Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Правовое воспитание.




Правовое воспитание — это систематический и целенаправленный про­цесс воздействия на сознание, психологию человека всех форм правовой дея­тельности с целью формирования в его правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, привычек, правомерного поведения.

Правовое воспитание выполняет две основные функции: передача воспи­тываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы право­вых знаний, навыков и умений и формирование правовых идей, чувств, убежде­ний в правосознании указанных субъектов.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знани­ям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Основное направление правового воспитания, заключается в формировании высокого уровня правосознания граждан, ориентиро­ванного на повышение их социально-правовой активности, что включает в себя:

- знание системы основных правовых предписаний, их правильное понима­ние и уяснение их содержания и значения;

- внутреннее уважение к праву, законам страны, законности и правопорядку;

- умение на практике применять правовые знания, согласовывать повсед­невное поведение с полученными правовыми знаниями;

- привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

- духовный правовой иммунитет (неприятие) к совершению любых право­нарушений.

Процесс воспитания должен обеспечить переход правовых знаний в право­вые убеждения воспитуемого.

Посредством процесса правового воспитания и через него в правосознание граждан вносятся идеи, имеющие государственно-властный характер. Поэтому особенности правовоспитательного процесса таковы:

1) его исходной базой выступает система общеобязательных правовых норм;

2) до сведения воспитываемых доводятся, внедряются в правосознание ус­тановленные государством правовые предписания, дозволения, запреты;

3) процесс опирается на гарантированную возможность при необходимос­ти применить принудительную силу государства в виде юридической ответствен­ности правонарушителей;

4) его воздействием охватываются не только законопослушные граждане, но и лица, склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их, в связи, с чем решаются и задачи непосредственного пресечения и предупреж­дения правонарушений;

5) осуществляется он в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических правовых средств и методов;

6) осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образова­ние или специальную юридическую подготовку.

Процесс воспитания должен, прежде всего, обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитываемых. А структура вырабатываемого правового убеждения включает в себя не только знание правовых норм, не толь­ко уверенность в истинности этих знаний, но и постоянную готовность дей­ствовать, руководствуясь ими.

Функционирование правовоспитательного процесса во многом определя­ется условиями, в которых он протекает.

К позитивным условиям относятся как обстоятельства социального харак­тера (успехи в области реальной демократизации государства, правотворческой правоприменительной деятельности и т.д.), так и обстоятельства личностно-индивидуального плана (высокий уровень гражданской зрелости человека, его политическая и правовая активность),

К негативным условиям также относятся как обстоятельства социального ха­рактера (ошибки и упущения правотворческой и правоприменительной деятель­ности, несовершенство правовоспитательных форм и средств, случаи неподготов­ленности воспитателей и т.д.), так и личностно-индивидуальные (распространен­ный среди населения правовой нигилизм, высокая терпимость правосознания боль­шинства граждан к различным антисоциальным проявлениям и т.д.).

Чтобы избежать серьезных ошибок в правовом воспитании граждан, важно учитывать все эти условия.

Система правового воспитания.

В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты (орга­ны, организации, специально уполномоченные государством лица), объекты (воспитываемые отдельные граждане или группы населения), совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах, с использованием специальных правовых средств и методов.

Таким образом, система правового воспитания — это совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию.

От системы следует отличать механизм правового воспитания как внутрен­нее устройство правовоспитательного процесса, механику перевода идей, со­держащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитываемых (индивидов, общественных групп).

Звенья механизма правового воспитания будут выглядеть так: 1) обществен­ное правосознание; 2) система норм права; 3) формы и средства правового вос­питания; 4) правосознание воспитываемых, которое необходимо обогатить иде­ями, содержащимися в общественном правосознании.

Взятая в системе, совокупность всех элементов придает правовоспитательному механизму стабильный и в то же время динамичный характер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.