КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Глобализация экономики. Место и перспективы России в системе внешне-экономических отношений
В современном понимании методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В частности, методология естествознания – это учение о принципах построения, формах и способах естественно-научного познания. В естественно-научном исследовании природы важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. Научный метод
Исследование феномена история науки непременно приводит к конкретным личностям – ученым, сделавшими открытия, изобретения, являющиеся «посредниками» в инновационной среде развития цивилизации. Современное естествознание немыслимо без истории науки и техники. По истории науки и техники последнее время написано много хороших пособий, и они имеют самостоятельный интерес. С течением времени искусство сбора научной информации и выработки на ее основе определенных представлений подразделилось на ряд последовательных этапов. Появились научные методы, объединение которых в определенную систему привело к созданию методологии проведения научных исследований. Научный метод начинается с наблюдения объектов и событий и ведет к построению научных теорий и их проверке. Научный метод – это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Конкретные, частные, специальные приемы и способы исследования в разных науках могут заметно отличаться друг от друга, но общий подход к познанию, т.е. метод исследования, остается в сущности тем же самым. В этом смысле частные приемы и методы познания, используемые в конкретных науках, можно охарактеризовать как тактику исследования, а общие принципы и методы – как его стратегию. Для анализа и оценки различных методов существует особое учение – методология. Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В методологии обычно выделяют общие методы исследования, используемые большинством наук на разных этапах познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что методология тесно смыкается с так называемой формальной логикой, которая главное внимание направляет на выяснение структуры готового, оформившегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений. Метод – есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Каждый акт познавательного процесса включает в себя в той или иной степени как наглядно-чувственные, эмпирические, так и абстрактные, теоретические элементы. Каждый акт живого созерцания пронизан мыслью, опосредован понятиями, категориями. Исторически путь естественно-научного познания окружающего мира начинался с живого созерцания – чувственного восприятия фактов на основе практики. От живого созерцания человек переходит к абстрактному мышлению, а от него – снова к практике, в которой он реализует свои мысли, выверяет их истинность. Идеи служат направляющей силой, но для своего воплощения они должны постоянно подтверждаться через наблюдения, эксперименты, т.е. посредством эмпирического познания. Эмпирическое и теоретическое познание – это единый процесс, характерный для любого естественно-научного исследования на любой его стадии. На эмпирическом и теоретическом уровнях используется понятийный аппарат мышления – понятия, суждения, умозаключения. В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы научного исследования (рисунок 1): 1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; 2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; 3) частные – для родственных наук; 4) специальные – для конкретной науки, области научного познания. Рисунок 1 – Классификация методов исследования
Эмпирический уровень познания. Эмпирическое познание имеет дело с фактами и их описанием. Проследим кратко всю последовательность наблюдаемых действий. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Эти данные можно проверить, поскольку наши органы чувств могут обманываться (зрительные и звуковые галлюцинации, различное восприятие тепла и холода, вкусовых ощущений, запахов в зависимости от условий и т.д.). До того как наблюдения станут фактом, они должны быть проверены. Ощущение – это простейшие чувственные образы, отражения, «копии» предметов. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Опыт восприятия каждого из органов чувств опосредует восприятие, осуществляемое с помощью других органов чувств. Решающую роль играет зрение. Способность мозга запечатлевать, сохранять воздействие или сигналы вешней среды и в нужный момент воспроизводить их называется памятью. Память играет очень важную познавательную роль в жизни человека. Психические явления, сменяющие друг друга и не связанные с предшествующими явлениями прежде, чем закрепиться в памяти, не могут остаться фактом сознания. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления. Представления – это образы тех объектов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам и при отсутствии этих объектов. Ощущения и восприятия – начало возникновения сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении уже теряется непосредственная чувственная данность объекта сознания. Представление – промежуточная ступень при переходе от ощущения к мысли. Научный факт. Необходимое условие естественно-научного исследования состоит в установлении фактов. Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего нас мира. Без теоретического осмысления невозможно целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладывались бы в некоторую единую систему. Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания. Наблюдение относится к активной форме деятельности, направленной на определенные объекты и предполагающей формулировку целей и задач. Эксперимент – метод, или прием, исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заранее определенные условия. Метод изменения условий, в которых находится исследуемый объект, – это основной метод эксперимента. Мышление – высшая ступень познания. Хотя его источник – ощущения и восприятие, но оно выходит за их границы и позволяет формировать знания о таких объектах, свойствах и явлениях, которые не доступны органам чувств. Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства объектов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и группируют, классифицируют объекты в соответствии с их различиями. Понятия возникают и существуют в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значить судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами объекта или между объектами. Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. По отношению к действительности суждения оцениваются как истинные или ложные. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем – с помощью умозаключения. Умозаключение представляет собой рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых предпосылками или посылками, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок. Главная задача теоретического мышления – привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира, лишенную логического противоречия. Теоретический уровень познания. Отдельные наблюдения и эксперименты отвечают на строго конкретные вопросы. Затем из отдельных «кирпичиков» информации складывается целое здание – теория. Однако при построении теории, как правило, используются уже другие, более высокие уровни познания, так называемые методы теоретического познания: формализация, абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование. Одна из важных задач естественно-научного познания – обобщение всего известного об окружающем мире. Эксперимент и наблюдение дают огромное многообразие данных, порой не согласованных между собой и даже противоречивых. Главная задача теоретического мышления – привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира, лишенную логического противоречия. Важной формой теоретического мышления является гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование объекта, его свойств, определенных отношений. Гипотеза – это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области действительности. Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории – системы обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности. Описание, объяснение и предвидение. Эмпирическое познание имеет дело с фактами и их описанием. При теоретическом анализе эмпирического материала логической обработке подвергается вся совокупность эмпирических данных, полученных различными путями и зафиксированных в различных источниках информации. В процессе теоретического мышления познание идет от фактов и их описания к интерпретации, объяснению их. Первым и необходимым условием объяснения фактов является их понимание, т.е. осмысление фактов в системе понятий данной науки. Понять явление означает – выяснить те особенности, благодаря которым оно играет определенную роль в составе целого, раскрыть суть, способ его возникновения. Сравнение есть установление сходства и различия объектов. Анализ представляет собой мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез – объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез вскрывает то общее, что связывает части в единое целое. Анализ и синтез – основные приемы мышления. Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо предмета, в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого познания вообще. Абстрагирование – это движение мысли вглубь предмета, выделение его существенных элементов. Идеализация как специфический вид абстрагирования – это мыслительное образование абстрактных объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Идеализация – это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное отражение объекта в сознании. Конкретное – результат научного исследования, отражение объективной действительности в системе понятий и категорий, теоретически осмысленное единство многообразного в объекте исследования. Методом теоретического познания объекта как целого является восхождение от абстрактного к конкретному. Аналогией называется вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогии дают лишь вероятные заключения, они играют огромную роль в познании, так как ведут к образованию гипотез – научных догадок и предположений, которые в ходе последующего этапа исследований и доказательств могут превратиться в научные теории. Аналогия как метод чаще всего применяется в теории подобия, на которой основано моделирование. В современной науке и технике все большее распространение получает метод моделирования, сущность которого заключается в воспроизведении свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели. Принцип моделирования составляет основу кибернетики. Моделирования стали применять в социологии, экономике и др. В качестве метода естественно-научного исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов. Дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теорем. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция – основное средство доказательства. Применение дедукции позволяет вывести из очевидных истин знания, которые уже не могут с непосредственной ясностью постигаться нашим умом, однако представляются в силу самого способа их получения вполне обоснованными и тем самым достоверными. Дедукция, проводящаяся по строгим правилам, не может приводить к заблуждениям. Открытие – установление новых, ранее неизвестных закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. За способностью как бы «внезапно» схватывать суть дела и чувствовать полную уверенность в правильности идеи по существу стоит накопленный опыт, приобретенные ранее знания и упорная работа ищущей мысли. При этом каждое новое открытие или изобретение подготовлено множеством предшествующих побед и заблуждений. Одна из характерных особенностей творческой работы состоит в разрешении противоречий. Любое научное открытие или изобретение представляет собой создание нового, неизбежно связанного с отрицанием старого. В этом заключается диалектика развития мысли. Творческий процесс вполне логичен. Выстраивается логическая цепь операций, в которой одно звено закономерно следует за другим: постановка задачи, предвидение идеального конечного результата, отыскание противоречия, мешающего достижению цели, открытие причины противоречия и, наконец, разрешение противоречия. Сила творческого воображения позволяет человеку взглянуть на примелькавшиеся вещи новыми глазами и различить в них черты, доселе никем не замеченные. Существенное значение в воспитании творческого воображения играет искусство. В процессе научного открытия большую роль играет интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Многие ученые и художники считают, что самыми плодотворными в их творческом процессе являются моменты приливов вдохновения. После каких-то, может быть, очень долгих и мучительных исканий вдруг наступает удивительное чувство творческого порыва и ясности сознания. В этот момент человек работает быстро и сам чувствует, что делает хорошо, именно так, как нужно, как ему хотелось. Понятие интуиции сближает научное творчество с художественным. Характерная черта научного мышления – доказательность. Истинность или ложность того или иного утверждения, как правило, не обладает прозрачной очевидностью. Во всяком доказательстве имеются: тезис, основания доказательства (аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется положение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность, называется опровержением. Все положения, на которые опирается доказательство и из которых необходимо следует истинность доказываемого тезиса, называются основаниями или аргументами. Основания состоят из положений о достоверных фактах, определений, аксиом и ранее доказанных положений. Аксиомы – положения, не доказываемые в данной науке и играющие в ней роль допускаемых оснований доказываемых истин. Связь оснований и выводов из них, имеющая результатом необходимое признание истинности доказываемого тезиса, называется способом доказательства. Доказательство одного итого же положения науки может быть различным. Связь оснований, ведущая к истинности доказательного тезиса, не единственная. Рассмотренные методы и последовательное их применение позволили создать совершенную методологию научного исследования и решить основную задачу естественно-научного познания – правильно отражать объективную действительность в сознании человека, т.е. отражать ее такой, какая она существует сама по себе, независимо от человеческого сознания. Между явлениями природы существуют устойчивые, повторяющиеся связи – проявления законов природы. В системе научного знания большое значение имеют теории. Теории дают представление о закономерностях и существующих связях в определенной области. Теория – это обобщение, логически объясняющее определенный набор фактов. Теория сама по себе – не факт, так как недоступна для непосредственного наблюдения. Тем не менее, ее можно проверить и в зависимости от результатов признать или отклонить. Главное отличие теории от гипотезы – ее достоверность, доказанность. Естественно-научная теория дает объяснение целой области природных явлений с единой точки зрения. Квинтэссенцией теории являются законы, устанавливающие количественные связи и соотношения между различными наблюдаемыми в опыте величинами. Нужно различать законы природы и законы науки. Первые проявляются в особенностях протекания природных явлений и процессов и во взаимосвязи некоторых величин. Они неизменны и всегда выполняются. Научные законы – это попытка описать законы природы на языке математических формул или других точных формулировок. Однако для понимания специфики теории как формы знания важно учитывать, что все теории оперируют не реальными объектами, а их идеальными моделями, которые неизбежно абстрагируются от каких-то реальных сторон объектов и поэтому всегда дают неполную картину действительности. Главные элементы теории – ее принципы и законы. Принципы – наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Как обобщающий результат предыдущего познания в данной теории, принципы всесторонне раскрываются и обосновываются. При построении теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, закладываемых в фундамент теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают взаимосвязь вытекающих из них следствий. Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснить явления, предсказывать новые, еще неизвестные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать закономерное поведение изучаемой системы в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснения и предсказания, научного предвидения. Теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания. Такая стабильность обеспечивается и ее системностью, и в большей или меньшей степени ее общим характером. Чем более общим является знание, тем оно устойчивее. Переход к новому принципу – по существу, переход к новой теории. При этом новая теория должна обязательно удовлетворять принципу соответствия, сформулированному Н. Бором. Согласно этому принципу каждая правильная новая, более общая теория должна не отвергать устоявшуюся, предшествующую ей менее общую теорию, а сводиться к ней в тех условиях, при которых она была получена. Так, например, более общая специальная теория относительности не отвергает классическую механику, а сводится к ней при скоростях, много меньших скорости света. Все теоретическое знание выражается не в одной теории, а в совокупности множества теорий. Изменения в наиболее общих теориях приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания, в результате чего происходит научная революция. Известные научные революции связаны с именами Н. Коперника, И. Ньютона, А. Эйнштейна.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В мировом хозяйстве проявляется фактор системности современных международных экономических отношений, выражающейся в их растущей взаимосвязанности и взаимообусловленности. Одновременно с этим растет и масштабность тех связей, которые реализуются системой международных экономических отношений, они выходят сначала на региональный (в масштабах нескольких стран), а затем общемировой — глобальный уровень. Грань между внутринациональными и международными экономическими отношениями становится все более условной и подвижной. В мировом хозяйстве остается все меньше стран, не включенных в эту все более целостную и органичную систему отношений. Взятые вместе указанные процессы синтезируются в качественно новом для мирового хозяйства явлении, которое определяется как глобализация экономики. Эксперты МВФ определяют глобализацию как «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий» (1. 1.World Economic Outlook. 1997. May. P. 45). В докладе бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на юбилейной сессии Организации Объединенных Наций было отмечено, что глобализация означает все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками (2. Аннан К. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // Социально-экономические концепции стран мира на рубеже тысячелетий (власть, экономика, социальная сфера): Международная энциклопедия / Под науч. ред.проф. М.А. Севрука. М., 2000. С. 10). Исторической предпосылкой глобализации экономики явились распад мировой социалистической системы хозяйства и, как следствие, ликвидация раскола мира на две антагонистически противоположные политические и социально-экономические системы — капиталистическую и социалистическую. В мировой экономике в целом утвердилась и стала общей практически для всех стран рыночная экономика. Глобализация экономики тесно связана с либерализацией внешнеэкономических связей, когда все более свободной становятся международная миграция, перелив из страны в страну товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. На основе уменьшения и даже исчезновения различных административных, юридических, экономических, технических барьеров большинство стран мира «стягиваются» действующими в мировом хозяйстве центростремительными силами («силами взаимного притяжения») во все более единое экономическое целое уже в планетарном масштабе. Таким образом, накопление количественных изменений в международной торговле товарами и услугами, международном движении капитала, международном научно-техническом сотрудничестве и информационном обмене ведет к переходу мировой экономики в новое качество все более целостной и единой экономической системы. Определяющую роль в этих процессах играет формирование глобальной (общемировой) информационной системы. При этом происходит конвергенция средств информатики — стирание границ между различными технологиями связи и компьютерными технологиями. Глобализация экономики связана и с необходимостью решения ряда выявившихся в последней трети XX в. общемировых политических, социально-экономических и научно-технических проблем — глобальных проблем современности, в том числе проблем войны и мира, экологической, топливно-сырьевой и энергетической, демографической, продовольственной (проблемы нищеты). Взятые вместе процессы нарастания масштабности связей, реализуемых международными экономическими отношениями, усиления системности международных экономических отношений и взаимозависимости их основных субъектов во взаимообусловленности с решением глобальных проблем человечества образуют явление, которое можно определить как глобализацию экономики. Можно полагать, что к началу XXI в. уже сформировались определенные элементы глобальной экономики (хотя разные регионы, страны и разные сегменты мировой экономики «вовлечены» в нее в разной степени). В принципе, понятие «глобализация» носит широкий и во многом универсальный характер, что отражает универсальность самого процесса глобализации. Прежде всего, глобализация универсальна по самому своему определению (от англ. universe — вселенная). Кроме того, универсальность состоит в том, что процессы глобализации протекают одновременно в различных сферах жизни мирового сообщества (экономической, научно-технической, социальной, культурной, политической и др.), «соприкасаясь» и взаимно проникая друг в друга. В этом смысле глобализация в целом представляет собой сложный комплекс связанных между собой глобализационных процессов, развивающихся в указанных областях. Поэтому ее различные аспекты являются объектом изучения многих наук, а глобализация в широком смысле представляет собой междисциплинарный объект исследования. Например, представители технических наук рассматривают такое понятие, как «техноглобализм», проявляющийся в слиянии возникающих в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый общемировой комплекс технических знаний. Они анализируют возникновение, по существу, глобальных «технологических макросистем» в сферах энергетики, связи, телекоммуникаций, транспорта, ряда отраслей промышленного производства и т.д. Социологи и философы связывают понятие глобализации с тенденциями сближения образа жизни людей разных стран и регионов в результате универсализации культуры и человеческих ценностей (что весьма неоднозначно оценивается в различных странах — например, во многих странах процесс глобализации связывают с растущей «американизацией» общественной жизни). Процессы глобализации протекают и в области политики (в том числе и в военно-политической области), что по-новому ставит вопрос о месте и роли наиболее авторитетных международных институтов (прежде всего ООН) в урегулировании возникающих в ходе глобализации проблем. Но наиболее динамично процесс глобализации протекает в экономической области. При этом выделяются объективный и субъективный аспекты глобализации экономики. Действительно, с одной стороны, глобализация экономики представляет собой закономерный, объективно обусловленный процесс движения к единой мировой экономической целостности, качественно новую, наиболее высокую стадию интернационализации экономической жизни (и в этом проявляется объективный аспект глобализации). С другой стороны, глобализация мировой экономики выступает как форма вполне определенной экономической политики, осуществляемой ведущими странами мира (прежде всего США), крупнейшими ТНК и транснациональными банками, мировыми финансовыми центрами в своих собственных интересах (субъективный аспект глобализации). Не случайно некоторыми исследователями проблем глобализации в настоящее время используется термин не «глобализирующаяся», а «глобализируемая» мировая экономика. Как пишет по этому поводу Нобелевский лауреат по экономике, бывший глава Совета экономических консультантов при президенте США У. Клинтоне и бывший вице-президент Всемирного банка Дж. Стиглиц, «к сожалению, у нас нет мирового правительства, ответственного за народы всех стран, чтобы контролировать процесс глобализации способами, сопоставимыми с теми, которыми национальные правительства направляли процессы образования наций. Вместо этого у нас есть система, которую можно назвать глобальным управлением без глобального правительства, такая, в которой кучка институтов — Всемирный банк, МВФ, ВТО — и кучка игроков — министерства финансов, внутренней и внешней торговли, тесно связанные с финансовыми и коммерческими интересами, — доминируют на сцене, но при этом огромное большинство, затрагиваемое их решениями, остается почти безгласным» (1. Stiglitz J. E. Globalization and Its Discontents. N. Y.: Penguin Books, 2002. P. 21-22.). Разумеется, в рамках процесса глобализации экономики хотели бы реализовать свои интересы и другие субъекты международных экономических отношений (менее сильные в экономическом отношении страны и их союзы, корпоративный бизнес и т.д.). Поэтому процесс глобализации экономики неизбежно сопровождается острыми противоречиями. ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Развитие глобализации экономики как закономерного, объективно обусловленного, но внутренне противоречивого процесса, в котором участвует множество разнообразных субъектов со своими собственными экономическими интересами, находит свое проявление в широком круге противоречий собственно глобализации экономики. К их числу можно отнести следующие противоречия. 1. Противоречия между странами и/или группами стран. Прежде всего, это относится к противоречиям между группой ведущих развитых стран с рыночной экономикой (страны так называемого «золотого миллиарда»), которые получают максимальный экономический эффект от глобализации («глобальный выигрыш»), и остальными странами, прежде всего наименее развитыми. Следует вместе с тем отметить, что углубление разрыва в уровнях социально-экономического развития между «богатым Севером» (группой ведущих развитых стран с рыночной экономикой) и «бедным Югом» (основная масса развивающихся стран) началось еще до перехода к этапу глобализации мировой экономики. По имеющимся оценкам с 1820 по 2000г. средний объем ВВП надушу населения в странах современного «богатого Севера» возрос более чем в 19 раз, а в остальных регионах мира — лишь в 5,5 раза. Глобализация в широком смысле (в том виде, в котором она осуществляется в настоящее время) сохраняет и воспроизводит кардинальные различия в уровнях социально-экономического и политического развития (дополняемые различиями в образе жизни, в отношении к основным проблемам бытия, в системе жизненных ценностей). К началу XXI в. ведущие индустриально развитые страны мира, на которые приходилось 15% населения Земли, контролировали более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления. При этом некоторые из них открыто игнорируют интересы других стран и человечества в целом — как, например, США, потребляющие львиную долю мировых топливно-сырьевых и энергетических ресурсов и вышедшие при этом из Киотского соглашения о сотрудничестве в охране окружающей среды. События в Ираке в 2003—2007 гг. показали, что в борьбе за мировые ресурсы США считают вполне возможным использовать и военную силу. Фактически развитыми странами с рыночной экономикой в рамках процесса глобализации реализуется политика так называемых «двойных стандартов», когда эти страны, взяв на себя роль «флагманов глобализации» и ответственность за развитие мирового сообщества в целом, стремятся проводить политику глобализации в своих собственных интересах, ущемляя при этом национальные интересы основной массы развивающихся стран и в значительной мере — стран с переходнойэкономикой. Крайним проявлением такого рода политики служит политика «однополярного мира», активно проводимая США после распада СССР как антипод политики «многополярного мира». Таким образом, реализация глобализации в ее современной модели может привести к формированию «нового мирового порядка», основанного на «асимметричной взаимозависимости», когда основными субъектами этого процесса являются ведущие страны мира, а объектами (в значительной мере) — все остальные страны мира. К этой же группе противоречий относятся и противоречия внутри самой группы ведущих стран мира, возможное появление в перспективе в ней новых государств (например, Китая, Индии, доля которых в мировом ВВП, промышленном производстве, инвестициях, международной торговле товарами и услугами и т.д. неуклонно растет). 2.Противоречия между странами (или группами стран) и соответствующими международными институтами (например, МВФ, Всемирным банком, ВТО). Деятельность этих международных институтов по координации политики ведущих стран мира оказывает определенное позитивное воздействие на мировое экономическое развитие, и, в принципе, реализуемая в результате их деятельности большая свобода трансграничного движения факторов производства, товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности может оцениваться положительно. Однако возникают новые угрозы дестабилизации мировой экономики в связи с либерализацией внешнеэкономических связей, снятием барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, которые требуют принятия соответствующих согласованных странами мира (а не только узкой группой ведущих стран) решений. Особую остроту (как показали кризисные явления второй половины 90-х гг. XX в. в Юго-Восточной Азии, Бразилии, Аргентине) приобретают противоречия, связанные с крупномасштабными неконтролируемыми потоками спекулятивных капиталов. 3.Противоречия между отдельными странами, с одной стороны, и транснациональными корпорациями, банками (ТИБ) и мировыми финансовыми центрами (МФЦ) — с другой. Одной из характерных тенденций в развитии современной теории глобализации (так называемое «гиперглобалистское» направление) является принижение роли государства и соответственно национально-государственных интересов. Сторонники «гиперглобализма» в современной экономической теории считают, что карта современного мира — это в большей степени «карта ТНК», чем традиционная политическая карта мира, представленная государствами. Действительно, ТНК и ТНБ в настоящее время превратились в главные движущие силы процесса глобализации экономики, потеснившие в некоторых регионах мира национальные государства и деформировавшие социально-экономические системы этих стран. Противоречия между ТНК, ТНБ, МФЦ, с одной стороны, и государствами современного мира — с другой, составляют одно из главных противоречий процесса глобализации мировой экономики. 4.Противоречия между крупнейшими ТНК, ТНБ и МФЦ. Эти противоречия проявляются практически во всех формах международных экономических отношений — от международной торговли товарами и услугами до международного информационного обмена. Во многих случаях они выступают как противоречия, связанные с монополистической и олигополистической глобальной конкуренцией. Таким образом, конкурентная борьба выходит на качественно новый — глобальный уровень. «Правила игры» в этой формирующейся глобальной экономике определяются в результате взаимодействия трех основных сил: - глобализирующегося капитала (ТНК и МФЦ); ведущих стран современного мира и их группировок (ЕС, НАФТА, АТЭС); - наиболее авторитетных международных экономических организаций (МВФ, Всемирный банк, ВТО и др.).
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, АНТИГЛОБАЛИЗМ И АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ Неоднозначность и противоречивость процесса глобализации отражается и во взглядах ученых, политиков, представителей общественных организаций различных стран, анализирующих этот процесс. Так, в рамках некоторых современных теоретических концепций глобализации экономики, основанных на идеях экономического неолиберализма, достаточно отчетливо проявляется принижение роли современных государств и, соответственно, национально-государственных интересов в связи с тем, что мировое сообщество по мере либерализации внешнеэкономических связей и все большего снятия административных, экономических, правовых и других барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы развивается в направлении формирования единой целостной экономической системы. В частности, теоретическим основанием соответствующих направлений политики глобализации экономики, ориентированной на все большую открытость национальных экономик, является так называемое гиперглобалистское направление современной экономической мысли. Действительно, если учесть ту огромную роль, которую играют в современной мировой экономике и современном мире в целом крупнейшие ТНК и ТНБ, то, как уже отмечалось, карту современного мира можно представить не как традиционную политическую карту, представленную государствами, а как «карту ТНК», и, соответственно, мировую экономику — как «мировую экономику ТНК». Однако основанному на идеях экономического неолиберализма гиберглобалистскому течению экономической мысли противостоят в настоящее время другие экономические школы, представители которых, на наш взгляд, дают более объективную оценку процессов, происходящих в связи с глобализацией мировой экономики (их представителей нередко объединяют в так называемые пессимистическое и трансформационное направления теории глобализации. Они показывают не только сохранение, но и по некоторым вопросам усиление роли государств в современном мире. Достаточно определенно на этот счет высказывался бывший президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон, который в докладе «Государство в меняющемся мире» отмечал: «История настойчиво повторяет, что хорошее правительство — это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно» (1. The State in Changing World. Washigton, 1997. P. 1.). При этом он, впрочем, подчеркивает, что центральной проблемой в современных условиях становится не размер государственного сектора, а его качество, эффективность государственного участия в экономическом развитии. Действительно, даже в таких мощных группировках государств, как, например, ЕС, где процесс международной экономической интеграции (движения к единой экономической целостности на региональном уровне) зашел уже очень далеко и страны фактически передали наднациональным органам значительную часть своего суверенитета в экономической области, роль государств остается весьма значительной. Реакцией на реализуемую в настоящее время ведущими странами мира (и прежде всего США) неолиберальную модель глобализации экономики являются как политика конкретных стран и их группировок, вытесняемых на «периферию» мирового хозяйства, так и более широкое и массовое движение антиглобализма. Нередко антиглобализм рассматривают как чисто маргинальное направление (движение левацких партий, акции, предпринимаемые партиями «зеленых» (партии экологической направленности) и другими партиями и движениями). Однако практика показывает, что это упрощенный подход к сути антиглобализма, поскольку, как уже отмечалось, сам процесс глобализации экономики и связанные с ним противоречия имеют объективную основу. Не случайно изъяны формирующегося «нового мирового порядка» подвергаются критике таких авторитетных фигур, как Папа Римский Иоанн Павел II, бывший Генеральный секретарь ООН К. Аннан, президент Всемирного банка Дж. Вулфенсон, бывший главный экономист и вице-президент Всемирного банка, Нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиглиц, известный гарвардский экономист Дж. Сакс, бывший президент США У. Клинтон. Аналогичные заявления делались Всемирным советом церквей, Русской православной церковью, Социалистическим интернационалом и другими лидерами и общественными организациями. В противовес Давосскому Всемирному экономическому форуму в 2000 и 2001 гг. в Бразилии (г. Порту-Алегри) прошли всемирные социальные форумы с ярко выраженной антиглобалистской ориентацией. При этом второй бразильский форум, в котором участвовали около 50 тыс. делегатов (в том числе и видных политических деятелей), прошел под девизом «Иной мир возможен». Суть этого девиза состоит в возможности осуществления альтернативной — иной, чем неолиберальная, — модели глобализации — социально ориентированной и контролируемой глобализации («глобализации с человеческим лицом»). А это, в свою очередь, требует реформирования деятельности ведущих международных экономических и финансовых организаций, более эффективного международного контроля за деятельностью транснациональных корпораций и банков, повышения роли ООН. Как представляется, более точным определением, чем «антиглобализм», для данного направления общественной мысли и соответствующих движений было бы определение «альтерглобализм», т.е. альтернативный, иной глобализм, чем та неолиберальная модель глобализации экономики, которая предлагается миру в настоящее время ведущими странами с рыночной экономикой и некоторыми международными институтами в качестве единственной и безальтернативной. Реализация такой модели социально ориентированной и контролируемой глобшшзации экономики могла бы способствовать разрешению или смягчению современных противоречий глобализации, сокращению того огромного разрыва, который существует в настоящее время между уровнями социально-экономического развития ведущих стран с рыночной экономикой и основной массой развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой. Обращая внимание на противоречивость современной модели глобализации, Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на одном из саммитов «восьмерки» («семерка» и Россия), предложил формулу «социально ответственной глобализации». Эту же мысль он повторил в приветствии участникам, организаторам и гостям проходившего в Нью-Йорке «Форума—2000»: «На рубеже веков человечество нуждается в серьезном осмыслении мощных глобальных тенденций, проявляющихся в экономике, в сфере культуры и информации. Будущее за теми, кто научится управлять этими процессами, заставит их работать на благо людей. Мы должны позаботиться о том, чтобы глобализация стала социально ориентированной, чтобы народы мира в равной мере могли пользоваться плодами научно-технического и интеллектуального прогресса» (Цит по: Грани глобализации: трудные вопросы современного развития М-: Альпина Паблишер, 2003. С. 19). На мировой политической и экономической арене Российская федерация выступает как правопреемник СССР, который считался экономически развитой страной (по основным абсолютным макроэкономическим показателям). Хотя СССР не входил в рейтинговые оценки конкурентоспособности стран мира, однако в 80-е гг. XX в. он обладал по отдельным позициям конкурентными преимуществами по сравнению с другими странами. СССР обладал: - крупными запасами минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов (цены на которые внутри страны были значительно ниже мировых); высоким научно-техническим потенциалом; в ряде отраслей промышленности (особенно в оборонно-промышленном комплексе) достаточно высоким производственным потенциалом; - высоким общеобразовательным уровнем населения и квалифицированной рабочей силой (при относительно низком уровне оплаты труда); - достаточно развитой транспортной системой и системой связи (особенно Европейской части страны); в целом управляемой (в рамках системы централизованного планирования) экономикой страны; потенциально емким внутренним рынком (при хроническом дефиците товаров и услуг и значительном отложенном (непогашенном) платежеспособном спросе населения) и др. Однако по относительным, качественным и структурным показателям (ВВП на душу населения, производительность труда, продолжительность и качество жизни, степень открытости экономики, структура экспорта и импорта и др.) СССР фактически занимал промежуточное положение между группой развитых стран с рыночной экономикой и группой развивающихся стран. В течение 90-х гг. (до 1999г.) позиции РФ в мировой экономике ухудшались. Прежде всего, это было связано с ухудшением ее геополитического и геоэкономического положения в результате распада СССР. 1. В результате образования новых независимых государств из числа бывших республик СССР на западе и юге России она оказалась как бы «отодвинутой» вглубь Евразийского материка — на север и восток от центров наиболее интенсивного внешнеэкономического взаимодействия (прежде всего со странами Западной и Центральной Европы). 2.Более отчетливо стал в связи с этим проявляться континентальный характер территории России. Хотя она омывается тремя из четырех мировых океанов (Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим), специфика природно-климатических условий Северного Ледовитого океана делает его воды труднодоступными для регулярного коммерческого судоходства. Слабость развития транспортных структур Сибири и Дальнего Востока существенно снижает возможности использования весьма протяженной береговой линии на Тихом океане, резко ограничился доступ России к портам Балтийского и Черного морей, более сложной стала ситуация на закрытом Каспийском море. 3. Возникла необходимость транзитного (через территорию указанных новых независимых государств) внешнеэкономического общения с большинством развитых стран с рыночной экономикой (прежде всего западноевропейскими странами). Для России оказались потерянными многие незамерзающие порты, значительная часть морского флота. Осложнились проблемы использования трубопроводов, железнодорожных и автомобильных магистралей, проходящих по территории новых независимых государств, а также международных воздушных перевозок. 4.Если в условиях СССР только 6 из 11 экономических районов России имели выход к государственным границам и океану, то после распада СССР их стало 10 (за исключением Волго-Вятского экономического района), а из 89 субъектов РФ — 44. В связи с этим встали сложные проблемы обустройства границы, развития таможенной службы и др. 5.После распада СССР отчетливо проявились другие особенности экономико-географического положения России, в частности тот факт, что 2/3 ее территории приходится на районы Крайнего Севера и приравненные к ним зоны с суровыми климатическими условиями. Только 35% российских сельскохозяйственных угодий получают достаточно солнечного тепла для вызревания зерновых культур. Жизнеобеспечение на обращенных к северу российских равнинах требует повышенных энергетических затрат. 6.Выявилась относительно слабая обеспеченность России собственным продовольствием, целым рядом цветных и редкоземельных металлов, многими техническими культурами (например, хлопком) и др. 7.В значительной степени оказались свернутыми и даже разорванными кооперационные производственные и научно-технические связи, формировавшиеся в течение десятилетий в рамках единого народно-хозяйственного комплекса СССР. (Ранее такого же рода связи были фактически разорваны или в значительной степени сокращены со странами Центральной и Восточной Европы — бывшими членами СЭВ.) Фактически произошел распад ранее единого союзного экономического, научно-технического, информационного, образовательного, культурного пространства. 8. Несмотря на предпринимаемые меры, указанные проблемы в целом не удается эффективно решать в связи с противоречиями в деятельности международной организации, возникшей на базе распавшегося СССР, — Содружества Независимых Государств (СНГ). Вместе с тем Россия сохраняет свое объективно благоприятное геополитическое положение, находясь между двумя динамично развивающимися регионами мирового хозяйства — Западной Европой, где определяющую роль играет ЕС, и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). В 1997г. Российской Федерацией было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с ЕС, а в 1998г. она стала членом организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Проблема состоит в эффективности использования этого благоприятного фактора. Оценивая место России в современной мировой экономике, следует отметить, что на протяжении 90-х гг. Россия по основным макроэкономическим показателям, характеризующим уровень экономического развития, не приблизилась к группе развитых стран с рыночной экономикой, а, напротив, опустилась вниз, приблизившись к группе развивающихся стран и оказавшись в начале XXI в. перед опасностью быть отодвинутой на «периферию» миро-вого хозяйства. В 1999 г. ВВП России составлял менее 2/5 от уровня 1990г. Если в 1990г. (в составе СССР) доля России в мировом ВВП составляла 3,36% (расчеты по паритету покупательной способности (ППС)), то в 1999 г. — 1,6%. Если в 80-е гг. по размеру ВВП, исчисленному по ППС, СССР занимал 3-е место в мире, а РСФСР (в его составе) — 7-е, то к 1999г. Россия оказалась на 15-м месте. При этом Россия уступала не только ведущим странам, входящим в состав так называемой «большой семерки», Китаю, Индии, но и Республике Корея, Мексике, Бразилии и Индонезии. Если бы экономическая динамика России не изменилась (а начиная с 1999 г. ВВП России растет), то ее в начале XXI в. могли бы обойти по размерам ВВП такие страны, как Турция, Иран, Аргентина и Австралия. Если в СССР показатель ВВП на душу населения всегда был выше среднемирового (а в России этот показатель всегда был выше, чем в среднем по СССР), то в 1993г. у России он составил 87%, а в 1998г. уже 68% от среднемирового уровня (начиная с 1999г. в связи с ростом ВВП и сокращением численности населения России этот показатель начал возрастать). Доля России в мировых государственных расходах к концу 90-х гг. составляла менее 0,5%. Ухудшались и показатели, характеризующие позиции России в мировом промышленном производстве. За период с 1991 по 1999 г. объем промышленного производства в России сократился почти на 68%. При этом падение производства произошло в 96% товарных групп промышленности России. Сельскохозяйственное производство за тот же период сократилось на 40%. Объем капиталовложений в 1999г. составлял менее 1/4 от уровня 1990г. В конце 90-х гг. доля России в общих мировых инвестициях составляла около 1%, в том числе в прямых иностранных инвестициях — менее 0,5%. Одновременно со снижением основных макроэкономических показателей в 90-е гг. произошло снижение рейтинга России в сравнении с другими странами мира по многим важнейшим социально-экономическим параметрам (уровень дохода на душу населения; удельный вес расходов государства на образование, здравоохранение, науку, культуру, защиту окружающей среды; безработица; количество граждан страны, живущих за чертой бедности; низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности и др.). На базе этих социально-экономических показателей формируются такие используемые в практике международных сопоставлений показатели, как индекс развития человеческого потенциала и индекс качества жизни. При подсчете ИРЧП используют 3 вида показателей: средняя продолжительность предстоящей при рождении жизни; уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса и совокупная доля учащихся (1/3 индекса); уровень жизни, оцененный через ВВП надушу населения. В соответствии с данными доклада ООН о развитии человека, издаваемого Программой развития ООН, Россия по ИРЧП в 1992г. занимала 52-е место, а в 1995г. — 114-е место. В 2000-е гг. рейтинговые показатели России по ИРЧП несколько улучшились: в 2005г. она занимала 62-е место, а в 2006г. - 65-е место среди 177 стран. Индекс качества жизни включает в себя такие показатели, как состояние здравоохранения и образования, занятость населения, покупательная способность и др. (в том числе среднюю продолжительность предстоящей жизни). По рейтингу качества жизни Россия в 2006г. занимала 73-е место. Однако, как отмечается в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ 10 января 2000г.), «Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах». В 1999—2007 гг. в динамике экономического развития России произошли позитивные изменения, и в стране начался экономический рост. Так, в 2007г. наконец был достигнут уровень ВВП России 1990г. Инвестиции в основной капитал в 2006г. составили примерно 70% от уровня 1990г. (из этих данных видно, что инвестиции в основной капитал в современной России восстанавливаются значительно медленнее, чем ВВП). Несколько улучшились и позиции России в международной торговле. К концу 90-х гг. РФ занимала в международной торговле товарами неадекватное ее потенциалу место — 1,3% мирового экспорта (55% от среднемирового уровня экспорта на душу населения) (20-е место в мире) и 0,7% мирового импорта товаров (28-е место). Однако затем позиции России в международной торговле улучшилось - в мировом экспорте товаров составляла 6% (13-е место среди ведущих стран-экспортеров мира), а в мировом импорте — 1,3% (15-е место). Правда, в основе этого улучшения позиций страны в мировом экспорте лежит происшедшее в эти годы улучшение для России условий торговли (связанное, прежде всего, с ростом цен на нефть и другие топливно-энергетические ресурсы), а не качественные изменения в отечественном экспорте, связанные с увеличением удельного веса машинно-технической, наукоемкой продукции. В мировом экспорте коммерческих услуг доля РФ, несмотря на некоторое улучшение позиций, оставалась незначительной. По данным ВТО в 2006г. она составляла 1,1% (25-е место), а в импорте коммерческих услуг — 1,7% (16-е место). Безусловно, позитивной тенденцией является существенное сокращение масштабов государственного внешнего долга Российской Федерации, который сократился с 157,4 млрд. долл. в начале 2001 г. до 52 млрд. долл. в начале 2007г. В 2007г. Россия занимала уже 3-е место в мире по золотовалютным резервам (более 440 млрд. долл.). Однако в целом к началу XXI в. по основным макроэкономическим показателям Россия еще сохраняла промежуточное положение между группами развитых стран с рыночной экономикой и развивающихся стран (хотя формально Министерством торговли США и Комиссией Европейского союза была признана в качестве страны с рыночной экономикой). В целом, несмотря на произошедшие в 2000—2007 гг. позитивные сдвиги, современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному, производственному и научно-техническому, интеллектуальному и духовному потенциалу. Россия обладает элементами национального богатства, природно-ресурсным, экономическим потенциалом, которого нет у многих стран мира: - мощная природно-ресурсная база (минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы, значительная часть которых имеют мировое значение); - несмотря на физический и моральный износ большой части основных производственных фондов, Россия в целом сохраняет значительный производственный потенциал; несмотря на существенные потери (связанные, в том числе с так называемой «утечкой мозгов»), сохраняется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал; - на базе этого потенциала в ряде отраслей промышленности (прежде всего в оборонно-промышленном комплексе) имеются и развиваются передовые уникальные технологии; Россия обладает высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности. Одновременно с отмеченными преимуществами экономики России для нее характерен ряд недостатков и слабых позиций, ухудшающих положение страны на фоне общемирового экономического развития: - сохраняющаяся высокая затратность и ресурсоемкость производства; - отставание от ведущих стран мира по уровню производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве; сохранение технологического отставания от ведущих промышленно развитых стран; - нарастающий физический и моральный износ основных производственных фондов во многих отраслях промышленности и в аграрной сфере (достигающий в ряде отраслей критического уровня); - ограниченность возможностей внутреннего накопления, что вместе с утечкой капитала усиливает зависимость экономического роста в стране от иностранных инвестиций; сохраняющаяся неравномерность социально-экономического развития регионов России; - значительный удельный вес в экономике страны, так называемой теневой экономики, бюрократизация, коррупция и криминализация части российской экономики. Отмеченные позитивные и негативные моменты предопределяют реальные конкурентные преимущества и слабости России в системе международных экономических отношений начала XXI в. К сожалению, на протяжении 90-х гг. присущие российской экономике преимущества не использовались, или использовались в недостаточной степени, или, по существу, утрачивались. В этот период: сократились работы по геологической разведке и освоению минеральных ресурсов; ускорился процесс физического и морального износа основных производственных фондов в промышленности, аграрной сфере и на транспорте в результате недоинвестирования, возросли показатели выбытия основных производственных фондов; продолжается отток специалистов из науки и Ромышленности в торговлю, банковскую сферу и за рубеж; Россия в значительной мере утратила традиционные для соыта своей продукции рынки (развивающихся стран, стран Центральной и Восточной Европы, а позднее и рынки стран СНГ); не выдерживая конкуренции с зарубежными фирмами, предприятия ряда отраслей промышленности России теряют для себя и внутренний рынок страны. Только в последние годы в указанных областях начинают происходить некоторые позитивные изменения. Это отражается на рейтинге конкурентоспособности России по сравнению с другими странами мира. Наиболее репрезентативный (представительный) показатель конкурентоспособности был впервые разработан такой авторитетной международной организацией, как Всемирный экономический форум — ВЭФ (World Economic Forum, WEF, г.Женева, Швейцария) в 1986г. До 1996г. ежегодный доклад по конкурентоспособности стран мира готовился под эгидой ВЭФ Международным институтом развития менеджмента — МИРМ (International Institute for Management Development, г.Лозанна, Швейцария) с привлечением материалов еще 23 международных экономических институтов. Позднее ВЭФ и МИРМ перешли к публикации отдельных докладов о конкурентоспособности стран мира, используя примерно аналогичные методики определения рейтинга страны. При определении рейтинга конкурентоспособности ими используются многофакторные векторные модели, в которых учитывается 381 показатель, сгруппированный в 8 агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. При этом МИРМ делает больший акцент на показателях, отражающих качество жизни. Оценка объективных статистических показателей по каждой стране (примерно 70% всех показателей) дополняется экспертными оценками аналитиков и опросом руководителей крупнейших корпораций мира. Количество исследуемых стран постоянно увеличивается, и в 2000г. рейтинговые исследования ВЭФ охватывали уже около 60 стран, больше половины которых относилось к промышленно развитым странам (страны — члены ОЭСР), а остальные — к новым индустриальным странам и странам с переходной экономикой. Россия была впервые представлена в аналитическом докладе о конкурентоспособности стран мира в 1994г., однако она не ранжировалась среди других стран по синтетическому (совокупному) индексу конкурентоспособности, а была представлена только в сравнительных таблицах по основным макроэкономическим показателям и в специальных таблицах по отдельным факторам конкурентоспособности. В список стран мира, ранжируемых по конкурентоспособности на мировом рынке, Россия была впервые включена только в 1996г., заняв в нем 48-е место. В течение 7 лет (с 1987 по 1993г.) лидером по рейтингу конкурентоспособности была Япония. В 1994г. 1-е место в этом рейтинговом списке заняли США, в течение нескольких лет сохранявшие эти позиции. Однако в докладе ВЭФ за 1999г. 1-е место занял Сингапур, за которым следовали США, Гонконг, Тайвань, Канада, Швейцария, Норвегия, Люксембург, Великобритания и Нидерланды. Россия же в 1997г. заняла последнее место среди ранжируемых государств, хотя по отдельным показателям ее позиции были высоки (1-е место — по показателю отношения длины железных дорог к стоимости ВВП, использованию мощностей телефонных линий и по доле отчислений налогов в пенсионный фонд; 3-е место — по количеству занятых в сфере связи и коммуникаций; 4-е место — по устойчивости отклонения от реального обменного курса; 12-е место — по отношению валовых внутренних инвестиций к ВВП, по отношению валовых внутренних накоплений к ВВП, по общеобразовательному уровню населения; 15-е место — по количеству научно-исследовательских институтов и организаций; 17-е место — по количеству ученых и инженеров, занятых в народном хозяйстве). В 2000 г. Россия переместилась в указанном списке уже на 55-е место, опережая Зимбабве, Украину, Болгарию и Эквадор (однако уступая таким государствам, как Венесуэла, Вьетнам, Колумбия, Боливия, Сальвадор, Индия). Примерно таким же (55-е место) был рейтинг России по качеству налоговой системы, обмену новейшими технологиями, состоянию финансовой системы, защите интеллектуальной собственности, условиям для открытия новых предприятий, степени открытости внутреннего рынка, общему инвестиционному климату. В мае 2002г. Министерством торговли США и Комиссией ЕС России был предоставлен статус страны с рыночной экономикой, что существенно улучшило ее позиции в рейтинге конкурентоспособности. В глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2007г. Россия заняла 58-е место из 131 возможного (первое место в рейтинге ВЭФ в 2007г. заняли США, второе — Швейцария, третье — Дания). 2006г. Россия занимала в этом рейтинге 59-е место. По данным МИРМ в 2002г. в рейтинге конкурентоспособности Россия занимала 45-е место среди 49 стран, а в 2006г. — 54-е место среди 61 страны — участницы рейтинга. По оценкам международных экономических организаций, Россия имеет сильные конкурентные позиции в черной и цветной металлургии, электроэнергетике, нефтяной, нефтехимической, газовой, лесной и оборонной промышленности. Конкурентоспособны на некоторых рынках режущий инструмент, продукция российской электротехнической промышленности и энергетического машиностроения, электронные компоненты, комплектное оборудование для тепловых станций и др. В основном неконкурентоспособны в настоящее время российские автомобили, станки, тракторы, дизельные двигатели, готовые изделия электронной промышленности. Сильными сторонами международной конкурентоспособности России считаются: индекс условий торговли (соотношение динамики цен на экспортную и импортную продукцию); диверсификация в последнее время экспортных рынков; положительное и значительное по своим масштабам сальдо торгового баланса; относительно низкие цены на электроэнергию для промышленных потребителей; относительно низкая стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях; в целом достаточно высокий образовательный уровень населения; значительная численность научных работников (около 10% от мировой) и некоторые другие. К слабым сторонам относятся: невысокий уровень расходов на НИОКР (в расчете на душу населения); в целом значительный размер совокупного внешнего долга (при снижении государственного внешнего долга растет внешний корпоративный долг); относительно низкие темпы роста прямых иностранных инвестиций (несмотря на их рост в 2005—2007 гг.); недостаточные стимулы инвестирования в наукоемкое производство; нехватка финансовых ресурсов для поддержания экспорта готовых изделий и услуг; относительно низкий уровень защиты инвестиций, патентов и авторских прав; низкая доля России на мировом рынке наукоемкой продукции (менее 1%). Однако в последние годы данные международных рейтингов свидетельствуют о наметившемся росте международной конкурентоспосо
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |