КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Москва 2009 г
Ю.Л. Солодовников
Гигиена и Экология человека
(цикл лекций)
Учебное пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся в медицинских училищах и колледжах
АВТОР: СОЛОДОВНИКОВ ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ много лет работал врачом-эпидемиологом на всех уровнях санитарно-эпидемиологической службы и старшим научным сотрудником в институтах эпидемиологического профиля, кандидат медицинских наук, преподаватель дисциплины «Гигиена и экология человека» Московского медицинского колледжа имени Клары Цеткин. В рекомендуемой книге использован как собственный опыт автора, так и материалы различных литературных источников, изложенных в рамках требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» и Примерной интегрированной программой блока дисциплин для всех специальностей средних медицинских и фармацевтических учебных заведений по дисциплине «Гигиена и экология человека», утвержденной Министерством здравоохранения РФ, 2001 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии могут оказать действенную помощь в процессе лечения, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний, а знание гигиены поможет ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков, умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других на сохранение и укрепление здоровья. В предлагаемом учебном пособии последовательно и доступно излагаются основные вопросы экологии человека и гигиенических знаний в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме. Методологической основой подготовки пособия послужила Примерная программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека», разработанная в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования для специальности 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело» и 060109 «Сестринское дело» и одобренная Московской городской предметной комиссией по гигиене и экологии человека (2002 г.). Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для указанных специальностей, с учетом собственного опыта работы и преподавания гигиены, научных достижений в области гигиены, новых нормативных документов (законы РФ, СанПиН, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, методических указаний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения и др.). В соответствии с Государственным образовательным стандартом, рассчитанным на 40 часов теоретических аудиторных занятий, в пособие включено 20 лекционных тем по гигиене и экологии человека. Тематика лекций объединена в 7 разделов. В 1 разделе излагаются основы общей экологии и в частности экологии человека, как места его обитания, дыхания, питания, водопотребления и др. Иллюстрируются экологические факторы и их воздействие на здоровье человека. В отличие от экологии гигиена изучает действие этих факторов на здоровье и разрабатывает рекомендации по оздоровлению условий жизни и профилактике заболеваний. Вопросами практического претворения в жизнь гигиенических норм и правил занимается санитария, которая определяет уровень санитарной культуры человека. Второй раздел посвящен экологической характеристике воздуха и его гигиеническому значению. Уделено внимание проблемам нарастающего загрязнения атмосферы. Иллюстрируется экологическое значение воды для человека, в частности отдельных водоисточников и их гигиеническая характеристика. Раскрывается важное значение почвы для здоровья человека с экологических и гигиенических позиций, действующей через пищевую цепочку. Особое внимание проблемам питания уделено в 3 главе. Анализируются особенности современного питания в условиях гиподинамии, структура рационального питания, механизмы возникновения и особенности пищевых отравлений. Учитывая высокую интенсификацию труда в современных лечебно-профилактических учреждениях, средние медицинские работники должны хорошо знать положения охраны труда, влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека, гигиенические требования к рациональному труду и отдыху. Этим вопросам посвящена 4 глава. Экологические и гигиенические особенности проживания в современных городах и жилищах, их роль в возникновении патологии, особенно у детей, анализируются в 5 главе. Тут же отмечаются гигиенические проблемы лечебно-профилактических учреждений. Актуальнейшей проблеме государства и здравоохранения – формированию здорового образа жизни посвящена 6 глава. Изучаются компоненты здорового образа жизни, методы, формы и средства их гигиенического воспитания. В 7 разделе рассматриваются анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, методы оптимизации режима дня детей различного возраста. Достаточно уделяется внимания гигиеническим требованиям к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных и учебных заведений. Каждая тема содержит перечень контрольных тестовых вопросов по уточнению уровня восприятия студентами материала. В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам гигиены в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки. . При составлении сборника широко использовались публикации в научно-практическом журнале «Гигиена и Санитария», «Медицинской газете и другой периодике, в частности по г. Москве, что особенно ценно для доказательности теоретического материала, приближения его к практическим задачам, а также для оперативного доведения последних научно-практических данных как до преподавателей, так и до студентов. При переиздании сборника предполагается регулярно пополнять его новыми научными и практическими изменениями, происходящими в научных исследованиях по гигиене и экологии человека. Учебное пособие рассчитано для преподавателей дисциплины «Гигиена и экология человека» и студентов средних медицинских заведений по специальностям 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело и 060109 Сестринское дело. Предполагается, что преподаватель самостоятельно будет определять объем учебного материала, излагаемого во время теоретического занятия, взяв за основу лекционный материал данного сборника. В то же время материал, не включенный в содержание занятия, можно предложить студентам как основу для внеаудиторной самостоятельной работы, для которой рационально использовать дополнительную литературу из прилагаемого списка.
Раздел 1. ПРЕДМЕТ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА Тема № 1: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |