Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема . Социальное обеспечение




Читайте также:
  1. I. Сущность и социальное назначение государства.
  2. Бездомность – это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование.
  3. Бюрократия как социальное явление
  4. Введение. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации
  5. Введение. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации
  6. Внутримашинное информационное обеспечение. Базы данных и их применение для решения экономических задач
  7. Информационное обеспечение.
  8. Командно административное обеспечение.
  9. Косвенное экономическое обеспечение.
  10. Лекция 9. Социальные изменения и социальное развитие
  11. Лекция №5. Демократизация общественных отношений и социальное законодательство
  12. Методы и формы научного познания. Социальное познание.

1. Экономические основы и принципы социального обеспечения.

Социальное обеспечение – это один из способов распределения части ВВП путём предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников в объёме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. В ст.39 говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Социальное финансирование может быть осуществлено 2 способами:

v За счёт общих налоговых поступлений;

v За счёт целевых налогов, то есть социальных взносов на социальное страхование.

Расширение системы социальной защиты осуществляется в трёх направлениях:

§ Расширение социальной сферы;

§ Расширение состава социально защищённых групп;

§ Увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

Характеристика принципов социального обеспечения:

1. Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при наступлении определённых обстоятельств получить установленные социальные выплаты и услуги. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ.

2. Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, при наступлении которых предоставляется обеспечение в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат и т.п.

3. Принцип социального обеспечения за счёт уплаты страховых взносов, зачисляемых в государственные ВБФ, за счёт государственного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов.

4. Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по РФ, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и др.выплат.

5. Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплаты по государственному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии) исчисляются исходя из заработка работника, его трудового стажа, условий труда.



 

2. Понятие, принципы и роль социального страхования.

Международная Ассоциация Социального Обеспечения выделяет в качестве одной из форм системы социального обеспечения социальное страхование.

Государственное социальное страхование – это объективная необходимость. К задачам социального страхования относятся:

· Формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе;

· Сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

В процессе модернизации всей финансовой системы РФ из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено 3 фондами:

1. ПФ

2. ФОМС

3. ФСС

Обязательное социальное страхование построено на следующих принципах:

1. устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

2. всеобщий обязательный характер соц.обеспечения; доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств независимо от финансового положения страховщика;

4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов;

6. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

7. обеспечение надзора и общественного контроля;

8. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

В качестве страхователей выступают организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с ФЗ уплачивать страховые взносы. Также это органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

Ø необходимость получения медицинской помощи;

Ø временная нетрудоспособность;

Ø трудовое увечье и профессиональное заболевание;

Ø материнство;

Ø инвалидность;

Ø наступление старости;

Ø потеря кормильца;

Ø признание безработным;

Ø смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

3. Система социального страхования в РФ.

Материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван способствовать ФСС РФ. Он действует в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 года № 822 и Положением о Фонде социального страхования, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года №101.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.

Задачи Фонда:

1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им 1,5 лет, а также социального пособия на погребение, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3. осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

4. разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное соц.страхование;

5. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам соц.страхования;

6. сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам соц.страхования.

Средства ФСС образуются за счёт:

§ страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях;

§ доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ц/б и банковские вклады;

§ добровольных взносов граждан и юридических лиц;

§ ассигнований из федерального бюджета;

§ прочих поступлений.

Средства ФСС направляются на:

§ выплату пособий, предусмотренных законодательством;

§ оплату путёвок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;

§ частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

§ частичная оплата путёвок в детские загородные оздоровительные лагеря;

§ частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

§ оплата проезда к месту лечения и обратно;

§ создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

§ обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата ФСС;

§ проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда и прочие затраты.

В расходах бюджета ФСС наибольший удельный вес имеют выплаты пособий.

С 2000 года вступил в силу ФЗ от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Страховые тарифы установлены в нём по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахованного по его медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

4. Система пенсионного обеспечения в РФ.

Одна из фундаментальных проблем современной пенсионной системы в РФ связана с низким соотношением численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Так как число пенсионеров повышается, а численность работающих в народном хозяйстве снижается, то возрастает нагрузка на покрытие расходов по социальному обеспечению.

Пенсия по действующему законодательству – ежемесячный платёж в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, назначаемый лицу пожизненно или на длительный срок в установленных законодательством случаях.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются на:

¨ пенсии по старости;

¨ пенсии за выслугу лет;

¨ пенсии по инвалидности;

¨ пенсии по случаю потери кормильца;

¨ социальные пенсии.

Пенсии по старости – ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда РФ, назначаемые пожизненно в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, лицам, которые занимались установленный срок общественно-полезной деятельностью и достигли установленного законом возраста.

Право на пенсию по старости возникает как правило, у мужчин по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, у женщин – по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет.

Под пенсией за выслугу лет понимается ежемесячная выплата, устанавливаемая гражданину в связи с длительной, определённой законом работой или профессиональной деятельностью, и назначаемая, как правило, независимо от возраста получателя при оставлении этой работы или завершении этой деятельности.

Пенсии по инвалидности являются ежемесячными денежными выплатами, назначаемыми гражданам, которые имеют стойкое нарушение функций организма, как при наличии у них необходимого трудового (страхового) стажа, так и без него.

Пенсии по случаю потери кормильца – ежемесячные выплаты из ПФ РФ, а также федерального бюджета, назначаемые в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находящимся на иждивении умершего.

Социальные пенсии – это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая от их трудового стажа, уплаты страховых взносов, выплачиваемая при достижении установленного возраста. (выплачиваются некоторым категориям граждан).

Пенсионный фонд РФ.

ПФ РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Он выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности.

Денежные средства ПФ РФ складываются из:

- страховых взносов работодателей и работающих. Страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.

- Средства федерального бюджета;

- Средства ФСС РФ;

- Пени и финансовые санкции;

- добровольных взносов юридических и физ.лиц.

Средства ПФ направляются на:

v выплату государственных пенсий;

v компенсации пенсионерам;

v материальная помощь престарелым и инвалидам;

v одиноким матерям;

v выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше 1,5 лет до 6 лет;

v пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

v финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;

v другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФ РФ;

v различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.

Программа пенсионной реформы РФ, утверждённая в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от распределительной к накопительной системе, основанной на выплате пенсии из накопленного в этих целях денежного фонда. Суть её состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взнос в пенсионные фонды, средства которых длительное время используются для инвестирования в экономику, а после выхода на пенсию работника они идут на его пенсионное обеспечение.

Негосударственная пенсионная система в РФ.

Формой дополнительного социального обеспечения пожилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию стал Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Затем был принят Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Закон установил, что НПФ являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительный вид деятельности которой - негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с его вкладчиками в пользу участников фонда. При создании таких фондов происходит соединение банковской, страховой и инвестиционной деятельности.

В настоящее время действуют более 300 НПФ, число застрахованных лиц составляет более 5 млн человек, а полмиллиона граждан уже получают дополнительную негосударственную пенсию.

5. Система медицинского страхования в РФ.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.

Система медицинского страхования функционирует на двух уровнях:

1. Федеральный ФОМС. К его функциям относят:

· Осуществление выравнивания условий деятельности ТФОМС-ов;

· Проведение финансирования целевых программ обязательного мед.страхования;

· Утверждение Типовых правил обязательного мед.страхования граждан;

· Разработка соответствующих нормативно-методических документов;

· Организация подготовки специалистов для системы обязательного мед.страхования;

· Прочие мероприятия.

Его финансовые средства образуются за счёт:

· Части страховых взносов;

· Взносов ТФОМС на реализацию совместных программ;

· Ассигнований из федерального бюджета;

· Добровольных взносов юридических и физических лиц;

· Доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;

· Нормированного страхового запаса финансовых средств Федерального фонда.

1. Территориальный ФОМС. Он:

· Аккумулирует финансовые средства;

· Осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии;

· Выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

· Предоставляет кредиты (на льготных условиях) страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

· Разрабатывает правила обязательного медицинского страхования на соответствующей территории;

· Совместно с органами Государственной налоговой службы РФ осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в ТФОМС страховых взносов;

· Осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное мед.страхование;

· Организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ТФОМС;

· Вносит предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

· Проводит разъяснительную работу и другое.

Финансовые средства ТФ образуются за счёт:

· Части страховых взносов;

· Доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса ТФ;

· Финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юр. и физ. лиц;

· Добровольных взносов юридических и физических лиц.

Средства Ф и ТФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Сущность и социальное назначение государства.
  2. Бездомность – это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование.
  3. Бюрократия как социальное явление
  4. Введение. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации
  5. Введение. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации
  6. Внутримашинное информационное обеспечение. Базы данных и их применение для решения экономических задач
  7. Информационное обеспечение.
  8. Командно административное обеспечение.
  9. Косвенное экономическое обеспечение.
  10. Лекция 9. Социальные изменения и социальное развитие
  11. Лекция №5. Демократизация общественных отношений и социальное законодательство
  12. Методы и формы научного познания. Социальное познание.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.01 сек.