Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода - состояние беспрепятственного развития человека, его сущностных сил




Пантеизм - учение, обожествляющее мир.

Гуманизм - воззрение «личность самоценна, человек вправе свободно развиваться и проявлять свои способности».

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Фома (Томас) Аквинский (1225 – 1274 н.э.).

Аквинат разграничивает область философии (науки) и теологии (религии): предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Но с другой стороны у них общий объект – Бог. В тоже время философия ниже теологии и является ее служанкой.

О бытии. Исходя во многом из учения Аристотеля, Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как "чистую форму", "чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Согласно Аквинату, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, "чистая потенциальность. Слияние первопринципа формы и материи рождает, по Аквинату, мир индивидуальных явлений. Иисус Христос - был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу.

Аквинский занимал позицию умеренного реализма. Он считал, что универсалии (общие понятия) существуют трояко: в божественном уме до вещей, в вещах, как их сущность, в нашем уме – в виде понятия о вещах. В 1878 году учение Ф.Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

Догматы христианского вероучения определили принципы средневекового философского мышления:

Теоцентризм (от греческого theos Бог, лат. centrum средоточие) – все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

Креационизм (лат. creatio творение) – идея творения сотворения мира Богом.
Провиденциализм (лат. providentia провидения) – ход исторических событий объяснялся не их внутренними закономерностями, а волей божественного провидение.

Эсхатологизм (греч. eschatos последний, logos учение) – религиозное учение о конце истории, о конечной судьбе мира и человека.

Традиционализм, ретроспективность, т.е. обращенность в прошлое.

Ключевые понятия:

Антропоцентризм - философское воззрение «человек есть центр и высшая цель мироздания».

Гилозоизм - воззрение «материя (природа) одушевлена».

Светской формой выражения нового мировоззрения является гуманизм. Идеалом этого мировоззрения выступает человек в его земном предназначении. Человек - центр бытия. Отношения человека с природой и Богом рассматриваются в рамках пантеистического понимания мира. Эпоха Возрождения не приемлет авторитеты схоластической философии. Старый идеал презрения к земному миру уступил место идеалу земного человека. Усилиями мыслителей этой эпохи были подготовлены теоретические предпосылки капиталистического способа производства. В эволюции философской мысли эпохи Возрождения типологически выделяются гуманистический, неоплатонический и натурфилософский периоды.

Человеческое - это лишь возможность, заложенная в человеке Богом, осуществление которой требует существенных культурных и творческих усилий. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до Бога, а творческая деятельность, являющаяся продолжением и завершением божественного творения, обеспечивает предпосылки обожествления человека. Мир и человек - творение Бога. Предназначение человека заключается в активном наслаждении миром, которое возможно только в творческой жизнедеятельности. Этика гуманизма противостоит средневековой этике аскетизма и пассивности. Философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека и поставила онтологическую проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного. В центре философии Возрождения – человеческая личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.