женева, Швейцария) в 1986г. До 1996г. ежегодный доклад по конкурентоспособности стран мира готовился под эги­дой ВЭФ Международным институтом развития менеджмента — МИРМ (International Institute for Management Development, г.Лозан­на, Швейцария) с привлечением материалов еще 23 международ­ных экономических институтов.

Позднее ВЭФ и МИРМ перешли к публикации отдельных до­кладов о конкурентоспособности стран мира, используя примерно аналогичные методики определения рейтинга страны. При опре­делении рейтинга конкурентоспособности ими используются мно­гофакторные векторные модели, в которых учитывается 381 пока­затель, сгруппированный в 8 агрегированных факторов: внутрен­ний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потен­циал, трудовые ресурсы. При этом МИРМ делает больший акцент на показателях, отражающих качество жизни.

Оценка объективных статистических показателей по каждой стране (примерно 70% всех показателей) дополняется экспертны­ми оценками аналитиков и опросом руководителей крупнейших корпораций мира. Количество исследуемых стран постоянно уве­личивается, и в 2000г. рейтинговые исследования ВЭФ охватыва­ли уже около 60 стран, больше половины которых относилось к промышленно развитым странам (страны — члены ОЭСР), а ос­тальные — к новым индустриальным странам и странам с переход­ной экономикой.

Россия была впервые представлена в аналитическом докладе о конкурентоспособности стран мира в 1994г., однако она не ран­жировалась среди других стран по синтетическому (совокупному) индексу конкурентоспособности, а была представлена только в сравнительных таблицах по основным макроэкономическим по­казателям и в специальных таблицах по отдельным факторам кон­курентоспособности. В список стран мира, ранжируемых по кон­курентоспособности на мировом рынке, Россия была впервые включена только в 1996г., заняв в нем 48-е место.

В течение 7 лет (с 1987 по 1993г.) лидером по рейтингу конкурентоспособности была Япония. В 1994г. 1-е место в этом рейтинговом списке заняли США, в течение нескольких лет сохранявшие эти позиции. Однако в докладе ВЭФ за 1999г. 1-е место занял Син­гапур, за которым следовали США, Гонконг, Тайвань, Канада, Швейцария, Норвегия, Люксембург, Великобритания и Нидерлан­ды. Россия же в 1997г. заняла последнее место среди ранжируемых государств, хотя по отдельным показателям ее позиции были вы­соки (1-е место — по показателю отношения длины железных до­рог к стоимости ВВП, использованию мощностей телефонных линий и по доле отчислений налогов в пенсионный фонд; 3-е мес­то — по количеству занятых в сфере связи и коммуникаций; 4-е место — по устойчивости отклонения от реального обменного кур­са; 12-е место — по отношению валовых внутренних инвестиций к ВВП, по отношению валовых внутренних накоплений к ВВП, по общеобразовательному уровню населения; 15-е место — по коли­честву научно-исследовательских институтов и организаций; 17-е место — по количеству ученых и инженеров, занятых в народном хозяйстве).

В 2000 г. Россия переместилась в указанном списке уже на 55-е место, опережая Зимбабве, Украину, Болгарию и Эквадор (однако уступая таким государствам, как Венесуэла, Вьетнам, Колумбия, Боливия, Сальвадор, Индия). Примерно таким же (55-е место) был рейтинг России по качеству налоговой системы, обмену новейши­ми технологиями, состоянию финансовой системы, защите интел­лектуальной собственности, условиям для открытия новых пред­приятий, степени открытости внутреннего рынка, общему инвес­тиционному климату. В мае 2002г. Министерством торговли США и Комиссией ЕС России был предоставлен статус страны с рыноч­ной экономикой, что существенно улучшило ее позиции в рейтин­ге конкурентоспособности. В глобальном рейтинге конкуренто­способности Всемирного экономического форума 2007г. Россия заняла 58-е место из 131 возможного (первое место в рейтинге ВЭФ в 2007г. заняли США, второе — Швейцария, третье — Дания). 2006г. Россия занимала в этом рейтинге 59-е место.

По данным МИРМ в 2002г. в рейтинге конкурентоспособности Россия занимала 45-е место среди 49 стран, а в 2006г. — 54-е мес­то среди 61 страны — участницы рейтинга.

По оценкам международных экономических организаций, Рос­сия имеет сильные конкурентные позиции в черной и цветной металлургии, электроэнергетике, нефтяной, нефтехимической, газовой, лесной и оборонной промышленности. Конкурентоспо­собны на некоторых рынках режущий инструмент, продукция российской электротехнической промышленности и энергетиче­ского машиностроения, электронные компоненты, комплектное оборудование для тепловых станций и др. В основном неконку­рентоспособны в настоящее время российские автомобили, стан­ки, тракторы, дизельные двигатели, готовые изделия электронной промышленности.

Сильными сторонами международной конкурентоспособности России считаются: индекс условий торговли (соотношение дина­мики цен на экспортную и импортную продукцию); диверсифика­ция в последнее время экспортных рынков; положительное и зна­чительное по своим масштабам сальдо торгового баланса; относи­тельно низкие цены на электроэнергию для промышленных потребителей; относительно низкая стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях; в целом достаточно высокий образовательный уровень населения; значительная численность научных работников (около 10% от мировой) и некоторые другие.

К слабым сторонам относятся: невысокий уровень расходов на НИОКР (в расчете на душу населения); в целом значительный раз­мер совокупного внешнего долга (при снижении государственного внешнего долга растет внешний корпоративный долг); относитель­но низкие темпы роста прямых иностранных инвестиций (несмо­тря на их рост в 2005—2007 гг.); недостаточные стимулы инвести­рования в наукоемкое производство; нехватка финансовых ресур­сов для поддержания экспорта готовых изделий и услуг; относительно низкий уровень защиты инвестиций, патентов и авторских прав; низкая доля России на мировом рынке наукоемкой продукции (менее 1%).

Однако в последние годы данные международных рейтингов свидетельствуют о наметившемся росте международной конкурен­тоспосо




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.