Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Взаимодействие государства с иными элементами политической системы общества

Читайте также:
  1. APS системы
  2. CASE-системы
  3. CSPR системы
  4. Cимпатическая нервная система. Центральный и периферический отдел симпатической нервной системы.
  5. ERP системы
  6. I - подсистемы - об этом речь шла выше.
  7. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  8. I. Конституционное право России как отрасль российской правовой системы.
  9. I. Концепция безопасности системы защиты
  10. I. Основные теории происхождения государства и права.
  11. I. Открытые системы как предмет синергетики
  12. I. Понятие и структура политической системы общества.

Политические системы реализуют те или иные политические режимы, т.е. методы и способы осуществления государственной власти, и органично поэтому связаны с государственными режимами. Более подробно политические системы изучаются политологией. В рамках же теории государства основное внимание уделяется лишь некоторым аспектам политических систем, в частности взаимоотношениям государства с иными социальными институтами.

Во-первых, с политическими партиями, поскольку они являются важнейшими социальными институтами жизни общества.

Политическая партия — это, как правило, весьма формализованная организация со своей структурой, выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных групп, объединяющая наиболее активных их представит лей, ставящая своей целью завоевание политической власти. Государство — как раз тот социальный институт, где партийные цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает объектом политической борьбы.

Различают парламентские партии, ставящие своей целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

Во-вторых, взаимоотношения государства с национальными движениями. Эти взаимодействия весьма многоплановы, поскольку национальные движения представляют собой гораздо менее формализованные общественные формирования, чем политические партии. Это различные фонды, союзы, соборы и т. д. Они, как правило, не имеют членства, структура их размыта.

В департизированном и деидеологизированном государстве цели и задачи национальных движений воспринимаются аппаратом государства не организационно, не институционально, а через сложную систему идеологического воздействия

В-третьих, взаимоотношения государства с профсоюзами и другими общественными организациями. В демократических государствах они также сложны и многообразны. Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.

Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества с государством, то противоборствовали ему.

В конвергенционных политических системах, особенно характерных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анархо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсоюзные организации становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения оплаты труда, получения разнообразных льгот и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требования сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования то одних, то других групп трудящихся, что разрушает в конечном счете единое экономическое пространство, ведет к инфляции, спаду производства и другим бедам.



В-четвертых, взаимоотношения государства с религиозными организациями.

Истории известны теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические. В обществах, где господствуют некоторые религиозные системы, например ислам (современный Иран), религиозные организации определяют социальные цели и смысл общественной, политической жизни, выступают фактически стержнем политической жизни. В тоталитарно-распределительных системах, как правило, государство влияет на церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы (СССР) применяют открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной жизни общества.

В большинстве политических систем современности государство отделилось от церкви. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, вероисповедальной свободы и автономии религии. Это происходит в либерально-демократических политических системах. В целом церковь в таких системах — важный элемент и целью ее является нравственно-религиозное, духовное воспитание, но отнюдь не вмешательство в политическую жизнь.

В-пятых, взаимоотношения государства с органами самоуправления общества.

Такие органы возникают для решения так называемых местных дел: бытового, коммунального устройства, организации самоуправления на уровне городов, районов и пр. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания и т.п.

Органы самоуправления играют большую роль в самых массовых, «низовых» политических структурах общества. Вопрос о принадлежности органов самоуправления к государственной власти или автономности от нее решается в каждом обществе по-разному. В Конституции РФ, в частности, органы самоуправления отделены от государства. Им передается самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. А осуществляется местное самоуправление гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Итак, государство — важнейший элемент системы общества, но свои функции оно выполняет только во взаимодействии со всеми социальными институтами. Политическая система общества есть органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного — завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.

Характер политических систем определяется той социальной средой, в которой они возникают и функционируют. Они имеют динамический характер (эволюционируют, перестраиваются), но всегда возникают объективно в интересах либо тех или иных социальных сил, либо всего общества в целом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| II. Взаимодействие государства с иными элементами политической системы общества

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2608; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.67.122
Генерация страницы за: 0.006 сек.