КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 7. Национальный банк
Цели, задачи и функции центрального банка. Национальный банк Республики Беларусь Понятие и виды банковских систем. Банковская система Республики Беларусь Понятие современной кредитной системы Регулирование деятельности коммерческих банков со стороны центрального банка Коммерческий банк как субъект экономики. Особенности его деятельности. Инструменты денежно-кредитной политики центрального банка Цели, задачи и функции центрального банка. Национальный банк Республики Беларусь Понятие и виды банковских систем. Банковская система Республики Беларусь Понятие современной кредитной системы ТЕМА 4 Кредитная система, ее структура
Современная кредитная система является основным элементом рынка ссудных капиталов. Она состоит из следующих уровней: 1. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки. 2. Банковский сектор, который включает коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные, ипотечные, специализированные торговые банки и банкирские дома. 3. Страховой сектор - включает страховые компании и пенсионные фонды. 4. Специальные небанковские кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, трастовые компании и др. Такая структура является типичной для большинства промышленно развитых стран. Её обычно называют 3-х или 4-х ярусной, если последние два объединены в один. Наиболее развитая кредитная система в США. В странах Западной Европы наибольшее развитие получили банковский и страховой сектора. В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Для Франции характерно разделение банковского сектора на депозитные и деловые банки, которые исполняют роль инвестиционных банков. В Японии развит банковский сектор, который базируется на коммерческих и сберегательных банках. Активно функционируют также инвестиционные банки. Кредитная система развивающихся стран, в том числе большинство стран постсоветского пространства, развита недостаточно и представлена в основном 2-мя уровнями: Центральным банком и системой коммерческих банков.
В широком смысле банковская система рассматривается как совокупность функционирующих в данной стране кредитных, расчетных и других отношений, а также форм и видов кредитования, в которых участвуют банки. Но чаще используется более узкое понимание: банковская система трактуется с институциональной точки зрения – как совокупность банков (или кредитных организаций) государства в их взаимосвязи в определенный исторический период. При этом одни авторы включают в состав банковской системы только банки, другие – банки и небанковские кредитные организации, поскольку последние осуществляют те или иные виды банковской деятельности. Представляется, что в последнем случае смешиваются понятия банковской и кредитной систем. Кредитная система включает все кредитные организации страны и является более широким понятием, чем банковская система. В одну кредитную систему банки и небанковские кредитные организации объединяются вследствие того, что все они в той или иной степени выполняют посреднические функции в денежно-кредитной сфере: аккумулируют временно свободные денежные средства одних субъектов экономики и перераспределяют их во временное пользование другим путем проведения операций рыночного характера (на основе купли-продажи). Однако небанковские кредитные организации в отличие от банков не имеют права выполнять всю совокупность банковских операций и специализируются на выполнении отдельных их видов, не имея статуса банка. В Банковском кодексе Республики Беларусь отсутствует четкое определение банковской системы, она рассматривается как составная часть финансово-кредитной системы страны. Последняя помимо банков включает в себя небанковские кредитно-финансовые организации.
Статья 5. Финансово-кредитная система Республики Беларусь Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Финансово-кредитная система Республики Беларусь кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации.
Таким образом, можно дать следующее определение. Банковская система – это организованная совокупность банков страны, функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Важная макроэкономическая роль банковской системы заключается в том, что она: - предоставляет общественному хозяйству расчетно-платежные средства в объеме, необходимом для обслуживания экономических и социальных процессов; - обеспечивает взаимосвязь экономических субъектов в процессе воспроизводства и его непрерывное функционирование посредством проведения расчетных, кредитных и других банковских операций; - аккумулирует свободные денежные средства юридических, физических лиц и государства для инвестирования в развитие экономики; - воздействует на величину и направление денежных потоков в стране в соответствии с тенденциями и целями развития общественного хозяйства. Значение банковской системы проявляется также в том, что ее устойчивость оказывает существенное влияние на эффективность экономики страны, темпы экономического роста. В экономической литературе обычно выделяют следующие виды банковской системы (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1 – Виды банковской системы
Централизованная банковская система существовала в условиях командно-административной экономики. Ее характерной чертой являлась государственная монополия на банковское дело: государство выступало собственником банков и отвечало по их обязательствам, планировало и жестко регулировало их деятельность. Рыночная банковская система основана на различных формах собственности на банки. Для нее характерна децентрализованная система управления и разграничение ответственности между банками и государством по их обязательствам. Функционирует множество банков, различающихся организационной формой, спецификой операций и т.д. За банковской деятельностью осуществляется надзор, ее регулирование происходит преимущественно экономическими методами. Банки проводят свои операции на рыночной основе (в целях получения прибыли), конкурируя друг с другом за клиентов и позиции на финансовых рынках. Одноуровневая банковская система функционирует, если входящие в нее банки находятся на одной иерархической ступени, между ними не существует разделения функций и отношений соподчинения, а взаимодействие осуществляется на основе только горизонтальных связей. Такая система была характерна, например, для исторического этапа развития, когда в странах действовали только коммерческие банки, которые выполняли все банковские функции, включая эмиссионную. К одноуровневой банковской системе относят также централизованную банковскую систему, функционировавшую в командно-административной экономике — здесь действовал практически один банк-монополист, выполнявший функции центрального банка и расчетно-кредитное обслуживание экономических субъектов через свою филиальную сеть. Двухуровневая банковская система существует в настоящее время в большинстве стран мира. Она включает центральный банк, который образует первый, верхний уровень системы, и коммерческие (деловые) банки, составляющие второй, нижний уровень Взаимоотношения между банками разных уровней организованы по вертикали. Хотя банки второго уровня юридически не подчинены центральному банку, он законодательно наделен полномочиями по контролю и надзору за их деятельностью, ее регулированию. В связи с этим отношения между центральным и другими банками строятся не только на договорных началах, но и административно-властных. Между банками второго уровня (коммерческими банками) взаимодействие осуществляется по горизонтали – на основе равноправного партнерства и конкуренции. Отношения между ними носят исключительно договорной характер, а взаимосвязь осуществляется в процессе координации деятельности. Банки этого уровня равны перед законом и должны иметь равные конкурентные возможности.
Во всех странах, имеющих банковские системы, центральные банки имеют ряд общих черт, характеризующих их статус как главного банка страны. Во-первых, центральный банк – это эмиссионный центр, осуществляющий выпуск в обращение банкнот и регулирующий безналичную эмиссию денежных обязательств коммерческих банков. Во-вторых, центральный банк – это единственный банк, обладающий абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты (так как являясь эмиссионным центром, он не может стать банкротом по обязательствам в национальных деньгах). Это позволяет центральному банку выступать в роли «кредитора последней инстанции» для коммерческих банков (т.е. предоставляя кредиты, не допускать их банкротства). В-третьих, центральный банк представляет общегосударственные интересы, заключающиеся в обеспечении стабильности денежного оборота, надежности и устойчивости национальных денег. В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является основной целью деятельности центрального банка. Помимо этого центральные банки, как правило, выступают в роли банкира и финансового агента правительства: размещают на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчеты по поручению правительства, кредитуют государственные программы, размещают государственные облигационные займы и др. Таким образом, в современной экономике центральные банки наделены основными полномочиями по регулированию деятельности коммерческих банков и денежно-кредитной сферы в целом. Среди всего многообразия функций, выполняемых центральным банком, выделяют основные, направленные на достижение целей деятельности центрального банка, и дополнительные, способствующие этому процессу. Основные функции, характерные для центрального банка как основного звена двухуровневой банковской системы, как правило, делят на регулирующие, обслуживающие и контрольные. К регулирующим относят: - реализацию денежно-кредитной политики; - монопольную эмиссию банкнот; - регулирование безналичной эмиссии коммерческих банков; - управление совокупным денежным оборотом в рамках реализации текущей и долгосрочной денежно-кредитной политики; - валютное регулирование, управление золотовалютными резервами. К обслуживающим функциям относят: - выполнение роли финансового агента правительства (т.е. размещение государственного долга на наиболее выгодных условиях, расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджета, консультирование правительства по банковским вопросам и др.); - организацию расчетно-платежных отношений коммерческих банков, выполнение функций «банка банков» и «кредитора последней инстанции». Контрольные функции включают: - контроль за деятельностью кредитно-банковской системы (пруденциальный надзор); - осуществление валютного контроля. Дополнительные функции, способствуя реализации основных целей центрального банка, также являются важнейшей составляющей его деятельности. К ним относят функции проведения аналитических и статистических исследований, изготовление банкнот, поддержание корреспондентских отношений с международными финансово-кредитными организациями, а также другие функции, необходимые для успешного достижения целей деятельности центрального банка. Основной регулирующей функцией центрального банка является разработка и реализация денежно-кредитной политики. Осуществление данной функции включает: - определение направлений развития денежно-кредитной сферы, способствующих достижению устойчивых темпов экономического роста в стране; - выбор системы методов и инструментов денежно-кредитной политики; - проведение аналитических и статистических исследований по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования и т.д. Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Национальный банк – центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Основными целями деятельности Национального банка являются: - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; - развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; - обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Национальный банк выполняет следующие функции: - разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь; - осуществляет эмиссию денег; - регулирует денежное обращение; - регулирует кредитные отношения; - организует функционирование платежной системы Республики Беларусь; - является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование; - осуществляет валютное регулирование; - организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь; - выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; - осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка; - выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам; - дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; - осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; - осуществляет лицензирование банковской деятельности; - регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней; - устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций; - устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля; - согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; - регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; - устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка; - осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; - устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь и другие функции. Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |