КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Право и экономика
Мораль - это совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, которые регулируют отношения людей друг к другу, обществу, семье, окружающим. Мораль регулирует отношения дружбы, любви, вкусы. Мораль включает эмоции и переживания. Говоря о морали употребляют понятие нравственности. Ш. Соотношение права и морали. Для юристов важно выявить соотношение права и морали, поскольку они постоянно обращаются к правовым и моральным нормам, потому что в основе права всегда лежит мораль. Право - это система норм, установленных государством для регулирования важнейших общественных отношений. Нравственность предполагает ценностное отношение к самому себе. Мораль имеет внутренний аспект - совесть. Это способность человека к самооценке и самокритике, к суду над самим собой. Право и мораль взаимосвязаны. Соотношение между правом и моралью включает следующие аспекты: сходство, различие, взаимодействие, противоречие. 1. Сходство права и морали заключается в следующем: 1. право и мораль являются разновидностями социальных норм; 2. они обусловлены едиными экономическими и культурными причинами, факторами; 3. имеют один объект регулирования - общественные отношения; 4. определяют границы должного и возможного поведения; 5. преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение общественных отношений, развитие личности; 6. являются важными историческими ценностями. 2. Различие между правом и моралью. 1. у права и морали разные способы создания. Право издается государством, мораль – обществом; 2. у права и морали разные источники: у права – законы, подзаконные акты; у морали – сознание людей; 3. разные формы выражения и фикции: у права – юридические акты; у морали – сознание людей; 4. разные методы обеспечения: у права – государственное принуждение, у морали – общественное мнение; 5. различная ответственность за нарушение норм. У права – юридическая ответственность, у морали – моральное осуждение; 6. различные сферы действия – моральное пространство шире, чем правовое; 7. различны в философском плане - право- атрибут государства; 8. у права и морали различные исторические судьбы, мораль старше 3. Взаимодействия права и морали. Право и мораль поддерживают друг друга при упорядочении общественных отношений и положительно влияют на личность. Их требования во многом совпадают: действия, поощряемые правом, поощряются и моралью.И наоборот, действия, осуждаемые правом, осуждаются моралью. Право предписывает соблюдать законы. Этого добивается и мораль. Право основано на морали. Еще Цицерон говорил, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели. Право и мораль сотрудничают в сфере осуществления правосудия, в деятельности правоохранительных органов. Это выражается при разрешении конкретных дел, при анализе противоправных действий, личности правонарушителя. Фактические обстоятельства дела оцениваются с привлечением юридических и нравственных критериев, без которых невозможно оценить такие деяния, как хулиганство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинства, понятие цинизма, низменных побуждений и др. правонарушений. Нельзя нарушить закон, не нарушая морали. 4. Надо отметить, что взаимодействие права и морали не исключает противоречий между ними. Рассмотрим противоречия между правом и моралью. Причины противоречий заключаются в специфике права и морали, в том, что у них разные методы регулирования, разные подходы, критерии оценки поведения человека. Право более консервативно, оно отстает от жизни. Для создания новых правовых норм необходимо время. Мораль более динамична, на изменение жизни реагирует быстрее. Мораль и право развиваются неравномерно. Мораль может развиваться стихийно. Поэтому в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние. Кроме того, Истории известны недемократические, антигуманные законы. В период сталинизма в нашей стране действовало репрессивное законодательство. В фашистской Германии существовали жестокие, бесчеловечные законы, которые не укладывались в рамки морали. В этом заключалось противоречие между правом и моралью. В обществе складываются различные общественные отношения. Они регулируются многочисленными и разнообразными нормами. Наиболее важное значение при регулировании общественных отношений имеют право и мораль. Они постоянно используются в работе юристов. В этом проявляется практическое значение данной темы. С октября 1917 и до начала 90-х гг. общая схема соотношения экономики, государства и права провозглашалась таким образом, что право являлось концентрированным выражением политики, а сама политика — концентрированным выражением экономики. При этом основной предпосылкой правопонимания, конечной причиной существования государства и юридических норм считалось противоречие между ростом производительных сил и производственными отношениями, которое на определенном этапе развития неизбежно приводило к революциям. Частная и общественная собственность рассматривались как антагонисты. Поэтому переход к общественной собственности предполагает революцию в форме захвата политической власти и создания принципиально нового государства, которое стало бы орудием построения общественной собственности. На практике это привело к тому, что государство сосредоточило в своих руках, по существу, все объекты собственности, ограничив до минимума экономическую свободу граждан. Следствием этого явилось ограничение всех прав и свобод граждан и сосредоточение огромной власти в руках бюрократии. Именно партийные и государственные чиновники стали реальными собственниками средств производства. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива в немалой своей части стали достоянием так называемой теневой экономики, которая, в свою очередь, становится основой коррупции государственных служащих. В советском государстве произошло соединение двух характеристик государственности в единое целое — функционировало государство как политическая организация, управляющая обществом и одновременно являющаяся самым крупным монопольно хозяйствующим субъектом. Такое противоестественное состояние не могло не вызвать сопротивления, порождаемого самой природой человека. Преодолеть это сопротивление можно было только с помощью усиления государственного принуждения. Плановое хозяйство предполагает рационально (разумно) устроенное общество и рационального человека. Человек же очень часто руководствуется иррациональными побуждениями, да и само общество временами явно развивается стихийно, а значит, иррационально. Плановое начало наталкивается на многообразие общественной и личной жизни. Поэтому регулирование экономики приводит к примитивизму, а попытки изменить человеческую природу — к жестокости. Право, сводимое к проявлению политики, определяемой экономической структурой общества, на практике привело к обеднению (в понимании и значении) права в жизни общества. Ограниченность этой схемы в том, что она была именно схемой и не учитывала другие реалии человеческого существования. Либеральная точка зрения ориентирует не на революцию в общественных отношениях, а на эволюцию, которая медленно и постепенно улучшает положение человека. Иначе говоря, мир плохо устроен, но «плохой мир лучше, чем хороший процесс». Западная модель экономической свободы в ее соотношении с правовым регулированием сформулирована выдающимся экономистом и политологом Ф.А. Хайеком. Наиболее характерные положения его теории таковы: результат саморегулирующихся экономических процессов, сформирований усилиями миллионов отдельных личностей, превосходит достижения сознательно задуманных процессов коллективного разума; поражение мирового социализма продемонстрировало превосходство системы, базирующейся на институте частной собственности, где высшей ценностью является свобода личности; без свободы в делах экономических никогда в прошлом не было свободы личной и политической; главный принцип либерализма сводится к использованию стихийных сил общества по возможности без принуждения; согласно либеральной модели государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно не руководить всей экономикой по единому плану, а лишь создавать условия, способствующие максимальному развитию деятельности отдельных граждан; закон должен преследовать всякие попытки ограничить свободу беспрепятственного доступа в разные отрасли на равных основаниях. Планирование и конкуренция совместимы только при условии, если первое будет способствовать конкуренции, а не действовать против нее; государству следует ограничиться установлением общих правил, применимых к широкому многообразию ситуаций, предоставив индивиду свободу во всем, что зависит от локальных обстоятельств. Рыночные отношения — это такие общественные отношения, в которых осуществляется товарно-денежное обращение, обусловленное спросом и предложением на производство товаров и услуг. Спрос и предложение на производство, развитие товаров и услуг — наиболее стихийные и непредсказуемые элементы рыночных отношений, которые невозможно запланировать. Это явления, которые не регулируются правом. Право может оказывать лишь косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на товары. Например, некоторые из них (взрывчатые, наркотические вещества и т.п.) изъяты из гражданского оборота. Процесс ценообразования также неподвластен правовому регулированию, поскольку цены на рынке складываются стихийно. Стихийным является и процесс товарно-денежного обращения. Однако этот процесс может направляться правовым регулированием, поскольку он имеет конкретную форму проявления в конкретных человеческих поступках. Это деятельность конкретных физических и юридических лиц (акты купли и продажи, мены, действия банкиров и т.п.). Такого рода деятельность осуществляется между различными субъектами, которых закон наделяет соответствующими правами и обязанностями. Реализация этих прав и обязанностей предполагает и фактическую, и юридическую связь между субъектами рыночных отношений. Право закрепляет и регулирует типичные варианты организации и функционирования рынка. Основными функциями права применительно к рыночному хозяйству являются статическая (закрепление сложившихся реалий) и охранительная. В их свете профессор В.В. Лазарев, с которым нельзя не согласиться, определяет следующие направления в регулировании рыночных отношений: 1. Установление целей развития рынка. В законодательстве указываются только общие ориентиры, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны, противоестественны. 2. Законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство. 3. Точное определение круга лиц, которые являются хозяйственными субъектами и могут быть участниками соответствующих рыночных отношений. 4. Запрещение в законе порочных методов ведения хозяйства и коммерции, прежде всего пресечение монополизации товарных рынков. Для России последнее обстоятельство имеет важнейшее значение, поскольку у нас впервые в истории совершается переход огосударствленной экономики крыночной. Прежние государственные монополии трансформируются в частнособственнические. Отсюда и то значение, которое приобретает антимонопольное законодательство в нашем обществе. 5. Регламентация порядка разрешения конфликтов в системе рыночных отношений. Только правосудие должно являться средством для рассмотрения возникающих в этой сфере юридических дел. 6. Законодательство должно предусматривать эффективную юридическую ответственность для случаев нарушения законности в сфере регулирования рыночных отношений. Переход к цивилизованному рынку возможен только в условиях законности и правопорядка.
Лекция № 10. Право и личность План лекции Ι. Правовой статус личности: понятие, структура и виды. ΙΙ. Особенности правового статуса личности в современной России. ΙΙΙ. Понятие и классификация прав человека и гражданина.
Литература 1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. Глава 2. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 494-512. 3. Коробов Г.А. Теория государства и права. Дискретный конспект / Г.А. Коробов. – Воронеж, 2001. С.76-84. Ι. Правовой статус личности: понятие, структура и виды. Проблема личности занимает одно из ведущих мест в юриспруденции. Само же понятие «личность» - это характеристика человека на определенном этапе развития человеческого общества. Личность формируется под влиянием двух факторов: индивидуальных, врожденных черт и свойств, а также социальной среды, которая способна воздействовать на человека. Структура личности включает такие компоненты, как сознание, воля, способность к деятельности. Эти элементы находятся в диалектическом единстве, определяют социальную природу личности. Многообразие связей права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через правовой статус. Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе. Юридическое оформление положения человека начинается с того, что он признается субъектом права. Правовой статус – это комплексная категория, отражающая взаимоотноше-ния личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Структура правового статуса: 1. Правовые нормы, устанавливающие правовой статус. 2. Правосубъектность (способность быть субъектом права), включающая в себя: - правоспособность (способность индивида иметь в силу норм права субъективные права и юридические обязанности), начинающаяся с рождения и завершающаяся смертью; - дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и обязанности; полная дееспособность наступает с 18 лет); - деликтоспособность (способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение). 3. Основные права и свободы определяются как естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. 4. Законные интересы. 5. Обязанности как мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамичность правового регулирования. 6. Гражданство, как устойчивая связь человека и государства. 7. Юридическая ответственность как обязанность лица претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное им правонарушение. 8. Правовые принципы. 9. Правовые отношения общего (статусного) типа: рабочий, военнослужащий, студент – все это правовые статусы, определяющие правовое положение конкретных лиц. Отметим, что количество элементов, составляющих правовой статус личности, у разных авторов различно. Виды правового статуса: Общий – это правовой статус лица как гражданина, члена общества, определяемый прежде всего в Конституции государства. Специальный (родовой) – отражает особенности правового положения определенных категорий граждан, а также представителей отдельных профессий. Эти слои могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы (сотрудники милиции, военнослужащие, пенсионеры и т.д.). Индивидуальный – фиксирует конкретные права и обязанности индивида. Наиболее динамичный вид правового статуса, который может меняться в связи с возрастом, семейным положением, карьерным ростом и пр. Эти виды соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они взаимосвязаны, взаимозависимы и на практике неразделимы.
ΙΙ. Особенности правового статуса личности в современной России. Современный правовой статус личности в Российской Федерации характеризуется рядом особенностей. Позитивные особенности: 1. правовой статус основан на современном законодательстве, и прежде всего на конституционной, созданной с учетом международных стандартов в области прав и свобод человека; 2. закладываются новые принципы взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства с приоритетом личности как высшей ценности общественного развития; 3. правовой статус очищается от излишней идеологизированности, тоталитарного сознания; 4. происходит переход от командно-запретительных методов регламентации поведения к преимущественно дозволительным, направленным на развитие автономии и самостоятельности личности; 5. меняется соотношение и роль отдельных элементов статуса: на первое место выдвигаются права человека и гражданина, достоинство личности, демократизм и свобода. Безусловно, до проявления этих тенденций в полной мере еще далеко. Негативные особенности: 1. политизированность, неустойчивость, подверженность социальной конъюнктуре (лат. связывать, соединять), положение разных социальных слоев меняется в зависимости от ситуации; 2. слабая государственная защищенность, отсутствие четких механизмов защиты и охраны человека; 3. утрата многих качеств, объединяющих начал (в силу распада союзной государственности и централизованного законодательства); 4. множественность правовых статусов, их несогласованность(статусы суверенных стран и субъектов федерации) – эта особенность сегодня, при стабилизации социально-экономической ситуации в стране, постепенно преодолевается; 5. деформированность правового статуса в связи с межнациональными конфликтами (дискриминация прав некоренного населения, зыбкость статуса беженцев, мигрантов, отсутствие оптимального сочетания прав человека и прав народов); 6. изменение экономической основы правового статуса, резкая дифференциация по материальному уровню жизни; 7. воздействие на правовой статус нравственно-психологических факторов (потеря социальных ориентиров, общий психологический дискомфорт, неуверенность в будущем).
ΙΙΙ. Понятие и классификация прав человека и гражданина. Ученые разработали два подхода к природе прав человека: 1. свои права человек получает от государства, природа прав патерналистская (лат. pater – отец), эта концепция характерна для тоталитарных государств; 2. права человека принадлежат ему от природы, они естественны и неотчуждаемы, задача государства и общества защищать и охранять их – эта концепция присуща демократическим государствам. Права человека по своей сущности являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. Основные фундаментальные права и вытекающие из них прав и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. Однако эти права не только относятся к различным сферам жизнедеятельности, но и различаются по времени возникновения. Отсюда – появление понятия «поколения прав человека». Права различают по поколениям: 1. Первым поколением признаются права, реализующие так называемую негативную свободу и обязывающие государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами. 2. Для реализации второго поколения прав (позитивных) требуется организационная, координирующая и иные формы деятельности государства по их обеспечению. 3. В период после 2-й мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека – коллективных прав, т.е. прав каких-либо общностей людей (народов, детей, женщин и т.п.). 4. В последнее время некоторые ученые заговорили о возникновении четвертого поколения прав человека, т.е. прав всего человечества (право на мир, экологические, информационные права, право на ядерную безопасность и т.д.). 22 ноября 1991 г. Верховным Советов РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина – первый нормативный акт нашего государства, полностью соответствующий международным стандартам по правам человека. Конституция РФ 1993 г. также признала естественный характер прав человека и провозгласила их в числе основ конституционного строя. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание и умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст.55). Вторая глава, состоящая из 48 статей, представляет собой определенную систему, которая отражает специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. 1. Личные права и свободы. Особенности личных (гражданских) прав и свобод таковы: 1) они являются по своей природе правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства; 2) эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 3) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности и др. естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. В их перечень входят: право на жизнь (ст.20), права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.22-25); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27); свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28); свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29). 1) Политические прав и свободы. Политические прав и свободы в отличии от личных связаны с обладанием гражданством государства, что, тем не менее, не означает их вторичного характера. Они в силу своего характера не рассматриваются в качестве предоставленных государством. К политическим правам относятся: право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст.30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования (ст.31); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст.32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33) и т.д. 3. Социально-экономические и культурные права и свободы. Особую группу составляют социально-экономические и культурные права. Как отмечалось выше, они имеют иную структуру, нежели два предыдущие категории прав и свобод и реализуются по иному – не благодаря тому, что уважаются и защищаются, но потому, что требуют проведения разнообразных социальных программ. К социально-экономическим правам относятся: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34); право на социальное обеспечение (ст.39); право на жилище (ст.40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); право на благоприятную окружающую среду (ст.42); право на образование (ст.43).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |